Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогах на имущество физических лиц


О налогах на имущество физических лиц

     

1. Налог на имущество физических лиц

     
     Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы I ранга
     

     Предоставляется ли льгота по налогу на имущество физических лиц сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в связи с ее реформированием?

     
     Статьей 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ) предусмотрено, что военнослужащие освобождаются от налогов на имущество физических лиц.
     
     Круг лиц, относящихся к статусу военнослужащих, определен Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
     
     Согласно Закону РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 83-ФЗ) уголовно-исполнительная система Минюста России включает:
     
     1) учреждения, исполняющие наказания;
     
     2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России;
     
     3) центральный орган уголовно-исполнительной системы Минюста России.
     
     По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, учебные и иные учреждения.
     
     Все эти учреждения являются юридическими лицами, должностные лица которых имеют специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы и не являются военнослужащими.
     
     Следовательно, льгота, предусмотренная Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц", на указанные лица не распространяется.
     

     Предоставляются ли льготы сотрудникам органов налоговой полиции по налогу на имущество физических лиц?

     
     Согласно ст. 56 НК РФ льготы по налогам предоставляются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
     
     Пунктом 1 ст. 4 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что военнослужащие освобождаются от налогов на имущество.
     
     Круг лиц, относящихся к статусу военнослужащих, определен Законом РФ "О статусе военнослужащих".
     
     В соответствии с Законом РФ от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" сотрудниками налоговой полиции являются лица, занимающие должности в федеральных органах налоговой полиции.
     
     Поскольку сотрудники налоговой полиции к категории лиц, имеющих статус военнослужащих, не относятся, то на них льгота по налогам на имущество физических лиц не распространяется.
     

     Правомерно ли применение меры ответственности к физическим лицам в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ за несвоевременную уплату или неполную уплату гражданами налогов на имущество?

     
     По истечении установленных сроков уплаты налогов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается в соответствии со ст. 75 НК РФ с начислением пени в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
     
     Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором он извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в установленный налоговыми органами срок.
     
     Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата гражданами налогов на имущество физических лиц может квалифицироваться как другие неправомерные действия (бездействие), что влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
     
     Принудительное взыскание налога, пеней и налоговых санкций с физических лиц производится в судебном порядке.
     

     Физическое лицо имеет в собственности магазин общей площадью 500 кв.м, 400 кв.м из которых сдает в аренду, а на остальной - осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сфере розничной торговли. По доходам от предпринимательской деятельности он уплачивает единый налог на вмененный доход. Инвентаризационная стоимость всего магазина 5 млн руб. Каков порядок налогообложения данного магазина налогом на имущество?

     
     В соответствии со ст. 1 и 2 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица-собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
     
     Как следует из приведенной нормы Закона, исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налога на имущество связано исключительно с наличием у них права собственности на указанные выше объекты налогообложения и не зависит от статуса налогоплательщика и целей использования им этого имущества.
     
     Исходя из этого индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности имущество, признаваемое действующим законодательством объектами налогообложения, независимо от целей его использования являются плательщиками налогов на имущество физических лиц.
     
     В приведенном примере физическое лицо имеет в собственности магазин, часть которого использует для осуществления розничной торговли, и часть - сдает в аренду. По доходу от предпринимательской деятельности, связанной с осуществлением розничной торговли, он уплачивает единый налог на вмененный доход, а по доходу от сдачи части помещения в аренду - подоходный налог.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" индивидуальные предприниматели, перешедшие в установленном порядке на уплату единого налога на вмененный доход, освобождаются от уплаты большинства налогов и сборов, предусмотренных ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в том числе и налогов на имущество физических лиц.
     
     Учитывая, что единый налог на вмененный доход применяется только в отношении результатов отдельных видов предпринимательской деятельности и заменяет совокупность налогов и сборов, уплачиваемых предпринимателями в связи с осуществлением такой деятельности, освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты налогов на принадлежащее им на праве собственности имущество, используемое в целях, не связанных с осуществляемой деятельностью, является неправомерным и противоречащим общеустановленным принципам налогообложения.
     
