Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

    

О налоге на прибыль

     
     С.М. Закатова,
     советник налоговой службы I ранга

     

     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.1996 N 707 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг" затраты (издержки) жилищно-эксплуатационных организаций возмещаются платежами граждан частично.
     
     В части затрат, не покрываемых средствами, поступающими от оплаты жилья, предусмотрены дотации из бюджета.
     
     В случае если предприятие ЖКХ определяет выручку от реализации продукции (работ, услуг) по оплате, правомерно ли корректировать себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) пропорционально оплаченной выручке от реализации продукции (работ, услуг) с учетом дотации из бюджета?

     
     В соответствии с п. 13 ст. 1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" затраты (издержки) жилищно-эксплуатационных организаций возмещаются платежами граждан частично.
     
     Кроме того, цены (тарифы) на топливо, теплоэнергию и другие услуги, отпускаемые населению, согласно постановлению Правительства РФ от 19.12.1991 N 55 "О мерах по либерализации цен" (с изменениями и дополнениями) относятся к регулируемым.
     
     В соответствии с п. 12 письма Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (с изменениями и дополнениями) суммы, поступившие из бюджета на покрытие убытков, образовавшихся в части затрат, не покрываемых средствами, поступающими от оплаты жилья гражданами, а также разницы в ценах на топливо, теплоэнергию и другие услуги, отпускаемые населению по ценам и тарифам ниже покупных, отражаются в бухгалтерском учете предприятий по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" в составе внереализационных доходов.
     
     Согласно п. 13 Положения о составе затрат для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере оплаты [при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу], либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
     
     При определении предприятиями ЖКХ для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты сформированная в бухгалтерском учете себестоимость всех выполненных работ (оказанных услуг) должна быть распределена в отчетном периоде пропорционально оплаченным и неоплаченным выполненным работам (оказанным услугам).
     
     Следует иметь в виду, что операции отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть по моменту совершения операции, вне зависимости от фактической оплаты.
     
     Учитывая, что при реализации работ (услуг) в фактической себестоимости предприятий ЖКХ нашли отражение все затраты (в том числе затраты, оплачиваемые государством через дотации), при расчете удельного веса (пропорции) оплаченной выручки в общей сумме выполненных работ принимается сумма выручки с учетом дотации из бюджета.
     

     В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ветеранам и военнослужащим предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг. Какой порядок учета указанных средств при налогообложении и следует ли их отражать на счете 80 "Прибыли и убытки" в составе внереализационных доходов?

     
     Согласно п. 13 ст. 1 части первой НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
     
     Согласно п. 12 письма Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (с изменениями и дополнениями) суммы, поступившие из бюджета на покрытие разницы в ценах на топливо, теплоэнергию и другие услуги, отпускаемые населению по ценам и тарифам ниже покупных, в бухгалтерском учете предприятий отражаются по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" в составе внереализационных доходов.
     
     Данный порядок учета применяется по тем суммам ассигнований, которые поступили из бюджета для всех категорий граждан на покрытие разницы в ценах, образовавшейся в результате реализации предприятием товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам).
     
     Вместе с тем согласно Федеральным законам "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих" определенной категории граждан предоставлены дополнительные льготы по оплате коммунальных услуг.
     
     Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) не предусмотрено уменьшать выручку организаций ЖКХ от реализации продукции (работ, услуг) на сумму льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате коммунальных услуг (в том числе связанных с отпуском газа), так как указанные расходы в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О статусе военнослужащих" подлежат возмещению из бюджета.
     
     Задолженность бюджетов по возмещению предоставляемых отдельным категориям населения льгот, так же как и задолженность населения по оплате услуг, учитываются на счетах 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
     
     В связи с этим организации ЖКХ в состав выручки от оказания услуг указанной категории граждан должны включать выручку в полном объеме (без учета льгот).
     

