Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации


О применении главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации

     
     И.С. Кашин,
государственный советник налоговой службы II ранга

     
     В налогообложении физических лиц с 1 января 2001 года, то есть с момента введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в частности главы 23 "Налог на доходы физических лиц", произошли большие перемены.
     
     Ушли в прошлое налогообложение по совокупному годовому доходу и прогрессивная шкала налогообложения.
     
     13-процентная ставка налога на доходы, связанные с исполнением трудовых обязанностей, введена всерьез и надолго.
     
     Особое значение придается работе со сведениями о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в отчетном календарном году налогов, подаваемых налоговыми агентами в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ в налоговый орган по месту своего учета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Увеличилось число физических лиц, доходы которых подлежат налогообложению. С 1 января 2001 года к уплате налога на доходы физических лиц привлекаются еще и старатели, сотрудники органов внутренних дел, судов, прокуратуры, ФСБ, военнослужащие и приравненные к ним категории физических лиц.
     
     Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Выделяются 3 группы доходов, облагаемых по ставке 35, 30 и 13 %.
     
     Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик, не признаваемый налоговым резидентом Российской Федерации, должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения.
     
     В случае отсутствия названного подтверждения налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком-нерезидентом от российских источников, не подпадающих под действие ст. 217 НК РФ, производится по ставке 30 %.
     
     Вместо прежних льгот, предоставляемых Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", введены новые:
     
     - стандартные налоговые вычеты (вычеты на себя и на детей). При предоставлении стандартных налоговых вычетов следует иметь в виду, что они предоставляются одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     В соответствии с нормами трудового законодательства работодателем может быть юридическое или физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с физическим лицом, по которому работник (физическое лицо) обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (юридическое либо физическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон;
     
     - социальные вычеты (в связи с понесенными затратами на благотворительную деятельность, обучение, лечение). При предоставлении социальных налоговых вычетов следует иметь в виду, что статьей 219 НК РФ не предусмотрен перенос на следующий налоговый период суммы разницы между расходами налогоплательщика, произведенными в отчетном налоговом периоде на благотворительные цели и (или) уплаченными на цели обучения, лечения, и установленным размером общей суммы соответствующего социального налогового вычета;
     
     - имущественные вычеты (в связи с реализацией имущества, в связи с понесенными затратами на приобретение и строительство жилья). Статьей 220 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по суммам, полученным от продажи (реализации) имущества, находившегося в его собственности, а также суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры и уплату процентов на погашение ипотечных кредитов, полученных в банках и израсходованных на новое строительство (приобретение) жилья.
     
     В редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", исключившего положение о том, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику с даты регистрации права собственности на жилой объект, указанный вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, и документов, подтверждающих понесенные затраты. Иными словами, предоставление имущественного вычета не привязано к какой-то конкретной дате.
     
     Следует иметь в виду, что налоговые агенты - организации и индивидуальные предприниматели предоставление социальных и имущественных налоговых вычетов не производят;
     
     - профессиональные вычеты (для людей творческих профессий, получающих авторские вознаграждения, получающих доходы от работы по договорам подряда и индивидуальных предпринимателей).
     
     Профессиональные налоговые вычеты могут быть предоставлены налоговым агентом лицам, выполняющим работы по договорам гражданско-правового характера и лицам, получающим авторские вознаграждения, на основании их письменных заявлений.
     
     Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера имеют право на получение вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).
     
     Лица, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, имеют право получить вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету по нормативам затрат в процентах к сумме начисленного дохода.
     
     В ст. 217 НК РФ перечислены доходы, освобождаемые от налогообложения.
     
     НК РФ является законом прямого действия. Однако в связи с принятием главы 23 части второй НК РФ в налоговые органы поступает много запросов от частных лиц и организаций, являющихся налоговыми агентами, с просьбой разъяснить отдельные положения налога на доходы физических лиц.
     

Ответы на вопросы по применению главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

     

     По какой ставке рефинансирования, установленной Банком России, следует определять сумму материальной выгоды по заемным (кредитным) средствам, выданным налогоплательщикам до 1 января 2001 года, не возвращенным по состоянию на 1 января 2001 года? Возможно ли определять материальную выгоду по таким средствам, выданным в рублях, исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, действующей на 1 января 2001 года?

