Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге с владельцев транспортных средств

     

О налоге с владельцев транспортных средств


     М.А. Высоцкий,
     советник налоговой службы II ранга

    

     Налог с владельцев транспортных средств имеет свою историю, насчитывающую в нашем государстве не одно десятилетие. Так, например, еще в 1942 году главой 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О местных налогах и сборах" был установлен сбор с владельцев транспортных средств, к которым относились автомобили, мотоциклы, велосипеды, яхты, лодки, ялики, паромы, а также выездные и рабочие лошади и другие животные, используемые в народном промысле. Интересен тот факт, что к сбору привлекались лишь граждане, имеющие эти "средства", и только в городах, рабочих, дачных и курортных поселках. В более поздний период вопросы взимания налога с владельцев транспортных средств также регулировались указами Президиума Верховного Совета СССР, причем на территории столиц союзных и автономных республик, краевых (областных) центров, остальных городов, дачных и курортных поселков, прочих населенных пунктов ставки налога были различными (дифференцировались от административной значимости населенного пункта по убыванию в приведенном перечне).
     
     В настоящее время налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивается предприятиями, объединениями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также гражданами Российской Федерации, иностранными юридическими лицами и гражданами, лицами без гражданства (то есть организациями и физическими лицами), имеющими транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. Базовый его размер установлен согласно Закону РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в следующих размерах с каждой лошадиной силы двигателя транспортного средства:
     

     Наименование объектов обложения
     

     Размер годового налога

     Автомобили легковые с мощностью двигателя

  
 

     до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

     50 коп.

     свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)

     1 руб. 30 коп.

     Мотоциклы и мотороллеры

     30 коп.

     Автобусы

     2 руб.

     Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя

  
 

     до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно

     2 руб.

     свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт)

     4 руб.

     свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт)

     4 руб. 80 коп.

     свыше 200 до 250 л.с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт)

     5 руб. 20 коп.

     свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)

     7 руб. 15 коп.

     Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов)

     2 руб.

     
     В связи с тем что согласно п. 5 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" законодательным органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право региональными законами изменять ставку налога (но не принцип ее определения), то есть увеличивать (уменьшать) размер годового налога, исчисляемого в рублях с каждой единицы мощности двигателя (1 л.с.) каждого объекта налогообложения, положения п. 1 ст. 6 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в части базовых ставок налога) ни разу не были изменены с момента введения его в действие (1 января 1992 года) и оставались неизменными соответствующие положения действовавших ранее инструкций Минфина России, Госналогслужбы России, а также действующей инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
     
     Так, например, согласно законодательству г. Москвы ставки налога установлены в рублях с каждой лошадиной силы.
     
     Однако уже в Московской области действует иной порядок определения ставки налога, которая определяется в процентах от минимального размера оплаты труда (МРОТ) на каждую единицу мощности двигателя транспортного средства (1 л.с.).
     
     После рассмотрения нормативно-правовой базы (в части территориальных дорожных фондов) более 70 субъектов Российской Федерации (в том числе 16 из 21 республики, 46 из 49 областей и всех 6 краев) можно сделать вывод, что в 40 из них установлены адвалорные ставки налога, хотя исходя из норм Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" принцип определения ставок налога с владельцев транспортных средств должен быть единым на всей территории Российской Федерации (как и отсутствие дифференцированных ставок для разных категорий налогоплательщиков).
     
     Довольно своеобразно складывалась ситуация по установлению ставок налога Законодательным собранием г. Санкт-Петербурга в 1995-1999 годы.
     
     Несмотря на то что в 1995 году сумма налога определялась в рублях с каждой лошадиной силы двигателя соответствующего транспортного средства, была введена дифференциация ставок налога для юридических и физических лиц, причем для физических лиц размер налога существенно отличался от размера налога для юридического лица по одному и тому же транспортному средству (Закон г. Санкт-Петербурга "О некоторых вопросах налогообложения в 1995 году").
     
     В 1996 году размер налога (с каждой лошадиной силы) определялся в процентах от минимального размера оплаты труда также по дифференцированным ставкам для юридических и физических лиц.
     
     Согласно соответствующим законам г. Санкт-Петербурга ("О некоторых вопросах налогообложения в 1997-1999 годах", "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах") налог с владельцев транспортных средств снова стал исчисляться в прежнем порядке без дифференциации ставок (в рублях с каждой лошадиной силы), причем с 1998 года введена новая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя более 150 л.с., не содержащаяся в Законе РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", существующая также в ряде других регионов.
     

