Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     
В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

     
     Как в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", так и со ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на прибыль является федеральным налогом.
     
     Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" вступил в силу с 1 января 1992 года, и за период его действия к нему были приняты 27 законов, которые изменили и дополнили вышеуказанный Закон в части исчисления и уплаты налога на прибыль.
     
     Существенные изменения были внесены в связи с принятыми законами и в инструкции по его исчислению и уплаты в бюджет налога на прибыль (от 06.03.1992 N 4, от 10.08.1995 N 37), что и стало причиной появления инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (рег. номер Минюста России 2381) (далее - Инструкция N 62).
     
     Из письма МНС России от 12.02.2001 N ВГ-6-02/128 "О применении инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”" следует, что днем вступления в силу этой Инструкции считается 6 октября 2000 года, что соответствует п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
     
     Однако, как свидетельствуют запросы налоговых органов и налогоплательщиков, и Инструкция N 62 не смогла дать ответы на вопросы, возникающие при исчислении и уплате налога на прибыль, что подтверж-дают Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц, доведенные до налоговых органов письмом МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 (далее - Разъяснения).
     
     Остановимся на отдельных вопросах, освещенных в указанных Разъяснениях.
     
     Так, в п. 3 раскрыт вопрос о том, какие сведения и в какой форме организации представляют в налоговые органы по месту нахождения (регистрации) филиалов и представительств, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
     
     Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" определил плательщиками налога на прибыль филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
     
     Однако ст. 19 НК РФ на основании ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     Введение с 1 января 2001 года глав 21, 23, 24 НК РФ свидетельствует также о том, что налоги уплачиваются головной организацией как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     МНС России в письме от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 довело до сведения налоговых органов, что начиная с 1 января 2000 года организации, в том числе коммерческие банки, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, производят расчеты по налогу на прибыль согласно порядку, установленному в постановлении Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методических указаниях Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н (с изменениями и дополнениями).
     
     Иначе говоря, учитывая требования ГК РФ, МНС России определило порядок, согласно которому платежи в соответствующие бюджеты по налогу на прибыль осуществляют головные организации как по месту своего нахождения на учете в налоговых органах, так и по месту своих филиалов и представительств с учетом следующих особенностей.
     
     Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660, исходя из фактически полученной прибыли головная организация сообщает филиалам (представительствам), имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, соответственно, до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к тому, что определено в п. 2 Методических указаний от 04.08.1995 N НП-4-01/46н.
     
     Одновременно со сведениями о суммах налога на прибыль, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Сведения об указанных суммах сообщаются в произвольной форме (письменного указания, распоряжения, задания и т.д. о причитающихся к уплате суммах) и должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером головной организации. Представление иной дополнительной информации не предусмотрено, что исходит из п. 3 Приложения к  письму МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139.
     
     В аналогичном порядке осуществляется перечисление налога на прибыль санаториями, пансионатами, домами отдыха и подобными им объектами, ранее являвшимися плательщиками налога на прибыль, то есть налог на прибыль перечисляют за них головные организации по месту их нахождения или же они исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления в бюджет сумм налога на прибыль согласно расчету головных организаций.
     
     Пункт 6 Разъяснений посвящен ответу на вопрос: предоставляется ли льгота по налогу на прибыль по финансированию капитальных вложений участнику простого товарищества при условии, что он является самостоятельным налогоплательщиком?
     
     Исходя из ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
     
     Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.
     
     Как определено в п. 2 ст. 1043 ГК РФ, ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, на чем основаны Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утвержденные приказом Минфина России от 24.12.1998 N 68н.
     
     В связи с тем что договор простого товарищества не способствует согласно ГК РФ образованию юридического лица, а налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы, то по этой причине в п. 11 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 2.13 Инструкции N 62 определен специальный порядок по налогу на прибыль с прибыли, полученной от совместной деятельности.
     
     Объектом налогообложения является прибыль, которая получена в результате использования средств, переданных для осуществления совместной деятельности.
     
     Предприятие, осуществляющее учет результатов совместной деятельности, ежеквартально нарастающим итогом с начала года сообщает каждому участнику совместной деятельности и налоговому органу по месту их нахождения до наступления срока предоставления ими квартальных бухгалтерских отчетов и годовых бухгалтерских отчетов и балансов о суммах причитающейся каждому участнику совмест-ной деятельности доли прибыли для учета ее при налогообложении в составе валовой прибыли независимо от фактического распределения этой прибыли. При этом указанная доля прибыли определяется исходя из прибыли по данным бухгалтерского отчета, скорректированной с учетом метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в соответствии с п. 13 Положения о составе затрат, а также общих требований этого Положения по корректировке отдельных статей затрат для целей налогообложения, ее уменьшения (увеличения) в соответствии с п. 2.4-2.6 Инструкции N 62.
     
