Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей


О налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей

     
     Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы I ранга
     

     Допускается ли ведение книги учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя в электронном виде?

     
     Установленный в соответствии с п. 65 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" порядок ведения учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей предполагает ведение такого учета на бумажных носителях, то есть в тетради, блокноте и т.п., и не предусматривает возможности ведения книги учета доходов и расходов предпринимателя в электронном виде.
     
     Однако за последние годы появилась многочисленная категория предпринимателей, которая по уровню торговых оборотов и документооборота не уступает, а, зачастую, превосходит юридические лица, и для которой ведение книги учета доходов и расходов предпринимателя на бумажных носителях создает существенные неудобства, требует больших затрат времени и повышает вероятность возникновения ошибок в учете.
     
     Учитывая, что компьютерная техника широко используется не только организациями, для которых предусмотрена возможность ведения бухгалтерского учета в электронном виде, но и физическими лицами, следует, по нашему мнению, по письменному заявлению индивидуального предпринимателя и согласованию с налоговым органом, где налогоплательщик стоит на налоговом учете, разрешить при подаче декларации о доходах за 2000 год прилагать вместе с книгой учета доходов и расходов распечатанные с компьютера формы учета, если их структура соответствует самой форме книги учета, содержит все необходимые для расчета налогооблагаемой базы показатели, а итоговые данные в этих формах совпадают с итоговыми суммами, занесенными помесячно в книгу учета.
     
     Во избежание несанкционированных исправлений в представленных формах целесообразно предложить налогоплательщику пронумеровать и прошнуровать эти формы, а налоговому органу заверить их печатью в качестве приложения к книге учета доходов и расходов предпринимателя.
     
     В настоящее время МНС России совместно с Минфином России разработан Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, а также примерная форма книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя, которые находятся на регистрации в Минюсте России.
     
     Указанный порядок предусматривает возможность ведения книги учета в электронном виде и выведения ее на бумажные носители по окончании налогового периода. Для этого предпринимателю следует обратиться с письменным заявлением в налоговый орган по месту учета и согласовать форму ведения книги учета в электронном виде.
     

     Правомерно ли предоставление профессионального налогового вычета в размере 20 % общей суммы доходов, полученной индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, в случаях, если в свидетельстве о государственной регистрации предпринимателя указан такой вид деятельности, как "оказание услуг в качестве продавца" или "торгово-закупочная деятельность с оказанием услуг продавца"?

     
     Статьей 221 НК РФ предусмотрено, что, если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 % от общей суммы доходов, полученной от такой деятельности.
     
     Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей.
     
     При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.
     
     Однако необходимо обратить внимание на то, что применение этой нормы правомерно только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые являются таковыми по существу, то есть деятельность которых отвечает определению, данному в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     К сожалению, налоговые органы сталкиваются в настоящее время с ситуацией, когда физические лица, фактически работающие у индивидуального предпринимателя по найму, то есть выполняющие конкретные определенные договором обязанности за установленное вознаграждение, оказываются сами зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
     
     При этом бывают случаи, когда в свидетельстве о государственной регистрации указаны виды деятельности, совпадающие с видами деятельности самого индивидуального предпринимателя, являющегося работодателем, а также когда в свидетельстве указан такой вид деятельности, как "оказание услуг в качестве продавца".
     
     И в том, и в другом случаях указанные физические лица самостоятельной деятельности как таковой не осуществляют, следовательно, их регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей является, по сути, искусственной, так как противоречит самому определению предпринимательской деятельности, а доходы, получаемые ими от работодателя, являются формой оплаты труда, а не доходами от предпринимательской деятельности.
     
     Следовательно, предоставление профессионального налогового вычета в размере 20 % общей суммы доходов, полученной индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, в вышеописанных случаях неправомерно.
     
     Учитывая, что такой вид экономической деятельности, как "оказание услуг в качестве продавца" в Общесоюзном классификаторе "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденном 01.01.1976 (в ред. от 15.02.2000), отсутствует, налоговым органам следует в таких случаях обратиться в регистрационную палату с предложением об аннулировании свидетельств на несуществующий вид экономической деятельности.
     

     Я не имею статуса индивидуального предпринимателя и как физическое лицо совершаю сделки купли-продажи акций на бирже через коммерческий банк, который является профессиональным участником рынка ценных бумаг. Прошу разъяснить: обязан ли банк удерживать налоги при выплате мне дохода от реализации принадлежащих мне ценных бумаг или обязан только подавать сведения о суммах выплаченного мне дохода в налоговый орган по месту своего учета и каким образом я могу воспользоваться своим правом на получение имущественного вычета при совершении этих операций?

     
     Для определения размера налога на доходы физических лиц необходимо определить налоговую базу. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, к которым относятся доходы от реализации ценных бумаг, полученные резидентами Российской Федерации, налоговая база в соответствии со ст. 210 НК РФ определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 НК РФ. Пунктом 2 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что при реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг право на получение имущественных налоговых вычетов предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, которым в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.
     
