Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенная стоимость - база расчета таможенных платежей (постатейный комментарий разделов III и IV Закона РФ «О таможенном тарифе»)

     

Таможенная стоимость - база расчета таможенных платежей
(постатейный комментарий разделов III и IV Закона РФ «О таможенном тарифе»)

     
     А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.

     
     За основу расчета таможенных платежей берется таможенная стоимость, которая согласно терминологии Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) является налоговой базой для обязательных платежей за товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации.
     
     С этого номера мы начинаем публикацию журнальной версии постатейного комментария раздела III «Таможенная стоимость товара» и раздела IV «Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения» Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе», установившего порядок определения и декларирования таможенной стоимости.
     
     Нормативно-правовая база дается по состоянию на 1 января 2001 года.
     

Раздел III Таможенная стоимость товара (ст. 12-17)

     
     Статья 12. Система определения таможенной стоимости

     
     1. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании положений настоящего Закона.
     
     2. Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
     
     1. Статья 12 комментируемого Закона посвящена системе определения таможенной стоимости.
     
     Законодательное определение таможенной стоимости дано в Таможенном кодексе, где в ст. 117 под таможенной стоимостью понимается основа для исчисления таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов и таможенных сборов.
     
     Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ таможенная стоимость - это налоговая база таможенных платежей, то есть стоимостная характеристика объекта налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
     
     В соответствии с нормами налогового законодательства налоговая база НДС и акциза *1 при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется налогоплательщиком согласно предписаниям НК РФ и таможенного законодательства Российской Федерации (ст. 153, 191 НК РФ).
     _____
     *1 При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации таможенная стоимость кладется в основу расчета налоговой базы акциза только по тем товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.
     
     Налоговая база НДС по товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, определяется как сумма:
     
     1) таможенной стоимости этих товаров;
     
     2) подлежащей уплате таможенной пошлины;
     
     3) подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам) (п. 1 ст. 160 НК РФ).
     
     По ввозимым подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, налоговая база акциза определяется как сумма:
     

     1) их таможенной стоимости;
     
     2) подлежащей уплате таможенной пошлины.
     
     Наряду с термином «таможенная стоимость» в Законе РФ «О таможенном тарифе» используется и другое понятие - «таможенная оценка», представляющая собой целенаправленную деятельность по определению таможенной стоимости с помощью общепринятых правил. При использовании одних методов таможенная стоимость устанавливается на основе документальных данных (внешнеторговый контракт, счет-фактура, консульская фактура и т.д.), в то время как другие методы предполагают оценку стоимости товаров в таможенных целях, осуществление которой возложено на таможенные органы.
     
     Согласно ст. 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенная стоимость определяется через перечисление ее основных целей:
     
     1) обложение товара таможенной пошлиной;
     
     2) ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;
     
     3) применение нетарифных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений (квотирования, лицензирования), включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок.
     
     Особый порядок установлен для определения стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил (письмо ГТК России от 24.03.1997 N 01-15/5344).
     
     В п. 1 ст. 12 комментируемого Закона закреплено, что основным принципом российского таможенного законодательства по этому вопросу является его соответствие правилам таможенной оценки, принятым в международной практике.
     
     Определение стоимости ввозимого товара с целью расчета таможенных пошлин - одна из наиболее сложных таможенных процедур. Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены фоб, в других - с цены сиф (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5 %). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров заключалось в том, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и следовательно какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.
     
     Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты. Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. Еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединились свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался в повестке дня.
     

     Проходившие в начале 70-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле) завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, именуемое также Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ, ставшее тем международно-правовым стандартом, которому должно соответствовать российское таможенное законодательство согласно п. 1 ст. 12 Закона РФ «О таможенном тарифе» *1.
     _____
     *1 Заключительный акт по результатам Уругвайского раунда международных многосторонних переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ (подписан в г. Марракеше 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года.

     
     В ч. 2 ст. VII ГАТТ определено: «Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках». В ч. 5 ст. VII ГАТТ закреплены принципы гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости, реализация которых на практике позволяет коммерсантам «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей».
     
     Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.).
     
     Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в импортирующую страну, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении каждого следующего требования:
     
     - цена сделки или реализация самой сделки не может зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;
     
     - экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;
     
     - импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;
     
     - не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:
     

     1) ограничений, предусмотренных законодательством импортирующего государства;
     
     2) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;
     
     3) ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.
     
     Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или подобного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара.
     
     Согласно п. 1 ст. 12 комментируемого Закона Правительство РФ наделено полномочиями по выработке нормативной базы, регулирующей порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу. Реализуя эти полномочия, Правительство РФ принимает подзаконные акты, развивающие нормы Закона РФ «О таможенном тарифе» и не противоречащие им.
     
     Действующий с 1 января 1993 года Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства РФ от 05.11.1992 N 856. В п. 3 Порядка закреплено: «Таможенная стоимость импортируемых в Российскую Федерацию товаров определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком, применяемым в соответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения по тарифам и торговле».
     
     Этот порядок распространяется как на юридические, так и на физические лица. Некоторые его положения могут уточняться в правовых актах ГТК России (приказах, указаниях и т.д.). Например, особенности порядка определения таможенной стоимости товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, установлены приказом ГТК России от 24.11.1999 N 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (далее - Приказ N 815).
     
     Нормы, касающиеся порядка определения таможенной стоимости ввозимых товаров, могут содержаться в правовых актах, издаваемых не только ГТК России, но и другими федеральными органами исполнительной власти. Например, в циркулярном письме Минэкономики России от 17.03.1997 N СВ-120/7-190 установлены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %, производимые на территории Российской Федерации и ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     2. В п. 2 ст. 12 комментируемого Закона определено, что порядок расчета таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, определяется Правительством РФ. В соответствии с этой нормой было издано постановление Правительства РФ от 07.12.1996 N 1461 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации». В свою очередь, в развитие данного постановления Правительства РФ был принят приказ ГТК России от 27.08.1997 N 1424 «Об утверждении Правил применения Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации».
     
     Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.
     
     В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:
     
     а) комиссионные и брокерские вознаграждения;
     
     б) стоимость контейнеров и/или другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами;
     
     в) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
     
     г) соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт вывозимых товаров следующих товаров, работ и услуг:
     
     - сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров;
     
     - инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров;
     
     - вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров;
     
     - инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи;
     
     д) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров;
     
     е) поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории Российской Федерации;
     
     ж) налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации.
     
     Если товары вывозятся с российской таможенной территории при отсутствии сделки купли-продажи или оказывается невозможным использовать цену сделки купли-продажи в качестве основы для определения таможенной стоимости, таможенная стоимость вывозимых товаров определяется либо исходя из представленных декларантом данных бухгалтерского учета продавца-экспортера, отражающих его затраты на производство и реализацию вывозимого товара, и величины прибыли, получаемой экспортером при вывозе идентичных или однородных товаров с таможенной территории Российской Федерации, либо на основе бухгалтерских данных об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров.
     
     В случае невозможности использования перечисленных сведений, представленных декларантом, таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе сведений о ценах на идентичные или однородные товары либо исходя из калькуляции стоимости (себестоимости) вывозимых идентичных или однородных товаров с учетом вышеперечисленных расходов (подпункты «а»-»ж»). Определения терминов «идентичные и однородные товары» даны в ст. 20 и ст. 21 Закона РФ «О таможенном тарифе».
     

     Статья 13. Заявление таможенной стоимости товара

     
     1. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
     
     Порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливаются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     2. Таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным настоящим Законом.
     
     Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом Российской Федерации, производящим таможенное оформление товара.
     
     1. В ст. 13 Закона РФ «О таможенном тарифе» закрепляются основы заявления таможенной стоимости. Комментируемая статья не является нормой прямого действия. Порядок и условия заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, закреплены в одноименном Положении, утвержденном приказом ГТК России от 05.01.1994 N 1. Предписания Положения действуют в отношении всех лиц, которые декларируют товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, кроме физических лиц, ввозящих товары не для производственной или иной коммерческой деятельности *1.     
     _____
     *1 Особенности порядка определения и декларирования таможенной стоимости товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, установлены приказом ГТК России от 24.11.1999 № 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации».

     
     Порядок декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, установлен в приказе ГТК России от 27.08.1997 N 522.
     
