Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О кадастровой оценке земли при введении отдельных глав части второй Налогового кодекса РФ


О кадастровой оценке земли при введении отдельных глав части второй Налогового кодекса РФ

     
     Р.Г. Габбасов,
     советник налоговой
     службы I ранга
     
     Н.В. Голубева,
     советник налоговой
     службы I ранга
     
     Необходимость стоимостной оценки земельных участков обусловлена потребностью в экономическом регулировании земельных отношений и предопределена предполагаемым принятием и введением в действие следующих глав Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) "Налог на недвижимость", "Земельный налог", "Система налогообложения по принципу единого платежа для сельскохозяйственных товаропроизводителей"), - которыми устанавливаются налоги, рассчитываемые от стоимости земельных участков. Кроме того, образовавшееся за короткое время большое количество собственников, владельцев, арендаторов и пользователей землей, а также значительный земельный оборот и рост операций, связанных с землей, требует скорейшего создания земельного кадастра.
     
     Для сравнения нынешнего процесса взимания земельного налога с новыми принципами налогообложения земли следует напомнить о некоторых особенностях определения земельного налога согласно существующим нормам действующего законодательства, в частности касающихся определения ставок земельного налога. Как известно, земельный налог взимается на территории Российской Федерации на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями). Налогоплательщиками земельного налога признаются организации (юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации) и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Целью взимания налога на землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Земельный налог взимается за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются с точностью до рубля за один гектар по видам угодий: пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта. По другим сельскохозяйственным угодьям подобная детализация ставок производится при наличии информации о наличии таких угодий. Для республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа за базисный уровень принимаются средние размеры налога за один гектар немелиорированной пашни (Приложение N 1 к Закону РФ "О плате за землю"). Дифференциация средних размеров земельного налога по сельскохозяйственным угодьям и группам почв осуществляется земельными органами на основе показателей земельной ренты по природно-сельскохозяйственным зонам Российской Федерации или непосредственно по материалам оценки земель. Средний размер налога для орошаемой, осушенной пашни, участкам закрытого грунта, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ определяется в зависимости от зонального характера использования этих угодий по их сравнительной продуктивности или доходности относительно немелиорированной пашни. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Расчет ставок земельного налога по группам почв, выделенным при оценке сельскохозяйственных угодий, производится исходя из средних для административно-территориальных образований размеров налога по угодьям и баллов бонитета групп почв по продуктивности. Ставки налога по группам почв рассчитываются умножением соответствующих им баллов бонитета на цену одного балла. Цены баллов видов и подвидов угодий едины для республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа и определяются исходя из средних размеров налога и баллов бонитета. При отсутствии данных оценки орошаемой и осушенной пашни, участков закрытого грунта и многолетних насаждений ставки налога определяются исходя из ставок, действующих в отношении аналогичных групп почв немелиорированной пашни, и коэффициента соотношений доходности (продуктивности) видов угодий с доходностью немелиорированной пашни. Для расчета ставок налога за расположенные вне населенных пунктов земли водного фонда устанавливаются средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья в целом по этим территориям, а также по административным районам.
     
     Налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех организаций и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель. Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 к Закону РФ "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются органами местного самоуправления городов по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. В городах, поселках, по которым выполнена комплексная экономическая оценка территории, материалы этой оценки принимаются за основу для определения показателей градостроительной ценности территории и дифференциации средней ставки земельного налога в городе, поселке по зонам различной градостроительной ценности территории на основе утвержденной проектно-планировочной документации (генеральных планов городов, поселков, промышленных узлов, проектов детальной планировки, схем и проектов районной планировки). В городах и поселках, где отсутствуют материалы комплексной экономической оценки территорий, временно до ее разработки допускается дифференциация средних ставок земельного налога путем экспертной оценки специалистов с учетом проектно-планировочной, землеустроительной и другой необходимой документации. Экспертным путем определяются коэффициенты относительной ценности территории с учетом следующих факторов: доступности к центру города, местам трудовой деятельности, объектам культуры и бытового обслуживания населения; уровня инженерного оборудования и благоустройства территории и застройки; уровня развития сферы культурно-бытового обслуживания населения; эстетической, исторической ценности застройки и ландшафтной ценности территории; состояния окружающей среды, санитарных и микроклиматических условий; инженерно-геологических условий строительства и степени подверженности территории разрушительным природным воздействиям; рекреационной ценности территории.
     
