Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

"Горячая линия" от 6 февраля 2001 года


"Горячая линия" от 6 февраля 2001 года

     
     Во время "Горячей линии" вновь задавались вопросы, ответы на которые содержатся в соответствующих номерах журнала.
     
     Так, например, в журналах N 11/2000, N 12/2000, N 1/2001 даны следующие ответы:
     
     - о реформировании НДС;
     
     - о заполнении Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли";
     
     - об учете как убытки прошлых лет суммовых разниц, связанных с оплатой счетов поставщиков текущего года в следующем отчетном году;
     
     - о порядке декларирования доходов физических лиц в 2001 году;
     
     - о порядке корректировки показателей бухгалтерской отчетности при составлении Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли;
     
     - об определении себестоимости оплаченной продукции;
     
     - об отражении в составе затрат или финансовых результатов суммы налогов и сборов.
     
     В журнале "Налоговые вестник" N 4/2000 опубликован ответ на вопрос о начислении НДС при списании неполностью самортизированных основных средств и т.п.
     
     Одновременно читателей журнала интересовали вопросы, ответы на которые они не смогли найти в журнале.
     

     1. Начисляется ли амортизация на объекты основных средств, приобретенных некоммерческими организациями за счет средств целевого характера?

     
     В п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изменениями и дополнениями), было определено, что не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций. В этом случае Минфин России исходил из того, что некоммерческие организации аналогично бюджетным организациям приобретают основные средства за счет целевого финансирования и должны осуществлять не амортизационные отчисления, а только износ.
     
     Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2000 N ГКПИ 00-645 отменен порядок, установленный Минфином России в п. 48, и, следовательно, некоммерческие организации производят начисление амортизации по основным средствам.
     
     При этом необходимо учитывать п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н.
     
     Исходя из указанного пункта Методических рекомендаций некоммерческие организации отражают приобретение основных средств и списание по ним амортизационных отчислений следующим образом:
     
     1) Д-т 08 "Вложения во внеоборотные активы" К-т 98 "Доходы будущих периодов" - стоимость приобретенных основных средств за счет целевого финансирования;
     
     2) Д-т 01 "Основные средства" К-т 08 - ввод в эксплуатацию приобретенных основных средств;
     
     3) Д-т 20 "Основное производство" или другие счета по учету затрат на производство услуг К-т 02 "Амортизация основных средств";
     
     4) Д-т 98 К-т 91 "Прочие доходы и расходы" - на сумму начисленных амортизационных отчислений.
     

     2. Имеет ли возможность организация списать за счет средств, учитываемых как добавочный капитал, возникшие убытки?

     
     Как следует из п. 51 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, при рассмотрении итогов деятельности отчетного года и решении вопроса об источниках покрытия убытка (как отчетного, так и прошлых лет) на эти цели могут быть направлены прибыль, остающаяся в распоряжении организации (за исключением учтенной в качестве источника покрытия капитальных вложений), в порядке ее распределения, резервный фонд, образованный в соответствии с законодательством, добавочный капитал (за исключением сумм прироста стоимости имущества по переоценке), а также доведение величины уставного капитала до величины частых активов организации.
     
     Следовательно, указаниями Минфина России запрещено направлять суммы добавочного капитала на погашение убытка, имеющегося у организаций по итогам деятельности за год.
     
     Однако, как определено в п. 66 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль и прочие резервы учитываются в составе собственного капитала организации и это может являться основанием для списания непокрытых убытков у организаций с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 83 "Добавочный капитал" и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", что также предусмотрено корреспонденцией счетов к счету 83.
     

     3. Как списывается остаточная стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов при переводе их в соответствии с вновь вводимым Планом счетов и Инструкцией по его применению на счет 10 "Материалы"?

     
     Из комментария руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А.С. Бакаева, опубликованного в книге "О Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций" следует, что остатки предметов, учитываемые на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", при их переводе на счет 10 "Материалы" начисленный износ, учитываемый на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", записываются в уменьшение стоимости на счете по учету материалов. По предметам, переданным в производство, неперенесенная часть стоимости списывается со счета 10 "Материалы" на затраты производства (расходы на продажу).
     