     Каждым участником договора простого товарищества (совместной деятельности), являющимся юридическим лицом, сообщенные участником, ведущим общие дела, для целей налогообложения суммы прибыли включаются в состав операционных доходов (в соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) и подлежат налогообложению в составе валовой прибыли по установленным ставкам налога на прибыль.
     
     Из вышеуказанного следует, что уменьшение облагаемой налогом прибыли участника совместной деятельности, являющегося самостоятельным налогоплательщиком, на сумму фактических затрат на финансирование капитальных вложений объектов производственного назначения, произведенных при исполнении договора простого товарищества, неправомерно, что подтверждено в п. 6 Приложения к письму МНС России от 15.02.2000 N ВГ-6-02/139.
     
     В п. 7 указанного письма содержится ответ на вопрос о том, в каком порядке предоставляется льгота по налогу на прибыль при ее направлении на финансирование капитальных вложений в случае, если оплата стоимости основных фондов была произведена в предыдущем году, а в бухгалтерском учете она отражена в текущем году и наоборот - в бухгалтерском учете основные фонды отражены в предыдущем году, в то время как оплата их стоимости осуществлена в текущем году.
     
     В связи с тем что в большинстве случаев у организаций имеет место несоответствие постановки на учет основных фондов и их оплаты, то есть стоимость основных фондов в бухгалтерском учете отражается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. В случае если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов по приобретенным основным фондам, расходы по ним, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).
     
     Указанное исходит из требований бухгалтерского учета.
     
     В то же время при предоставлении льготы на финансирование капитальных вложений следует руководствоваться подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 4.1.1 Инструкции N 62, согласно которым при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных (оплаченных) затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений объектов производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Произведенные фактические расходы организаций отраслей сферы материального производства снижаются на суммы амортизационных отчислений, учитываемых нарастающим итогом с начала отчетного года на счете 02 "Амортизация основных средств". По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, кроме требования оплаты расходов при рассмотрении вопроса о предоставлении льготы, налоговое законодательство по налогу на прибыль требует дополнительно отразить стоимость основных производственных фондов по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в установленном порядке как ввод их в эксплуатацию.
     
     Иначе говоря, для получения льготы на капитальные вложения необходимо принять во внимание следующее:
     
     1. Необходимо иметь прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, которая должна быть использована на финансирование капитальных вложений, что следует из п. 51, 93, 98 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н.
     
     2. Сумма льготы по налогу на прибыль уменьшается на сумму начисленных амортизационных отчислений и отраженных в отчетном году по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств". При этом не учитываются суммы амортизации основных средств, списанные по дебету счета 02, так как списание амортизации основных средств по выбывающим основным фондам осуществляется за счет ранее начисленных сумм амортизационных отчислений.
     
     3. Льгота рассматривается при условии, что основные фонды приобретены, поставлены на учет, и по ним осуществлена оплата, а не задолженность.
     
     4. Основные фонды, приобретенные организацией, по которым ею получена льгота по налогу на прибыль, должны быть использованы в производственной деятельности.
     
     5. При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" при условии, что не имеет места оборудование, не требующее монтажа, которое должно быть сразу поставлено на учет на счете 01 "Основные средства" по требованию бухгалтерского учета на основании утвержденного руководителем акта о приемке оборудования по форме N ОС-14.
     
     6. При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам не завершенным строительством в пределах сумм предоставленной льготы.
     
     7. Льгота на погашение кредитов банков, полученных и использованных на финансирование капитальных вложений, предоставляется по мере их погашения в пределах сумм, направленных на капитальные вложения.
     
     Из указанного следует, что если организации взяли кредиты на приобретение основных средств, то льгота может быть предоставлена в случае, если на погашение кредита направлена прибыль, остающаяся в распоряжении организации, а не в то время, когда приобретены кредиты для оплаты основных средств.
     
     Кроме того, в п. 8 Разъяснений указано, что при решении вопроса о предоставлении льготы по налогу на прибыль должны приниматься во внимание суммы нераспределенной прибыли за соответствующий отчетный период текущего года.
     
