Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     Л.А. Панина,
советник налоговой службы II ранга

     

     В каком размере взимается госпошлина за удостоверение договоров купли-продажи недвижимости в кредит между продавцом (кредитной организацией) и покупателем (физическим лицом)?

     
     Согласно ст. 77 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, жилой дом или квартира, приобретенные за счет кредита банка или иной кредитной организации в собственность, считаются находящимися в залоге с момента государственной регистрации договора купли-продажи жилого дома или квартиры. Залогодержателем по данному залогу являются банк или иная кредитная организация, предоставившие кредит на покупку жилого дома или квартиры. К залогу жилого дома или квартиры, возникающему на вышеназванном основании, соответственно применяются правила о залоге недвижимого имущества, возникающем в силу договора.
     
     Кроме того, согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» при включении соглашения об ипотеке в кредитный или иной договор, содержащий обеспечиваемое ипотекой обязательство, в отношении формы и государственной регистрации этого договора должны быть соблюдены требования, установленные для договора об ипотеке.
     
     Договор купли-продажи квартиры в кредит с условием залога, где продавцом является кредитная организация, а покупателем - физическое лицо, является, по своей сущности, договором продажи недвижимости, в котором единственным предметом договора является отчуждением недвижимого имущества (квартиры), в то время как кредит и залог являются условиями заключения такого договора, а не его предметом.
     
     В связи с чем вне зависимости от того, есть ли в договоре купли-продажи недвижимости какие-либо дополнительные условия (в частности залога недвижимости) или нет, такие договора при их нотариальном оформлении не разбиваются по содержащимся в них условиям, а воспринимаются как единый договор, существенным смыслом которого является отчуждение недвижимости.
     
     Что касается условия залога в договоре купли-продажи квартиры, необходимо иметь в виду, что такое условие не может быть приравнено к самостоятельному договору залога, так как об условиях залога недвижимости при его продаже в кредит установлены специальные нормы, анализируя которые можно однозначно сделать вывод о том, что условие залога недвижимости в договоре купли-продажи недвижимости не может быть дополнительным предметом такого договора, а является его следствием.
     
     Таким образом, госпошлина за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, даже при наличии в нем такого условия, как залог, взимается в размере 1,5 % от суммы договора в соответствии с подпунктом 1 п. 4 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине».
     

     Применяется ли к суду или председателю суда налоговая либо административная ответственность за неправильное определение размера государственной пошлины?

     
     В соответствии со ст. 139 АПК РФ в случае, если вопрос о судебных расходах не разрешен вследствие арифметической ошибки, арбитражный суд вправе вынести определение об исправлении ошибок.
     
     При этом исправление размера взыскиваемых сумм допустимо только в случае, если неточность является следствием случайной ошибки в подсчетах или описки, опечатки.
     
     Таким образом, арбитражный суд вправе по своей инициативе исправить допущенные арифметические ошибки и доначислить государственную пошлину, если неправильное определение суммы государственной пошлины явилось следствием случайной ошибки в подсчетах или описки, опечатки.
     
     Однако при обнаружении подобных ошибок налоговым органом он не может применить к судебным органам или председателю суда налоговую или административную ответственность, так как такого права у него нет. В этом случае налоговый орган может предложить в акте проверки исправить обнаруженные ошибки при определении размера государственной пошлины.
     

     На основании каких норм имущество физических лиц переходит в порядке наследования к государству, каков порядок перехода наследуемого имущества к государству как наследнику, и вправе ли налоговые органы, принимающие наследство от лица государства, в одной нотариальной конторе получить дубликат утраченного документа на право собственности, экземпляр которого хранится в делах другой нотариальной конторы?

     
     Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются согласно ст. 124 ГК РФ субъектами гражданского права и выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
     
     Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также выступать в суде.
     
     Статьей 527 ГК РСФСР установлены основания наследования, среди которых имеется следующее: если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству.
     
     Статьей 552 ГК РСФСР определен порядок перехода наследства к государству, в соответствии с которым наследственное имущество по праву наследования переходит к государству в следующих случаях:
     
     1) если имущество завещано государству;
     
     2) если у наследодателя нет наследников ни по закону, ни по завещанию;
     
     3) если все наследники лишены завещателем права наследования;
     
     4) если ни один из наследников не принял наследства.
     
     Если кто-нибудь из наследников отказался от наследства в пользу государства, к государству переходит причитавшаяся этому наследнику доля наследственного имущества.
     