     М.М. Щербинина,
     советник налоговой службы II ранга

     

     Относятся ли на себестоимость продукции (работ, услуг) проценты за кредит, полученный на:
     
     - выдачу заработной платы;
     
     - погашение налогов в бюджет?

     
     В соответствии с п. 1 Положения о составе затрат себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
     
     Согласно подпункту "с" п. 2 Положения о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов).
     
     Таким образом, на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся проценты по кредитам, непосредственно связанным с производственной деятельностью предприятия.
     
     Учитывая изложенное, в целях налогообложения, проценты за кредит банка, использованный на выдачу заработной платы, относятся на себестоимость, как расходы, связанные с производством продукции (работ, услуг).
     
     Что касается процентов по кредитам банка, использованным на уплату налогов и погашение задолженности по платежам во внебюджетные фонды, то указанные затраты осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
     

     Имеет ли право предприятие применять льготу по налогу на прибыль, предусмотренную подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при направлении средств на содержание детского сада, являющегося юридическим лицом?

     
     В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы затрат предприятий (согласно утвержденным местными органами государственной власти нормативам) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели, понесенных при долевом участии предприятий. Затраты предприятий, понесенные при долевом участии, принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Таким образом, данный Закон устанавливает льготу по налогу на прибыль для предприятия, на балансе которого находятся указанные объекты и учреждения.
     
     При эксплуатации указанных объектов, находящихся на балансе предприятия, в доле с другими предприятиями при наличии заключенного между ними договора о совместной их эксплуатации, определяющего и долю расходов по содержанию покрываемой каждой из сторон, льгота по налогу на прибыль на сумму затрат предприятий в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами может быть заявлена каждой из сторон, участвующей в содержании совместно эксплуатируемых объектов и учреждений.
     
     Поскольку условием предоставления данной льготы является нахождение объекта или учреждения образования на балансе предприятия (в том числе при долевом участии в содержании этих объектов и учреждений), то названная выше льгота не может быть предоставлена предприятиям, направившим прибыль на содержание учреждений образования, являющихся юридическими лицами.
     

     Согласно штатному расписанию предприятие имеет сторожевую охрану. Кроме этого, предприятие нанимает вооруженную охрану согласно договору. Относятся ли на себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по вооруженной охране сторонней организации?

     
     Положением о составе затрат предусмотрено отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на обеспечение сторожевой охраны независимо от того, осуществляется она собственными или привлеченными силами.
     
     Вместе с тем в случае использования предприятием или организацией собственной службы охраны, состоящей в штате предприятия (организации), при одновременном привлечении охраны со стороны не должно осуществляться дублирование охраняемых объектов, помещений силами собственной охраны и привлеченной организации.
     
     В случае дублирования охраняемых объектов, помещений силами собственной охраны и привлеченной организации расходы на охрану по договорам со сторонними организациями производятся за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов.
     

     Предоставляется ли льгота по налогу на прибыль на капитальные вложения в случае, если основные средства приобретаются в обмен на свою продукцию?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     При этом налоговые льготы, установленные п. 1 (за исключением подпунктов "г", "д" и "е") и 5 указанной статьи Закона не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных налоговых льгот, более чем на 50 %.
     
     В случае если организация приобрела объекты основных средств в обмен на продукцию собственного производства, то есть организация понесла фактические затраты на ее изготовление, отразила стоимость обмениваемой продукции через счет "Реализация продукции (работ, услуг)", она может получить льготу по налогу на прибыль в части фактически понесенных затрат. При этом необходимо учесть наличие прибыли, остающейся в распоряжении организации, которые она могла направить на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
     

     А.А. Альферович,
     советник налоговой службы III ранга

     

     В каком объеме и в какой форме организации должны представлять сведения по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений организации? Предусмотрены ли отметки налоговых органов на указанных сведениях?

     
     В соответствии с п. 1.4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, производят расчеты по налогу на прибыль в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленными налоговым органам письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н (с изменениями и дополнениями).
     