     Следовательно, определить налоговую базу может только налоговый орган, предоставляющий имущественный налоговый вычет.
     
     Организация-источник выплаты дохода (в данном случае - банк) согласно ст. 230 НК РФ представляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2000, рег. N 2479).
     
     В сведениях указывается общая сумма дохода от реализации ценных бумаг, полученного в налоговом периоде по совершенным операциям купли-продажи, без его уменьшения на совокупную сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов либо на сумму фиксированного вычета в пределах 125 000 руб.
     
     Определение налоговой базы и суммы налога с доходов физического лица, полученных от продажи ценных бумаг, с учетом предоставления имущественных вычетов, производится налоговым органом на основании налоговой декларации, представляемой в соответствии со ст. 229 НК РФ в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, и сведений о доходах, представляемых организациями-профессиональными участниками рынка ценных бумаг, совершавшими куплю-продажу ценных бумаг в интересах налогоплательщика.
     

     Должны ли представлять декларацию о доходах 2000 года индивидуальные предприниматели, уплачивавшие в течение 2000 года единый налог на вмененный доход и не получавшие иных доходов, подлежащих обложению подоходным налогом?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности, для которых установлен единый налог, не являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных от таких видов предпринимательской деятельности.
     
     Следовательно, такие доходы не включаются в совокупный налогооблагаемый доход предпринимателя и отражению в декларации о доходах не подлежат.
     
     Таким образом, в случае если предприниматель, уплачивающий единый налог в течение всего календарного отчетного года, не имел других доходов, с которых должен быть исчислен подоходный налог, он не обязан представлять в налоговые органы декларацию о совокупном годовом доходе.
     
     Если же предприниматель в течение календарного года был переведен с обычной либо упрощенной системы налогообложения на уплату единого налога на вмененный доход, то у него остается обязанность подачи декларации о доходах за период его деятельности, предшествующий переводу на уплату единого налога.
     
     При этом пунктом 2 ст. 4 вышеупомянутого Федерального закона предусмотрено, что формы отчетности по единому налогу для налогоплательщиков устанавливаются нормативными (правовыми) актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, в соответствующем законе субъекта Российской Федерации или инструкции по применению этого закона может быть установлена специальная форма декларации для предпринимателей, уплачивающих единый налог, а также порядок и сроки представления такой декларации.
     

     Где должно осуществляться налогообложение доходов предпринимателя без образования юридического лица, стоящего на налоговом учете по месту регистрации жительства в субъекте Российской Федерации, в котором он является плательщиком единого налога на вмененный доход, если предприниматель осуществлял свою деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, в которых единый налог на вмененный доход еще не уплачивается?

     
     Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 2001-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и о порядке их регистрации" государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту жительства этого лица.
     
     Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики-физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица.
     
     В случае если предприниматель, проживающий в одном регионе, осуществляет предпринимательскую деятельность только на территории другого региона, он обязан уведомить об этом налоговый орган по месту жительства, где он состоит на налоговом учете, для передачи в налоговый орган по месту осуществления деятельности учета сведений, а также для передачи функций контроля налоговому органу по месту его деятельности, где предприниматель будет уплачивать налоговые платежи и производить окончательный расчет по итогам своей деятельности на территории данного региона.
     
     Основанием для учета сведений по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя является заверенная копия заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства и сопроводительное письмо, полученные из налогового органа по месту его жительства. После постановки на налоговый учет по месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя перечисление налога с личного дохода и с сумм вознаграждений, выплаченных предпринимателем физическим лицам, производится налогоплательщиком в бюджет по месту осуществления деятельности.
     
     Если физические лица осуществляют предпринимательскую деятельность и стоят на налоговом учете в регионе, где вступил в силу Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", они обязаны представить по месту налогового учета расчет суммы единого налога, которая производится ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом и подлежит уплате в очередном налоговом периоде. Такой налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации его деятельности документ об уплате единого налога, после чего ему выдается свидетельство в срок не позднее трех дней со дня уплаты единого налога.
     
     Индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в регионах, в которых нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" введен в действие закон о едином налоге, но не стоящие в этом регионе на налоговом учете, не обязаны представлять расчет суммы единого налога, который в соответствии с п. 2 ст. 10 названного Федерального закона представляется только по месту налогового учета, то есть по месту жительства.
     
     Если же предпринимателем деятельность осуществляется в разных регионах, то исчисление налога должно производиться налоговой инспекцией по месту постоянного жительства налогоплательщика. Этот же порядок действует и в случае, если индивидуальный предприниматель стоит на налоговом учете по месту регистрации жительства в субъекте Российской Федерации, в котором он является плательщиком единого налога на вмененный доход.
     
