Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О внесении изменений в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации

     

О внесении изменений в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации

     
     Е.Н. Шереметьева,
     советник налоговой
     службы I ранга
          
     В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года вступила в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации, глава 22 (ст. 179-206) которой посвящена акцизам.
     
     Большинство изменений и дополнений, внесенных в главу 22 "Акцизы" НК РФ, Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ)" носит чисто технический характер. Так, например, по всему тексту данной главы слово "налог" заменено словом "акциз", слово "владелец" - "собственник" в соответствующих падежах.
     
     Вместе с тем ряд внесенных в главу 22 изменений и дополнений имеет принципиальное значение.
     
     Так, изменения, внесенные в ст. 180 НК РФ, предусматривают, что налогоплательщик акциза в рамках простого товарищества должен только известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), а не повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества независимо от постановки на учет в качестве налогоплательщика, ведущего собственную деятельность.
     
     При этом налогоплательщиком акциза в рамках договора простого товарищества признается лицо, ведущее дела простого товарищества, а в случае если ведение дел простого товарищества осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества, участники договора простого товарищества самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза по операциям, признаваемым объектом обложения акцизами.
     
     В отношении перечня подакцизных товаров, установленных ст. 181 НК РФ, обращаем внимание читателей на то, что Федеральным законом N 166-ФЗ уточнены технические параметры мотоциклов, признаваемых подакцизными товарами. Такими товарами признаются только мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.).
     
     В перечень изделий, не признаваемых в целях применения главы 22 НК РФ ювелирными, дополнительно включены изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.
     
     Кроме того, изменения, внесенные в ст. 193 НК РФ, уточняют показатель "объемная доля этилового спирта" по подакцизной алкогольной продукции, облагаемой по налоговой ставке 65 руб. 10 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
     
     В подпункте 2 п. 1 ст. 183 (в ред. части второй НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ) имелось противоречие по установлению операций, не подлежащих налогообложению, связанных с реализацией денатурированного этилового спирта.
     
     Так, согласно абзацу первому данного подпункта ст. 183 НК РФ акцизами не облагается реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     В то же время в абзаце втором этого подпункта предусмотрено, что денатурированный этиловый спирт должен быть внесен в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.
     
     В связи с наличием этого противоречия операции по реализации организацией-производителем денатурированного этилового спирта из пищевого сырья подлежали налогообложению.
     
     В соответствии с п. 38 Федерального закона N 166-ФЗ абзац второй подпункта 2 п. 1 ст. 183 НК РФ после слов "из непищевого сырья" дополнен словами ", или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации".
     
     Следовательно, операции по реализации организацией-производителем денатурированного этилового спирта из пищевого сырья, отвечающего требованиям, установленным подпунктом 2 п. 1 ст. 183 НК РФ, не признаются объектом обложения акцизом.
     
     Кроме того, внесены коррективы в абзац второй подпункта 3 п. 1 ст. 183 НК РФ.
     
     С учетом изменений, внесенных в него согласно п. 38 Федерального закона N 166-Ф3, данный абзац излагается в следующей редакции: "В целях настоящей статьи спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная на основе этилового спирта, в том числе денатурированного, который получен по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенная в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья или в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации".
     
     Следует также иметь в виду, что согласно дополнению, внесенному Федеральным законом N 166-ФЗ в п. 3 ст. 197 НК РФ, моментом завершения действия режима налогового склада считается момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада своему структурному подразделению, осуществляющему розничную реализацию алкогольной продукции.
     
     Нововведением является то, что дополнением, внесенным данным Законом в п. 2 ст. 200 НК РФ, установлено, что в случае безвозвратной утери подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, в процессе их хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза по этим товарам также подлежат вычету. Но при этом вычету подлежит только сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров.
     
     Обращаем внимание на принципиальные изменения, внесенные Федеральным законом N 166-ФЗ, в сроки и порядок уплаты акциза при реализации спирта этилового, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции и пива. Согласно данному Закону п. 3 ст. 204 НК РФ изложен в новой редакции.
     
     Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками акциза произведенных ими спирта этилового, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции и пива проводится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.
     
     Что касается уплаты акциза при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций, то она производится исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее 30-го числа отчетного месяца - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-ое число включительно отчетного месяца и не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.
     
     В отношении представления налоговой декларации по подакцизным товарам установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту свой регистрации, а также по месту нахождения каждого филиала или иного обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемой ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за отчетный налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.