Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Эффективное взаимодействие налоговых служб - залог активизации экономической интеграции

     

Эффективное взаимодействие налоговых служб - залог активизации экономической интеграции

     
     Г.И. Букаев,
     председатель СРНС, Министр Российской
     Федерации по налогам и сборам
     
     Н.Т. Мамбеталиев,
     ответственный секретарь СРНС
          
     За девять лет своего существования СНГ не удалось кардинально решить многие жизненноважные задачи, в том числе организацию качественно новых экономических отношений между суверенными государствами. Многочисленные совместные декларации и соглашения, подписанные на самом высоком уровне, предусматривающие сохранение общего экономического пространства и прозрачность границ, координацию экономической политики, отказ от торговых барьеров и поощрение кооперационного сотрудничества, остались благими намерениями.
     
     Своеобразным ответом на тупиковую ситуацию, в которой оказались страны СНГ в вопросах экономической интеграции стало, формирование Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое осуществляется на основе реализации заключенных этими государствами соглашений о Таможенном союзе 1995 года, Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года и Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года.
     
     Для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства 10 октября 2000 года главами этих государств был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), одной из важнейших задач которой является создание условий для проведения согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торгово-тарифной и таможенной политики.
     
     В этих сферах уже немало сделано Интеграционным Комитетом, созданными при нем Советами, комиссиями и рабочими группами. В частности в целях более тесной координации в сфере налоговой политики было принято Решение Совета глав правительств от 22.01.1998 N 4 "Об основных принципах взаимодействия налоговых служб государств-участников Договора от 29 марта 1996 года" о создании Совета руководителей налоговых служб (СРНС).
     
     В этом Решении были определены следующие основные направления деятельности Совета руководителей налоговых служб: участие в проведении согласованной налоговой политики стран Таможенного союза и обеспечение полноты собираемости налогов и сборов в бюджеты Сторон посредством осуществления эффективного взаимодействия налоговых органов в вопросах соблюдения налогового законодательства.
     
     Начальный этап работы СРНС был посвящен созданию организационно-правовых норм деятельности Совета, определению форм взаимодействия между налоговыми службами Сторон. На данном этапе Советом подписаны межправительственные Соглашения о взаимодействии, межведомственные Соглашения о сотрудничестве, Протоколы об их реализации, а также определены Регламент и Положение о СРНС, собрана информация о налоговых законодательствах.
     
     В частности были подписаны Соглашение государств-участников Договора 1996 года о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства от 25 марта 1998 года, Соглашение об унификации методологии налогообложения и Протокол по реализации Соглашения об унификации методологии налогообложения от 25 марта 1998 года, а также Протоколы об обмене оперативной информацией и сотрудничестве в области подготовки кадров от 16 июня 1998 года.
     
     После завершения этой работы главным в деятельности Совета стало решение проблемы сближения и гармонизации налоговых законодательств. Это потребовало проведения целого комплекса мероприятий, которые были направлены на определение перечня налогов, влияющих на взаимную торговлю, проведение сравнительного анализа существующих систем налогообложения, выработку единой методологии взимания налогов, действующих во взаимной торговле, определение общих принципов администрирования налогов, совершенствование информационного обмена между налоговыми службами, выработку согласованных инструктивных материалов по взиманию налогов и других обязательных платежей.
     
     Наиболее эффективно и целенаправленно работа по реализации данных мероприятий проводилась Советом в 2000 году. Этому способствовало создание при нем следующих рабочих групп:
     
     - координации деятельности налоговых органов Сторон по контролю в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции;
     
     - разработки методических основ применения конвенций и соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;
     
     - сближения и гармонизации налоговых законодательств государств-участников Таможенного союза;
     
     - разработки мероприятий налоговых органов по обеспечению согласованного перехода и взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу "страны назначения";
     
     - анализа и выработки рекомендаций по сближению и гармонизации методологии и практики налогообложения субъектов малого предпринимательства;
     
     - обеспечения информационного обмена между налоговыми службами Сторон.
     
     В течение года Секретариатом Совета, рабочими группами были разработаны, подготовлены к утверждению и приняты документы, способствующие решению проблемы сближения и гармонизации национальных налоговых законодательств. К наиболее значимым относится План практических действий по гармонизации налогового законодательства государств-участников Таможенного союза на 2000-2002 годы. Проект указанного документа после рассмотрения на заседании Интеграционного Комитета был утвержден на заседании Совета глав правительств государств-участников "пятерки", который состоялся 6 октября 2000 года в г. Астана.
     
     Реализация принятого Плана потребовала от СРНС совершенствования форм и методов его работы. Прежде всего это было продиктовано следующим.
     
     Формирование налоговой политики в государствах-участниках Таможенного союза законодательно закреплено за различными министерствами и ведомствами. Так, в Российской Федерации это - Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам, в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Кыргызской Республике - Министерство финансов, в Республике Таджикистан - Министерство финансов и министерство экономики и торговли.
     
