Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенная стоимость - база расчета таможенных платежей (постатейный комментарий разделов III и IV Закона РФ "О таможенном тарифе"


Таможенная стоимость - база расчета таможенных платежей (постатейный комментарий разделов III и IV Закона РФ "О таможенном тарифе" *1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник" N 2. С. 138.
     
     А.Н. Козырин,
     профессор, д.ю.н.     
 

    Статья 14. Соблюдение конфиденциальности информации
     
     Информация, представляемая декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, определенная в качестве составляющей коммерческую тайну или являющаяся конфиденциальной, может использоваться таможенными органами исключительно в таможенных целях и не может передаваться третьим лицам, включая иные государственные органы, без специального разрешения декларанта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
     
     За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной, таможенный орган Российской Федерации и его должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     
     Статья 14 комментируемого Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" касается соблюдения конфиденциальности информации, представляемой декларантом при заявлении таможенной стоимости товаров.
     
     Такая информация, в случае ее определения в качестве составляющей коммерческой тайны или являющейся конфиденциальной, может использоваться исключительно в таможенных целях. Для ее передачи третьим лицам, включая иные государственные органы, необходимо согласие декларанта. Разрешения декларанта на передачу конфиденциальной информации не требуется, если ее запрашивают компетентные правоохранительные и контрольные органы.
     
     Комментируемой статье Закона РФ "О таможенном тарифе" соответствует ст. 16 Таможенного кодекса Российской Федерации, в которой подтверждается, что информация, предоставленная таможенным органам гражданами, организациями, учреждениями и государственными органами согласно актам таможенного законодательства может использоваться исключительно в таможенных целях. Уточняется также, что информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация не должны разглашаться, использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, а также государственным органам, за исключением предусмотренных законодательством случаев.
     
     В российском законодательстве служебная и коммерческая тайна рассматриваются как особые виды более широкого объекта гражданских прав - информации, под которой понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления (ст. 2 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации").
     
     В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) информация составляет служебную или коммерческую тайну, если обладает одновременно следующими тремя признаками:
     
     - имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам;
     
     - к ней нет свободного доступа на законном основании;
     
     - обладатель информации принимает меры для охраны ее конфиденциальности.
     
     Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, содержится в постановлении Правительства РФ от 05.12.1991 N 35.
     
     Под конфиденциальной информацией понимается документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничен в соответствии с российским законодательством (ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации").
     
     За разглашение информации, составляющей коммерческую тайну или являющейся конфиденциальной, таможенный орган и его должностные лица несут предусмотренную законодательством ответственность.
     
     В соответствии со ст. 183 УК РФ незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, или лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 50 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного до одного месяца либо без такового. При этом если информация о таможенной стоимости составляет государственную тайну, то ее разглашение преследуется по ст. 283 УК РФ (при отсутствии признаков государственной измены) и наказывается арестом на срок от 4 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок от 4 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
     
     В Российской Федерации защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу (ст. 21 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"). Защита служебной и коммерческой информации осуществляется способами, предусмотренными ГК РФ (ст. 12) и другими законами. Один из таких способов - возмещение убытков: "Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору" (ст. 139 ГК РФ).
     

     Статья 15. Права и обязанности декларанта
     
     1. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
     
     2. При необходимости подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости декларант обязан по требованию таможенного органа Российской Федерации предоставить последнему нужные для этого сведения. При возникновении у таможенного органа сомнений в достоверности сведений, представленных декларантом для определения таможенной стоимости, декларант имеет право доказать такую достоверность.
     
     В случае непредставления доказательств, подтверждающих достоверность использованных декларантом данных, таможенный орган вправе принять решение о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки.
     
     3. При возникновении необходимости в уточнении заявленной декларантом таможенной стоимости товара декларант вправе обратиться в таможенный орган Российской Федерации с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с законодательством Российской Федерации либо уплатить таможенные платежи в соответствии с таможенной оценкой товара, осуществленной таможенным органом Российской Федерации.
     
