Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ


НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     1. Порядок применения НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ до 1 января 2001 года

     
     Одной из особенностей российского законодательства по НДС начиная с 1 января 1992 года был порядок применения этого налога в рамках территории государств-участников СНГ.

     
     Общепринятая в международной практике схема действия НДС при поставках товаров (работ, услуг) между государствами предполагает освобождение от этого налога товаров, экспортируемых в другие государства, с одновременным взиманием НДС при ввозе товаров на территорию этих государств. Однако данный порядок предусматривает обеспечение жесткого таможенного контроля при вывозе экспортируемых товаров для подтверждения льгот по налогообложению и при ввозе импортируемых товаров с целью взимания НДС таможенными органами.
     
     Традиционно сложившиеся экономические связи между бывшими Республиками СССР, отсутствие необходимого таможенного контроля не позволяли в период введения в действие НДС в России применять этот налог в торговых отношениях между государствами-участниками СНГ по принципу "страны назначения" без потерь для российского бюджета.
     
     В связи с этим пунктом 2 ст. 10 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" было определено, что применение НДС в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, устанавливается межгосударственными соглашениями о принципах взимания НДС при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств-сторон соглашения.
     
     В связи с отсутствием межгосударственных соглашений Российской Федерации с другими государствами-участниками СНГ о порядке взимания НДС и в соответствии с п. 17 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" территория стран СНГ в целях применения НДС рассматривалась как единая территория и расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществлялись по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.
     
     Кроме того, письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 14.04.1993 N 47; ВЗ-4-05/55н в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 29.01.1993 N 4407-1 "О применении Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" было установлено, что при расчетах российских предприятий, учреждений и организаций за реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ применяется ставка НДС в размере 20 % независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным видам товаров (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от его уплаты.
     
     При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории государств-участников СНГ, НДС российскими таможенными органами не взимался, а суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ по товарам (работам, услугам), используемым в производственных целях, на издержки производства и обращения не относились и должны были учитываться в порядке, установленном для отечественных товаров (работ, услуг), то есть зачитываться (возмещаться) при расчетах с бюджетом.
     
     Зачет (возмещение) сумм НДС, уплаченных хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, производился при условии, что указанные суммы налога выделены в расчетных документах отдельной строкой.
     
     Вышеизложенный порядок применения НДС действовал в отношении всех государств-участников СНГ до 31 декабря 2000 года, то есть до вступления в силу главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     

     2. Порядок применения НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ с 1 января 2001 года

     
     С 1 января 2001 года вопросы применения НДС в торговых отношениях Российской Федерации с другими государствами-участниками СНГ регулируются положениями части второй НК РФ и межправительственными соглашениями Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов, заключенными с рядом государств-участников СНГ.
     
     Так, пунктом 1 ст. 164 НК РФ, вступившего в силу с 1 января 2001 года, предусмотрено, что товары (за исключением нефти, включая стабилизированный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), помещаемые под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и предоставлении в налоговые органы соответствующих документов, облагаются НДС по ставке в размере 0 %.
     
     Вместе с тем в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) до 1 июля 2001 года в целях НДС реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, в настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) из Российской Федерации в государства-участники СНГ (с которыми отсутствуют межправительственные соглашения о принципах взимания косвенных налогов) расчеты осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС. При реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в их стоимость включаются соответствующие суммы акцизов, рассчитанные по ставкам в размерах, установленных законодательством Российской Федерации. При ввозе на территорию Российской Федерации товаров, происходящих и ввозимых с территории государств-участников СНГ (с которыми отсутствуют межправительственные соглашения о принципах взимания косвенных налогов), НДС российскими таможенными органами не взимается.
     
     Как и до 31 декабря 2000 года согласно действующему порядку применения НДС суммы налога, уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами обложения НДС, или для перепродажи на издержки производства и обращения не относятся и учитываются в порядке, установленном для отечественных товаров (работ, услуг), то есть принимаются к вычету.
     
     Однако следует иметь в виду, что на начало 2001 года в соответствии с внутренним налоговым законодательством на принцип взимания НДС по "стране назначения" в торговых отношениях с Российской Федерацией уже перешли Грузия, Республика Молдова и Украина, то есть расчеты за товары, реализуемые из данных государств в Российскую Федерацию, осуществляются по ценам без их увеличения на сумму НДС.
     
     В связи с этим первичные учетные документы, подтверждающие стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации из указанных государств, оформляются без выделения сумм НДС.
     