     Земельный налог является местным налогом. Однако за земли сельскохозяйственных угодий, земли городов и поселков определенные доли земельных платежей поступают на бюджетные счета как органов местного самоуправления, так и субъектов Российской Федерации, и в федеральный бюджет. Земельные платежи составляют около 1,6 % от общих налоговых поступлений консолидированного бюджета, а затраты на его сбор, в частности с физических лиц, часто являются убыточными для местных бюджетов.
     
     В настоящее время возникает необходимость совершенствования существующих и создания новых механизмов регулирования земельных отношений в Российской Федерации. При этом намечается переход на новые принципы налогообложения в зависимости от кадастровой (нормативной) стоимости земель. Основной задачей является организация учета земельных участков как объектов недвижимости, обеспечение на этой основе гарантий прав собственников, владельцев и пользователей земли и прочно связанной с ней иной недвижимости, а также полноты сбора налоговых платежей за землю и иную недвижимость. В целях проведения кадастровой оценки земель разработана система ведения государственного земельного кадастра, которая проводится в развитие постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра". Данная Федеральная целевая программа предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории Российской Федерации. Основные ожидаемые результаты данной Федеральной целевой программы следующие: информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов станет основой для обеспечения ведения государственного земельного кадастра на современном техническом и технологическом уровне, наличие достоверной и полной информации о земельных ресурсах будет способствовать увеличению поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости, защите прав граждан и юридических лиц на землю. Накопленная кадастровая информация позволит внести существенные изменения в налоговую систему, повысить ее стимулирующую роль в развитии производства, а также обосновать установление правового режима пользования земельными участками, что должно привести к нормализации социальных проблем, в области земельно-имущественных отношений, даст возможность развиваться рынку земли и другой недвижимости. В ходе реализации Федеральной целевой Программы ведутся работы по подготовке нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы сбора, обработки и хранения земельно-кадастровой информации в автоматизированной системе, осуществляются работы по созданию нормативно-правовой базы формирования и ведения реестров государственных и муниципальных земель. В то же время полученный опыт практического использования методов кадастровой оценки земли выявил ряд трудностей, прежде всего недостаточность нормативной правовой базы, которая объясняется отсутствием федеральных законов, регламентирующих земельные отношения в Российской Федерации: "О государственных и муниципальных землях", "Об оценке земель", а также других, регламентирующих правовые основы создания и ведения государственного земельного кадастра. Кроме того, земельный рынок на базе кадастровой оценки земли как объекта недвижимости должен регулироваться специальным законодательством, а именно, Земельным кодексом РФ, предусматривающим конкретный механизм реализации права собственности на землю.
     