     При этом указанные организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом следующих особенностей.
     
     Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, и о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), сообщаются организацией филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтер-ских отчетов применительно к п. 2 вышеназванных Методических указаний.
     
     При этом следует иметь в виду, что сведения по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, представляются организациями (плательщиками) в произвольной форме в виде выписок из расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли, справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли, расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Одновременно сообщаем, что проставление налоговыми органами отметок на указанных сведениях вышеупомянутым порядком не предусмотрено.
     

     В.К. Мареева

     

     Организация применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Что понимается под понятиями "предельная численность работающих до 15 человек"; "предельный срок представления в налоговый орган расчета единого налога до 20-го числа"?

     
     Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
     
     Статьей 2 названного Федерального закона установлено, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства распространяется на организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек (включительно), то есть не свыше 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
     
     При этом под предельной численностью субъектов малого предпринимательства следует понимать среднесписочную численность работающих за отчетный период, определяемую с учетом всех работников предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
     
     Что касается предельного срока представления в налоговый орган расчета единого налога, то необходимо иметь в виду следующее.
     
     Пунктом 7 ст. 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ установлено, что по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога.
     
     При этом последним днем сдачи в налоговый орган расчета единого налога является 19-е число месяца, следующего за отчетным периодом.
     

     Распространяется ли льготный порядок по уплате налога на прибыль, установленный п. 5 ст. 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", на акционерные общества, заключившие договор с сельскохозяйственными предприятиями о совместном сельскохозяйственном производстве на условиях раздела урожая?

     
     Указанный льготный порядок не может быть применен по следующим основаниям.
     
     В соответствии со ст. 244, 248, 249, 252 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого собственника в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям. Имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
     
     Согласно законодательству Российской Федерации, регулирующему вопросы бухгалтерского учета и отчетности, к учету подлежат принятию все затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
     
     Порядок определения налогооблагаемой базы и применения действующих льгот по конкретным налогам и сборам определяется нормами действующего законодательства о налогах и сборах.
     
     Законодательством о налогообложении в Российской Федерации определен порядок применения налоговых льгот в отношении предприятий, непосредственно участвующих в первичном сельскохозяйственном производстве.
     
     В частности Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с настоящим Законом предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     При этом собственником выращенного урожая является владелец земли, и первоначальное оприходование урожая в его полном объеме должно осуществляться у субъекта гражданского права, хозяйствующего на земле и отчитывающегося в установленном порядке о посевных площадях и количестве собранной продукции. Сторонняя организация, не являющаяся совладельцем или арендатором земли как средства производства, не может приходовать сельскохозяйственную продукцию. В рассматриваемом случае получение продукции в виде урожая в оплату услуг, оказанных сельскохозяйственному товаропроизводителю, следует рассматривать как бартерную сделку.
     
     Уместно напомнить, что налоговое законодательство содержит достаточно широкий перечень льгот по налогообложению прибыли предприятий и организаций (включая сельскохозяйственные), направленных на стимулирование производства.
     
     Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) сохраняется право законодательных (представительных ) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления по установлению для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты, помимо льгот, предусмотренных ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     

     Разрешается ли организациям относить на себестоимость продукции и учитывать для целей налогообложения расходы на подготовку кадров по договорам с образовательными учреждениями, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, но при отсутствии государственной аккредитации?

     
     При подготовке приказа от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения" Минфин России не ставил задачу ограничить возможности организаций по отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) расходами на подготовку и переподготовку кадров исключительно теми случаями, когда образовательные учреждения имеют государственную аккредитацию.
     
     Включенные в письмо Минфина России от 06.10.1992 N 94 (действующее ранее) слова в скобках "(имеющими соответствующую лицензию)" в упомянутом приказе Минфина России были исключены в связи с тем, что в соответствии с п. 6 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. При этом имелось в виду, что если у организации нет такой лицензии, она не может заниматься образовательной деятельностью, а значит, и рассматриваться в качестве образовательного учреждения.
     