     
     В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
     
     Учитывая названную норму, новый порядок налогообложения в отношении заемных (кредитных) средств, установленный частью второй НК РФ, применяется при определении материальной выгоды за пользование заемными (кредитными) средствами после 1 января 2001 года независимо от того, заключен указанный договор займа (кредита) до или после 1 января 2001 года.
     
     В случае получения налогоплательщиком рублевых заемных средств налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование такими средствами, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора займа (кредита).
     
     Если заемные средства получены в иностранной валюте, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование такими средствами, исчисленной исходя из 9 % годовых, над суммой уплаченных процентов исходя из условий договора.
     

     С учетом поправок, внесенных пунктами 63 и 72 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в ст. 212 и 223 НК РФ в части дополнения после слова "заемными" словом "(кредитными)", и невключением соответствующей оговорки в ст. 224, устанавливающую налоговые ставки, в том числе по заемным средствам в размере 35 %, по какой ставке следует исчислять налог с суммы материальной выгоды по кредитным средствам - 35 или 13 %?

     
     Исчисление налога с суммы материальной выгоды по кредитным средствам, полученной после 1 января 2001 года, производится по ставке 13 %.
     

     Следует ли включать в налоговую базу 2001 года суммы задолженности по денежному содержанию сотрудникам силовых ведомств, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года и выплачиваемой в 2001 году? До 1 января 2001 года суммы денежного содержания и приравненных к ним выплат, производимых сотрудникам названных ведомств, в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц не включались.

     
     Суммы задолженности по выплате денежного содержания и иных приравненных к ним выплат сотрудникам силовых ведомств, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года, при их фактической выплате после 1 января 2001 года не должны учитываться при определении налоговой базы для целей исчисления налога на доходы.
     

     Подлежат ли налогообложению в 2001 году суммы доходов, выплачиваемые членам артелей старателей за осуществление старательской деятельности по добыче золота на труднодоступных и удаленных месторождениях в 2000 году в период действия льготы по подоходному налогу для таких доходов согласно подпункту "с" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц"? Доходы за работы 2000 года до получения артелями старателей прибыли от реализации добытого золота не могли быть выплачены, поскольку в течение промывочного сезона 2000 года учитывалось количество дней, отработанных на месторождении, без начисления их оплаты. Начисление причитающейся зарплаты и ее фактическая выплата за работы, выполненные в 2000 году, производятся в 2001 году после реализации добытого золота. Аналогичная льгота по налогу на доходы главой 23 Налогового кодекса не предусмотрена.

     
     Суммы доходов от осуществления в 2000 году старательской деятельности, подпадающие под действие подпункта "с" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", выплачиваемые после 1 января 2001 года, при определении налоговой базы, облагаемой налогом на доходы физических лиц, не учитываются.
     

     Правомерно ли включение в налоговую базу, облагаемую по ставке 13 %, сумм задолженности по оплате труда за прошлые налоговые периоды, выплачиваемых в 2001 году (за исключением сумм выплат задолженности сотрудникам силовых ведомств и членам артелей старателей)?

     
     Суммы такой задолженности по оплате труда за прошлые налоговые периоды, выплачиваемые в 2001 году, следует включить в налоговую базу 2001 года, облагаемую налогом по ставке 13 %.
     

     Правомерно ли проведение декларационной кампании в 2001 году по уплате налога с совокупного дохода, полученного в 2000 году, по ставкам и правилам, установленным Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", поскольку в средствах массовой информации рядом аудиторских фирм разворачивается кампания, настраивающая налогоплательщиков на уплату налога по декларациям за 2000 год по ставке 13 %?

     
     Доходы, фактически полученные в 2000 году, облагались в течение 2000 года по правилам Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц". В соответствии со ст. 18 этого же Закона физические лица, обязанные представить по окончании налогового периода декларации о годовом доходе, представляют такие декларации до 30 апреля года, следующего за отчетным, для перерасчета налога с совокупного облагаемого дохода.
     
     Исчисление и удержание налога с такого совокупного облагаемого дохода должно производиться по ставкам, установленным ст. 6 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", поскольку ставки, установленные ст. 224 НК РФ, распространяются на доходы, полученные начиная с 1 января 2001 года.
     