     4. Дополнительные расходы, возникшие у декларанта в связи с уточнением заявленной им таможенной стоимости либо представлением таможенному органу Российской Федерации дополнительной информации, несет декларант. При этом увеличение срока таможенного оформления товара, обусловленное проведением таможенной оценки, не может быть использовано декларантом для получения фактической отсрочки оплаты товара пошлиной.

     
     1. В статье 15 комментируемого Закона закреплен правовой статус декларанта, заявляющего таможенную стоимость.
     
     В таможенном законодательстве под декларантом понимается лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени (п. 10 ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации)*1.
     _____
     *1 Подробнее об определении декларанта см. комментарий ст. 13 Закона РФ "О таможенном тарифе".
     
     В соответствии с п. 1 ст. 15 декларант при заявлении таможенной стоимости обязан располагать информацией, которая должна отвечать одновременно следующим требованиям:
     
     - быть достоверной;
     
     - быть количественно определяемой;
     
     - быть документально подтвержденной.
     
     Согласно таможенному законодательству декларант несет ответственность за все сведения, указанные в ДТС и в документах, представленных им в подтверждение таможенной стоимости. В соответствии со ст. 279 Таможенного кодекса Российской Федерации недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, при отсутствии признаков контрабанды влечет наложение штрафа в размере от 100 до 200 % стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств или без такового, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. Заявление недостоверных сведений, которые не влияют на принятие таможенным органом решения о перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу, помещении их под запрашиваемый таможенный режим, размере таможенных платежей, влечет предупреждение либо наложение штрафа в размере до трехкратного установленного законом МРОТ.
     
     Поскольку таможенная стоимость является основой для расчета таможенной пошлины, НДС, акцизов и иных таможенных платежей, ее величина должна быть установлена на основании количественно определяемой информации.
     
     Информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости, должна подтверждаться соответствующими документами. Вместе с ДТС при заявлении таможенной стоимости предъявляются:
     

     - учредительные документы лица, перемещающего товары через таможенную границу;
     
     - договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они предусмотрены);
     
     - счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;
     
     - транспортные и страховые документы (если они имеются, в зависимости от условий поставки);
     
     - счет за транспортировку или официально заверенная калькуляция транспортных расходов в случае, если транспортные расходы не были включены в счет-фактуру;
     
     - таможенная декларация страны отправления (если она имеется);
     
     - упаковочные листы;
     
     - лицензия для товаров, ввоз которых осуществляется по лицензиям согласно установленному порядку;
     
     - сертификат о происхождении товара;
     
     - сертификат соответствия и др.
     
     При оформлении товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками с организациями государств-членов СНГ, допускается представление вместо счета-фактуры подробной товарной спецификации на ввозимую партию товаров (с указанием наименования каждого товара, цены за единицу и общей стоимости данного товара), а также платежного поручения, содержащего все необходимые реквизиты (наименование, адрес и банковские реквизиты продавца и покупателя, перечень товаров с указанием цены за единицу и общей стоимости каждого товара, даты платежа, а также наименования и реквизитов банка, через который был осуществлен данный платеж).
     
     Все документы, представленные декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, должны быть оформлены надлежащим образом: быть читаемыми, содержать все необходимые реквизиты и данные, предусмотренные соответствующими правилами (инструкциями) их заполнения; обеспечивать идентификацию платежей и расчетов по отдельной поставке и (или) договору (контракту) в целом; бухгалтерские документы должны быть заверены подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации либо подписью лица, осуществляющего внешнеэкономическую деятельность без образования юридического лица (п. 1.7 приказа ГТК России от 27.08.1997 N 522).
     
     2. В п. 2 ст. 15 комментируемого Закона устанавливается обязанность лица, декларирующего таможенную стоимость, представить по требованию таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление данной партии товаров, необходимые документы и сведения, подтверждающие достоверность расчета таможенной стоимости. Комментируемой норме соответствуют следующие положения Таможенного кодекса Российской Федерации:
     
     - при декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан представить таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей (ст. 173);
     
     - таможенный орган вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей (ст. 174).
     