     Пример.
     
     Объем осуществленных (оплаченных) капитальных вложений производственного назначения - 300 млн руб.
     
     Начисленная сумма износа (амортизации) - 170 млн руб.
     
     Налог на прибыль - 31,1 млн руб.
     
     Нераспределенная прибыль отчетного года - 60 млн руб.
     
     Валовая прибыль с учетом корректировки - 150 млн руб.
     
     Исходя из вышеприведенных данных льгота может быть предоставлена в размере 60 млн руб. при направлении нераспределенной прибыли отчетного года на финансирование капитальных вложений.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указанная льгота не должна снижать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета данной льготы более чем на 50 %.
     
     В п. 10 Приложения к письму МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 затронут немаловажный вопрос о том, имеют ли право организации на уменьшение налога на прибыль при осуществлении ими затрат по договору о долевом участии в финансировании учреждений культуры и спорта, являющихся юридическими лицами. Вопрос имеет актуальное значение в связи с отменой с 1 января 2001 года Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 % от объема реализуемой продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. При исчислении сумм этого налога исключались расходы предприятий и организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых  местными Советами народных депутатов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе этих предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия.
     
     Как следует из ответа МНС России по указанному выше вопросу, финансовые результаты в настоящее время уменьшаются у организаций при направлении ими оставшейся прибыли в их распоряжении на содержание объектов социальной сферы, находящихся на их балансе, расходы и доходы по которым учитываются на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
     
     В случае направления организациями прибыли на содержание учреждений культуры и спорта, являющихся самостоятельными юридическими лицами, указанная льгота не может быть предоставлена и производимые расходы в этом случае списываются на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
     
     Пункт 11 Разъяснений дал ответ налоговым органам и налогоплательщикам на вопрос о том, по какой причине не может быть предоставлена льгота организациям при наличии у них объектов жилищно-коммунального хозяйства по налогу на прибыль в части затрат на отопление, водоснабжение, канализацию.
     
     Основанием непредоставления льготы являются следующие причины:
     
     1. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОК-002-93), утвержденным Госстандартом России (с учетом изменений и дополнений ОКУН 5/99, ОКУН 6/99), расходы организации на отопление, водоснабжение, канализацию (то есть расходы по чисто коммунальным услугам) не являются затратами жилого фонда.
     
     2. Исходя из п. 10 письма Минфина России от 29.10.1993 N 118 (в ред. от 03.04.1996 N 37) суммы платы, взимаемой с пользователей коммунальных и других услуг (целевые сборы), получаемые жилищными или другими предприятиями и организациями, имеющими на своем балансе объекты жилищного фонда, направляются на покрытие затрат (целевых расходов) по статьям согласно утвержденным ими сметам. Сметы расходов целевого назначения по каждому виду коммунальных услуг должны предусматривать предстоящие платежи, а распределение расходов между пользователями этих услуг производится по их фактической стоимости.
     
     Суммы превышения целевых сборов над расходами (переборы) и суммы превышения расходов над сборами (недоборы) засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды. Указанные суммы от эксплуатационной или иной деятельности предприятий и организаций на финансовые результаты не относятся и на счете 91 "Прочие доходы и расходы" или 99 "Прибыли и убытки" не учитываются.
     
     Бухгалтерский учет вышеуказанных сборов и расходов ввиду их целевого назначения ведется обособленно от учета доходов и расходов по эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства или иной деятельности организации, на балансе которой находится жилищный фонд [на отдельных субсчетах к счету 86 "Целевое финансирование" по видам услуг: отопление, водоснабжение и канализация, электроэнергия, газ, горячее водоснабжение (подогрев воды) и т.п.].
     
     Как определено в п. 11 вышеуказанного письма, с квартиросъемщиков и арендаторов нежилых помещений взимается плата за следующие виды коммунальных и других услуг: отопление, водоснабжение и канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение (подогрев воды), радио, телевизионные антенны, очистка выгребных ям в неканализационных домах, очистка за счет дополнительных сборов арендаторов при особом загрязнении участков, прочие коммунальные услуги.
     