     Существуют два основных способа заявления таможенной стоимости: первый предполагает использование специальной формы декларации, а второй допускает заявление таможенной стоимости в ГТД.
     
     При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 применяются в случае, если ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и иными налогами (НДС, акцизами) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если же декларируемые таможенные режимы предусматривают освобождение от налогообложения, то таможенная стоимость может быть заявлена в ГТД. В последнем случае таможенный орган сохраняет за собой право требовать от декларанта заполнения специальной декларации таможенной стоимости при возникновении обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости.
     
     При определении таможенной стоимости по методу 1 «по цене сделки с ввозимыми товарами» декларант использует форму ДТС-1. Форма ДТС-2 предназначена для использования остальных методов расчета таможенной стоимости (метода 2 «по цене сделки с идентичными товарами», метода 3 «по цене сделки с однородными товарами», метода 4 «на основе вычитания стоимости», метода 5 «на основе сложения стоимости» и метода 6 «резервного метода»).
     

     ДТС рассматривается как приложение к ГТД и без нее недействительна. ДТС является таможенным документом. Из этого следует, что:
     
     1) декларант несет ответственность за все сведения, указанные в ДТС и в документах, представленных в подтверждение таможенной стоимости;
     
     2) декларант самостоятельно заполняет все графы ДТС (кроме граф, предназначенных для отметок таможни). Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее проверку и оформление ДТС, не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе декларанта вписывать какие-либо данные о заявляемой таможенной стоимости в графы, заполняемые декларантом, или вносить изменения, дополнения и исправления в эти графы;
     
     3) ДТС должна отвечать всем техническим требованиям, предъявляемым к таможенным документам. Она заполняется на русском языке на пишущей машинке или печатающем устройстве компьютера и не должна содержать подчисток и помарок. Каждое исправление заявленных сведений производится только самим декларантом (путем вычеркивания ошибочных сведений и добавления необходимых данных путем надпечатывания или надписывания синей или черной шариковой ручкой) и заверяется его подписью. Каждый лист ДТС обязательно подписывается декларантом. ДТС, заполненная неразборчиво, с исправлениями, не заверенными декларантом, таможенным органом не принимается.
     
     ДТС заполняется в трех экземплярах: первый остается в таможенном органе, второй передается декларанту (экземпляр покупателя), а третий экземпляр направляется в соответствующее региональное таможенное управление.
     
     Каждая форма ДТС (ДТС-1 и ДТС-2) состоит из двух основных листов (первого - лицевого листа и второго, в котором указываются сведения о таможенной стоимости и ее элементах) и дополнительных листов, которыми являются все листы, начиная с третьего.
     
     Основные листы ДТС-1 и ДТС-2 заполняются на товары от одного до трех наименований. Если в партии более трех наименований товаров, используются дополнительные листы *1, каждый из которых может заполняться на товары от одного до трех наименований. Принимая ДТС, таможенный орган следит за тем, чтобы все данные, заявленные на лицевой стороне ДТС, в полной мере распространялись на товары, указанные в добавочных листах.
     _____
     *1 В качестве дополнительных листов применяется второй лист форм ДТС-1 и ДТС-2.

     
     В Инструкции по заполнению ДТС (приложение N 2 к Положению, утвержденному приказом ГТК России от 05.01.1994 N 1) содержится исчерпывающий перечень случаев, когда ДТС не заполняется:
     

     1) при ввозе товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами и иными налогами;
     
     2) при заявлении таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары не подлежат обложению таможенными пошлинами и иными налогами;
     
     3) при ввозе товаров физическими лицами не для коммерческих целей;
     
     4) при ввозе партии товаров, таможенная стоимость которой не превышает 5000 долларов США (кроме многоразовых поставок в рамках одного контракта, а также повторяющихся поставок одного и того же товара одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным контрактам).
     
     ДТС представляется в таможенный орган одновременно с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенного оформления и контроля. Если ДТС заполнена правильно и декларант верно выбрал и применил соответствующий метод определения таможенной стоимости, документально подтвердил заявленные сведения, в графе «Для отметок таможни» на всех листах ДТС делается запись «ТС принята», скрепляемая личной номерной печатью и подписью должностного лица, проверявшего ДТС.
     