     Таможенный орган вправе устанавливать сроки для представления недостающих документов и сведений. Он же может дать разрешение на подачу документов, составленных на иностранных языках. В качестве дополнительных сведений таможенный орган может затребовать следующие документы:
     
     - контракты с третьими лицами, имеющими отношение к сделке;
     
     - счета за платежи третьим лицам в пользу продавца;
     
     - счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;
     
     - бухгалтерская документация;
     
     - лицензионные или авторские соглашения;
     
     - экспортные (импортные) лицензии;
     
     - складские квитанции;
     
     - заказы на поставку;
     
     - каталоги, спецификации, прейскуранты (прайс-листы) фирм-изготовителей;
     
     - калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма согласна представить ее российскому покупателю);
     
     - другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.
     
     Если заявленная декларантом таможенная стоимость контролируемых товаров определена по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и в расчете на единицу товара ниже контрольного уровня*3, установленного ГТК России, то при производстве таможенного оформления декларант обязан представлять таможенному органу в качестве дополнительных сведений данные о стоимости товара, заявленные экспортером в соответствии с законодательством страны вывоза таможенным или иным государственным органом этой страны в целях налогообложения, статистики внешней торговли или других целей (приказ ГТК России от 21.10.1999 N 714).
     _____
     *1 В отношении товаров в целях принятия обоснованного решения по таможенной стоимости устанавливается контрольнфй уровень, рассчитываемый как таможенная стоимость на единицу товара. Перечень товаров и контрольный уровень определяются с учетом постоянно изменяющейся конъюктуры мирового рынка и структуры импорта в Российскую Федерацию (п. 1 Порядка предоставления дополнительных сведений о стоимости отдельных товаров для подтверждения их таможенной стоимости, утвержденного приказом ГТК России от 21.10.1999 N 714).
     
     Данные о стоимости товара должны быть подтверждены декларантом документально путем представления российскому таможенному органу (одновременно с другими документами, необходимыми для таможенных целей) экспортной таможенной декларации страны вывоза, экспортной лицензии или другого официального документа, на основании которого при экспорте в стране вывоза предоставляется освобождение от уплаты НДС или других налогов в связи с экспортом товара или производится возврат этих налогов. Если в стране вывоза товар помещался предварительно под режим таможенного склада или иной таможенный режим, не предполагающий уплаты налогов, в соответствии с которым товар находился под таможенным контролем, то декларант обязан представить российскому таможенному органу кроме экспортной декларации, оформленной при вывозе товара из страны, декларацию, оформленную в соответствии с предшествующим экспорту таможенным режимом.
     
     Документ о стоимости товара в стране вывоза или его копия заверяются подписью руководителя российской организации-покупателя (импортера) товара и ее главным (старшим) бухгалтером, а также скрепляется печатью этой организации. Документ о стоимости товара в стране вывоза представляется российскому таможенному органу вместе с его заверенным переводом на русский язык.
     
     При отказе декларанта представить таможенному органу необходимые дополнительные сведения для определения или подтверждения таможенной стоимости и оформить в установленном порядке выпуск товара в соответствии с заявленным таможенным режимом товар остается на временном хранении до принятия таможенным органом окончательного решения в отношении таможенной стоимости товара. Возникающие в связи с этим дополнительные расходы несет декларант.
     
     Оценивая достоверность документов и информации, представляемой декларантом в обоснование расчета таможенной стоимости, таможенный орган вправе выразить сомнение в их подлинности и истинности. В этом случае декларант наделяется правом всеми доступными способами доказывать достоверность представленных документов и информации. Так, декларант (импортер) может располагать информацией о таможенной стоимости идентичных или однородных ввезенных ранее товаров, либо об их цене на внутреннем рынке, либо калькуляциями и прейскурантами изготовителя. Использование такой информации возможно, если в ее подтверждение представлены соответствующие документы, а именно: коммерческие, таможенные и платежные документы, относящиеся к сделкам с идентичными или однородными товарами, счета, накладные и т. д.
     
     Таможенный орган принимает решение о невозможности использования декларантом выбранного метода таможенной оценки, если у декларанта нет доказательств, подтверждающих достоверность данных, использованных для расчета таможенной стоимости.
     
