Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях и дополнениях N 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий"

     

Об изменениях и дополнениях N 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий"

     
     Н.А. Гаврилова,
     советник налоговой службы I ранга     

     
     Приказом от 15.11.2000 N БГ-3-04/389 МНС России утвердило Изменения и дополнения N 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33).
     
     Внесение изменений в Инструкцию N 33 обусловлено введением в действие в 1999 году части первой НК РФ, Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” и Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”". Кроме того, было необходимо уточнить отдельные положения Инструкции N 33 в связи с изменениями, произошедшими в законодательстве Российской Федерации, а также в бухгалтерском учете.
     
     В п. 4 Инструкции N 33 уточнен порядок исчисления налоговой базы исходя из счетов бухгалтер-ского учета, на которых учитывается имущество налогоплательщика, подлежащее обложению налогом на имущество предприятий.
     
     Согласно ст. 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.
     
     Поэтому при исчислении налоговой базы по налогу на имущество предприятий, которая определяется исходя из среднегодовой стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемых в активе баланса по счетам бухгалтерского учета, в подпункт "а" п. 4 Инструкции N 33 включены затраты организации на капитальные вложения, которые учитываются на бухгалтерском счете 08 "Капитальные вложения". При этом учтено, что не учитываются при исчислении налоговой базы затраты на приобретение имущества, не являющегося объектом налогообложения, и отражаемые в бухгалтерском учете по субсчетам 08-1 "Приобретение земельных участков", 08-2 "Приобретение объектов природопользования", 08-5 "Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств", 08-7 "Перевод молодняка животных в основное стадо", 08-8 "Приобретение взрослых животных", 08-9 "Доставка животных, полученных безвозмездно". Кроме того, учтено, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
     
     Следует иметь в виду, что остатки по счету 08 "Капитальные вложения" должны быть включены в расчет среднегодовой стоимости имущества предприятий с 1 января 2001 года.
     
     В примечании к п. 4 Инструкции N 33 введены уточнения для налогоплательщиков, которым в соответствии с приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" разрешено использование счета 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства". При определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий учитываются остатки по указанному счету.
     
     Изменениями и дополнениями N 5 уточнен порядок определения остаточной стоимости имущества для целей налогообложения.
     
     Согласно ст. 2 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" стоимость основных средств включается в расчет при исчислении налоговой базы по налогу на имущество предприятий по остаточной стоимости.
     
     До 1 января 2000 года организации при исчислении налога на имущество предприятий начисляли износ по нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР". Согласно ПБУ 6/97 организации могут начислять амортизационные отчисления на основные средства несколькими способами. Поэтому для исчисления налога на имущество предприятий сумма износа с 1 января 2000 года определяется налогоплательщиками исходя из суммы амортизации, начисленной налогоплательщиком в общеустановленном порядке. Сумма износа при исчислении налоговой базы по налогу на имущество предприятий определяется исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденных в установленном порядке, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено.
     
     Изменениями и дополнениями N 5 для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ, изменен порядок включения в налоговую базу товаров, учитываемых на бухгалтерском счете 45 "Товары отгруженные". В случае если товары по оборонному заказу отгружены, но денежные средства из госбюджета не поступили, отгруженные товары из-за отсутствия бюджетного финансирования не подлежат обложению налогом на имущество предприятий. Поэтому примечание к бухгалтерским счетам 20, 36 и 45 изложено в следующей редакции:
     
     "При определении налоговой базы остатки по счетам бухгалтерского учета 20 "Основное производство", 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам" и 45 "Товары отгруженные" уменьшаются на незавершенное производство товаров, выполненные этапы работ и отгруженные товары по государственному оборонному заказу, дальнейшее производство, выполнение и (или) реализация которых приостановлено из-за отсутствия бюджетного финансирования".
     
     Изменениями и дополнениями N 5 введено примечание к бухгалтерским счетам 41 и 45, и организации, учитывающие на счетах бухгалтерского учета 41 "Товары" и 45 "Товары отгруженные" стоимость товаров с учетом НДС, при определении налоговой базы остатки по указанным счетам бухгалтерского учета должны уменьшать на сумму НДС, учитываемую в стоимости товаров.
     