     При отражении в бухгалтерском учете этих сумм на счете 86 "Целевое финансирование" следует иметь в виду, что по дебету этого счета отражаются следующие расходы:
     
     по "отоплению" - стоимость израсходованного топлива, газа, материалов; заработная плата персонала, занятого центральным отоплением, с отчислениями на социальные нужды; уборка и вывоз шлака; износ малоценного инвентаря, инструмента и спецодежды; расход электроэнергии на двигатели и освещение котельной и другие расходы, связанные с центральным отоплением, а также суммы по счетам квартальных котельных и ТЭЦ при централизованном получении тепла для отопления;
     
     по "водоснабжению и канализации" - стоимость израсходованной воды по счетам водоснабжающей организации согласно показаниям водомеров. Стоимость израсходованной воды распределяется с квартиросъемщиков - исходя из норм, утвержденных местными органами власти; с арендаторов нежилых помещений - в пределах сумм, предусмотренных сметами (поливка улиц, расход воды на цент-ральное отопление и т.п.). Нераспределенная сумма составляет недобор и подлежит, по решению местных органов власти, списанию в убыток (если установлена утечка) либо довзысканию с квартиросъемщиков и арендаторов;
     
     по "электроэнергии" - расчеты с квартиросъемщиками и арендаторами, пользующимися в отдельных случаях электроэнергией через счетчики жилищно-эксплуатационной организации. В этих случаях стоимость потребленной электроэнергии отдельными квартиросъемщиками и арендаторами определяется по мощности установленных у них токоприемников или по показаниям контрольных счетчиков;
     
     по "газу" - расчеты с квартиросъемщиками за пользование газом аналогично учету расчетов за воду и электроэнергию;
     
     по "горячему водоснабжению (подогреву воды)" - расчеты с квартиросъемщиками и арендаторами по снабжению горячей водой согласно смете или установленному расчету на каждого проживающего и т.п.
     
     В кредит счета 86 "Целевое финансирование" относятся по соответствующим субсчетам начисленные суммы сборов за вышеуказанные коммунальные и другие услуги с учетом льгот, предоставленных отдельным категориям квартиросъемщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации, в корреспонденции со счетами расчетов с квартиросъемщиками и арендаторами нежилых помещений и со счетами учета затрат по эксплуатации жилищного фонда в части льгот.
     
     Вышеизложенное подтверждает правильность ответа МНС России по вопросу о том, что налоговым законодательством не предусмотрено предоставление льготы налогоплательщику при использовании им средств на возмещение возникающих убытков по расходам на отопление, водоснабжение, канализацию и другим аналогичным расходам целевого характера.
     
     Пункт 14 Разъяснений посвящен ответу на вопрос: правомерно ли приостановление и перенесение на следующий налоговый период льготы по налогу на прибыль по затратам на финансирование капитальных вложений и при использовании прибыли на покрытие убытков, полученных в предыдущие годы?
     
     Учитывая п. 2 ст. 56, ст. 78 НК РФ, подпункт "а" п. 1, п. 5 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
     
     Иными словами, налогоплательщик вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду с уточнением Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли, по которому предприятие не заявило льготу. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
     
     Налогоплательщик считается отказавшимся от использования льготы либо приостановившим ее использование только в случае подачи в налоговый орган соответствующего заявления. Отказ от использования льготы по налогу на прибыль следует рассматривать как отказ на неопределенный период времени - до заявления налогоплательщика о желании вновь воспользоваться законным правом на льготу.
     
     Однако МНС России в п. 14 Разъяснений довело до сведения налогоплательщиков, что их отказ от использования льготы по налогу на прибыль при ее направлении на финансирование капитальных вложений исходя из ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" либо приостановлении ее использования не предоставляет право налогоплательщику в следующем налоговом периоде заявить льготу по затратам, произведенным в налоговом периоде, в котором был осуществлен отказ от использования прибыли на указанные цели.
     
     При приостановлении льготы по налогу на прибыль, предусмотренной при направлении прибыли на покрытие убытка предыдущих лет, необходимо иметь в виду, что эта льгота предоставляется в течение последующих пяти лет и при ее приостановлении в одном из этих пяти лет или ее переносе на следующий налоговый период организация теряет право на получение льготы по прибыли, направленной на покрытие убытка, которая могла быть предоставлена в данном году.
     
     На вопрос о том, принимаются ли для целей налогообложения недостачи и потери в пределах норм естественной убыли, ответ содержится в п. 18 Разъяснений.
     