     3. В п. 3 комментируемой статьи урегулирована ситуация, когда у декларанта возникает необходимость в уточнении заявленной таможенной стоимости. В подобном случае законодательство допускает два варианта поведения декларанта.
     
     Во-первых, он может уплатить таможенные платежи по таможенной оценке товара, осуществленной таможенным органом, и после этого решать вопрос о корректировке таможенной стоимости. В этом случае при уточнении таможенной стоимости в сторону ее уменьшения по сравнению с оценкой таможенного органа соответствующая разница таможенных платежей будет возвращена по процедуре возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (ст. 125 Таможенного кодекса Российской Федерации).
     
     Во-вторых, декларант может обратиться в таможенный орган с просьбой предоставить ему декларируемый товар в пользование под обеспечение уплаты таможенных платежей. В тексте комментируемого Закона названы две возможные формы обеспечения - залог имущества и гарантия уполномоченного банка. Принятый позже Таможенный кодекс Российской Федерации предусмотрел третью форму обеспечения уплаты таможенных платежей - внесение причитающихся сумм на депозит таможенного органа (ст. 122). Во втором случае декларант подает на имя начальника таможенного органа заявление по форме, приведенной в приложении N 4 к Положению, утвержденному приказом ГТК России от 05.01.1994 N 1. В нем указываются выбранная декларантом форма обеспечения уплаты таможенных платежей, срок представления дополнительных документов для уточнения заявленной таможенной стоимости. Заявление подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-декларанта и скрепляется печатью.
     
     4. Уточнение заявленной таможенной стоимости и представление дополнительной информации в связи с подачей ДТС могут быть сопряжены с дополнительными расходами, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 комметируемого Закона возлагаются на декларанта.
     
     Особо оговаривается недопустимость использования увеличения срока таможенного оформления из-за проведения таможенной оценки в целях получения фактической отсрочки уплаты таможенной пошлины. Правовой гарантией этого положения служит закрепленное в ст. 174 Таможенного кодекса Российской Федерации право таможенного органа устанавливать сроки для представления недостающих документов и сведений.
     

     Статья 16. Права и обязанности таможенного органа
     
     1. Таможенный орган Российской Федерации, производящий контроль за правильностью таможенной оценки товара, вправе принимать решение о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости товара с учетом положений статьи 15 настоящего Закона.
     
     2. При отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и/или достаточными, таможенный орган Российской Федерации может самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости, установленные настоящим Законом, на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с корректировкой, осуществляемой в соответствии с настоящим Законом.
     
     3. Таможенный орган Российской Федерации по письменному запросу декларанта обязан в трехмесячный срок представить декларанту письменное разъяснение причин, по которым заявленная декларантом таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления пошлины.
     
     4. При несогласии декларанта с решением таможенного органа Российской Федерации в отношении определения таможенной стоимости товара это решение может быть обжаловано в порядке, определяемом Таможенным кодексом Российской Федерации.

     
     1. В соответствии со ст. 13 и 19 комментируемого Закона таможенная стоимость определяется на момент ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации при обязательном документальном подтверждении всех данных, необходимых для ее определения. Таможенная стоимость определяется и заявляется декларантом при перемещении товаров через таможенную границу, а контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом.
     
     Полномочия таможенных органов по контролю за правильностью определения таможенной стоимости закреплены:
     
     1) в отношении ГТК России - в п. 5 Положения о ГТК России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25.10.1994 N 2014;
     
     2) в отношении регионального таможенного управления - в п. 3.32 и 3.33 Общего положения о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 10.01.1996 N 12;
     
     3) в отношении таможни - в п. 3.27 Общего положения о таможне Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 10.01.1996 N 12;
     
     4) в отношении таможенного поста - в п. 3.16 Общего положения о таможне Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 10.01.1996 N 12.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 13 комментируемого Закона контроль за правильностью определения таможенной стоимости производится таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление товара, за исключением случаев, предусмотренных приказом ГТК России от 29.12.1995 N 796 "О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю" и иными нормативными документами, обеспечивающими реализацию данного приказа ГТК России.
     