     По этой причине проведение работы по гармонизации (сближению и унификации) в рамках СРНС силами представителей только налоговых служб позволяет решить лишь узкие ведомственные задачи, но не проблему в целом. Поэтому опыт деятельности рабочих групп позволил сделать вывод о необходимости их структурной и кадровой реорганизации. К работе в рабочей группе требуется привлечь специалистов министерств финансов (управлений налоговой политики), министерств экономики, агентств экономического планирования и других заинтересованных ведомств. Кроме того, в целях повышения эффективности и результативности был поднят уровень представительства должностных лиц в рабочих группах, в состав которых назначены заместители Министра Российской Федерации по налогам и сборам.
     
     Как показала практика деятельности СРНС, проведение дальнейшей работы по сближению и гармонизации налоговых законодательств представляется целесообразным подразделить на два направления:
     
     - гармонизацию налоговых законодательств;
     
     - совершенствование принципов налогового администрирования.
     
     В рамках СРНС надо прежде всего сосредоточить усилия на гармонизации процедур налогового администрирования, так как налоговые службы Сторон формируют и реализуют совместную административную работу в сложившемся или складывающемся правовом пространстве. С этой целью созрела необходимость проведения анализа сложившейся практики администрирования налогов в странах-участниках Таможенного союза и подготовки предложений по основным (модельным) ее принципам.
     
     Гармонизацию же налоговых законодательств, как показал опыт, Совету целесообразнее проводить совместно с аппаратом Интеграционного Комитета, где сформированы рабочие группы по проведению сравнительно-правового анализа и гармонизации национальных законодательств, и выходить с рекомендациями к правительствам и парламентам Сторон.
     
     Одной из важнейших задач в деятельности Совета является обеспечение информационного обмена между налоговыми службами Сторон.
     
     Для повышения его эффективности потребуется согласовать и подготовить к подписанию ряд межведомственных документов по обеспечению информационного обмена между налоговыми ведомствами, касающихся налогообложения физических лиц, внешнеторговых операций при взимании косвенных налогов по принципу "страны назначения", юридических лиц, имеющих инвестиции, общих вопросов организации обмена информацией.
     
     Результаты проведенной работы выявили значительные различия в уровне компьютеризации, что существенно сдерживает переход на единый носитель информации, затрудняет стыковку информационных систем налоговых служб. Остается несогласованным применение единых средств защиты информации при ее передаче по электронным каналам связи.
     
     Особо необходимо подчеркнуть важность взаимодействия налоговых и таможенных служб. Как известно, при Интеграционном Комитете для совершенствования механизма взаимодействия, согласованности действий в решении актуальных для интеграции вопросов, наряду с различными комиссиями, рабочими группами создан Совет руководителей таможенных служб (СРТС).
     
     Следует при этом отметить, что именно от эффективного взаимодействия Советов, комиссий и групп, созданных при Интеграционном Комитете, во многом зависит успешное проведение государствами-участниками Таможенного союза согласованной торгово-тарифной, таможенной, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной политики, развития взаимной торговли.
     
     Кроме того, начавшийся переход на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" выводит на первый план усиление взаимодействия налоговых и таможенных служб Сторон.
     
     В частности Российской Федерацией подписаны и ратифицированы двусторонние Соглашения по взиманию косвенных налогов по принципу "страны назначения" с Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой, подготовлен к подписанию проект Соглашения с Республикой Таджикистан.
     
     Учитывая вступление в действие с 1 января 2001 года указанного Соглашения с Кыргызской Республикой, с 1 июля - с Республикой Казахстан, вместе с разделами Налогового кодекса Российской Федерации, касающимися взимания косвенных налогов (НДС и акцизов), принято решение о проведении совместного заседания Советов руководителей налоговых и таможенных служб с обсуждением соответствующих проблемных вопросов во II квартале 2001 годы.
     
     В январе 2000 года проведено первое совместное заседание Советов руководителей налоговых и таможенных служб. Подписан Протокол о взаимодействии Совета руководителей налоговых служб и Совета руководителей таможенных служб государств-участников Таможенного союза. Рассмотрены и одобрены проект Протокола об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами по внешнеторговым операциям государств-участников Таможенного союза и проект Примерного положения о механизме взимания косвенных налогов и контроле за фактическим перемещением товаров, работ и услуг при переходе на их взимание во взаимной торговле по принципу "страны назначения".
     
     Однако следует отметить, что до сих пор не найдены эффективные формы и методы взаимодействия СРНС и СРТС. Прежде всего потому, что объединение двух Советов аморфно, не структурировано. А отсутствие структуры размывает ответственность и исключает возможность эффективного управления.
     
     В результате предстоящих изменений ряда параметров во внешнеторговой деятельности возникает необходимость совершенствования механизма действенного налогового и таможенного контроля за фактическим перемещением товаров, работ и услуг.
     
     Решению этой проблемы будет посвящено предстоящее 1 июня текущего года в г. Астане второе совместное заседание Советов руководителей налоговых и таможенных служб.
     
     На этом заседании планируется принятие решений, направленных на совершенствование информационного обмена, усиление взаимодействия в вопросах администрирования налогов, проведение совместных мероприятий по эффективному раскрытию и предотвращению экономических правонарушений.
     
     Тем самым налоговики и таможенники эффективнее достигнут единую цель - пополнение бюджетов за счет увеличения поступлений налогов, таможенных платежей и сборов.
     