     В п. 3 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлен порядок списания недостачи имущества и его порчи - в пределах норм естественной убыли списание производится на издержки производства или обращения, сверх норм - на счета виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации. Аналогичный порядок по списанию недостач имущества и его порчи определен в п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации
     
     В п. 3, 6, 15 Положения о составе затрат указано следующее:
     
     - недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц подлежат отражению в фактической себестоимости продукции (работ, услуг);
     
     - в элементе "Материальные затраты" отражается стоимость потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли;
     
     - в состав внереализационных расходов включаются убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены.
     
     Так как до выхода и введения в действие главы "Налог на доходы организаций" части второй НК РФ при формировании себестоимости продукции и финансовых результатов организации руководствуются указанным выше Положением о составе затрат согласно ст. 4 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 2.3 Инструкции N 62, у МНС России были основания для ответа на вопрос по п. 18 Разъяснений, тем более со ссылкой на поручение Правительства РФ от 29.04.1999 N ГК-П2-14232, в котором поддержана позиция Минторга России, изложенная в письме от 07.04.1999 N 10-09/1928 о том, что в настоящее время хозяйствующие субъекты Российской Федерации по вопросу списания недостач в пределах норм естественной убыли по продовольственным товарам руководствуются (до утверждения новых норм) положениями ранее изданного МВЭС России приказа от 19.12.1997 N 631 "О нормах естественной убыли".
     
     В связи с вышеуказанным организации, если иное не будет установлено, руководствуются при списании на себестоимость продукции (издержки обращения) нормами естественной убыли по продовольственным товарам, утвержденными приказом МВЭС России от 19.12.1997 N 631, а по непродовольственным товарам - нормами, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами.
     
     Однако, как указано в п. 18 Разъяснений, по организациям, которые списание недостач и потерь в пределах норм естественной убыли произвели в 1998, 1999, 2000 годах за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, фактически внесенные в бюджет суммы налога на прибыль в связи с выходом письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 возврату и зачету в счет налоговых платежей не подлежат.
     
     В п. 19 Разъяснений уделено внимание вопросу о влиянии для целей налогообложения внесенных приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н изменений по начислению амортизационных отчислений по объектам основных средств, по которым у организаций не были осуществлены фактические расходы.
     
     Ссылаясь на Положение о составе затрат, Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР от 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73, МНС России сообщило следующее:
     
     1) возмещение балансовой (первоначальной или восстановительной) стоимости основных фондов организаций осуществляется путем включения амортизационных отчислений по утвержденным единым нормам в издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их использования.
     
     Этот порядок распространяется на основные средства, приобретенные за счет собственных источников организаций;
     
     2) в случае если источником приобретения основных средств не являются собственные средства организаций (то есть отсутствуют фактические расходы по приобретению), амортизационные отчисления, списанные на затраты производства, для целей налогообложения не учитываются.
     
     Принимая во внимание, что для целей налогообложения не могут приниматься амортизационные отчисления, а они должны начисляться по всем основным фондам, участвующим в производственном процессе, Минфин России предусмотрел в п. 8 ПБУ 9/99, что организации должны отражать как внереализационные доходы активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения.
     
     Путем внесения изменений и дополнений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказами Минфина России от 24.03.2000 N 31н и от 28.03.2000 N 32н, Минфин России определил порядок корректировки финансовых результатов на амортизационные отчисления, приобретенные организациями безвозмездно, в том числе по договору дарения, или за счет специальных источников целевого направления на приобретение основных средств.
     
     Дополнительно к указанным документам в п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, Минфин России установил порядок образования доходов будущих периодов на отдельном счете, с которого осуществляется ежемесячно списание в доле начисленных амортизационных отчислений на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
     
     Пример.
     
     1. Поступили безвозмездно основные средства, рыночная стоимость которых на день оприходования составила 100 тыс. руб.
     
     2. При передаче основных средств безвозмездно в документах передающей организации значился износ этих основных средств 60 %.
     
     3. Так как передаваемые основные средства учитывались с НДС, передающая сторона предъявила к оплате НДС, начисленный на разницу между рыночной стоимостью 40 тыс. руб. [100 тыс. руб. - (100 тыс. руб. х 60 %) : 100 %] и учетной стоимостью (по данным бухгалтерского учета 80 тыс. руб. и износом 60 %) в размере 32 тыс. руб. [80 тыс. руб. - (80 тыс. руб. х 60 %) : 100 %] по расчетной ставке 16,67 % (8 тыс. руб. х 16,67 % : 100 %) в размере 1,3 тыс. руб., которые были оплачены приобретающей стороной объектов основных средств.
     