     В целях повышения эффективности работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости ввозимых товаров и пресечения случаев принятия необоснованных решений по таможенной стоимости ГТК России утвердил Положение о принятии решений о правильности заявленной декларантом таможенной стоимости в случаях, входящих в компетенцию таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, региональных таможенных управлений и ГТК России (приказ ГТК России от 24.12.1997 N 756)*1. Действие данного Положения распространяется на товары, ввозимые на российскую таможенную территорию по контрактам (договорам) независимо от даты их заключения и принятых ранее таможенными органами любого уровня решений в отношении таможенной стоимости этих товаров, а также на товары, принятие решения по таможенной стоимости которых входит в компетенцию региональных таможенных управлений или ГТК России в зависимости от цены за единицу товара. В случае если принятие окончательного решения находится в компетенции таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, действие данного Положения распространяется только на те товары, цена за единицу которых соответствует интервалу цен, решение по которым принимает региональное таможенное управление.
     _____
     *1 Таможенные ведомости. 1998. N 2.
     
     В целях усиления контроля за решениями о таможенной стоимости товаров, принимаемыми отделами таможенной стоимости и валютного контроля региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, начальниками названных таможенных органов предписано еженедельно представлять в ГТК России реестры решений (заключений) о таможенной стоимости товаров (указание ГТК России от 25.08.1997 N 01-14/1192 "Об усилении контроля за решениями о таможенной стоимости товаров").
     
     Должностное лицо, осуществляющее проверку и оформление ДТС, в графе "Для отметок таможни" делает отметку "ТС принята", означающую, что, во-первых, декларация заполнена правильно, во-вторых, декларант верно применил метод определения таможенной стоимости, в-третьих, заявленные в декларации сведения документально подтверждены. Эта отметка проставляется на всех листах ДТС и заверяется подписью и личной номерной печатью должностного лица, проверяющего ДТС.
     
     Если для подтверждения таможенной стоимости недостаточно представленных декларантом документов, таможенный орган вправе затребовать у декларанта дополнительные документы, имеющие отношение к рассматриваемой внешнеторговой сделке (договоры и платежно-расчетные документы с третьими лицами, бухгалтерские документы, счета за комиссионные и брокерские услуги и т.д.). Таможенный орган в письменном виде (за подписью начальника или его заместителя) передает декларанту перечень дополнительных документов, необходимых для подтверждения заявленной им таможенной стоимости, с указанием срока их представления. Если низкая цена товара объясняется, например, его некондиционным состоянием (низким качеством, большим количеством примесей и т.д.), то принятие решения по таможенной стоимости должно осуществляться таможенным органом с учетом следующих документов:
     
     - акта таможенного досмотра, содержащего подробное описание товара, позволяющего определить его коммерческую ценность;
     
     - документов, содержащих конкретную информацию о качественных и иных характеристиках товара (соответствующие сертификаты, заключения независимых специализированных организаций);
     
     - заключение таможенной лаборатории о химических, качественных и иных характеристиках товара с приложением протокола (акта) отбора проб для экспертизы.
     
     Право таможенного органа запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных документах для таможенных целей, закреплено в ст. 174 Таможенного кодекса Российской Федерации и в некоторых других актах законодательства по таможенному делу (например п. 1.6 Правил, утвержденных приказом ГТК России от 27.08.1997 N 522).
     
     В процессе контроля за определением таможенной стоимости таможенные органы должны учитывать специфику каждого конкретного товара и основные факторы, обуславливающие уровень цен на эти товары. В целях предотвращения случаев недопоступления денежных средств в федеральный бюджет и обеспечения единого подхода при принятии решений по таможенной стоимости конкретных видов товаров ГТК России разрабатывает рекомендации по контролю таможенной стоимости (например письмо ГТК России от 23.08.2000 N 01-06/24209 "О таможенной стоимости товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД России кодами 1107101900 и 1107200000").
     
