Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об установлении и применении налоговых льгот на примере г. Байконур


Об установлении и применении налоговых льгот на примере г. Байконур

     
     С.А. Окутин

     
     23 декабря 1995 года Президентом Российской Федерации и Президентом Республики Казахстан было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (далее - Соглашение). В соответствии с предусмотренными в нем условиями данное Соглашение вступило в силу с 19 января 1999 года. Соглашение действует в рамках базового принципа международного права pacta sunt servanda, закрепленного в Венской конвенции "О праве международных договоров" от 23.05.1969 (ст. 26). Согласно этому принципу каждый действующий договор обязателен для его участников и должен добросовестно выполняться. При этом в ст. 27 Конвенции специально оговаривается обязательность выполнения вступившего в силу договора независимо от требований внутреннего законодательства: "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".
     
     Согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации указанное Соглашение, так же как и другие международные договоры Российской Федерации, является составной частью российской правовой системы и обладает приоритетом по отношению к отличающимся от него нормам внутреннего законодательства. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем правила, предусмотренные законом Российской Федерации, применяются правила международного договора.
     
     Аналогичная правовая норма содержится в ст. 7 НК РФ, согласно которой, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем правила, предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Это значит, что в случае обнаружения противоречия между вступившим в силу международным договором (Соглашением) и законом Российской Федерации правоприменительные органы должны руководствоваться не нормами закона, а договорными нормами.
     
     Статьей 7 Соглашения установлено, что глава городской администрации имеет право предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета. Одновременно предусмотрено, что все налоги, сборы, пошлины и иные поступления на территории города, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города и относятся к финансовым средствам г. Байконур (ст. 10 и 12 Соглашения).
     
     В законодательстве Российской Федерации не установлено норм, согласно которым органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать льготы по федеральным, региональным и местным налогам. Таким образом, возникают два вопроса:
     
     1. Может ли администрация г. Байконур предоставлять дополнительные льготы юридическим лицам, зарегистрированным на территории г. Байконур, по федеральным налогам?
     
     2. Является ли правомерным заключение администрацией г. Байконур договоров о налоговых освобождениях и инвестициях, которыми устанавливается специальный налоговый режим для отдельных предприятий, то есть носящий индивидуальный характер?
     
     При рассмотрении этих вопросов могут иметь место два различных подхода к пониманию норм, изложенных в отдельных статьях Соглашения.
     
     При первом подходе указанные льготы должны предоставляться исходя из ст. 7 Соглашения в соответствии "с законодательством Российской Федерации". Под "законодательством Российской Федерации" следует понимать законодательство о налогах и сборах, действующее на момент заключения Соглашения, и прежде всего часть первую НК РФ, ст. 56 которого регулирует установление и использование льгот по налогам и сборам. Указанной статьей НК РФ под льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не  уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер.
     
     Кроме того, "в соответствии с законодательством Российской Федерации" главе администрации г. Байконур при решении вопросов о выделении налоговых льгот согласно распоряжению Правительства РФ от 18.08.1995 N 1154-р необходимо руководствоваться Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", а также статьей 58 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".
     
     Согласно ст. 58 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" дополнительные льготы, предусмотренные абзацем третьим п. 1 ст. 5 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", могут предоставляться исключительно в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. При этом согласно Федеральному закону от 31.07.1999 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 1999 года утратила силу ст. 1 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", согласно которой органы государственной власти административно-территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам, в том числе по федеральным, в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.
     
     Кроме того, в законодательстве Российской Федерации не установлено норм, согласно которым органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать льготы по федеральным, региональным и местным налогам.
     
     В соответствии с законодательством Российской Федерации администрация г. Байконур не может предоставлять дополнительные льготы по налогам и не вправе заключать договора о налоговых освобождениях и инвестициях, которыми устанавливается специальный налоговый режим, носящий индивидуальный характер.
     
     При втором подходе в вопросе предоставления налоговых льгот необходимо руководствоваться ст. 7, 10, 12 Соглашения, согласно которым глава городской администрации предоставляет в соответствии с законодательством Российской Федерации налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета и все налоги, сборы, пошлины и иные поступления на территории города, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города и относятся к финансовым средствам г. Байконур.
     
     Под "законодательством Российской Федерации" следует понимать законодательство о налогах и сборах, действующее на момент заключения Соглашения, а также часть первую НК РФ, ст. 56 которого регулирует установление и использование льгот по налогам и сборам и в том числе определяет виды налоговых льгот.
     
     Согласно указанной статье НК РФ под налоговыми льготами понимаются самые разнообразные налоговые льготы, вплоть до возможности не уплачивать налог. Однако п. 2 ст. 56 НК РФ устанавливает, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуальный характер. В отличие от норм российского законодательства п. 1 ст. 7 Соглашения наделяет главу администрации г. Байконур правомочием предоставлять коммерческим юридическим лицам налоговые льготы без таких условий и оговорок, как невозможность предоставлять льготы отдельным налогоплательщикам и плательщикам сборов. Из этого можно сделать вывод о том, что п. 1 ст. 7 Соглашения допускает возможность предоставления налоговых льгот решениями главы администрации г. Байконур и в индивидуальном порядке, что полностью соответствует общепринятой международной практике.
     
     Таким образом, под словами "в соответствии с законодательством Российской Федерации" понимается сама возможность предоставления льгот, а не основания, порядок и условия их применения.
     
     Поскольку нормы международного договора имеют приоритет над нормами национального законодательства, вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что нормы российского законодательства о налогах и сборах могут применяться только в части, не противоречащей Соглашению.
     
     Таким образом, согласно нормам ст. 7, 10, 12 Соглашения глава администрации г. Байконур может предоставлять дополнительные льготы по федеральным налогам и заключать договоры о налоговых освобождениях и инвестициях, устанавливающие более льготный налоговый режим, что выходит за рамки действующего российского законодательства о налогах и сборах, но полностью соответствует международному Соглашению. Поскольку при коллизии норм международного договора и норм национальных законодательных актов применяются нормы международного договора, следует сделать вывод о том, что договоры, заключенные в соответствии с указанными международно-правовыми нормами, являются правомерными и подлежат исполнению.
     
     Оба мнения, изложенные в настоящей статье, основываются на нормативно-правовых актах, но отражают диаметрально противоположные точки зрения. Имеющиеся неясности в части правомерности предоставления главой администрации налоговых льгот, подкрепленные толкованием всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, приводят к недополучению значительных сумм налогов.