     Приказом Банка России от 18.06.1997 N 02-263 утвержден новый План счетов бухгалтерского учета для банков (в том числе иных кредитных учреждений). Порядок определения банками налоговой базы по налогу на имущество предприятий начиная с расчетов за IV квартал 1999 года был разъяснен  письмом МНС России от 13.03.2000 N ВТ-6-04/183. В связи с этим в Инструкцию N 33 внесены изменения, касающиеся порядка исчисления налоговой базы по налогу на имущество предприятий банков.
     
     Подпунктом "б" п. 5 Инструкции N 33, в ред. Изменений и дополнений N 5, предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется банками исходя из среднегодовой стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемых в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета: 604 "Основные средства банков" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на балансовом счете 606 "Амортизация основных средств"); 605 "Основные средства, переданные в пользование организациям банков" (за минусом сумм амортизации, учитываемых на балансовом счете 606 "Амортизация основных средств"); 607 "Капитальные вложения" (за исключением расходов на приобретение земельных участков, объектов природопользования и расходов, не увеличивающих стоимость основных средств); 608 "Лизинговые операции" (за вычетом суммы амортизации, учитываемой на балансовом счете 60803 "Амортизация машин, оборудования, транспортных средств, передаваемых в лизинг"); 609 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации нематериальных активов, учитываемой на этом счете); 610 "Хозяйственные материалы"; 611 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа, учитываемого на этом счете); 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям".
     
     При этом в примечании к этому пункту Инструкции N 33 установлено, что расходы банков, учитываемые на балансовом счете 607 "Капитальные вложения", по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества банков по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
     
     Изменения и дополнения, внесенные в Инструкцию N 33, определили исчисление налоговой базы по налогу на имущество предприятий по страховым организациям. При исчислении среднегодовой стоимости имущества по страховым организациям в расчет включаются остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: 01 "Основные средства" и 03 "Долгосрочно арендуемые средства" (за минусом суммы износа); 04 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на счете 05 "Износ нематериальных активов"); 08 "Капитальные вложения" (за исключением расходов на приобретение земельных участков, объектов природопользования и расходов, не увеличивающих стоимость основных средств); 10 "Материалы"; 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов"); 20 "Расходы на ведение дела"; 31 "Расходы будущих периодов"; иные счета учета прочих запасов и затрат, отражаемых по статье "Прочие запасы и затраты" раздела II актива баланса.
     
     При этом в примечании к счету 08 "Капитальные вложения" установлено, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
     
     По ранее действовавшему порядку в расчетах налоговой базы по налогу на имущество предприятий остаточная стоимость основных фондов (средств) исчислялась налогоплательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства РФ.
     
     Согласно п. 3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая, что порядок проведения переоценки основных фондов Правительством РФ в настоящее время не устанавливается, и во избежание споров налогоплательщиков с налоговыми органами, в Инструкцию N 33 внесены изменения, согласно которым установлено, что при определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий стоимость основных средств определяется налогоплательщиком с учетом переоценок, проводимых в установленном порядке, то есть в соответствии с ПБУ 6/97.
     
     Ранее разъяснения по данному вопросу давались МНС России письмом от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288@, в соответствии с которым для целей исчисления налога на имущество предприятий результаты указанной переоценки балансовой стоимости основных фондов должны учитываться в расчетах по налогу на имущество предприятий.
     
     Согласно Федеральному закону от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”" пункт 5 Инструкции N 33 дополнен подпунктом "т", в соответствии с которым налогом на имущество предприятий не облагается имущество, используемое исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции, если такое имущество находится в собственности инвесторов в соответствии с указанным соглашением, а также если в соответствии с условиями указанных соглашений такое имущество передано инвесторами в собственность государства при сохранении за ними исключительного права на пользование указанным имуществом.
     
     Согласно Федеральному закону от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" пункт 6 Инструкции N 33 дополнен подпунктом "к", согласно которому для целей налогообложения стоимость имущества организации уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях.
     
     При этом уточнен порядок предоставления льготы участникам указанных программ. Льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения - документа, подтверждающего принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленного по форме и выдаваемого в порядке, которые определяются Правительством РФ.
     
     В примечании к указанному пункту Инструкции N 33 дана ссылка на принятые Правительством РФ постановления: от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации" и от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием".
     
     Предусмотренная льгота по налогу на имущество предприятий в части имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия), предоставляется налогоплательщикам-получателям безвозмездной помощи (содействия) в течение первых двух лет с даты принятия на баланс указанного имущества, а для имущества, поступившего в виде технической помощи, - с даты его регистрации в территориальных органах МНС России.
     