     Ранее в практике работы таможенных органов имели место случаи, когда по заявлению заинтересованного лица таможенный орган принимал необоснованные предварительные решения в отношении таможенной стоимости товаров до момента их фактического ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и без представления заинтересованным лицом таможенному органу всех необходимых сведений и документов, касающихся непосредственно товаров, условий сделки, расходов по доставке, а также иных обстоятельств, влияющих на величину таможенной стоимости. ГТК России предписал таможенным органам принимать решения, относящиеся к таможенной стоимости конкретных товаров или товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию по конкретному договору (контракту), исключительно при наличии таможенной декларации, поданной декларантом и зарегистрированной соответствующим таможенным органом в установленном порядке (распоряжение ГТК России от 31.10.1997 N 01-14/1490). Запрет на выдачу таможенными органами предварительных заключений на обращения участников внешнеэкономической деятельности по вопросам согласования таможенной стоимости товаров или конкретных цен содержится также в письме ГТК России от 23.04.1997 N 07-11/7591 "О контроле таможенной стоимости товаров".
     
     2. В случае отсутствия данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом стоимости, а также при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и/или достаточными, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость декларируемого товара.
     
     Таможенный орган, например, в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, самостоятельно определяет таможенную стоимость ввозимого товара на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу товаров, либо иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган может производить ее корректировку в зависимости от качества ввозимого товара, его репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену товара.
     
     В случае выявления более чем одной таможенной стоимости товаров (например вследствие наличия нескольких вариантов исходных цен сделок по идентичным или однородным товарам, нескольких вариантов тарифов на перевозки и т. д.) таможенный орган должен применять самую низкую из них.
     
     Таможенный орган, осуществляя самостоятельную таможенную оценку и используя при этом информационные данные по идентичным и однородным товарам, применяет последние только в обезличенном виде в части, непосредственно относящейся к величине таможенной стоимости товара (то есть без указания сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку: о продавце, покупателе, декларанте и т. д.).
     
     В случае если у таможенного органа возникают сомнения в отношении заявленных в ДТС данных либо в достоверности дополнительно представленных документов, но нет аргументированных обоснований, подтверждающих эти сомнения, все участники внешнеторговой сделки берутся таможенным органом под специальный контроль. Суть его состоит в том, что таможенный орган ведет постоянное наблюдение за всеми последующими внешнеторговыми операциями участников взятой под контроль сделки, обращая особое внимание на уровень контрактных цен. При подозрении в систематическом занижении стоимости ввозимых товаров, отсутствии подтверждающих документов и т. д. таможенный орган вправе провести инициативную внешнюю проверку экспортно-импортных операций данного покупателя. Такая проверка может быть проведена совместно с налоговыми органами, органами налоговой полиции, МВД России и др. При получении данных, подтверждающих подозрения таможенного органа в недобросовестности участника внешнеторговой деятельности, принимаются меры, предусмотренные налоговым и таможенным законодательством. Информация обо всех подобных случаях передается в соответствующее региональное таможенное управление и ГТК России.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 16 комментируемого Закона при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные им сведения не являются достоверными и (или) достаточными, определять таможенную стоимость декларируемого товара имеют право только таможенные органы. С учетом ч. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации иные органы не вправе принимать решения по вопросам обоснованности применения декларантом выбранного им метода оценки, правильности определения и заявления декларантом таможенной стоимости товаров, а также определять таможенную стоимость в предусмотренных законом случаях. При этом ответственность за принятие решения в отношении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, лежит на должностных лицах таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товаров, за исключением случаев, предусмотренных действующими нормативными актами ГТК России.
     
     Участие таможенных лабораторий в процедуре определения либо подтверждения таможенной стоимости товаров предусматривается в части проведения лабораторных исследований и выдачи заключений по вопросам качественно-количественного состояния товара, а также осуществления товароведческих экспертиз (письмо ГТК России от 26.06.1996 N 07-11/11416).
     
     3. Отказ от расчетов таможенной стоимости, сделанных декларантом, должен быть мотивирован таможенным органом. По письменному запросу декларанта он должен в трехмесячный срок представить письменное разъяснение причин, по которым заявленная таможенная стоимость не может быть принята таможенным органом в качестве базы для начисления таможенных платежей.
     