     Таможенный орган регистрирует ДТС одновременно с ГТД и присваивает ей тот же регистрационный номер, что и ГТД. После принятия ДТС таможенным органом все производимые им корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, рассматриваются как таможенная оценка товаров и могут быть обжалованы декларантом в порядке, предусмотренном разделом XIII Таможенного кодекса.
     
     В случае изменения таможенной стоимости заполняется специальная форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей - КТС-1 и КТС-2. Инструкция по заполнению форм КТС-1 и КТС-2 является приложением к приказу ГТК России от 03.03.1997 N 97. Формы КТС-1 и КТС-2 - неотъемлемая часть той ГТД, данные которой подлежат корректировке в отношении таможенной стоимости.
     
     Комплект КТС состоит из четырех основных сброшюрованных листов формы КТС-1. Основной лист КТС-1 используется для указания сведений о корректировке таможенной стоимости и таможенных платежей товара одного названия (одна и та же классификация по ТН ВЭД на уровне десятого знака), если в отношении таких товаров установлен один и тот же таможенный режим.
     
     При корректировке таможенной стоимости и таможенных платежей нескольких наименований товаров используются добавочные листы КТС-2, каждый из которых дает возможность корректировать таможенную стоимость и таможенные платежи еще двух наименований товаров.
     

     Корректировка таможенной стоимости ввозимых товаров может осуществляться в следующих случаях.
     
     1. В ходе таможенного оформления:
     
     а) в процессе контроля таможенной стоимости при выявлении несоответствия заявленного декларантом метода, величины и/или структуры таможенной стоимости предъявленным в ее подтверждении документам и уточнении цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, дополнительных начислений к ней или вычетов из нее, в результате чего изменена величина таможенной стоимости;
     
     б) в результате выявления и исправления в формах ДТС-1 или ДТС-2 технических ошибок, повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости;
     
     в) при необходимости осуществления временной (условной) таможенной оценки в целях предоставления товара в пользование декларанту в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона РФ «О таможенном тарифе».
     
     2. После предоставления декларанту в пользование товара с временной (условной) таможенной оценкой:
     
     а) при определении окончательной таможенной стоимости товара на основании дополнительной информации, представленной декларантом, либо при проведении таможенной оценки товара таможенным органом (в случае непредставления декларантом необходимой информации в установленный срок).
     
     3. После выпуска товара для свободного обращения:
     
     а) при выявлении технических ошибок при декларировании товаров, повлиявших на величину и/или структуру таможенной стоимости;
     
     б) в случае обнаружения недостоверного декларирования, выявленного в ходе проведения последующей проверки как при контроле документов, хранящихся у таможенного органа, так и при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности участника внешнеэкономических связей;
     
     в) в случае выявления несоответствия заявленной таможенной стоимости действительной стоимости товаров, имевшей место на дату принятия таможенной декларации, в связи с отклонениями ввезенного товара по количеству и/или качеству по сравнению с условиями внешнеторгового контракта.
     
     В комментируемой статье Закона установлено, что таможенная стоимость товара определяется и заявляется самим декларантом. Участники внешнеэкономической деятельности нередко ошибочно полагают, что таможенная стоимость определяется таможенными органами. Основанием для такого неверного представления послужил скорее всего тот факт, что на практике по просьбе декларантов (особенно начинающих) сотрудники таможенных органов помогают заполнять документы, необходимые для определения таможенной стоимости. В подобной ситуации следует различать фактические действия и юридически значимые действия, и если впоследствии декларант придет к выводу о завышении уровня таможенной стоимости, он сможет предъявить таможенному органу претензии, так как тот не является заявителем таможенной стоимости.
     

     На практике часто возникают ситуации, когда де-кларант заявляет таможенную стоимость, привозит после завершения таможенного оформления товар к себе на склад, где выясняет, что, например, товар получен не в том ассортименте, как предусмотрено контрактом. И вместо того, чтобы решить вопрос корректировки с таможенным органом, осуществившим таможенное оформление этих товаров, подает в суд в связи с неправильным определением таможенной стоимости. Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что декларант подает в суд против себя самого, так как согласно п. 2 ст. 13 Закона РФ «О таможенном тарифе» таможенная стоимость определяется декларантом.
     
