Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на добавленную стоимость

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Начисляется ли НДС на все виды портовых сборов в случае захода в российский порт судна под российским флагом, находящегося в аренде иностранного юридического или физического лица и в случае захода в российский порт судна под иностранным флагом (иностранного судна), находящегося в аренде российского юридического или физического лица? Изменился ли порядок применения НДС в отношении портовых сборов с введением в действие части второй НК РФ?

     
     Согласно подпункту «ж» п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) услуги (работы) по обслуживанию иностранных судов, в том числе все виды портовых сборов, НДС не облагались.
     
     В соответствии со ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации национальность судна определяется государственным флагом государства. Кроме того, согласно ставкам сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации, зарегистрированных в Минюсте России 28.10.1996 за N 1184, государственная принадлежность судна и предоставляемый ему статус при взимании сборов также определяются государственным флагом независимо от того, в чьей собственности или пользовании находится судно. Таким образом, портовые сборы, взимаемые с судов, заходящих в порты Российской Федерации под иностранными флагами, освобождаются от НДС. Что касается портовых сборов, взимаемых с судов, заходящих в порты Российской Федерации под российским флагом, НДС взимались в общеустановленном порядке.
     
     Вместе с тем с 1 января 2001 года после вступления в силу главы 21 НК РФ в соответствии с подпунктом 23 п. 2 ст. 149 указанной главы работы (услуги) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, в том числе все виды портовых сборов, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Поэтому после 1 января 2001 года все виды портовых сборов, взимаемые в случае захода в российский порт судна под российским флагом, находящегося в аренде иностранного юридического или физического лица и в случае захода в российский порт судна под иностранным флагом (иностранного судна), находящегося в аренде российского юридического или физического лица, освобождаются от НДС.
     
     В каком порядке следует применять НДС российской организации при реализации товаров, облагающихся на территории Российской Федерации по ставке 10 % или освобождаемых от НДС (например при реализации лекарственных средств) хозяйствующим субъектам Республики Беларусь?
     

     В соответствии с п. 17 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществлялись по ценам и тарифам, увеличенным на суммы НДС.
     
     Согласно письму Минфина России и Госналогслужбы России от 14.04.1993 N 47, ВЗ-4-50/55н и телеграмме Минфина России от 01.02.1994 N 12 и Госналогслужбы России от 02.02.1994 N ВЗ-4-05/18н при расчетах российских организаций за реализуемые товары (работы, услуги) с хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ применялась ставка НДС в размере 20 % независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным товарам (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от его уплаты.
     
     Учитывая изложенное, при реализации лекарственных средств хозяйствующим субъектам Республики Беларусь применялся НДС по ставке в размере 20 %.
     
     Данный порядок применения НДС в торговых отношениях с государствами-участниками СНГ, в том числе с Республикой Беларусь, действовал до 31 декабря 2000 года.
     
     Статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» установлено, что до 1 июля 2001 года в целях НДС реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Таким образом, в период с 1 января 2001 года (с даты введения в действие главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ) по 1 июля 2001 года при реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ НДС применяется по ставкам, установленным в отношении аналогичных товаров (работ, услуг) при их реализации на территории Российской Федерации.
     

     Мог ли при реализации товаров, ввозимых из государств-участников СНГ, применяться для исчисления НДС пункт 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 на том основании, что абзац 2 п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 29.01.1993 N 4407-1 «О применении Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”« освобождал от уплаты этого налога товары, происходящие с территории государств-участников СНГ, при их ввозе на территорию Российской Федерации?

     
     В соответствии с п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) при реализации товаров, освобожденных от НДС при таможенном оформлении, сумма НДС, подлежавшая взносу в бюджет, определялась в виде разницы между суммой налога, начисленной по установленной ставке к продажной цене этих товаров, уменьшенной на величину таможенной стоимости, таможенной пошлины, сборов за таможенное оформление, и суммой налога, уплаченной поставщикам материальных ресурсов, стоимость которых относилась на издержки обращения налогоплательщика. Данный порядок применялся по отношению к товарам, освобождавшимся от НДС согласно подпункту «щ» п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями).
     

     В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и порядком применения НДС положения подпункта «щ» п. 1 ст. 5 указанного Закона на товары, ввозившиеся на территорию Российской Федерации из государств-участников СНГ, не распространялись.
     

     Московское представительство иностранной фирмы оказывает консультационные услуги, а также услуги по предоставлению персонала предприятиям-резидентам государств-участников СНГ. Статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ установлено, что до 1 июля 2001 года реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В каком порядке следует применять НДС до 31 декабря 2000 года и с 1 января 2001 до 1 июля 2001 года московскому представительству иностранной фирмы при реализации консультационных и других аналогичных услуг предприятиям-резидентам государств-участников СНГ, которые не осуществляют экономической деятельности на территории Российской Федерации?

     
     В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и п. 17 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» расчеты между российскими и украинскими хозяйствующими субъектами по реализуемым услугам осуществлялись по ценам, увеличенным на сумму НДС по ставке в размере 20 %. Поэтому в настоящее время услуги, оказываемые российским налогоплательщиком (в данном случае - московским представительством иностранной компании), предприятиям-резидентам государств-участников СНГ, облагались НДС на территории Российской Федерации в общеустановленном порядке.
     
     Согласно ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» указанный порядок применения НДС в отношении консультационных и других аналогичных услуг действует до 1 июля 2001 года.
     

     Российская организация приобретает услуги у предприятия резидента государства-участ-ника СНГ по ценам, увеличенным на сумму НДС. Как следует поступить данной российской организации-налогоплательщику в случае, если в предыдущие годы она не возмещала из бюджета НДС, выставляемый резидентом государства-участника СНГ, а относила этот налог на издержки производства? Является ли в данной ситуации правило о зачете (возмещении) НДС обязательным для всех налогоплательщиков?

     

     Согласно порядку применения НДС суммы налога, уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производства товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, не относятся на издержки производства и обращения и учитываются в порядке, установленном для отечественных товаров (работ, услуг), то есть принимаются к зачету (возмещению).
     
     Согласно п. 21 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) НДС, подлежавший возмещению (зачету), но не включенный налогоплательщиком в расчет (налоговую декларацию), мог быть зачтен в счет предстоящих платежей или возмещен из бюджета в течение трехгодичного срока.
     
     Учитывая изложенное, в случае если российским налогоплательщиком в течение трех лет НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым у хозяйствующих субъектов государств-участников СНГ, учитывался в составе издержек производства, сумма данного налога подлежала зачету (возмещению) с соответствующим перерасчетом налога на прибыль в порядке, установленном налоговым законодательством.
     
     На основании ст. 3 НК РФ указанный порядок применения НДС распространяется на всех российских налогоплательщиков.