     Исходя из вышеизложенного имущество индивидуального предпринимателя, не используемое при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей переводу на уплату единого налога на вмененный доход, подлежит налогообложению налогом на имущество в установленном порядке в соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".
     
     При этом общая сумма налога на имущество в соответствии со ст. 3 названного Закона определяется по ставке, установленной представительным органом местного самоуправления от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в собственности физического лица, и предъявляется к уплате в сумме, определенной пропорционально площади магазина, сданной в аренду.
     
     В нашем примере инвентаризационная стоимость магазина 5 млн руб., а ставка налога установлена, предположим, органом местного самоуправления при суммарной инвентаризационной стоимости свыше 500 тыс. руб. в размере 2 %. Сумма налога по магазину составит 100 тыс. руб. Площадь магазина, сданного в аренду в общей площади, составляет 80 % (400 х 100 % : 500). Сумма налога, подлежащего уплате, составит 80 тыс. руб. (100 х 0,8).
     

Е.А. Гусакова,
советник налоговой службы III ранга
     

     Квартира находится в собственности (общей совместной или общей долевой) несовершеннолетнего и инвалида II группы, являющегося его опекуном. Возможно ли предоставление льготы по налогу несовершеннолетнему, учитывая, что опекун освобождается от уплаты налога по закону?

     
     Определяющим условием для привлечения к уплате налогов на имущество физических лиц является их право собственности на это имущество.
     
     Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" установлен ряд специальных льгот, освобождающих отдельные категории плательщиков от уплаты этого налога, однако льгот для физических лиц по возрастному признаку, в том числе для несовершеннолетних, не установлено.
     
     Согласно ст. 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     В этой связи местные органы власти не вправе предоставить конкретному несовершеннолетнему лицу льготу по уплате налога на имущество физических лиц, а только отдельным категориям плательщиков.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его законные представители, которыми согласно п. 3 ст. 28 ГК РФ признаются родители, усыновители или опекуны.
     
     В связи с вышеизложенным и в соответствии с п. 2 ст. 17, ст. 18, п. 1 ст. 21 ГК РФ и п. 1 ст. 44 НК РФ опекун обязан уплачивать налог на имущество физических лиц за несовершеннолетнего несмотря на то, что он - инвалид II группы.
     

     Предусматривается ли нотариальное удостоверение соглашения об определении одного лица, которое будет являться плательщиком налога на имущество физических лиц в случае общей совместной собственности на объект недвижимости, или достаточно соглашения, оформленного в простой письменной форме и подписанного всеми собственниками на приеме в инспекции?

     
     Согласно п. 3 ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ) если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. Поскольку в Законе ничего не сказано об обязательности нотариального удостоверения такого соглашения, то достаточно соглашения, оформленного в простой письменной форме и подписанного всеми собственниками на приеме в инспекции.
     

2. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

     
     Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы I ранга
     

     Предъявляется ли налог с имущества, переходящего в дарение, если сделка не была нотариально удостоверена, а сразу оформлена в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

     
     Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (в ред. Федерального закона от 27.01.1995 N 10-ФЗ) налог взимается лишь при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения.
     
     Заключение договора дарения имущества в простой письменной форме и его регистрация в соответствии с п. 3 ст. 574 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в учреждении юстиции подтверждает совершение юридически значимого действия, и такой переход прав собственности на недвижимое имущество государством признается.
     
     Государственная регистрация договоров дарения не подменяет нотариальное удостоверение таких договоров. Если договор дарения имущества нотариально не удостоверен, то такое имущество налогом с имущества, переходящего в порядке дарения, не облагается.
     

     Статьей 1 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество в собственность в порядке наследования или дарения. Вправе ли налоговые органы исчислять налог гражданам, получившим имущество в порядке наследования или дарения, но не ставшими собственниками, то есть не зарегистрировавшими имущество в органах юстиции?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 3 этого Закона налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения договоров дарения в случае, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает на день открытия наследства, удостоверения договора дарения соответственно 850 и 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. Основанием для исчисления налога являются только нотариально удостоверенные договора и свидетельства о праве на наследство, выданные нотариусом. При этом обязательность регистрации данного документа в регистрационной палате для налогообложения не требуется.
     