     Как уже отмечалось, порядок заявления и корректировки таможенной стоимости товаров, вывозимых с российской таможенной территории, определен в приказе ГТК России от 27.08.1997 N 522. В нем, в частности, установлено, что таможенная стоимость заявляется декларантом в таможенной декларации (см. п. 1.3). При возникновении у таможенного органа обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости он вправе потребовать от декларанта представления расчетов таможенной стоимости с использованием для этих целей форм декларации таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2.
     
     Корректировка таможенной стоимости вывозимых товаров может осуществляться в следующих случаях:
     
     а) при обнаружении в процессе контроля таможенной стоимости технических ошибок, повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости, с последующим окончательным определением таможенной стоимости;
     
     б) при выявлении несоответствия заявленных сведений о таможенной стоимости представленным в ее подтверждение документам;
     
     в) при уточнении временной (условной) оценки на основе представленных декларантом после вывоза товаров в установленный таможенным органом срок документов, в том числе письменного подтверждения банка о сумме фактически поступивших валютных средств или учетных карточек валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, актов приема-передачи товара, биржевых котировок цен на данный товар на момент его продажи в соответствии с условиями внешнеторгового договора, актов экспертизы и др.;
     
     г) при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными (в этом случае таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость вывозимых товаров с учетом п. 2 ст. 16 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
     

     Корректировка таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, производится с обязательным заполнением формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей согласно установленному порядку. При проведении корректировки таможенной стоимости должностное лицо таможенного органа производит отметки в специальных графах ГТД.
     
     В отношении товаров, ввозимых или вывозимых в целях, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, таможенная стоимость декларируется физическим лицом в специальном заявлении, которое подается по форме, установленной в приложении 2 к Приказу N 815. В этом же заявлении содержится графа «Корректировка таможенной стоимости», заполняемая сотрудником таможенного органа.
     
     В п. 2 комментируемой статьи закрепляется, что таможенная стоимость определяется декларантом согласно методам, предусмотренным Законом РФ «О таможенном тарифе». Он же (декларант) заявляет таможенную стоимость таможенному органу, который осуществляет оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (см. п. 1 ст. 13). В соответствии с п. 10 ст. 18 Таможенного кодекса декларант - это лицо, декларирующее, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства от собственного имени. Согласно п. 10 ст. 18 и ст. 172 Таможенного кодекса РФ декларантом могут быть:
     
     1) лица, перемещающие товары и транспортные средства, то есть собственники товаров, их покупатели, владельцы либо лица, выступающие в ином качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных Таможенным кодексом, от собственного имени (см. п. 9 ст. 18);
     
     2) таможенный брокер (посредник) - созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (см. ст. 157).
     
     Методы, в соответствии с которыми декларант определяет таможенную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, закреплены в разделе IV комментируемого Закона (ст. 18-24) и будут в дальнейшем подробно рассмотрены. Здесь же обратим внимание на то, что в Приказе N 815 установлены некоторые особенности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами в целях, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Так, в соответствии с п. 3.4 вышеуказанного Приказа таможенная стоимость ввозимых товаров определяется на основе базового принципа, а именно: цены, по которой этот или подобный товар продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. При ввозе товаров в несопровождаемом багаже, а также при пересылке товаров в таможенную стоимость включаются расходы по доставке таких товаров до аэропорта, порта или иного места ввоза в Российскую Федерацию. Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории Российской Федерации, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации.
     
     Заявленная декларантом таможенная стоимость товара подлежит контролю со стороны таможенного органа. Основными задачами контроля таможенной стоимости товара являются:
     

     1) определение правильности выбора и применения декларантом метода оценки;
     
     2) проверка правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, то есть включения в таможенную стоимость всех элементов, предусмотренных комментируемым Законом, в соответствии с условиями поставки товара и предусмотренными контрактом (договором) условиями внешнеторговой сделки;
     
     3) получение документального подтверждения того, что заявленная декларантом цена действительно уплачена (подлежит уплате), в том числе проверка соответствия представленных таможенному органу документов предъявляемым к ним требованиям;
     
     4) оценка правильности определения и заявления декларантом таможенной стоимости ввозимых товаров.
     