     4. Годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам, принятым безвозмездно, по утвержденным нормам амортизации составила по расчету исходя из требований письма МНС России от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731 10 тыс. руб. (10 лет - 6 лет = 4; 100 % : 4 = = 25 % от 40 тыс. руб.).
     
     5. Бухгалтерские проводки по оприходованию безвозмездно полученных основных средств и начислению амортизационных отчислений выглядят следующим образом:
     
     а) Д-т 08 "Вложение во внеоборотные активы" К-т 98 "Доходы будущих периодов" - на сумму остаточной стоимости основных средств 40 тыс. руб. [100 тыс. руб. - (100 тыс. руб. х 60 % : 100 %)];
     
     б) Д-т 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" К-т 51 "Расчетные счета" - на сумму 1,3 тыс. руб. при оплате НДС;
     
     в) Д-т 01 "Основные средства" К-т 08 "Вложение во внеоборотные активы" - на сумму 40 тыс. руб. при введении в эксплуатацию основных средств;
     
     г) Д-т 68 "Расчеты по налогам и сборам" К-т 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - на сумму 1,3 тыс. руб., если организация является плательщиком НДС;
     
     д) Д-т 20 "Основное производство" К-т 02 "Амортизация основных средств" - на сумму за год 10 тыс. руб., за месяц 0,8 тыс. руб. (10 тыс. руб. : 12).
     
     е) Д-т 98 "Доходы будущих периодов" К-т 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму 0,8 тыс. руб. за месяц и за год сумма 10 тыс. руб.
     
     Ответ на многочисленные запросы налоговых органов и налогоплательщиков о списании расходов на приобретение ГСМ по заправке автомобилей, арендованных у физических лиц, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, содержится в п. 20 Разъяснений.
     
     В письме от 11.04.2000 N ВГ-6-02/271 МНС России довело до сведения налоговых органов о том, что в соответствии с постановлениями Президиума ВАС РФ от 27.02.1996 N 2299/95 и от 25.06.1996 N 3651/95 к основным производственным фондам не относится имущество физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
     
     В связи с этим расходы арендатора по арендной плате и содержанию имущества (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта), взятого в аренду у физического лица, которое не является предпринимателем, не подлежат отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) арендатора, принимаемой для целей налогообложения, что соответствует требованиям Положения о составе затрат.
     
     В указанном Положении определено, что к затратам на обслуживание производственного процесса относятся расходы по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта), что соответствует подпункту "е" п. 2 этого Положения. В п. 10 Положения о составе затрат указано, что к элементу "Прочие затраты" относится плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей).
     
     Исходя из Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации к производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, то есть использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и др. Но эти основные производственные фонды числятся на балансе организации (то есть на счете 01 "Основные средства"), находясь в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, или на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
     
     Имущество физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не должно учитываться на указанных счетах бухгалтерского учета, что подтверждает дополнительно то, что не подлежат списанию расходы, связанные с поддержанием в рабочем состоянии арендованного имущества у физических лиц.
     
     Однако МНС России в п. 20 Разъяснений подтверждает свое мнение о том, что расходы на приобретение горюче-смазочных материалов для арендованного у физического лица автомобиля, даже если физическое лицо не является предпринимателем, можно списать на затраты производства как эксплуатационные расходы при наличии подтверждающих документов о произведенных фактических расходах, если это транспортное средство используется в производственных целях.
     
     Аналогичный порядок применяется и к имуществу, полученному в безвозмездное пользование от физических лиц.
     
     Несоответствие между бухгалтерским учетом и налоговым учетом в части списания расходов на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов) и оплатой банковских услуг способствовало возникновению недостоверных данных по формированию базы по налогу на прибыль, что явилось основанием для п. 21 Разъяснений, который содержит следующий ответ.
     
     С 1 января 2000 года изменились правила отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, тогда как в налоговое законодательство изменения и дополнения не вносились (в части налога на прибыль). Следовательно, исчисление налоговой базы по налогу на прибыль не изменилось, если только такое исчисление напрямую не связано с правилами бухгалтерского учета.
     
     При этом необходимо учитывать, что прибыль от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения определяется в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 13 Положения о составе затрат. Иными словами, в уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) при определении налогооблагаемой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) учитываются только расходы, связанные с получением указанной выручки и предусмотренные указанным Положением.
     