     Таким образом, если налогоплательщик не обращался с заявлением в налоговый орган по месту жительства о передаче функций контроля органу по месту осуществления предпринимательской деятельности, где еще не введена уплата единого налога, он должен вести учет доходов и расходов и уплачивать единый налог на вмененный доход в налоговом органе по месту постоянного жительства.
     

     Организация, осуществляющая розничную торговлю через магазин, переведена на уплату единого налога на вмененный доход. Распространяется ли обязанность по уплате данного налога на отдел магазина по продаже потребительских товаров, принятых от населения по договорам комиссии?

     
     В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденным 01.01.1976 (в ред. от 15.02.2000), различные виды торговых предприятий, в том числе и те, которые осуществляют розничную торговлю потребительскими товарами на комиссионной основе, относятся к подотрасли "Розничная торговля" отрасли "Торговля и общественное питание".
     
     Следовательно, если на территории соответствующего субъекта Российской Федерации установлен и введен в действие единый налог и при этом розничная торговля относится к сферам, вошедшим в перечень, установленный нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, то все организации-юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, независимо от своей специализации подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
     

     Каков порядок налогообложения доходов главы КФХ по истечении 5 лет с года регистрации КФХ, когда происходит утрата права на льготу, предусмотренную подпунктом "ш" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц"?

     
     С введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлено право самостоятельно определять свой правовой статус.
     
     Статьей 23 ГК РФ, введенного в действие с 01.01.1995, предусмотрено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации (перерегистрации) КФХ.
     
     При этом регистрация КФХ осуществляется в преж-нем порядке в соответствии со ст. 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
     
     Этим же Законом устанавливается и статус членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а круг лиц, являющихся членами конкретного КФХ, определяется на основании постановления о регистрации данного хозяйства.
     
     В соответствии со ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, поэтому регистрация главы КФХ в качестве предпринимателя без образования юридического лица не означает изменения или утраты имущественных прав другими членами КФХ.
     
     Кроме того, глава КФХ не является работодателем по отношению к другим членам КФХ, в связи с чем возникает целый ряд сложностей при ведении учета и представлении отчетности, предусмотренной налоговым законодательством для налогоплательщиков-физических лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, поскольку в данном случае физическому лицу, по сути, невозможно отразить полученные им лично доходы и произведенные расходы, учитывая, что деятельность носит коллективный характер, и, следовательно, как полученные доходы, так и фактически произведенные расходы, являются результатом этой коллективной деятельности.
     
     По истечении пяти лет после регистрации КФХ налогообложение главы хозяйства производится в порядке, установленном для предпринимателей-физических лиц, но в декларации о доходах главе хозяйства следует отражать доходы, полученные хозяйством, и расходы, связанные с получением этих доходов и произведенные хозяйством в целом. Доходы членов КФХ будут учитываться в расходной части декларации главы хозяйства.
     
     Таким образом, для того чтобы у налогового органа была возможность правильно произвести расчет налогооблагаемого дохода главы КФХ, ему следует, как и раньше, представлять вместе с декларацией о доходах отчет по форме 5-КХ, где отражены результаты деятельности КФХ, а также учтены соответствующие хозяйственные операции, связанные с производством сельхозпродукции и касающиеся как оборотных, так и основных средств данного хозяйства. При этом в переходный период (то есть в год, в котором изменился статус КФХ) к учету правомерно принимать документы, как относящиеся к деятельности КФХ в качестве юридического лица, так и касающиеся его деятельности после утраты этого статуса.
     
     В п. 3.1 Приложения Е декларации о доходах за 2000 год предусмотрено отражение сумм, отчисленных в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) с совокупного дохода налогоплательщика, подавшего декларацию, то есть в данном случае платежи, произведенные из расчета 20,6 % от суммы личного дохода главы КФХ. При этом аналогичные платежи, произведенные из расчета 20,6 % от сумм доходов других членов КФХ, подлежат отражению в п. 2 Приложения В декларации.
     
     Таким образом, сложность заключается в выделении личного дохода главы КФХ для расчета сумм страховых платежей, подлежащих перечислению в ПФР и другие внебюджетные фонды.
     

     Индивидуальный предприниматель получает из-за границы товар на реализацию и производит расчет за товар по истечении трех месяцев в валюте. На какую дату следует определять курс доллара по отношению к рублю для целей учета расходов предпринимателя: на дату получения товара или на дату фактического расчета за товар?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 488 ГК РФ в случае, если договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, установленный договором. Договором может быть предусмотрена обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня передачи товара продавцом. При отпуске товара предпринимателю продавец должен выписать счета и накладные с указанием цен, действующих на момент передачи товара.
     
     Следовательно, для целей учета расходов по закупке товара курс доллара должен определяться на дату передачи товара предпринимателю. Если предприниматель в соответствии с договором купли-продажи уплачивает и проценты, то они также учитываются в составе расходов по закупке товара; при этом курс доллара определяется на дату уплаты процентов.