     Следует ли налоговым органам при предоставлении льготы по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, требовать от супругов представления свидетельства о браке, если в документе, выданном и удостоверенном нотариусом, имеются все реквизиты этого документа?

     
     Если в документе, выданном и удостоверенном нотариусом, имеются все реквизиты супругов, то при предоставлении льготы по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, требовать от супругов представления свидетельства о браке не следует.
     
Н.А. Орехов,
советник налоговой службы I ранга
     

     Исчисляется ли налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, физическим лицам, принявшим земельные участки, перешедшие в их собственность, в порядке наследования или дарения?

     
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.12.1993 N 2118 "О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей" при наследовании или дарении земельных  участков налогообложение осуществляется применительно к Закону РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", то есть наследуемые или даримые земельные участки являются объектом налогообложения (п. 2 инструкции Госналогслужбы России от 30.05.1995 N 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", с изменениями и дополнениями).
     

     Являюсь опекуном учащегося 1985 года рождения, получившего по завещанию квартиру. Налоговым органом исчислен и предъявлен к уплате наследнику налог с имущества, переходящего в порядке наследования в сумме, которую наследник вследствие неплатежеспособности уплатить не может. Может ли он быть освобожден от уплаты причитающегося ему налога?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
     
     Налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство в случае, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает на день открытия наследства 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
     
     Определяющим условием для привлечения к уплате налогов на имущество физических лиц, в том числе к уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования, является их право собственности на это имущество.
     
     Вышеназванным Законом установлен ряд специальных льгот, освобождающих отдельные категории плательщиков от уплаты этого налога, однако льгот для физических лиц по возрастному признаку, в том числе для несовершеннолетних, не установлено.
     
     Согласно ст. 56 части первой НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     В этой связи органы власти, включая МНС России, не вправе предоставить несовершеннолетнему учащемуся льготу по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 27 части первой НК РФ имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его законные представители, которыми, согласно п. 3 ст. 28 части первой ГК РФ, признаются родители, усыновители или опекуны.
     
     Поскольку несовершеннолетний учащийся 1985 года рождения получил налогооблагаемое наследство (квартиру по завещанию), то обязанность по уплате предъявленной ему суммы налога с имущества, переходящего в порядке наследования, возложена на его опекуна.
     
     В связи с вышеизложенным и в соответствии с п. 2 ст. 17, ст. 18, п. 1 ст. 21 ГК РФ и п. 1 ст. 44 НК РФ опекун обязан уплатить налог с имущества, переходящего в порядке наследования за наследника-несовершеннолетнего учащегося.
     
     Если имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты налога, то может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате данного налога. Для этого необходимо обратиться в финансовый орган по месту нахождения имущества с письменным заявлением.
     

     Являюсь опекуном 14-летнего подростка, учащегося школы, получившего от своей матери в 2000 году в наследство 250 000 руб., находящихся во вкладе в Сберегательном банке. Территориальной налоговой инспекцией моему опекаемому исчислены и предъявлены к уплате в 2001 году 16 210 руб. налога с имущества, переходящего в порядке наследования, которые ни я, ни мой опекаемый уплатить в бюджет не можем, так как полученные по наследству деньги уже истрачены. Прошу освободить от уплаты предъявленного к уплате налога.

     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
     
     В соответствии со ст. 2 того же Закона объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
     
     Налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает на день открытия наследства 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, то есть когда стоимость перешедшего по наследству имущества в 2000 году превышает 70 966 руб. 50 коп. (83, 49 х 850).
     
     Определяющим условием для привлечения к уплате налогов на имущество физических лиц, в том числе к уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования, является их право собственности на переходящие в порядке наследования объекты налогообложения.
     