     На основании вышеизложенного показатели бухгалтерского учета при составлении расчетов по налогу на прибыль в 2000 году должны быть скорректированы для приведения их в соответствие с налоговым законодательством. В частности, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" до принятия соответствующего федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться вышеупомянутым Положением о составе затрат.
     
     Подпунктом "с" п. 2 данного Положения предусмотрено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов).
     
     Для целей налогообложения затраты по оплате процентов по просроченным кредитам не принимаются, а по оплате процентов банков принимаются в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта (по ссудам, полученным в рублях), или 15 % (по ссудам, полученным в иностранной валюте).
     
     Одновременно, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (с изменениями и дополнениями), в состав операционных расходов включаются проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
     
     На основании вышеизложенного проценты по кредитам банков, отраженные в бухгалтерском учете в составе операционных расходов, должны быть учтены для целей налогообложения в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) в пределах, установленных вышеназванным Положением о составе затрат.
     
     Аналогичное требование касается расходов по оплате услуг банков.
     
     При этом из всех расходов, учтенных организацией в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг, в бухгалтерском учете учитываются для целей налогообложения только те из них, которые поименованы в вышеупомянутом Положении о составе затрат.
     
     Вопросам налогообложения некоммерческих организаций уделено внимание в п. 24-31 Разъяснений, из которых можно сделать следующие выводы:
     
     1. Некоммерческие организации (которыми являются и потребительские кооперативы), имеющие доходы от предпринимательской деятельности, согласно Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Инструкции N 62 уплачивают налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами. При этом в составе доходов и расходов некоммерческих организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание этих организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств. В этих целях некоммерческие организации должны вести раздельный учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности, от которой производится уплата налога на прибыль, аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятий, и доходов и расходов целевого характера, от которых не осуществляются платежи в бюджет по налогу на прибыль.
     
     Так как расходы, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, и другие расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности некоммерческих организаций (в частности расходы по оплате труда административно-управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и т.п.), осуществляются за счет целевых отчислений, эти расходы не относятся к расходам от предпринимательской деятельности.
     
     К доходам от предпринимательской деятельности относятся доходы, которые получены некоммерческими организациями в результате использования целевых средств (получение процентов от предо-ставленных средств как заемных, по депозитам и др.).
     
     2. Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам общества имущества, в том числе денежных средств.
     
     Перечисление денежных средств негосударственному пенсионному фонду в качестве пенсионного взноса по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении не является благотворительностью, так как не соответствует п. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона, и по этой причине организациям не может быть предоставлена льгота на основании подпункта "в" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в случае перечисления организацией за счет прибыли, оставшейся в ее распоряжении, пенсионного взноса негосударственному пенсионному фонду по договорам о негосударственном пенсионном обеспечении.
     
     3. Если некоммерческая организация является организатором лотереи согласно Указу Президента Российской Федерации от 19.09.1995 N 955 "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации" и постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 N 1004 "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации", то она является плательщиком налога на прибыль с прибыли, полученной от проведения лотереи в общеустановленном порядке, так как действующее законодательство о налоге на прибыль не освобождает от налогообложения прибыль, полученную от проведения лотерей.
     
     4. Приобретение организациями страховых полисов для инвалидов, по которым инвалиды могут получать медицинскую помощь, не может рассматриваться как оказание медицинской помощи и пользоваться льготой по налогу на прибыль, так как в п. 4.6 Инструкции N 62 определен конкретный перечень социальных нужд инвалидов, подлежащих освобождению от налога на прибыль, к которым относятся: оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально-бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений, культурно-бытового и отдельных зданий производственного назначения).
     
     Как следует из вышеуказанного, приобретение организациями страховых полисов для инвалидов не является объектом социальных нужд, а по этой причине произведенные расходы не освобождаются (не исключаются) при расчете налога на прибыль.
     
     5. С 1 января 2000 года налогооблагаемая база всех бюджетных организаций, основная деятельность которых финансируется полностью или частично за счет средств бюджетов на основе сметы доходов и расходов (бюджетной сметы), ведущих бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, подлежит исчислению в порядке, определенном п. 8 инструкции Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 (с изменениями и дополнениями).
     
     В целях налогообложения учет доходов и расходов от предпринимательской деятельности ведется бюджетными учреждениями раздельно по каждому виду предпринимательской деятельности, а также от их основной деятельности, финансируемой за счет бюджетов всех уровней.
     