     Таким образом, условием отнесения для организаций на себестоимость продукции (работ, услуг) расходов на подготовку и переподготовку кадров является именно статус организации как образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а не его государственная аккредитация.
     
     Указанные разъяснения доведены МНС России до налоговых органов письмом от 17.07.2000 N ВГ-6-02/536.
     

     С какого времени применяется увеличенный суммарный размер отчислений по добровольному страхованию, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Постановлением Правительства РФ от 31.05.2000 N 420 внесены изменения в подпункт "р" п. 2 Положения о составе затрат. Установлено, что суммарный размер отчислений на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 3 % объема реализуемой продукции (работ, услуг). Эта норма действует с 1 июля 2000 года. До 1 июля 2000 года суммарный размер указанных отчислений не должен превышать 1 % объема реализуемой продукции (работ, услуг).
     

     Возможно ли в ближайшие годы установление порядка исчисления и уплаты налога на прибыль по консолидированному балансу (в пределах консолидированной группы налогоплательщиков)?

     
     Вопрос о введении механизма консолидации налогоплательщиков неоднократно рассматривался при подготовке главы "Налог на доходы организаций" части второй НК РФ.
     
     Введение механизма консолидации, позволит более гибко осуществлять маневрирование финансовыми ресурсами, централизованное приобретение основных средств и сырья, снизит побудительные мотивы к фиктивным сделкам, уменьшит налоговую нагрузку налогоплательщиков.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что введение консолидированной группы налогоплательщиков может привести к невосполнимым потерям доходов бюджета, так как все операции между участниками консолидированной группы выводятся из-под налогообложения; убытки одних участников консолидированной группы могут покрываться прибылью других участников, что повлияет на резкое уменьшение общей величины налогового обязательства участников консолидированной группы и создаст дополнительные сложности при осуществлении налогового контроля. Таким образом, создание консолидированных групп, объединяющих в своем составе самостоятельных налогоплательщиков в современных условиях развития экономики России, по нашему мнению, преждевременно.
     
     Вместе с тем с введением в действие части первой НК РФ снята проблема двойного налогообложения организаций. В частности ст. 11, 19 Кодекса установлено, что налогоплательщиками и плательщиками налогов и сборов признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иными словами, осуществлена консолидация налогоплательщиков в пределах юридического лица.
     
     С целью снижения налоговой нагрузки принято решение о постепенном отказе от налогов, базой которых является выручка от реализации товаров (работ, услуг). В соответствии с Законом N 118-ФЗ с 1 января 2001 года предусмотрено снижение ставки налога на пользователей автомобильных дорог (с 2,5 до 1 %) и отменен налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Кроме того, снижены ставки по социальным налогам.
     
     Проектом главы "Налог на доходы организаций" части второй НК РФ предусмотрен комплекс мер по реорганизации системы налогообложения доходов организаций, направленных на создание равных условий деятельности налогоплательщиков, обеспечение нейтральности налога по отношению к инфляционным процессам.
     
     Предусмотрен общепринятый в мировой практике порядок определения налоговой базы по налогу на доход - как реально полученного, а не определенного расчетным путем финансового результата деятельности налогоплательщика, то есть как разница между доходами, полученными налогоплательщиками за налоговый период, и расходами, связанными с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Проблема учета всех необходимых и обоснованных затрат при исчислении налогооблагаемой базы решается для всех организаций в строгом соответствии с международными правилами и при максимальной возможности учета интересов налогоплательщика. Предлагается принимать к вычету все деловые расходы, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров (работ, услуг). Планируется снять ограничения в отношении расходов на рекламу, уплату процентов за пользование заемными средствами.
     
     Предлагается новый механизм амортизации имущества, который должен также стать дополнительным стимулом для осуществления крупномасштабных инвестиций и позволит устранить влияние инфляции на инвестиционную политику предприятий.
     
