Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об уплате налога на прибыль


Об уплате налога на прибыль


     В.Е. Мурзин,
     советник налоговой службы I ранга
     

     Какой порядок уплаты налога на прибыль Сбербанком России с 01.01.2000 по филиалам и представительствам?

     
     До введения в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) самостоятельными плательщиками налога на прибыль являлись филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.
     
     Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и (дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" введен новый порядок уплаты налога на прибыль для филиалов и представительств организаций, признававшихся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками.
     
     Данным Федеральным законом установлено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     В связи с изложенным в 2000 году Сбербанк России должен был производить расчеты по налогу на прибыль за свои филиалы (территориальные банки), созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт -Петербурге (далее - территориальные банки), в порядке, предусмотренном письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года", централизовано, исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов территориальных банков, а также филиалов (отделений), входящих в их состав, соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по Сбербанку России в целом.
     
     Таким образом, налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения территориальных банков Сбербанка России, должен распределяться и в местные бюджеты применительно к порядку, установленному п. 1 письма Госналогслужбы России от 04.05.1995 N НП-4-01/46н. Распределение налога в местные бюджеты по месту нахождения филиалов (отделений) Сбербанка России, входящих в состав территориальных банков, а также в местные бюджеты по месту нахождения внутренних структурных подразделений (обменных пунктов, операционных касс вне кассового узла, дополнительных офисов), находящихся на территории данного субъекта Российской Федерации, не производится.
     
     Если в состав Сбербанка России или территориального банка Сбербанка России входят внутренние структурные подразделения (дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты), расположенные не на территории субъекта Российской Федерации по месту нахождения Сбербанка России или территориального банка, налог на прибыль подлежит распределению в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения указанных внутренних структурных подразделений.
     

     Банк просит разъяснить порядок обложения налогом на прибыль (доход) государственных бескупонных краткосрочных облигаций в условиях действия ст. 43 НК РФ. Аукционы состоялись на ММВБ 23 февраля 2000 года по размещению ГКБО выпусков "21138 RMFS N 21139 RMFS. Данные бумаги выпущены в период действия части первой НК РФ, и на них распространяется действие ст. 43 Кодекса. При этом не ясен вопрос, что является по вышеперечисленным облигациям заранее объявленным доходом, а также каким образом облагать налогом результаты переоценки находящихся на балансе банка облигаций налогом на доходы по ставке 15 %, либо какую-то часть налогом на прибыль по ставке 38 %?

     
     В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, подлежат налогообложению по ставке 15 %.
     
     Согласно ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).
     
     После вступления в силу НК РФ для целей налогообложения процентом по государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) при их первичном размещении является дисконт облигаций, рассчитанный как разница между номинальной стоимостью и средневзвешенной ценой их размещения. На вторичном рынке процентный доход по ГКО определяется за время фактического нахождения облигаций на балансе налогоплательщика исходя из установленного дохода и общего срока обращения облигаций.
     
     Данные разъяснения доведены до сведения территориальных управлений МНС России письмом МНС России от 16.05.2000 N ВП-6-05/374@ "О проценте по государственным краткосрочным бескупонным облигациям".
     
     Кроме того, вышеуказанные положения нашли отражение в специальном расчете - Приложении N11 "Расчет (налоговая декларация) по налогу на доходы (проценты), полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, исчисляемому и уплачиваемому их владельцами за ____ 200___ г." к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль".
     
     В случае возникновения превышения результата от реализации (выбытия), рассчитанного как разница между ценой приобретения и ценой реализации, с учетом затрат, связанных с приобретением и реализацией, над рассчитанным процентным доходом по государственной ценной бумаге за время фактического нахождения облигаций на балансе налогоплательщика, исходя из величины дисконта, определенного как разница между номинальной стоимостью и средневзвешенной ценой их размещения, возникшее превышение подлежит обложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке.
     
     В случае реализации (выбытия) государственной ценной бумаги с результатом меньшим, чем рассчитанный процентный доход, определенный в вышеуказанном порядке, возникшая расчетная разница признается убытком по операциям с государственными ценными бумагами.
     

     Данный убыток принимается при исчислении налога на прибыль по операциям с ценными бумагами в размере, установленном п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями).
     
     Что касается налогообложения переоценки находящихся на балансе облигаций, то при рассмотрении данного вопроса следует принимать во внимание следующее.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 2 вышеуказанного Закона в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающим перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"" до принятия федерального закона, предусмотренного п. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона, при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
     
     Порядок определения состава затрат кредитной организации определен Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490.
     
     Таким образом, положительное сальдо от переоценки является внереализационным доходом, относится к п. 57 указанного Положения и подлежит обложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке.
     