     Распределение коммунальных расходов, услуг связи, а также транспортных расходов по перевозке административно-управленческого персонала на бюджетную и предпринимательскую деятельность производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности в общей сумме средств (включая бюджетные).
     
     С 1 января 2000 года п. 10 и 11 вышеуказанной Инструкции не применяются.
     
     Медицинские учреждения, созданные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в оплату медицинской помощи гражданам в объеме и на условиях, соответствующих программам об обязательном медицинском страховании, полученные средства от страховых медицинских организаций из средств фондов обязательного медицинского страхования используют как средства целевого назначения на осуществление основной (бюджетной деятельности).
     
     В случае оказания гражданам дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования, то есть услуг в рамках добровольного медицинского страхования, полученные за оказанные услуги средства являются доходами от предпринимательской деятельности медицинского учреждения и облагаются налогом на прибыль в установленном порядке.
     
     Пункты 32-40 Разъяснений дают ответы налоговым органам и налогоплательщикам на отдельные вопросы по налогообложению финансово-кредитных организаций и операций с ценными бумагами.
     
     Так, например, в п. 33 дан ответ на вопрос о невозможности уменьшения в целях налогообложения суммы прибыли, полученной в 2000 году от реализации ценных бумаг соответствующей категории, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, на сумму убытка, полученного в 1999 году от операций с аналогичными ценными бумагами, при условии отсутствия доходов по ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг в 1999 году.
     
     Для покрытия убытков по операциям с ценными бумагами предусмотрен специальный порядок, изложенный в приложениях 4-6 Инструкции N 62, в которых не предусмотрен перенос убытка, полученного по операциям с ценными бумагами, на следующий финансовый год, и по этой причине непокрытый убыток по операциям с ценными бумагами, сложившийся на конец 1999 года, не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 1999 год и не подлежит переносу на 2000 год.
     
     Ответ на вопрос об отнесении сумм, уплачиваемых за услуги по хранению и депозитарному обслуживанию ценных бумаг, к расходам банка по приобретению и реализации ценных бумаг для целей расчета финансового результата от реализации ценных бумаг содержится в п. 34 Разъяснений.
     
     Согласно п. 4 ст. 2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 2.4 Инструкции N 62 к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг.
     
     Таким образом, суммы, уплачиваемые специализированным организациям-регистраторам и банкам за депозитарные услуги по оформлению перехода прав собственности на ценные бумаги, согласно требованиям Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" относятся к расходам, поименованным выше.
     
     В п. 28 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительст-ва РФ от 16.05.1994 N 490, предусмотрено списание в состав расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, затрат по уплате банками за предоставленные им услуги другими банками, к которым, по мнению МНС России, можно отнести и расходы по хранению ценных бумаг, ведению счета депо и прочие регистрационные услуги.
     
     Ответ на вопрос о том, распространяются ли нормы ст. 40 НК РФ на деятельность кредитных организаций, содержится в п. 36 Разъяснений, в котором исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, ст. 39 и 40 НК РФ изложено, что нормы ст. 40 НК РФ распространяются на деятельность кредитных организаций при осуществлении банковских операций, в том числе по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и размещению названных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.
     
     В п. 40 Разъяснений дан ответ на вопрос налоговых органов и страховых организаций об образовании резерва предупредительных мероприятий в страховых организациях, суть которого заключается в следующем.
     
     Страховые организации на основании Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491, письма Росстрахнадзора от 18.01.1995 N 15/1-1р "О порядке представления Положения о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования" (с изменениями и дополнениями) могут включать в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, отчисления в резерв предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, если порядок формирования и использования этого резерва соответствует Примерному положению о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, приведенному в письме Росстрахнадзора от 18.01.1995 N 15/1-1р.
     
     В случае если порядок формирования и использования резерва предупредительных мероприятий, образованного страховой организацией на основании собственного Положения об этом резерве, отличается от общего Примерного положения, утвержденного Росстрахнадзором, то в целях учета в налоговой базе налога на прибыль произведенных отчислений в резерв Положения страховой организации должно быть согласовано с Департаментом страхового надзора Минфина России.
     
     Более детальные ответы на рассмотренные выше и другие вопросы содержатся в Приложении к  письму МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139, которые согласованы с Минфином России (заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А. Моторин).