     Предусмотренной льготой по налогу на имущество предприятий в части имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), могут использоваться налогоплательщики, предоставляющие средства и товары Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, а также выполняющие для указанных лиц работы и оказывающие указанным лицам услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе, либо их официальным представителям в Российской Федерации. При этом льгота предоставляется в части имущества, используемого исключительно по целевому назначению.
     
     Раздел IV Инструкции N 33 дополнен п. 10.1 следующего содержания:
     
     "При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных Российской Федерацией с инвесторами до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”", применяются условия исчисления и  уплаты налога, установленные указанными соглашениями".
     
     Согласно действующему законодательству плательщиками налога на имущество предприятий являются юридические лица по законодательству Российской Федерации.
     
     Вместе с тем согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" плательщиками налога на имущество предприятий не являются организации - субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Поэтому раздел IV Инструкции N 33 дополнен пунктом 10.3, которым определено, что уплата налога на имущество субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, заменяется уплатой единого налога, предусмотренного Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". При этом субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исчисление налога на имущество предприятий и представление налоговой декларации по налогу на имущество предприятий не производится.
     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, не являются плательщиками налога на имущество, используемого по видам деятельности, осуществляемой на основании свидетельства об уплате единого налога. Вместе с тем встречаются случаи, когда указанные категории налогоплательщиков занимаются и иными видами деятельности. Поэтому раздел IV Инструкции N 33 дополнен п. 10.2: "С организаций, признанных налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности” и соответствующим нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, налог на имущество предприятий не взимается в части полностью используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имущества территориально обособленного подразделения (подразделения по месту нахождения организации), имеющего местонахождение на территории данного субъекта Российской Федерации".
     
     Организации должны вести отдельный учет имущества, используемого в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     Имущество, которое не используется налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, подлежит обложению налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке. Если налогоплательщик использует имущество в предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, и иной деятельности, то это имущество подлежит обложению налогом на имущество предприятий в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.
     
     Если налогоплательщик прекращает деятельность, осуществляемую на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, то он обязан до окончания соответствующего квартала включить в расчет среднегодовой стоимости имущества за отчетный период стоимость имущества, использованного в указанной деятельности, в части, пропорциональной количеству полных месяцев после прекращения осуществления указанной деятельности в общем количестве месяцев квартала.
     
     В п. 11 Инструкции N 33 изменены номера счетов бухгалтерского учета, на которых отражаются начисленные и уплаченные в бюджет суммы налога на имущество предприятий. В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в банках учет расчетов банков с бюджетом по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам". Сумма налога, исчисленная в установленном порядке, ежеквартально отражается банками по дебету балансового счета 70209 "Другие расходы" и кредиту балансового счета 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам".
     
     Уплата суммы налога на имущество предприятий в бюджет отражается банками в бухгалтерском учете по дебету балансового счета 60301 "Расчеты с бюджетом по налогам" и кредиту балансового счета 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России".
     
     Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     В п. 13 Инструкции N 33 учтено, что организации, в состав которых входят филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, уплачивают налог на имущество предприятий по месту нахождения указанных подразделений в порядке, преду-смотренном для уплаты налога на имущество предприятий по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
     
     Пример.
     
     В состав организации входит филиал, который имеет отдельный баланс и расчетный счет в банке, и обособленное подразделение, которые находятся в других субъектах Российской Федерации. Среднегодовая стоимость имущества в целом по организации за отчетный период составила 2000,0 тыс. руб., том числе по головной организации (месту государственной регистрации) - 1000,0 тыс. руб., филиалу - 800,0 тыс. руб., обособленному подразделению - 200,0 тыс. руб. При этом налоговая база по налогу на имущество предприятий рассчитана в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий". Ставки налога на имущество предприятий установлены в следующих размерах: по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) - 1,5 %, месту нахождения филиала - 2 %, месту нахождения обособленного подразделения - 1 %.
     
     Сумма налога на имущество предприятий в целом по организации составит за отчетный период 33,0 тыс. руб., в том числе головной организации - 15,0 тыс. руб. (1000 х 1,5 %), филиалу - 16,0 тыс. руб. (800 х 2 %), обособленному подразделению - 2,0 тыс. руб. (200 х 1 %).
     
     Следовательно, по месту нахождения филиала и обособленного подразделения организации, находящихся в других субъектах Российской Федерации, подлежат уплате в соответствующие бюджеты соответственно 16,0 и 2,0 тыс. руб.