     Для контрольно-аналитических и технологических целей выделяют три этапа контроля таможенной стоимости.
     
     Первый этап - контроль таможенной стоимости при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств.
     
     К первому этапу - контролю при таможенном оформлении - относятся все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, по контролю таможенной стоимости (включая процедуру корректировки таможенной стоимости, запрос дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений по таможенной стоимости), а также действия специализированных подразделений таможни и вышестоящих таможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости в соответствии с их компетенцией.
     
     Второй этап - контроль таможенной стоимости при последующих документальных проверках правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами по таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления (последующий документальный контроль).
     
     Последующий документальный контроль производится на основе документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом при таможенном оформлении (например от перевозчика, банка, страховых организаций, органов статистики и т. д.).
     
     Если в результате последующего документального контроля выявлены ошибки в определении таможенной стоимости, то в установленном порядке осуществляется корректировка таможенной стоимости, а в предусмотренных действующим законодательством случаях составляется акт (рапорт) о нарушении таможенных правил.
     

     Третий этап - контроль таможенной стоимости при проведении целевых и комплексных проверок финансово-хозяйственной деятельности участника внешнеэкономической деятельности (внешняя проверка). К третьему этапу относятся все действия таможенных органов, к компетенции которых в соответствии с установленным порядком относится проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности, касающихся правильности определения таможенной стоимости.
     
     К внешним проверкам следует относить проверки финансово-хозяйственной деятельности, участие в которых специалистов по таможенной стоимости оформлено соответствующим приказом (предписанием) либо служебной запиской (рапортом, докладной) на имя руководителя таможенного органа. Акт по результатам такой проверки подписывается специалистом по таможенной стоимости. По результатам внешней проверки в установленном порядке оформляется корректировка таможенной стоимости товаров.
     
     Контроль за правильностью определения таможенной стоимости возлагается на таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара, за исключением случаев, предусмотренных приказом ГТК России от 29.12.1995 N 96 «О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю» и иными нормативными документами, обеспечивающими реализацию данного приказа (например приказом ГТК России от 11.07.1996 N 436 «О мерах по усилению контроля таможенной стоимости»).
     
     В соответствии с Инструкцией по контролю таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации (приложение N 2 к приказу ГТК России от 05.01.1994 N 1), проверка заявленной декларантом таможенной стоимости и оформление ДТС осуществляется таможенным постом (конкретно - инспектором, выполняющим функции контроля таможенной стоимости) и/или таможней (конкретно - отделом таможенной стоимости и валютного контроля, далее - ОТС и ВК).
     
     Таможенные посты наделяются полномочиями в области контроля таможенной стоимости товаров решениями начальника таможни, которые принимаются им с учетом конкретных условий каждой таможни - наличия подготовленных кадров, обеспеченности техникой и средствами связи, удаленности таможенных постов и т. д.
     
     Решением начальника таможни устанавливается один из трех вариантов распределения функций контроля таможенной стоимости между таможней и таможенным постом:
     

     1) предоставление таможенному посту полного объема прав и обязанностей в области контроля таможенной стоимости, в том числе права принятия окончательного решения по заявленной декларантом таможенной стоимости товара и определения окончательной формы предоставления товара в пользование декларанта;
     
     2) ограничение компетенции таможенного поста по контролю таможенной стоимости, определяемой по методу 1 «по цене сделки с ввозимыми товарами». В этом случае проверка и оформление ДТС осуществляются таможенным постом только в случае, если имеет место обычная сделка купли-продажи на стоимостной основе либо условно-стоимостная сделка (метод 1), а решение о форме предоставления товара в пользование декларанта, проведение внешней проверки, осуществление таможенной оценки, уточнение и корректировка таможенной стоимости возлагаются на таможню;
     
     3) наделение таможенного поста компетенцией в диапазоне между первым и вторым вариантами (промежуточный вариант). Например, таможенному посту могут быть предоставлены все права по контролю таможенной стоимости товаров, за исключением проведения внешней проверки и отдельных случаев корректировки таможенной стоимости, или таможенному посту предоставляются права по использованию всех методов, кроме права самостоятельного осуществления таможенной оценки по методу 6 (резервный метод) и при выпуске товара под внесение на депозит таможенного органа причитающейся суммы таможенных платежей под гарантию банка или залог имущества.
     