     Подпунктом "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" не было предусмотрено повторное предоставление льготы по расходам на строительство (приобретение) жилья, дач, садовых домиков. Подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ также не предусмотрено повторное предоставление имущественного вычета по суммам, направленным на новое строительство либо приобретение жилого дома.

     

     В связи с этим вправе ли налогоплательщики, полностью воспользовавшиеся жилищным вычетом в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц", заявить имущественный вычет по другому жилому объекту согласно ст. 220 НК РФ?

     
     Налогоплательщики, воспользовавшиеся налоговым вычетом на основании Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц", не вправе заявить имущественный вычет по другому жилому объекту согласно ст. 220 НК РФ.
     

     Могут ли налогоплательщики, не воспользовавшиеся полностью льготой по расходам на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры по правилам Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" по состоянию на 1 января 2001 года, продолжить пользоваться этой льготой в соответствии со ст. 220 НК РФ при подаче налоговой декларации за 2001 год с зачетом суммы льготы, ранее предоставленной такому налогоплательщику? Имеются в виду физические лица, пользовавшиеся жилищным вычетом в 2000 году.

     
     Да, такие налогоплательщики могут продолжить получение имущественного налогового вычета в порядке, установленном ст. 220 НК РФ.
     

     Срок представления сведений о доходах физических лиц, выплаченных налоговыми агентами в 2000 году, определяется согласно п. 5 ст. 20 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (не позднее 1 марта года, следующего за отчетным) либо п. 2 ст. 230 НК РФ (не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным)?

     
     Сведения о доходах за 2000 год должны быть представлены не позднее 1 марта 2001 года.
     
     В течение какого срока налогоплательщики вправе представить налоговые декларации для целей получения социальных налоговых вычетов, установленных ст. 219 НК РФ, и имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ?
     
     Индивидуальные предприниматели и другие лица, занимающиеся частной практикой, а также налогоплательщики, получившие доходы, поименованные в ст. 228 НК РФ, включая доходы от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, обязаны представить налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в котором были получены соответствующие доходы и произведены расходы.
     
     Другие категории налогоплательщиков с учетом положений п. 8 ст. 78 НК РФ могут представить налоговые декларации с заявлениями о предоставлении социальных вычетов, предусмотренных ст. 219 НК РФ, в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены соответствующие расходы (на благотворительность, обучение, лечение).
     
     При этом декларации представляются за тот налоговый период, в котором были произведены названные расходы на благотворительные цели, обучение, лечение.
     
     Налогоплательщики, направившие средства на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, а также уплатившие проценты за пользование ипотечным кредитом, полученным на эти цели, вправе получить соответствующий имущественный налоговый вычет на основании декларации, поданной в налоговый орган по месту своего жительства по окончании налогового периода, за который заявляются соответствующие вычеты, независимо от года, в котором налогоплательщиком были произведены соответствующие расходы на строительство (приобретение, уплату процентов по ипотечному кредиту).
     

     Распространяется ли новый порядок исчисления и уплаты налога на доходы в виде процентов, которые будут выплачиваться банками в 2001 году по заключенным до 1 января 2001 года договорам банковского вклада?

     
     Учитывая положения ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", действие части второй НК РФ в части налогообложения процентных доходов по вкладам в банке распространяется на проценты, выплаченные либо перечисленные на счета клиентов банка в 2001 году, в том числе по договорам банковского вклада, заключенным до 1 января 2001 года.
     

     Следует ли по доходам 2001 года продолжать предоставлять льготу покупателям либо застройщикам дач (садовых домиков), которые по состоянию на 1 января 2001 года использовали налоговую льготу не в полном объеме?

     
     Предоставление имущественных вычетов в связи со строительством или покупкой дач либо садовых домиков налоговым законодательством, вступившим в действие с 1 января 2001 года, не предусмотрено независимо от периода заявления названной льготы.
     

     Какие сроки исковой давности по взысканию либо возврату излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц установлены НК РФ?

     
     В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
     
     Длительность периода, за который согласно статье ст. 231 НК РФ производится взыскание не удержанных с физических лиц сумм налога, в том числе в случае уклонения налогоплательщика от налогообложения, Кодексом не ограничена.
     

     Вправе ли налогоплательщик заявить социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, если оплата за обучение производится учебному заведению, расположенному за пределами территории Российской Федерации?