     Что касается дальнейшей консолидации налогоплательщиков, то данный вопрос целесообразно рассмотреть после введения названной главы НК РФ с учетом анализа влияния осуществленных преобразований на финансово-хозяйственную деятельность организаций и доходов соответствующих бюджетов.
     

     Г.В. Зинькова,
     главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, относятся к неналоговым доходам бюджета. Статья 42 указанного Кодекса предусматривает, что доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской или иной деятельности, приносящие доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетных учреждений и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от оказания платных услуг. Данное положение не предусматривает налогообложение вышеназванных доходов. Вместе с тем согласно налоговому законодательству указанные доходы (превышение доходов над расходами) подлежат включению в налогооблагаемую базу бюджетных учреждений.
     
     В связи с изложенным просим разъяснить порядок отражения доходов от предпринимательской деятельности (оказания платных услуг) в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.

     
     Бухгалтерский учет операций по средствам, полученным от предпринимательской и иной деятельности, осуществляется в бюджетных учреждениях в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н; в органах, исполняющих бюджеты, - согласно Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина России от 17.02.1999 N 15н. В соответствии с разъяснениями Главного управления федерального казначейства учет указанных средств в органах, исполняющих бюджеты, осуществляется через счета средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности, которые открыты органам казначейства в кредитных организациях. Для учета операций преду-смотрены следующие бухгалтерские записи:
     
     поступление доходов от предпринимательской деятельности - дебет субсчета 1151 "Средства, полученные от предпринимательской и иной деятельности", кредит субсчета 4103 "Доходы и поступления от предпринимательской и иной деятельности";
     
     использование средств - дебет субсчета 2103 "Кассовые расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности", кредит субсчета 1151 "Средства, полученные от предпринимательской и иной деятельности".
     
     По истечении финансового года накопленные расходы отражаются по дебету субсчета 4103 "Доходы и поступления от предпринимательской и иной деятельности" и кредиту субсчета 2103 "Кассовые расходы за счет средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности".
     
     При налогообложении доходов (превышении доходов над расходами) бюджетных организаций, полученных от предпринимательской деятельности, следует руководствоваться нормами Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".
     
     Существующие между действующим налоговым законодательством и Бюджетным кодексом РФ несоответствия будут устранены путем внесения поправок в названные документы.
     

     Автономная некоммерческая организация создана в соответствии с Федеральными законами "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О некоммерческих организациях". Основные виды деятельности - научные разработки и образовательная деятельность. Получена лицензия на ведение образовательной деятельности. В ходе выполнения НИОКР - при создании новой техники происходит углубленная профессиональная подготовка и обучение специалистов Заказчика новым технологиям и специальным разделам науки. Прибыль от выполнения НИОКР направляется в полном объеме на нужды обеспечения и развития образовательного процесса. Имеет ли право организация при уплате налога на прибыль воспользоваться льготой, предусмотренной налоговым законодательством для образовательных учреждений?

     
     Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлена специальная льгота для образовательных учреждений. Так, при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, образованными в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
     
     Согласно вышеуказанному Закону образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными [частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)].
     
     Наряду с осуществлением образовательного процесса образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.
     
     К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения; торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним; ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством, предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. Как видим, выполнение  НИОКР не относится к предпринимательской деятельности образовательного учреждения (ст. 47 НК РФ).
     
     Таким образом, льгота по налогу на прибыль, предусмотренная для образовательных учреждений налоговым законодательством, может быть предоставлена только по прибыли, полученной от образовательной деятельности.
       

     Какие затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с ее производством и реализацией.
     
     Подпунктом "к" п. 2 Положения о составе затрат установлены затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, повышением квалификации работников предприятия, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Необходимым условием отнесения данных затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) является следующее: обучение должно входить в программу подготовки кадров организации и проводиться в связи с производственной необходимостью, необходимо наличие договора с государственным или негосударственным образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию.
     