     Вместе с тем, безусловно, одним из положительных направлений в совершенствовании системы земельных отношений является введение в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), который включает систему норм, которые в определенной последовательности раскрывают основные понятия государственного земельного кадастра, содержание, цели, задачи и принципы его ведения, устанавливает права и обязанности участников кадастровых отношений, определяет состав кадастровых работ, а также подробно раскрывает порядок ведения государственного земельного кадастра. Закон N 28-ФЗ определяет, что земельный кадастр ведется в целях информационного обеспечения государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства; экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов; установления обоснованной платы за землю; иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности. Сведения о состоянии и использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. Законом N 28-ФЗ также определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра, к которым относятся разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерацииа в области ведения кадастра и контроль за их соблюдением; разработка, утверждение и реализация федеральных программ развития кадастра; определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление деятельности по ведению кадастра; определение перечня основных сведений государственного земельного кадастра; установление порядка финансирования деятельности по его ведению; установление предельного размера и порядка использования платы, взимаемой за предоставление сведений кадастра; определение перечня сведений государственного земельного кадастра, отнесенных к категории ограниченного доступа, и порядка предоставления таких сведений; координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в случае наделения их в установленном законом порядке отдельными государственными полномочиями в данной области. В то же время субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать перечень дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерации. При этом Законом N 28-ФЗ определено, что сбор, обработка и хранение указанных сведений осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации. Что касается полномочий органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра, то согласно Закону N 28-ФЗ им вменена обязанность по включению в государственный земельный кадастр дополнительных сведений, не установленных Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, при этом за счет средств местных бюджетов. Определенный интерес вызывает ст. 13 Закона N 28-ФЗ, которая устанавливает конкретный состав документов государственного земельного кадастра, разделяя их на основные, вспомогательные и производные. Данным Законом к основным документам отнесены Единый государственный реестр земель, представляющий собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков; кадастровое дело, иными словами, это совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета; дежурные кадастровые карты (воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зон). Законом N 28-ФЗ также установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков проводится по месту их нахождения и в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации по единой методике. Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков. Проведение государственного кадастрового учета земельных участков включает проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. В результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков. Применение сведений о земельных участках позволит обеспечить эффективность и действенность механизмов сбора налогов и платежей за землю и иную недвижимость посредством предоставления подробной информации о ней, функционирование земельного рынка и контроль за земельными сделками, охрану государственных и муниципальных земель, совершенствование городского планирования и развития инфраструктуры, поддержку рационального использования земельных ресурсов, гарантии государства по защите прав на землю, стимулирующие к более эффективному производству. Кроме того, следует обратить внимание на то, что работа по реализации Закона N 28-ФЗ направлена на обеспечение требований, заложенных в проекте главы 47 "Земельный налог" НК РФ (далее - глава 47 НК РФ). В связи с этим напомним, что основное требование главы 47 НК РФ, в части установления земельного налога, заключается в необходимости определения кадастровой стоимости земельных участков.
     
     Следует также отметить, что главой 47 НК РФ будут установлены общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые льготы, а также ставки земельного налога. При этом будет отменен действующий порядок централизации земельного налога в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации, то есть земельный налог должен полностью зачисляться в местные бюджеты. Налогоплательщиками налога будут признаваться организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.
     
     Конкретные ставки земельного налога, порядок и сроки уплаты его в бюджет, а также формы отчетности будут определяться нормативным правовым актом о налоге, принимаемым представительным органом местного самоуправления. Учитывая, что налог относится к местным, намечается существенно сузить перечень предоставляемых льгот на федеральном уровне. И в отличие от льгот, действующих в соответствии с Законом РФ "О плате за землю", предполагаются установить на федеральном уровне льготы при уплате земельного налога для следующих категорий земель: находящихся в собственности, владении или пользовании религиозных объединений и используемых ими для ведения своей уставной деятельности; предоставленных казачьим обществам, члены которых взяли на себя в установленном порядке обязательство по несению государственной службы; земель кладбищ. Вопросы о предоставлении дополнительных налоговых льгот и оснований для их использования для отдельных категорий налогоплательщиков отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Впервые вводится понятие объектов, не подлежащих налогообложению. Главой 47 НК РФ предполагается не считать объектами налогообложения земельным налогом земли, на которых размещены объекты мобилизационного назначения; земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, железными дорогами, аэродромами, организациями водных путей и гидросооружений; земельные полосы, проходящие непосредственно вдоль линии государственной границы Российской Федерации на суше или по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема, земельные полосы, участки, отводимые под контрольно-следовые полосы, линии связи, другие инженерные и инженерно-технические сооружения; земли, предоставленные для органов государственной власти и управления, а также для обороны и безопасности РФ; земли, покрытые водой и отнесенные в соответствии с законодательством к водным объектам, кроме земель под обособленными водными объектами, отнесенными в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу и являющимися составной частью земельного участка; земли лесного фонда Российской Федерации (кроме сенокошения, пастьбы скота, использования пахотных земель); земли, отведенные под заповедники, национальные или дендрологические парки, ботанические сады и другие земли.
     
