Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об информационном взаимодействии налоговых органов и органов федерального казначейства


Об информационном взаимодействии налоговых органов и органов федерального казначейства

     
     В.В. Нестеров,
     директор РВЦ МНС России в Чувашской республике
     
     Е.Б. Мазина,
     руководитель УФК по Нижегородской обл.
     
     Необходимость взаимодействия налоговых органов и органов федерального казначейства вызвана сложностью, многообразием и параллельностью выполняемых ими функций, многие из которых еще не автоматизированы. Важность оперативного обмена информацией в современных условиях неадекватна наличию рутинных операций, имеющих общую методологическую основу.
     
     Переход к совместным действиям, созданию и внедрению в практику целевых проектов взаимодействия требует поэтапного подхода в силу следующих причин:
     
     - сложность организационных структур Управлений МНС России и Управлений федерального казначейства Минфина России;
     
     - большое количество находящихся на учете юридических лиц;
     
     - необходимость оперативного предоставления и обмена информацией;
     
     - большой объем документооборота между органами федерального казначейства, инспекциями МНС России и региональными финансовыми органами;
     
     - отсутствие реально функционирующих аналогов региональных систем взаимодействия подобного уровня сложности и масштабности при работе в режиме безбумажной технологии;
     
     - необходимость в хорошо защищенной системе оперативной передачи данных.
     
     Решение проблем взаимодействия территориальных органов федерального казначейства и налоговых органов по обмену информацией при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации началось с 1997 года с выходом Временного порядка взаимодействия территориальных органов федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации на региональном уровне (республики, края, области, района), утвержденного совместным приказом Минфина России N 59н и Госналогслужбы России N АП-6-09/534 от 21.07.1997 (далее - Временный порядок). Практический опыт работы территориальных органов федерального казначейства и налоговых органов выявил ряд актуальных проблем информационного взаимодействия органов финансовой системы.
     
     В соответствии с Временным порядком информация может представляться ведомствами на электронных носителях. В настоящее время налоговые органы и органы федерального казначейства используют в работе автоматизированные информационные системы и имеют все возможности для обмена информацией на электронных носителях. Для осуществления межведомственного электронного информационного обмена необходимо прежде всего проведение организационных мероприятий, включая разработку и подписание официальных двух- и многосторонних документов: договоров, соглашений, регламентов работы, протоколов.
     

     Наибольшее значение из всех видов передаваемой информации имеют данные платежных документов налогоплательщиков. После обработки в отделениях федерального казначейства документы представляются в налоговые органы, где вновь подлежат обработке. Прием в налоговых органах платежных документов из отделений федерального казначейства в виде, приемлемом для машинной обработки, позволяет значительно сократить время разноски налоговых поступлений, повысить оперативность работы налоговых органов. Но в этом случае остается непроделанным значительным объем интерактивной работы по доопределению данных в налоговых органах. Это вызвано, во-первых, тем, что в налоговых органах требуется указание более детальной информации - вид платежа (налог, пеня, штраф), отчетный период, сроки уплаты и т.д., чем необходимо органам федерального казначейства. Источником этой информации является реквизит "Назначение платежа" в платежном документе, содержание которого в информационную систему ОФК не вносится (кроме кода дохода). Кроме того, в отделениях ОФК не заполняется реквизит "дата снятия со счета плательщика", который присутствует в штампе "Проведено банком". Согласно положениям НК РФ именно эта дата является датой исполнения налогового обязательства. Можно предположить, что при отсутствии этой информации в протоколе обмена будут излишне начисляться пени плательщику, возрастут претензии налогоплательщиков к налоговым органам.
     
     В налоговых органах необходим строгий учет исполнения выписанных документов - инкассовых распоряжений и поручений, заключений формы 21. Отделения федерального казначейства на основании документов инспекций МНС России выписывают и представляют в банк свои документы - платежные поручения и, как правило, без ссылок на документы-первоисточники. В результате налоговые органы теряют и эту необходимую им информацию или получают ее с запозданием.
     