     Если при отсутствии наследников по закону завещана только часть имущества наследодателя, остальная часть переходит к государству.
     
     При наследовании имущества от имени Российской Федерации выступают налоговые органы на основании следующих нормативных актов:
     
     Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденного постановлением Совмина СССР от 29.06.1984 N 683, в котором установлено, что Положение распространяется на имущество, перешедшее в установленном порядке по праву наследования к государству. Учет, принятие мер по охране, оценке указанного имущества возлагаются на налоговые органы;
     
     инструкции Минфина России от 19.12.1984 N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», в которой установлено, что налоговые органы в своей деятельности по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного, наследственного имущества и кладов руководствуются актами гражданского, гражданско-процессуального законодательства, законодательства об административных правонарушениях, инструкцией и других нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с конфискацией имущества, признанием его бесхозяйным, переходом по праву наследования к государству, обнаружением кладов.
     
     Документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства. Основанием для перехода имущества по праву наследования к государству может быть и соответствующее судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа.
     
     В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате меры по охране наследственного имущества до его передачи налоговым органам осуществляются нотариальными органами.
     
     Согласно частями третьей и четвертой ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.
     
     Статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлено, что в случае утраты документов, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по письменным заявлениям граждан, законных представителей юридических лиц, от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов.
     
     Исходя из вышеизложенного перечень лиц, которым может быть выдан дубликат утраченного документа, экземпляр которого хранится в делах нотариальной конторы, не включает органы государственной власти, в том числе налоговые органы, являющиеся представителями государства как наследника. Кроме того, порядок выдачи свидетельства о праве на наследство и условия выдачи свидетельства о праве на наследство по закону регулируются главой XI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
     

     Действует ли письмо Госналогслужбы России от 30.11.1992 N ИЛ-4-16/81н «О ходе выполнения постановления Верховного Совета РСФСР от 19.09.1990 N 173-1», регулирующее предоставление налоговых льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?

     
     Письмо Госналогслужбы России от 30.11.1992 N ИЛ-4-16/81н «О ходе выполнения постановления Верховного Совета РСФСР от 19.09.1990 N 173-1» было издано до приведения налогового законодательства в соответствие с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
     
     В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах содержит налоговые льготы, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в частности по подоходному налогу, налогу на имущество физических лиц, госпошлине, налогу на прибыль, налогу с владельцев транспортных средств, земельному налогу и др. При этом аналогичные положения внесены в соответствующие инструкции о порядке исчисления и уплаты конкретных видов налогов.
     
     Исходя из изложенного вышеупомянутое письмо Госналогслужбы России подлежит применению в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации по налогам и сборам и изданным в соответствии с ним ведомственным нормативным актам МНС России (Госналогслужбы России).
     

     Какая ответственность применяется к физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без регистрации в соответствии с Законом РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»?

     
     Пунктом 1 ст. 23 ГК РФ установлено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Согласно п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью с нарушением названного Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.
     
     Исходя из изложенного физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, несут ответственность в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации». Кроме того, применение вышеназванной ответственности не освобождает их от привлечения к уголовной ответственности, установленной ст. 171 УК РФ.
     

     Вправе ли глава крестьянско-фермерского хозяйства кредитовать физических лиц посредством заключения договоров займа?

     
     Согласно ст. 16 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское хозяйство может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
     
     В случае если глава крестьянско-фермерского хозяйства заключал договоры займа как заимодавец с физическими лицами и при этом одновременно производил деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции в качестве ведущего вида деятельности, то такая деятельность по заключению договоров займа с физическими лицами не противоречит Закону РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
     
     Если глава крестьянско-фермерского хозяйства заключал договоры займа как частное физическое лицо, то есть не в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства и без учета ст. 16 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», то согласно п. 2 ст. 4 Закона РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации» к такому физическому лицу применяется ответственность в размере всех доходов, полученных от такой деятельности, которые подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.
     

     Какая цена договора купли-продажи имущества, заключенного между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми, будет принята налоговым органом в целях налогообложения, если цена договора, например купли-продажи недвижимости, ниже оценки бюро технической инвентаризации или земельного комитета?

     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами.
     
     Пунктом 13 ст. 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
     
     Исходя из изложенного при заключении договоров реализации имущества между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми, по цене ниже государственных регулируемых цен, например оценки бюро технической инвентаризации или нормативной цены земли, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения государственных регулируемых цен либо при их отсутствии рыночных цен.