     При этом важно иметь в виду, что в соответствии с главой 47 НК РФ земли, предоставленные для органов государственной власти и управления, а также обороны и безопасности Российской Федерации, земли, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, законсервированные и используемые в текущем производстве мобилизационными мощностями, а также земли, отведенные под заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, предполагается не признавать объектом налогообложения при условии их целевого назначения и использования в рамках осуществления соответствующими органами или организациями функций, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
     
     Что касается физических лиц, то вопрос об их освобождении от уплаты налога целесообразно передать представительным органам местного самоуправления, которые нормативным правовым актом о налоге могут устанавливать дополнительные льготы и основания для их использования для отдельных категорий налогоплательщиков.
     
     Кроме того, главой 47 НК РФ предполагается взимать земельный налог за сданные в аренду другому лицу части земельного участка вместе с находящимися на нем сооружениями. В случае если налогоплательщик, имеющий налоговую льготу в отношении находящегося в его собственности, пользовании или владении земельного участка, передает этот земельный участок или его часть (вместе с находящимися на нем зданиями, строениями или сооружениями либо без них) в аренду другому лицу или на иных основаниях передает свое право на пользование или владение этим земельным участком другому лицу, то проектом главы 47 НК РФ предусматривается, что указанная налоговая льгота в отношении площади, переданной в аренду или на иных основаниях, не применяется.
     
     Как в соответствии с Законом РФ "О плате за землю", так и с введением главы 47 НК РФ на налогоплательщика, являющегося организацией, ложится обязанность по исчислению данного налога, а сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками-физическими лицами, определяется налоговыми органами.
     
     Налоговым периодом для земельного налога будет признан календарный год.
     
     Отличительная особенность нового закона о земельном налоге в том, что налоговой базой в отношении каждого земельного участка, признанного объектом налогообложения, будет считаться кадастровая стоимость этого земельного участка, а в случае ее отсутствия - его нормативная цена.
     
     Кроме того, необходимо установить обязательный порядок ежегодного официального опубликования информации о кадастровой стоимости или нормативной цене земли и налоговых ставках на предстоящий год до начала нового года. В отличие от действующего порядка исчисления налога (фиксированные размеры ставок в рублях или копейках за один гектар или за один кв. метр) ставки налога, скорее всего, будут устанавливаться в процентах от налоговой базы в размере от 0,1 до 2 %, то есть максимальный размер налоговой ставки не будет превышать 2 % от налоговой базы. В отношении земель, используемых для обеспечения основной деятельности научных организаций необходимо предусматривать льготную ставку.
     
     Как видно из приведенных положений главы 47 НК РФ, земельный налог будет определяться в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков.
     
     Оценочная (кадастровая) стоимость земли при определении суммы налога будет присутствовать и в другом налоге, а точнее, в одном из специальных, так называемых налоговых режимов. Так, проектом предполагается введение в НК РФ главы 52 "Система налогообложения по принципу единого платежа для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - глава 52 НК РФ), предусматривающая систему налогообложения по принципу единого платежа для сельскохозяйственных товаропроизводителей, включенную в перечень специальных налоговых режимов частью второй НК РФ.
     
     Согласно данному проекту главы 52 НК РФ на уплату единого платежа смогут пере- ходить организации и индивидуальные предприниматели, занятые предпринимательской деятельностью по производству сельскохозяйственных товаров, а также производству и переработке произведенных ими сельскохозяйственных товаров, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Переход организаций и индивидуальных предпринимателей на уплату единого платежа освобождает их от уплаты большинства налогов и сборов, предусмотренных статьями 13, 14 и 15 части первой НК РФ, за исключением государственной пошлины; таможенной пошлины и таможенных сборов; акцизов; лицензионных сборов; налога на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей); налога на наследование и дарение; экологического налога. Плательщиками единого платежа будут признаваться российские организации и индивидуальные предприниматели, занятые предпринимательской деятельностью по производству сельскохозяйственных товаров, а также производству и переработке произведенных ими сельскохозяйственных товаров, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации.
     