     Кроме того, положения ст. 13 Закона N 118-ФЗ предусматривают применение ставки НДС в размере 10 % (а не 20 %) при реализации в государства-участники СНГ (с которыми отсутствуют межправительственные соглашения о принципах взимания косвенных налогов) продовольственных товаров и товаров детского ассортимента, облагаемых при реализации на территории Российской Федерации по пониженной ставке НДС (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), а также применение освобождения от НДС при реализации товаров (работ, услуг), по которым установлены льготы (например лекарственные средства, товары медицинского назначения, средства массовой информации и другие).
     
     Следует обратить внимание на тот факт, что в отношении государств-участников СНГ согласно ст. 164 НК РФ после 1 июля 2001 года сохраняется действующий в настоящее время порядок применения НДС в отношении нефти, включая стабилизированный газовый конденсат, и природного газа, то есть стоимость этих товаров (с учетом акцизов) увеличивается на сумму НДС по ставке в размере 20 %.
     
     Применение ставки НДС в размере 0 % при реализации нефти и газа за пределы таможенной территории Российской Федерации не означает освобождение от налогообложения этих товаров, происходящих с территории государств-участников СНГ, при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим после 1 июля 2001 года при ввозе в Российскую Федерацию таких товаров, как нефть, газ, стабилизированный газовый конденсат, происходящих из государств-участников СНГ, в том числе государств-участников СНГ, с которыми Российской Федерацией заключены межправительственные соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, таможенными органами будет взиматься НДС по ставкам в размере, установленном законодательством Российской Федерации.
     

     3. Межправительственные соглашения Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле

     
     В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" особенности применения НДС в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-участниками СНГ могли устанавливаться межгосударственными соглашениями Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов.
     
     В 2000 году Российской Федерацией были начаты переговоры по заключению межправительственных соглашений о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле с рядом государств-участников СНГ.
     
     По результатам проведенных переговоров Российской Федерацией были подписаны межправительственные соглашения о принципах взимания косвенных налогов с Республикой Казахстан (9 октября 2000 года), Кыргызской Республикой (10 октября 2000 года), Республикой Армения (20 октября 2000 года) и Азербайджанской Республикой (29 ноября 2000 года).
     
     Основными положениями подписанных соглашений являются следующие:
     
     1) товары, помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории государства одной Стороны и ввозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами по нулевой ставке в соответствии с порядком, устанавливаемым законодательством Сторон.
     
     Данное правило не распространяется на природный газ и нефть, включая стабилизированный газовый конденсат;
     
     2) ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны товары, которые вывезены с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством;
     
     3) порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие такого протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством Сторон, за исключением услуг, связанных с транспортировкой и обслуживанием экспортируемых и транзитных товаров, а также услуг по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении. Перечисленные услуги облагаются НДС по нулевой ставке в государстве, налогоплательщики которого оказывают такие услуги при подтверждении факта их оказания в соответствии с порядками, устанавливаемыми Сторонами.
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 15 Федерального закона от 16.06.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" такие двусторонние соглашения подлежат ратификации и вступают в силу с даты, предусмотренной в ст. 9 Соглашений, независимо от даты (1 июля 2001 года), установленной ст. 13 Закона N 118-ФЗ.
     
     Так, ст. 9 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан предусмотрен срок вступления в силу данного Соглашения с 1 июля 2001 года (то есть с даты, предусмотренной Законом N 118-ФЗ).
     
     Вместе с тем в аналогичных статьях Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики, а также Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Армения срок вступления в силу Соглашений установлен с 1 января года, следующего за годом выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.
     
     27 декабря 2000 года в России подписаны Федеральные законы N 154-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", N 155-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" и N 156-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле".
     
     Учитывая, что Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения ратифицировано Национальным собранием Республики Армения 26 декабря 2000 года, а 30 декабря 2000 года в Кыргызской Республике подписан Федеральный закон о ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, то согласно положениям, предусмотренным ст. 9 указанных Соглашений, Соглашения вступили в силу с 1 января 2001 года (то есть с 1 января года, следующего за годом выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур).
     
     Таким образом, с 1 января 2001 года товары (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа), помещенные под таможенный режим экспорта, вывозимые с таможенной территории Российской Федерации и ввозимые на таможенную территорию Армении и Киргизии, облагаются НДС по нулевой ставке. Вместе с тем при ввозе товаров, вывезенных с таможенной территории указанных государств на таможенную территорию Российской Федерации, НДС взимается российскими таможенными органами.