     Для целей налогообложения произведенные организацией затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке норм и нормативов.
     
     С 1 апреля 2000 года вступил в силу приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения". Данным приказом увеличена общая величина расходов на подготовку и переподготовку кадров, которую можно включать в себестоимость продукции для целей налогообложения, с 1 апреля 2000 года она не должна превышать 4 % от расходов на оплату труда работников предприятия вместо 2 %, установленных ранее.
     

     В.В. Нарежный

     

     Организация "А" приобрела в 1995 году здание у организации "Б", не зная о том, что этому зданию присужден статус памятника истории и архитектуры и его продажа незаконна. В 1998 году на основании решения арбитражного суда сделка была признана недействительной, здание было передано с баланса организации "А" на баланс органа по управлению государственным имуществом. Этим же решением суд постановил взыскать с организации "Б" уплаченную ему ранее по сделке сумму в пользу организации "А". Здание было передано органу по управлению государственным имуществом, однако сумму, уплаченную по состоявшейся в 1995 году сделке, организация "А" не получила вследствие тяжелого финансового состояния организации "Б". Может ли организация "А" списать дебиторскую задолженность организации "Б" и уменьшить на его величину налогооблагаемую прибыль в расчете за 2000 год?

     
     Указанная задолженность при определенных условиях может быть признана долгом, нереальным для взыскания.
     
     Если у организации "А" имеется решение суда, признающее неправомерность совершенной в 1995 году сделки и возникновение дебиторской задолженности перед ней у организации "Б", необходимо получить соответствующее решение суда о признании данной задолженности нереальной для взыскания. В этом случае в целях налогообложения организация сможет применить норму, установленную п. 15 Положения о составе затрат.
     
     В соответствии с п. 15 указанного Положения в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания.
     
     Следовательно, при выполнении вышеуказанных условий организация "А" сможет признать задолженность организации "Б" долгом, нереальным для взыскания, и уменьшить на его величину налоговую базу по налогу на прибыль за 2000 год.
     

     По данным бухгалтерского баланса за 9 месяцев предприятие получило убыток. Скорректировав для целей налогообложения полученный результат, предприятие получило налогооблагаемую прибыль. Правомерно ли при расчете налога на прибыль за 9 месяцев заявить льготу на финансирование капиталовложений на сумму затрат, осуществленных в III квартале?

     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Учитывая, что у предприятия после корректировки данных бухгалтерской отчетности для целей налогообложения образовалась налогооблагаемая прибыль, предприятие может воспользоваться указанной выше льготой при условии наличия источника осуществления затрат (например осуществления таких затрат за счет нераспределенной прибыли прошлых лет).
     

     О.Г. Бизякин,
     ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Может ли предприятие относить на себестоимость продукции (работ, услуг) пенсионные взносы на солидарный счет в негосударственный пенсионный фонд по договору о дополнительном пенсионном обеспечении работников, прекративших трудовые отношения с предприятием в связи с выходом на пенсию?

     
     В соответствии с подпунктом "р" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются платежи (страховые взносы) по заключенным в пользу своих работников договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию.
     
     Поскольку физическое лицо не является работником предприятия, суммы платежей (страховых взносов) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются и не должны уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     

     Следует ли из первого абзаца п. 3 ст. 66 НК РФ, что при заключении договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита необходимо устанавливать общую сумму накопления кредита по каждому сроку уплаты налогов, или можно устанавливать общую сумму кредита без ее деления по срокам уплаты?
     
     Организации был предоставлен инвестиционный налоговый кредит с 1 декабря 1999 года по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации. В декабре 1999 года были уплачены авансовые взносы по налогу на прибыль в сумме 950 тыс. руб., в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации - 600 тыс. руб.; при этом сумма накопленного кредита по договору составила 300 тыс. руб. По результатам работы за 1999 год организация получила убыток. Должна ли быть уменьшена сумма накопленного кредита (300 тыс. руб.) и пересчитана сумма начисленных процентов за пользование кредитом?