     Основными направлениями контроля таможенной стоимости товаров таможенного поста являются:
     
     - проверка правильности выбора декларантом метода оценки товаров в таможенных целях;
     
     - проверка правильности заявления таможенной стоимости товара в соответствии с выбранным методом ее расчета и документами, ее подтверждающими;
     
     - сбор дополнительной информации, в том числе запрос дополнительных документов от декларанта;
     
     - корректировка таможенной стоимости товара и таможенных платежей в ходе таможенного оформления при выявлении технических ошибок, пересчете таможенной стоимости товара в связи с изменением метода таможенной оценки;
     
     - временная (условная) оценка товара при отсутствии необходимого документального подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости;
     

     - ежемесячное представление в ОТС и ВК соответствующей таможни либо вышестоящего таможенного органа информации о проведенных корректировках таможенной стоимости товаров, а также информации о необходимости проведения досмотра товаров при наличии оснований, позволяющих предполагать, что таможенная стоимость товаров была завышена (занижена);
     
     - контроль за полным соответствием данных по таможенной стоимости товаров в таможенных документах на бумажных носителях (ГТД, ДТС, КТС) и в их электронных копиях.
     
     В случае неправомерного использования декларантом метода определения таможенной стоимости товаров должностное лицо таможенного поста, осуществляющее таможенное оформление, делает в графе ДТС «Для отметок таможни» запись, обосновывающую несогласие с выбранным декларантом методом. Декларанту предлагается заполнить новый бланк ДТС с использованием другого метода оценки и при необходимости бланк КТС. Если декларант отказывается определить таможенную стоимость на основе другого метода, на бланке ДТС делается соответствующая запись, и для окончательного определения таможенной стоимости все необходимые документы передаются в ОТС и ВК таможни.
     
     При обнаружении нарушений, связанных с неправильным заявлением таможенной стоимости товаров, в том числе несоответствия представленной декларантом информации условиям сделки, несоответствия договора (контракта) счету-фактуре и/или товаросопроводительным документам и т. д., таможенный пост прекращает дальнейшее оформление документов. Должностное лицо таможенного поста в произвольной форме составляет акт (рапорт), в котором фиксирует конкретное нарушение. Акт дополняется пакетом документов (либо их копиями) и в течение одного рабочего дня представляется в ОТС и ВК таможни.
     
     Если в ходе контроля таможенной стоимости товаров вскрывается факт нарушения таможенных правил, составляется протокол о нарушении таможенных правил. В связи с многочисленными случаями неправомерного возбуждения таможенными органами производства по делам о таможенных правонарушениях по причинам указания в следующих вместе с товарами документах низкой стоимости товаров ГТК России разъяснил, что право заведения дел о нарушении таможенных правил по ст. 278 Таможенного кодекса возникает у таможенного органа, производящего таможенное оформление товаров, после декларирования этих товаров в соответствии со ст. 168, 170 Таможенного кодекса (письмо ГТК России от 24.07.1996 N 01-15/13231 «О некоторых действиях таможен при ввозе товаров на территорию Российской Федерации»).
     
     Контроль таможенной стоимости товаров изначально осуществляется таможней (конкретно - отделом таможенного оформления), если она сама занимается таможенным оформлением товара или если по решению начальника таможни ограничена компетенция таможенного поста в отношении контроля таможенной стоимости. В этом случае функции контроля таможенной стоимости отдела таможенного оформления таможни совпадают с аналогичными функциями таможенного поста.
     