  

  
 

Размер годового налога (на 1 л.с.)

Наименование объектов обложения

в % от МРОТ (в 1996 году)

в руб. (в 1997 году)

в руб. (в 1998 году)

в руб. (в 1999 году)

в руб. (в 2000 году)

  
 

для юр. лиц

для физ. лиц

  
 

  
 

  
 

  
 

Автомобили легковые с мощностью

двигателя:

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     - до 100 л.с. включительно

     0,5

     0,6

     2000

     2-20

     2-39

     4-78

     - от 100 л.с. до 150 л.с. - свыше 150 л.с.

     1,2

     1,6

     8000

     4-00
     8-90

     4-34
     9-66

     8-68
     19-32

     Мотоциклы и мотороллеры

     0,3

     0,4

     1000

     1-10

     1-19

     2-38

     Автобусы

     2,0

     2,5

     7000

     7-80

     8-46

     16-92

     Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     - до 100 л.с. включительно

     2,0

     2,5

     7000

     7-80

     8-46

     16-92

     - свыше 100 до 150 л.с.

     4,0

     5,0

     7500

     8-30

     9-01

     18-02

     - свыше 150 до 200 л.с.

     4,5

     6,0

     8000

     8-90

     9-66

     19-32

     - свыше 200 до 250 л.с.

     5,0

     6,5

     9000

     10-00

     10-85

     21-70

     - свыше 250 л.с.

     5,3

     7,0

     10000

     11-10

     12-04

     24-08

     Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов)

     2,0

     2,5

     7000

     7-80

     8-46

     16-92

          
     На территории Воронежской области и в настоящее время действуют различные адвалорные ставки налога для юридических и физических лиц (по всем категориям транспортных средств).
     
     Примечательно, что в Республиках Башкортостан и Татарстан дифференцированные ставки налога для юридических и физических лиц установлены только по легковым автомобилям, а согласно Закону Псковской области "О ставках налогов, формирующих территориальный дорожный фонд области" на территории данного региона (по легковым автомобилям) введены 2 ставки налога для физических лиц и 1 ставка - для юридических лиц.
     
     Кроме того, по данным транспортным средствам в Удмуртской Республике, а также по микроавтобусам в Республике Башкортостан, импортируемым на территорию данных субъектов Российской Федерации из государств, не входящих в СНГ, налог с владельцев транспортных средств взимается по ставкам с коэффициентами 2,0 и 1,5 соответственно.
     
     Законодатели Владимирской области объединили градацию легковых, грузовых автомобилей и автобусов одним термином - автотранспорт, причем только для юридических лиц. По всей видимости, к этой же категории транспортных средств должны относиться и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов). Ставки налога для физических лиц предусмотрены в зависимости от превышения мощности двигателя как у легковых, так и грузовых автомобилей и автобусов величины, равной 100 л.с. Причем, если для грузовых автомобилей количество ставок сокращено с 5 до 2, то для автобусов введены 2 ставки вместо 1.
     


Вид транспорта

Ставка налога за
1 л.с. в % от МРОТ

1

     Транспортные средства юридических лиц:

  
 

  
 

- автотранспорт
- мототранспорт

     4
     1

2

     Транспортные средства физических лиц:

  
 

  
 

- легковой, мощностью до 100 л.с.
- легковой, мощностью свыше 100 л.с.

     2
     3

  
 

- грузовой, до 100 л.с.
- грузовой, свыше 100 л.с.

     3
     4

  
 

- автобусы, до 100 л.с.
- автобусы, свыше 100 л.с.

     3
     4

  
 

     - мототранспорт

     0,5

     
     Для пенсионеров - владельцев легкового автотранспорта с мощностью двигателя не более 125 л.с. ставка за одну лошадиную силу составляет 0,5 % от МРОТ, а свыше 125 л.с. - на общих основаниях (часть 1 ст. 3 Закона Владимирской области от 11.05.1999 N 24-ОЗ "О бюджете территориального дорожного фонда на 1999 год").
     
     Наиболее консервативными (с точки зрения установления размера ставок налога) оказались законодатели Калининградской области, где ставки налога для всех категорий транспортных средств (за каждую лошадиную силу) соответствуют 1 % от МРОТ, за исключением мотоциклов, мотороллеров (0,5 % от МРОТ) и грузовых автомобилей и тракторов с мощностью двигателя более 200 л.с. (1,5 % от МРОТ). Данные ставки являются самыми низкими на всей территории Российской Федерации.
     