     
     В ст. 219 НК РФ отсутствует оговорка о территориальном расположении образовательных учреждений.
     
     Таким образом, если оплата за обучение производится образовательному учреждению, находящемуся за пределами Российской Федерации, физическому лицу предоставляется социальный налоговый вычет при наличии лицензии у образовательного учреждения и подтвержденных документально фактически произведенных расходов за обучение.
     

     В каком порядке производится налогообложение операций купли-продажи ценных бумаг, принадлежащих налогоплательщику-физическому лицу, произведенных через профессиональных участников рынка ценных бумаг?

     
     Для определения размера налога на доходы физических лиц необходимо определить налоговую базу. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, к которым относятся и доходы от реализации ценных бумаг, полученные резидентами Российской Федерации, налоговая база определяется согласно ст. 210 НК РФ как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 Кодекса.
     
     Пунктом 2 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что при реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг право на получение имущественных налоговых вычетов предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
     
     Следовательно, определить налоговую базу может только налоговый орган, предоставляющий имущественный налоговый вычет.
     
     Согласно ст. 230 НК РФ организация - источник выплаты дохода представляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2000, регистрационный N 2479). В сведениях указывается общая сумма дохода от реализации ценных бумаг, полученного в налоговом периоде по всем совершенным операциям купли-продажи, без его уменьшения на совокупную сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов либо на сумму фиксированного вычета в пределах 125 000 руб.
     
     Определение налоговой базы и суммы налога с доходов физического лица, полученных от продажи ценных бумаг, с учетом предоставления имущественных вычетов, производится налоговым органом на основании налоговой декларации, представляемой в соответствии со ст. 229 НК РФ в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, и сведений о доходах, представляемых организациями, совершавшими куплю-продажу ценных бумаг в интересах налогоплательщика.
     

     Стоимость каких путевок, полностью или частично оплаченных за счет средств работодателей своим работникам и (или) членам их семей, а также инвалидам, не работающим в данной организации, подпадает под действие п. 9 ст. 217 НК РФ?

     
     В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций; за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     Под санаторно-курортным и оздоровительным учреждением, расположенным на территории Российской Федерации, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая деятельность по предоставлению санаторно-курортных и оздоровительных услуг на территории Российской Федерации.
     
     Формы путевок (курсовок) в названные санаторно-курортные и оздоровительные учреждения утверждены приказом Минфина России от 10.12.1999 N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
     
     Таким образом, полная или частичная компенсация за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций или за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, стоимости путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации на территории Российской Федерации не будет включаться в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
     

     В каком порядке производится налогообложение выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр, в том числе с использованием игровых автоматов?

     
     Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ по доходам в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), налоговая ставка установлена в размере 35 %.
     
     Пунктом 4 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что по группе доходов, облагаемых по ставке 35 %, к которым относятся доходы в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов. На эту группу доходов стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты не распространяются, то есть налог на доходы по ставке 35 % исчисляется с суммы выигрыша.
     
     Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доходы, обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет в порядке, указанном в данной статье.
     
     Статьей 230 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых агентов, в том числе возлагаемая на организаторов различного рода лотерей и других основанных на риске игр, вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по формам, установленным МНС России (ф. N 1-НДФЛ и N 2-НДФЛ).
     
     Названный порядок налогообложения выигрышей по лотереям, тотализаторам и других основанных на риске игр должен применяться при налогообложении сумм выигрышей, выплачиваемых (перечисляемых) физическим лицам после 1 января 2001 года, в том числе по лотереям, тираж которых был проведен до названной даты.
     

     Договор с высшим учебным заведением на обучение ребенка заключен в августе 2000 года. Согласно договору родители обязаны заплатить 10 000 руб. за учебный период 2000-2001 годы, в том числе 5000 руб. в 2000 году и 5000 руб. в 2001 году. На какую сумму и за какой налоговый период может быть предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ?

     
     В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
     
     По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
     
     Учитывая изложенное, социальный налоговый вычет, предусмотренный ст. 219 НК РФ, предоставляется родителям за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере расходов, фактически произведенных в 2001 году на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
     
     Право на получение вычета предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган в 2002 году по доходам, полученным в 2001 году, и представлении документов, подтверждающих произведенные расходы.