     Дополнительные проблемы для налоговых органов создает переход органов федерального казначейства на электронный обмен платежными документами с банками. В этом случае банки не требуют от плательщиков дополнительной бумажной копии платежного документа, и в налоговый орган поступает в лучшем случае бумажная копия электронного платежного документа (в худшем ОФК передают только базу данных электронных платежных документов). Электронный платежный документ не содержит вышеуказанной даты снятия средств со счета плательщика. С какой-то долей вероятности за нее можно принять дату поступления в систему РКЦ. Фактически она может быть раньше. Такая неопределенность недопустима при начислении пени в налоговом органе.
     
     Важной проблемой является прием в электронном виде информации о платежах физических лиц (квитанций об уплате или их реестров) из отделений Сбербанка. В выписках по бюджетным счетам эта информация проходит одним сводным платежным поручением, а в налоговых органах необходимо ввести данные по каждому плательщику. Пример реализации автоматизированной выгрузки данных о платежах физических лиц отделениями Сбербанка и автоматизированный прием этих сведений, основанный на передаче базы плательщиков в отделения Сбербанка, неприменим с юридической точки зрения для налоговых органов.
     

     Таким образом, решение проблем взаимодействия органов федерального казначейства и налоговых органов невозможно без согласования с органами Банком России и активного участия соответствующих Департаментов Минфина России и МНС России.
     
     Продолжением работы по информационному взаимодействию налоговых и финансовых органов мог бы служить обмен данными, предназначенными для проведения оперативной сверки зачетов, отсрочек, недоимки. Налоговые органы заинтересованы в передаче в электронном виде в отделения федерального казначейства заключений формы 21. Автоматизированный прием и обработка этой информации в ОФК позволила бы значительно сократить трудозатраты на подготовку платежных поручений по зачету и возврату излишне уплаченных сумм.
     
     Кроме информационного взаимодействия, необходимо предпринять усилия по созданию единой нормативной и методической базы (с последующей реализацией в программных средствах), ведению единой системы классификации и кодирования нормативно-справочной информации - от справочников регионов до кодирования доходов.
     
     Представители 25 регионов России обсуждали эти проблемы на научно-практической конференции в конце ноября 2000 года в г. Чебоксары. Конференция была организована при содействии Минфина России и МНС России Региональным вычислительным центром совместно с Чувашским госуниверситетом.
     
     Существенное изменение нормативной базы с момента утверждения Временного порядка (введены в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации, НК РФ, принят ряд ведомственных приказов, инструкций) стало причиной того, что поиски решения проблем взаимодействия осуществляются на уровне территорий. Например в Нижегородской области в 1999 году была разработана программа взаимодействия финансовых, казначейских и налоговых органов по информационному взаимодействию, которая успешно внедряется. Опыт показал, что организация работы по информационному взаимодействию невозможна без внедрения современных технологий обмена информацией с использованием электронного документооборота. Важнейшей предпосылкой для организации электронного документооборота является работа территориальных и местных налоговых органов и органов федерального казначейства на централизованных программных продуктах. Региональный вычислительный центр МНС России в Чувашской Республике, традиционно занимающийся разработкой и внедрением программных комплексов для финансовых и налоговых органов, в декабре 2000 года сдал в промышленную эксплуатацию пакет прикладных программ "Казначейское исполнение доходов и расходов федерального бюджета на региональном и местном уровнях" ("Центр-Ф") для органов федерального казначейства. Необходимость создания такого программного продукта была обусловлена потребностями практической работы территориальных органов федерального казначейства. Он включает: учет поступления платежей в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды денежными и другими средствами; распределение поступлений по уровням бюджетов, бюджетным и внебюджетным фондам; учет финансирования расходов бюджетополучателей; учет расходов бюджетных и внебюджетных фондов; учет кредитных договоров, актов выполненных работ; учет финансирования целевых программ; формирование ежедневной и периодической бухгалтерской отчетности. Программный комплекс "Центр-Ф" предусматривает и реализацию функций информационного взаимодействия: с банками и инспекциями МНС, другими органами федерального казначейства.
     
     Таким образом, разработка нового порядка взаимодействия территориальных органов федерального казначейства и налоговых органов является сегодня одной из актуальных задач. Решение этой задачи может быть основано на опыте различных регионов.
     
     Данной публикацией мы хотели бы привлечь руководителей территориальных органов федерального казначейства и налоговых органов к обсуждению проблем информационного взаимодействия и обмену опытом в организации данной работы.