     В Кабардино-Балкарской Республике и Республике Дагестан вместо 10 федеральных ставок налогообложения по налогу с владельцев транспортных средств действуют 5 упрощенных (без разделения по мощности двигателя) и соответственно 5 ставок этого налога, колеблющихся от 1,5 до 3,0 % от МРОТ.
     
     Максимальные адвалорные ставки действуют на территории Республик Бурятия и Хакасия, Хабаровского края, Костромской, Сахалинской и Омской областях. Причем в первых трех регионах их величина составляет более 20 % от МРОТ, что видно из нижеприведенной таблицы, а в Сахалинской области - достигает 28 % (наибольший показатель по 46 из 49 областей)*.
     
     _____
     * В связи с тем что автор не располагает сведениями о законодательстве Камчатской области, а также Чукотского автономного округа, где могут быть установлены также высокие адвалорные ставки налога с владельцев транспортных средств (как и в Сахалинской области), затруднительно сделать вывод о максимальных ставках данного налога, установленных в процентах от МРОТ.
     
     Среди упомянутых 40 субъектов Российской Федерации, где установлены такие ставки налога с владельцев транспортных средств, в Республике Хакасия принцип взимания налога действует в наиболее мягкой форме противоречия с Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" (имея в виду определение размера налога как в процентах от МРОТ, так и эквивалентной сумме в рублях).
     

Наименование объектов обложения

Размер годового налога (на 1 л.с.)

  
 

Сахалинская

Хабаровский

Республика

Респ. Хакасия

  
 

обл. (в %
от МРОТ)

край
(в % от МРОТ)

Бурятия
(в % от МРОТ)

в % от МРОТ

в руб.

     Автомобили легковые с мощностью двигателя:

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     - до 100 л.с. включительно

     1,0

     4,0

     1,5

     1,5

     1-25

- от 100 л.с. до 150 л.с.

- свыше 150 л.с.

     5,2

     6,0
     10,0

     3,75

     3,9

     3-25

     Мотоциклы и мотороллеры

     1,2

     1,0

     0,75

     0,9

     0-75

     Автобусы

     8,0

     6,0

     6,0

     6,0

     5-00

     Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя:

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     - до 100 л.с. включительно

     8,0

     6,0

     6,0

     6,0

     5-00

     - свыше 100 до 150 л.с.

     16,0

     12,0

     12,0

     12,0

     10-00

     - свыше 150 до 200 л.с.

     19,2

     13,5

     14,25

     14,4

     12-00

     - свыше 200 до 250 л.с.

     20,8

     16,0

     15,75

     15,6

     13-00

     - свыше 250 л.с.

     28,6

     21,5

     21,75

     21,4

     18-00

Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов)

     8,0

     6,0

     6,0

     6,0

     5-00

     
     Достаточно интересная норма по данному налогу прописана в Законе "О дорожном фонде Брянской области", где в таблице по графе "Наименование объектов обложения" после соответствующих категорий грузовых автомобилей и тракторов отдельной строкой указаны "автотранспортные организации, у которых объем международных перевозок составляет не менее 60 процентов в общем объеме перевозок", для которых установлена льготная ставка. Учитывая, что налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, вышеназванное положение имеет довольно противоречивый характер. Кроме того, такая  запись может иметь неоднозначное толкование по вопросу ее применения (например по каждому транспортному средству указанных организаций).
     
     Следует также отметить действие на территории некоторых регионов (Приморского края, Костромской области) расширенных ставок по грузовым автомобилям и тракторам (до 60 л.с. и свыше 60 л.с. до 100 л.с.), а также отдельных ставок для малотоннажных грузопассажирских автомобилей (Костромская и Саратовская области).
     
     В некоторых регионах для физических и юридических лиц установлены различные ставки налога при соблюдении принципа определения налоговой базы (в рублях, а не в процентах от МРОТ за каждую лошадиную силу), а также соблюдении градации категорий транспортных средств от мощности их двигателя. Наглядным примером служит действие основных (для организаций) и льготных (отдельно для пенсионеров и остальных граждан) ставок налога в Новосибирской области, представленных в нижеприведенной таблице:
     


Наименование объектов

Размер годового налога (руб. за 1 л.с.)

п/п

обложения (категория

1998-1999 гг.

2000 г.


 

транспортных средств и мощность двигателя)