     4. Освобождаются ли от уплаты НДС с 2001 года налогоплательщики при наличии выручки от реализации продукции за каждые три последовательных календарных месяца, не превышающей 1 млн руб.?

     
     Статья 1 Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК Российской Федерации" внесла существенную поправку в ст. 145 части второй НК РФ, согласно которой в п. 1 указанной статьи установлено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб. (если организации и индивидуальные предприниматели не реализуют подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье).
     
     Более подробное разъяснение по вышеуказанному вопросу содержится в п. 2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.
     

     5. Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ отменен налог на реализацию горюче-смазочных материалов и снижена ставка налога на пользователей автодорог. Как осуществляются платежи по указанным налогам по задолженности на 1 января 2001 года?

     
     Из писем МНС России от 22.01.2001 N ВГ-6-03/52, N ВГ-6-03/53 можно сделать следующие выводы.
     
     В п. 3 ст. 4 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что ставка налога на пользователей автодорог с 1 января 2001 года составляет 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), 1 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     
     По налоговой базе за декабрь (IV квартал 2000 года) налог на пользователей автодорог исчисляется по ставкам, действовавшим на территориях субъектов Российской Федерации в 2000 году.
     
     По горюче-смазочным материалам (ГСМ), отгруженным после 1 января 2001 года, налог на реализацию ГСМ не исчисляется и не уплачивается, а по ГСМ, отгруженным до 1 января 2001 года, при принятой для целей налогообложения учетной политике "по отгрузке", независимо от даты оплаты, налог на реализацию ГСМ исчисляется и уплачивается в порядке, действовавшем на дату отгрузки.
     
     По ГСМ, отгруженным до 1 января 2001 года, оплата за которые поступила после 1 января 2001 года, при принятой для целей налогообложения учетной политике "по оплате" налог на реализацию ГСМ не исчисляется и не уплачивается.
     
     У покупателей суммы налога на реализацию ГСМ по горюче-смазочным материалам, приобретенным до 1 января 2001 года и реализованным после указанной даты, включаются для целей налогообложения в состав стоимости приобретения этих ГСМ.
     

     6. Уплачивается ли единый социальный налог обособленными подразделениями организаций?

     
     Согласно п. 89 Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ изменена редакция ст. 243 главы 24 НК РФ, в п. 9 которой определено, что налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают единый социальный налог в установленном порядке по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Сумма единого социального налога, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
     
     Сумма единого социального налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой единого социального налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации.
     

     7. Являются ли плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплату единого налога на вмененный доход?

     
     Федеральными законами от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлен порядок уплаты единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период для субъектов малого предпринимательства, и уплаты единого налога на вмененный доход на определенные виды деятельности.
     
     Так как Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ не внесены поправки в указанные выше Законы, то они действуют в настоящее время без изменений.
     
     На основании вышеуказанного в п. 1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ определено следующее.
     
     С 1 января 2001 года в состав плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели, в том числе перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ.
     
     Этим Законом предусмотрена для индивидуальных предпринимателей замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Плательщиками НДС не являются согласно п. 2 ст. 1 Закона N 222-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст. 161 НК РФ), то есть в случае, если организации исполняют обязанности налоговых агентов.
     
     Плательщиками НДС не являются согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности при условии, что они также не исполняют обязанности налоговых агентов.
     
     Указанные организации и индивидуальные предприниматели по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками НДС (организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по всем видам деятельности), не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения НДС в первичных документах.
     

     8. Как осуществляется постановка на учета нематериальных активов, изготовленных собственными силами?

     
     Правила формирования в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах некоммерческих организаций (кроме кредитных), находящихся у них на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, установлены в Положении по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденном приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
     
     Перечень объектов, которые могут быть отнесены к нематериальным активам, содержится в п. 4 указанного Положения.
     
     В п. 7 ПБУ 14/2000 установлено, что первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма всех фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     В фактические расходы на приобретение, создание нематериальных активов не включаются общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением активов.