     В качестве объекта налогообложения рекомендуется принимать площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся у налогоплательщика в собственности, владении, пользовании или на иных законных основаниях, а базы - оценочная (кадастровая) или нормативная стоимость сельскохозяйственных угодий, признанных объектом налогообложения. Ставка единого платежа может устанавливаться законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации в процентах от оценочной (кадастровой) или нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. При этом размер ставки единого платежа определяется как отношение суммы налогов, сборов и платежей, подлежащих внесению в бюджеты всех уровней и в государственные социальные фонды за предшествующий налоговый период на территории субъекта Российской Федерации и включаемый в единый платеж, к сумме оценочной (кадастровой) или нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий.
     
     Принятие и введение в действие главы 52 НК РФ позволит органам власти субъектов Российской Федерации самостоятельно вводить единый налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Учитывая, что уплата единого платежа заменит сельскохозяйственным товаропроизводителям уплату ряда налогов, зачисляемых в различные бюджеты и социальные фонды, суммы единого платежа также будут зачисляться как в федеральный, региональные и местные бюджеты, так и в государственные социальные фонды, исходя из пропорций, в максимальной степени приближенных к сложившимся в настоящее время. И что важно, проект главы 52 НК РФ предусматривает для налогоплательщиков, осуществляющих наряду с деятельностью по производству сельскохозяйственных товаров, а также производству и переработке произведенных ими сельскохозяйственных товаров, иную предпринимательскую деятельность, ведение раздельного бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности по производству сельскохозяйственных товаров, а также производству и переработке произведенных ими сельскохозяйственных товаров и в процессе иной деятельности.
     
     И еще один налог, исчисление которого будет производиться на основании кадастровой стоимости земельного участка. Предполагается, что в НК РФ будет введена глава 40 "Налог на недвижимость" (далее - глава 40 НК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что налог на недвижимость заменит совокупность уплаты налога на землю, налога на имущество юридических и физических лиц. В основу проекта закона о налоге на недвижимость заложены следующие принципы: налогом облагается объект недвижимости вне зависимости от того, кто является его собственником; земля и постройки рассматриваются как единый объект налогообложения; налогооблагаемая база является производной рыночной стоимости; стоимость объекта должна отражать его наиболее эффективное использование. Устанавливается, что налоговая база для каждого объекта налогообложения будет определяться исходя из оценки рыночной стоимости этого объекта. Оценка рыночной стоимости каждого объекта налогообложения на подведомственной территории должна ежегодно производиться специальной организацией по оценке недвижимости. Объектом налогообложения предполагается признавать расположенные на территории субъекта Российской Федерации земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями и сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями, а также доли в таких объектах недвижимости, находящихся в долевой собственности. Конкретные налоговые ставки могут устанавливаться законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации.
     
     Как видим, из рассматриваемых выше проектов законов о налоге на землю и недвижимости, а также о едином платеже для сельскохозяйственных товаропроизводителей, ставки будут устанавливаться в прямой зависимости от стоимости земельного участка. Поэтому в практической деятельности приходится встречаться с задачей определения обоснованной рыночной стоимости объекта оценки. Необходимость в получении достоверной стоимости земельных участков испытывают как государственные и муниципальные органы исполнительной власти при управлении земельными ресурсами, осуществлении перспективного развития населенных пунктов, проведении рациональной земельной и налоговой политики, так и частные субъекты земельного права при совершении разного рода сделок с землей. Переход на новые принципы налогообложения, предусмотренные главами 40, 47, 52 НК РФ в зависимости от кадастровой стоимости земель, потребует проведения в ближайшие сроки массовой (кадастровой) оценки земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны; земель особо охраняемых территорий, лесного и водного фондов, земель запаса. Это позволит ввести более обоснованную систему налогообложения земельных участков в зависимости от их реальной ценности. При этом, следует учитывать, что кадастровая стоимость представляет собой сложную систему необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме землепользования, об оценке земельных участков, иных необходимых и достоверных сведений о земле. К тому же сведения государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при использовании и охране земель, предоставлении и изъятии земельных участков, совершении сделок с землей, определении размеров платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий по использованию и охране земель. На основании данных земельного кадастра определяют цену земли, уровни земельного налога и арендной платы. Таким образом, земельный кадастр образует единую территориальную информационную систему о земельных ресурсах.
     

(Продолжение следует.)