     Несомненно, что тщательное, конкретное и профессиональное рассмотрение вопросов на подобных заседаниях будет реально способствовать совершенствованию налогового и таможенного законодательства, созданию единой системы информационного обмена и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты стран налоговых сборов и таможенных платежей.
     
     Одной из форм совместной деятельности налоговых служб является проведение специальных совещаний и семинаров, посвященных обсуждению различных проблем налогового законотворчества Сторон. Так, вступление в силу с 1 июля 2001 года ряда статей части второй Налогового кодекса Российской Федерации сопровождается отменой обязательного принятия межведомственных, внутриведомственных инструкций и нормативных документов к нему (за исключением разъяснительно-рекомендательной информации). В этой связи ожидается значительное количество конфликтных ситуаций между налогоплательщиками и налоговыми службами. Особенно это отразится на хозяйствующих субъектах и, как следствие, на объемах взаимной торговли.
     
     В целях исключения разноречивых толкований Налогового кодекса Российской Федерации намечено провести во второй половине марта 2001 года специальное совещание-семинар, посвященное части второй Налогового кодекса Российской Федерации, касающееся вопросов взимания косвенных налогов (НДС и акцизов).
     
     Проведение данного совещания поручено Министерству Российской Федерации по налогам и сборам с привлечением профессорско-преподавательского состава Всероссийской государственной налоговой академии с приглашением сотрудников налоговых служб Сторон, хозяйствующих субъектов. Для подготовки совещания, разработки Программы проведения, оперативной координации со всеми заинтересованными сторонами создан Организационный комитет из представителей налоговых служб Сторон. Председателем Оргкомитета назначен первый заместитель Министра Российской Федерации по налогам и сборам.
     
     Важнейшим направлением сотрудничества налоговых служб является подготовка кадров. Учитывая важность этого для налоговых служб, Советом, как отмечено выше, был принят Протокол о сотрудничестве в области подготовки кадров. Практическая реализация вышеуказанного Протокола отвечает целям поддержания, совершенствования и адаптации профессиональных и служебных компетенций сотрудников налоговых органов Сторон.
     
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам выразило свою готовность осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации налоговых работников во Всероссийской государственной налоговой академии (ее филиалах) и в Центрах подготовки персонала в г. Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Указанные направления нашли свое отражение в принятых ранее Советом Мероприятиях по реализации Протокола.
     
     Однако в реализации этого направления сотрудничества основной проблемой является определение источников финансирования. На обучение и подготовку кадров требуются деньги. Поэтому либо налоговые службы сами платят за обучение (а таких денег у них нет), либо приходится обращаться в соответствующие инстанции и пытаться получить там бюджетные средства, гранты, квоты и т.д.
     
     Работу в этом направлении требуется активизировать и сделать более предметной. Необходимо решить эту проблему в ближайшее время с тем, чтобы не потерять новый учебный год и дать возможность участия в приемной компании нынешнего года абитуриентов из стран ЕврАзЭС, да и всего СНГ.
     
     В этой связи было бы целесообразно Всероссийской государственной налоговой академии и Секретариату Совета изучить опыт разработки программ довузовской подготовки, подготовки кадров в других специализированных вузах, особенно опыт подготовки таможенных кадров в Российской таможенной академии, где проходят обучение слушатели из СНГ и других стран, а также рассмотреть возможности по созданию учебных центров на местах и введению форм дистанционного образования.
     
     О важности работы, проводимой СРНС, свидетельствует участие в его заседаниях руководителей налоговых служб стран-участниц СНГ. Постоянно в качестве наблюдателей на заседаниях принимают участие представители налоговых служб Армении, Украины и Молдовы. Это показывает, что назрела острая необходимость создания совета руководителей налоговых служб всех стран СНГ. Чтобы экономические интересы стран СНГ совпадали, необходимо совпадение налоговых законодательств. В противном случае это может стать серьезным препятствием на пути укрепления сотрудничества между налоговыми органами государств СНГ.
     
     Общие интересы и поиск возможных путей решения проблемных вопросов, необходимость совместной работы налоговых служб требует создания в рамках СНГ координирующего органа. Специальное обращение к правительствам государств Содружества принято в ходе последнего заседания Совета.
     
     В заключение следует отметить, что в настоящее время для дальнейшего формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства требуется более тесное взаимодействие в вопросах налоговой политики. Вне всякого сомнения, повышению его эффективности будет способствовать начало функционирования органов управления интеграцией ЕврАзЭС. Заложенный в Договоре об его учреждении организационно-правовой механизм позволит выйти на новый уровень взаимодействия налоговых служб государств-участников ЕврАзЭС.
     
     Уже в ближайшей перспективе СРНС совместно с правительствами Сторон и Интеграционным Комитетом планирует осуществление мер, направленных на дальнейшее развитие правовой основы взаимодействия государств-участников ЕврАзЭС в налоговой сфере. В этой связи предполагается начать работу в рамках СРНС над проектом Концепции проведения согласованной налоговой политики. Это будет первым и весовым вкладом налоговых служб в деятельность ЕврАзЭС.