     Вышеназванным Законом установлен ряд специальных льгот, освобождающих отдельные категории плательщиков от уплаты этого налога, однако льгот для физических лиц по возрастному признаку, в том числе для несовершеннолетних, не установлено.
     
     Согласно ст. 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     В этой связи МНС России не вправе предоставить налогоплательщику льготу по уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его законные представители, которыми согласно п. 3 ст. 28 ГК РФ признаются родители, усыновители или опекуны.
     
     Поскольку Ваш опекаемый получил налогооблагаемое наследство (сумму, находящуюся во вкладе в банке), то обязанность по уплате предъявленной ему суммы налога с имущества, переходящего в порядке наследования, возложена на Вас, его опекуна.
     
     В связи с вышеизложенным и в соответствии с п. 2 ст. 17, ст. 18, п. 1 ст. 21 ГК РФ и п. 1 ст. 44 НК РФ Вы обязаны уплачивать налог с имущества, переходящего в порядке наследования за несовершеннолетнего опекаемого.
     
     Если имущественное положение исключает возможность единовременной уплаты налога, то Вам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате данного налога. Для этого необходимо обратиться в финансовый орган с заявлением.
     
С.В. Жукова,
советник налоговой службы II ранга
     

     Какой порядок вступления в наследство государства? Действует ли инструкция Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов"?

     
     Если нет, то каким нормативным документом руководствоваться при вступлении в наследство государства и кто получает свидетельство о праве на наследство (налоговые органы или иной орган)?

     
     В настоящее время работу по учету, оценке и реализации имущества, перешедшего по праву наследования к государству, проводят налоговые органы.
     
     Основания перехода наследства к государству определены ст. 527 и 552 ГК РСФСР.
     
     Наследственное имущество по праву наследования переходит к государству:
     
     - если имущество завещано государству;
     
     - если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
     
     - если все наследники лишены завещателем права наследования;
     
     - если ни один из наследников не принял наследства.
     
     Основанием перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа.
     
     Порядок этой работы изложен в инструкции Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", действующей в части, не противоречащей законодательным и нормативным актам Российской Федерации. Иного порядка учета и реализации данного имущества не установлено.
     
     Документом, подтверждающим право государства на наследство, является согласно п. 5 раздела I данной инструкции свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.
     

     В каком порядке следует исчислять налог с имущества, перешедшего в порядке наследования внукам:

     
     1) если внуку выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию жилого дома на сумму 130 000 руб.;

     2) если внуку выдано свидетельство о праве на наследство по закону жилого дома на сумму 130 000 руб.

     Статьей 534 ГК РСФСР закрепляется право гражданина завещать свое имущество по своему усмотрению.
     
     Завещание является сделкой, которой завещатель определяет, кому именно он оставляет имущество, не считаясь ни с очередями наследников по закону, ни с тем, что указанные им в завещании лица вообще не входят в круг наследников. Поэтому если свидетельство о праве на наследство по завещанию на жилой дом стоимостью 130 000 руб. выдано внуку умершего, налог с имущества, переходящего в порядке наследования, должен исчисляться по ставкам, как для других наследников.
     
     В соответствии со ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются:
     
     в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;
     
     во вторую очередь - братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
     
     Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того родителя, который был бы наследником. В этих случаях внуки и правнуки призываются в качестве наследников первой очереди и налог с имущества, переходящего в порядке наследования, им должен исчисляться по ставкам, как для наследников первой очереди.
     
Е.А. Гусакова,
советник налоговой службы III ранга
     

     Вправе ли налоговые органы требовать от нотариусов уплатить налог за граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, если выдача документов по наследованию или дарению произведена с нарушением п. 7 ст. 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", то есть без уплаты налога до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество?

     
     В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (в ред. от 06.03.1993 N 4618-1) физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны уплатить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.
     
     Если установлено, что нотариус нарушил вышеуказанную норму Закона, налоговому органу следует предъявить в суд иск о взыскании с нотариуса ущерба, нанесенного государству, в размере не взысканной суммы налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.