     4. Праву таможенного органа самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара корреспондирует право декларанта обжаловать решение таможенного органа по этому вопросу. Порядок такого обжалования установлен в разделе ХIII Таможенного кодекса Российской Федерации. Право на обжалование принадлежит как физическому, так и юридическому лицу. Лица, чьи права нарушены одним и тем же решением таможенного органа, могут объединиться и подать коллективную жалобу.
     
     Таможенное законодательство предусматривает двухзвенный порядок обжалования, включающий первоначальное и вторичное обжалование (ст. 406 Таможенного кодекса Российской Федерации).
     
     Процедура первоначального обжалования решений таможенных органов и их должностных лиц начинается с обращения в вышестоящий таможенный орган. Жалобы на решения ГТК России и его должностных лиц направляются непосредственно в ГТК России.
     
     Первоначальная жалоба подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня уведомления лица о принятии решения. В случае неуведомления лица о принятом решении жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня принятия решения. Если указанные для подачи жалобы сроки были пропущены, они могут быть восстановлены вышестоящим таможенным органом (должностным лицом), по заявлению лица, подающего жалобу.
     
     Срок для рассмотрения первоначальной жалобы установлен в один месяц. Вышестоящий таможенный орган может продлить сроки рассмотрения жалобы, но не более чем на два месяца.
     
     Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения, за исключением случая, если таможенный орган (должностное лицо), которому подана жалоба, имеет "достаточные основания полагать, что обжалуемое решение или действие не соответствует законодательству Российской Федерации" (ч. 2 ст. 412 Таможенного кодекса Российской Федерации). В этом случае таможенный орган (должностное лицо) может полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения.
     
     Решение по первоначальной жалобе принимается в письменной форме. Его содержание доводится до сведения лица, подавшего жалобу. Решение по жалобе, имеющее общее значение, подлежит опубликованию.
     
     При рассмотрении жалобы вышестоящее должностное лицо таможенного органа или вышестоящий таможенный орган вправе назначить проведение экспертизы.
     
     Особое внимание следует обратить на то, что в отличие от общего правила административного права для лица, подавшего жалобу, решение таможенного органа (должностного лица) может быть менее благоприятным, чем обжалуемое решение (ч. 1 ст. 415 Таможенного кодекса Российской Федерации).
     
     Если принятое по первоначальной жалобе решение таможенного органа или его должностного лица не удовлетворяет заявителя, он имеет право на вторичное обжалование. Вторичная жалоба подается в районный (городской) суд по месту нахождения таможенного органа либо по месту работы должностного лица таможенного органа, чье решение обжалуется. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.
     
     Для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления о решении по первоначальной жалобе или со дня истечения месячного срока после подачи первоначальной жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
     
     Жалоба рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства. По результатам ее рассмотрения суд выносит решение. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое решение незаконным, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Если суд признает обжалуемое решение законным и не нарушающим права и свободы гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.
     
     Вторичные жалобы подведомственны арбитражному суду, если заявитель стремится защитить свои нарушенные и оспариваемые права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
     
     Таможенное законодательство предусматривает, что некоторые виды решения таможенных органов обжалованы быть не могут.
     
     Не подлежит обжалованию, например, решение таможенного органа о проведении временной (условной) оценки товара. Порядок предоставления товара в пользование декларанту с временной (условной) оценкой - это льготный порядок, позволяющий участнику внешнеэкономической деятельности избежать дополнительных затрат, связанных с хранением товара, а также сократить потери прибыли от реализации ввезенного товара, поскольку процедура определения таможенной стоимости может растянуться на длительное время. У декларанта всегда сохраняется выбор: либо получить товар в пользование с временной (условной) оценкой (при этом за декларантом остается право и обязанность определить истинную таможенную стоимость), либо держать товар на складе временного хранения и собирать все документы, необходимые для определения и подтверждения таможенной стоимости в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ "О таможенном тарифе".
     

(Продолжение следует)