     
     Поскольку конкретные условия договора об инвестиционном налоговом кредите не ясны, дать однозначный ответ по поставленным вопросам не представляется возможным.
     
     Вместе с тем, принимая во внимание положения п. 3 ст. 66 НК РФ, условиями договора об инвестиционном налоговом кредите может предусматриваться разбивка суммы кредита по срокам уплаты налога.
     
     Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита, с учетом положений п. 6 ст. 67 НК РФ.
     
     Кроме этого, в соответствии с п. 7 ст. 67 НК РФ законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления, по региональным и местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
     
     Исходя из того, что в декабре 1999 года организация использовала право на уменьшение платежей по налогу, начисление процентов производится уже в указанном отчетном периоде, если иное не предусмотрено условиями договора.
     
     При наличии убытков по результатам налогового периода за 1999 год сумма накопленного кредита в соответствии с п. 3 ст. 66 НК РФ переносится на первый отчетный период следующего налогового периода дополнительно к причитающимся в этом отчетном периоде суммам кредита и должна разбиваться по срокам уплаты авансовых взносов, если иное не предусмотрено договором.
     

     Учредителями общества с ограниченной ответственностью являются два иностранных гражданина, каждому из которых принадлежит по 50 % долей общества. Согласно п. 11 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" средства добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат обложению налогом на прибыль. Включаются ли в состав налогооблагаемой прибыли общества с ограниченной ответственностью средства, полученные от учредителей?

     
     При рассмотрении поставленного вопроса необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в состав доходов от внереализационных операций не включаются средства, зачисляемые в уставные фонды предприятий его учредителями в порядке, установленном законодательством.
     
     С 1 января 2000 года согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, для целей бухгалтерского учета доходом организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). При этом активы, полученные безвозмездно, являются внереализационными доходами.
     
     Однако согласно действующему законодательству по налогообложению прибыли включение в налоговую базу организаций средств, полученных безвозмездно от физических лиц, не предусмотрено.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
     консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Предприятие выпускает продукцию, цикл производства которой составляет до пяти месяцев. С введением в действие с 1 января 2001 года главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК РФ из перечня товаров, освобожденных от НДС, данная продукция исключена.
     
     Облагается ли реализация указанной продукции НДС, в случае если контракт заключен в 2000 году, а реализуется 2001 году?

     
     В соответствии со ст. 31 Закона N 118-ФЗ по отношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Таким образом, реализация продукции по контрактам, заключенным до 1 января 2001 года, начиная с 1 января 2001 года подлежит обложению НДС.
     
     Согласно действующему порядку применения НДС суммы этого налога, уплаченные по материальным ресурсам производственного назначения, возмещаются налогоплательщикам при реализации ими товаров (работ, услуг), облагаемых данным налогом. В связи с этим при наличии объекта налогообложения у налогоплательщика возникает право на возмещение налога, фактически уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) производственного назначения. Таким образом, суммы НДС, уплаченные после 1 января 2001 года по материальным ресурсам производственного назначения, используемым для производства продукции, облагаемой с 1 января 2001 года НДС, будут возмещаться из бюджета в порядке, установленном ст. 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй НК РФ.
     
     Согласно сложившейся практике изменения действующего порядка применения НДС вводятся, как правило, с даты, определяемой фактом отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В связи с этим продукцию, отгруженную в 2000 году, а оплаченную в 2001 году, НДС облагать не следует при условии отдельного учета такой продукции.
     

     Фондовая биржа является по своей организационно-правовой форме некоммерческим партнерством. Источником финансирования биржи являются членские взносы. Облагались ли НДС членские взносы, получаемые биржей? Мог ли возмещаться из бюджета НДС, уплаченный биржей поставщикам материальных ресурсов производственного назначения?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в оборот, облагаемый этим налогом, включались любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). В связи с этим членские взносы, полученные данной фондовой биржей, НДС не облагались, в случае если их получение не было связано с оплатой товаров (работ, услуг).
     