     При этом следует иметь в виду, что при реализации (выбытии) облигаций прибыль от реализации (выбытия) необходимо скорректировать на сумму положительного сальдо от переоценки, ранее включенную в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль или на сумму отрицательного сальдо, ранее не учитываемую для целей налогообложения. Вышеуказанным письмом МНС России сообщило также информацию Минфина России о средневзвешенной цене их размещения, дате выпуска и сроке обращения для определения процента по обращающимся в настоящее время на организованном рынке ценных бумаг выпускам ГКО.
     

     В связи с поставленным вопросом сообщаем, что по выпуску SV21138RMFS процентный доход (дисконт) не установлен (по информации Минфина России средневзвешенная цена размещения заявлена в размере 100,29 %. По выпуску SV21139RMFS средневзвешенная цена размещения составила 94,88 %, а срок обращения с 23.02.2000 по 31.05.2000 составил 98 дней.
     

     Просим разъяснить: подлежат ли обложению налогом на прибыль доходы в виде взысканных процентов по кредитам банка, по которому в настоящее время осуществляется конкурсное производство?

     
     Порядок конкурсного производства установлен Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Его положения применяются для кредитных организаций с учетом положений главы IV Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
     
     С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим. Кроме того, с этого момента прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника (ст. 98).
     
     Статьей 103 указанного Федерального закона предусматривается, что все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
     
     При этом конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). На основной счет должника зачисляются также денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства.
     
     С основного счета должника осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном ст. 106 и оплачиваются расходы, указанные в п. 3 ст. 105 указанного Федерального закона.
     
     Однако согласно ст. 106 Федерального закона вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
     
     В связи с изложенным в случае возникновения у организации обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет в ходе конкурсного производства требования кредиторов удовлетворяются раздельно с обязательствами, возникшими до введения конкурсного производства.
     
     Кроме того, согласно Обзору практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве), доведенному до арбитражных судов письмом ВАС РФ от 07.08.1997 N 20, налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанности по уплате которых возникли после открытия конкурсного производства, подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
     

     Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди.
     
     НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
     
     При этом обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (ст. 44).
     
     Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ, которой определено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
     
     Таким образом, в случае реализации имущества кредитной организации, взыскания ссуд с дебиторов ранее отнесенных на убытки и т. д в ходе конкурсного производства налогоплательщик обязан исчислить и перечислить в бюджет налоги, по которым в результате произведенных операции возникает налоговая база.
     

     Банк просит разъяснить: должен ли он, а также налоговые органы руководствоваться информационным письмом Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 при отнесении на затраты банка расходов по аренде основных фондов (недвижимого имущества), необходимых для осуществления банковской деятельности, арендуемых на срок менее одного года при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

     
     Письмом от 11.01.2000 N 85-ЭР Минюст России разъяснил, что договоры аренды нежилых помещений в зданиях или сооружениях подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом, независимо от сроков, на которые они заключены, пока иное не будет предусмотрено федеральным законом.
     
     Согласно ст. 16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в полномочия президиума ВАС РФ входит рассмотрение отдельных вопросов судебной практики и информирование арбитражных судов о результатах их рассмотрения.
     

     Информационным письмом от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений" Президиум ВАС РФ сообщил арбитражным судам о выработанные рекомендации.
     
     Однако в соответствии с письмом ВАС РФ от 04.10.1996 N ОУ-30/1-533 информационные письма Президиума не носят обязательного характера для арбитражных судов и иных государственных органов Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 13 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
     
     В связи с тем что по вопросу отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по осуществлению арендных платежей на основании договора аренды нежилых помещений, заключенного на срок менее одного года, арбитражные суды могут выносить решения с учетом рекомендаций, изложенных в информационном письме Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53, налоговые органы при осуществлении налогового контроля могут руководствоваться судебно-арбитражной практикой.
          

     Кредитная организация просит разъяснить: уменьшают ли налоговую базу по налогу на прибыль расходы банка по изготовлению визитных карточек у для своих сотрудников?

     
     Согласно подпункту "и" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с материально-техническим обслуживанием деятельности работников аппарата управления организации.
     
     В связи с изложенным расходы по изготовлению визитных карточек для работников аппарата управления банка, которые по своим должностным обязанностям призваны для осуществления банковской деятельности поддерживать контакты с другими организациями, включаются в себестоимость оказываемых банком услуг, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.
     
     Причем должностные обязанности работников аппарата управления (как правило, руководители высшего и среднего руководящего звена) должны быть определены соответствующими должностными инструкциями, утвержденными в соответствующем порядке.
     

(Продолжение следует.)