     Согласно действовавшему порядку применения НДС суммы этого налога, уплаченные по материальным ресурсам производственного назначения, возмещались налогоплательщикам при реализации ими товаров (работ, услуг), облагаемый данным налогом (за исключением экспортируемых). В связи с этим при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, и экспортируемых товаров (работ, услуг), суммы НДС, уплаченные фондовой биржей поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, подлежали зачету (возмещению) из бюджета в общеустановленном порядке.
     

О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности

     
     А.О. Диков,
     советник налоговой службы I ранга

     

     Как взимается единый налог на вмененный доход после введения в действие части второй НК РФ?

     
     Федеральным законом N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и Законом N 118-ФЗ не установлено, что с момента введения в действие частей первой и второй НК РФ прекращает свое действие Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ). Статьей 29 Закона N 118-ФЗ закреплено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии с данным Законом, действуют в части, не противоречащей части второй НК РФ (список федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и не вошедших в перечень актов, утративших силу, закреплен в ст. 2 данного Закона). Это означает, что с 1 января 2001 года положения Закона N 148-ФЗ применяются в части, не противоречащей Закону РФ N 118-ФЗ и части второй НК РФ.
     
     Следует отметить, что единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности установлен подпунктом "е" п. 1 ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Данный Закон применяется с 1 января 2001 года на территории Российской Федерации в части, не противоречащей части второй НК РФ. При этом ст. 14 части первой НК РФ, в которой не установлен единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, вводится в действие со дня введения в действие части второй НК РФ и признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Это также означает, что единый налог на вмененный доход применяется до тех пор, пока не утратит силу Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
     Законом N 148-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица и уплачивающих единый налог на вмененный доход, установлен перечень налогов и сборов, от уплаты которых они освобождены. Так, со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", за исключением:
     
     1) государственной пошлины;
     
     2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
     
     3) лицензионных и регистрационных сборов;
     
     4) налога на приобретение автотранспортных средств;
     
     5) налога на владельцев транспортных средств;
     
     6) земельного налога;
     
     7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
     
     8) подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности;
     
     9) удержанных сумм подоходного налога, а также НДС и налога на доходы от источника в Российской Федерации.
     
     С учетом частей первой и второй НК РФ данный перечень применяется с некоторыми изменениями.
     
     В соответствии с Законом N 118-ФЗ с 1 января 2001 года со всех налогоплательщиков не взимаются такие налоги, как налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств, налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства, налог на отдельные виды транспортных средств.
     
     Следует также иметь в виду, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход (ст. 217 НК РФ).
     
     Главой 21 НК РФ с 1 января 2001 года в число плательщиков НДС наряду с организациями также включены и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Это является новшеством по сравнению с налоговым законодательством, действовавшим до 1 января 2001 года. Плательщиками налога являются также лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Говоря об индивидуальных предпринимателях как о плательщиках налога необходимо ответить на один вопрос: являются ли плательщиками НДС индивидуальные предприниматели, которые применяют упрощенную систему налогообложения и не платят НДС? Если индивидуальный предприниматель работает в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", то с 1 января данный Федеральный закон действует только в части, не противоречащей НК РФ. Это означает, что индивидуальные предприниматели, работающие в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", являются плательщиками НДС, так как индивидуальные предприниматели согласно НК РФ являются плательщиками НДС. Кроме того, в НК РФ отсутствуют упоминания о том, что если индивидуальные предприниматели работают по упрощенной системе налогообложения, то они освобождаются от уплаты НДС (в отличие от вышеуказанной ссылки в ст. 217 НК РФ, относящейся к индивидуальным предпринимателям, работающим по Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности").
  &n