     Законодательство устанавливает случаи, когда таможенный пост в трехдневный срок со дня принятия документов к оформлению обязан передать их в ОТС и ВК таможни или непосредственно в вышестоящий таможенный орган согласно установленным полномочиям (см. п. 2.8 Временного положения о распределении компетенции по контролю таможенной стоимости, утвержденного приказом ГТК России от 29.12.1995 N 796). Это происходит, например, когда:
     
     - оценка перемещаемых товаров произведена декларантом по методам 2-6 либо таможенный орган не принял определение декларантом таможенной стоимости по методу 1;
     
     - имеются ограничения и условия, повлиявшие на цену, фактически уплаченную (подлежащую  уплате), при одновременно необоснованно низких (высоких) ценах на товары (см. подпункты «а», «б» п. 2 ст. 19 комментируемого Закона);
     
     - между продавцом и покупателем имеется взаимозависимость при одновременно необоснованно низких (высоких) ценах на товары (см. подпункт «г» п. 2 ст. 19 комментируемого Закона);
     
     - применяются сложные схемы расчетов между продавцом и покупателем (через различные финансовые и кредитные соглашения и т. п.) при одновременно необоснованно низких (высоких) ценах на товары;
     
     - необходимо окончательное определение таможенной стоимости товаров, выпущенных с временной (условной) оценкой;
     
     - в отношении товаров предоставлено освобождение от взимания таможенных пошлин и иных налогов, и в связи с этим необходимы определение и контроль установленной стоимостной квоты;
     
     - контроль таможенной стоимости вызывает затруднения у сотрудников таможенного поста;
     
     - участник внешнеэкономической деятельности за нарушение таможенных правил поставлен на специальный учет в ОТС и ВК;
     
     - изменяется первоначально заявленный при ввозе товаров таможенный режим;
     
     - перемещение товаров осуществляется по договорам, отличным от договора купли-продажи, в том числе по договорам мены (бартерным контрактам);
     
     - цена единицы товара ниже уровня, установленного в качестве предельного для оформления ДТС на таможенных постах или в отделах таможенного оформления таможни;
     
     - если сумма возврата таможенных платежей в результате корректировки таможенной стоимости превышает 5000 долларов США.
     

     Два случая касаются вывоза товаров с территории Российской Федерации. Таможенный пост и отдел таможенного оформления таможни передают все документы по контролю таможенной стоимости товаров в ОТС и ВК таможни, если вывозимые товары помещаются под таможенный режим, отличный от таможенного режима экспорта, или если на товары, вывозимые в соответствии с режимом экспорта, не установлены цены (цены устанавливаются по результатам продажи на рынке страны импортера либо по результатам приемки покупателем поставленных товаров в соответствии с порядком, предусмотренным контрактом).
     
     Если общая сумма контракта превышает эквивалент 5 млн долларов США, то полный пакет документов (ГТД, ДТС, основные и дополнительные документы) передается в ОТС и ВК таможни после завершения таможенного оформления сотрудниками таможенного поста (отдела таможенного оформления таможни) для осуществления последующего контроля таможенной стоимости товаров.
     
     Среди функций, возложенных на ОТС и ВК таможни, выделяют общие и специальные.
     
     К общим контрольным функциям относятся рассмотрение в пределах своей компетенции обращений физических и юридических лиц по вопросам таможенной стоимости товаров; контроль за правильностью формирования, ведения и использования в ходе таможенного оформления и контроля таможенной стоимости товаров информационных баз данных таможенными постами и отделом таможенного оформления таможни; контроль за правильностью решений по таможенной стоимости, принимаемых таможенными постами и отделом таможенного оформления таможни, и т. д.
     
     Специальные функции условно могут быть разбиты на две группы: функции контроля за правильностью определения и заявления таможенной стоимости товаров; функции контроля таможенной стоимости товаров после окончания таможенного оформления и выпуска товара.
     
     Осуществляя предварительный контроль (первая группа функций), ОТС и ВК таможни производит корректировку таможенной стоимости; передает в ОТС и ВК вышестоящего таможенного органа пакет документов с предлагаемым решением по оценке в случае, если таможня не может самостоятельно сделать такую оценку; направляет в отдел методологии и анализа таможенной стоимости Таможенно-тарифного управления ГТК свой вариант оценки, если конкретный случай определения таможенной стоимости товаров не урегулирован действующим законодательством; производит временную (условную) оценку товара и окончательную оценку условно выпущенных товаров, в том числе переоформление временной оценки в постоянную в случае неявки декларанта.
     
     В механизме таможенного контроля особое значение приобретает деятельность ОТС и ВК таможни по принятию решений по таможенной стоимости на основании документов, полученных от таможенного поста (отдела таможенного оформления таможни), который осуществляет таможенное оформление товара. Такое решение принимается в течение пяти рабочих дней и касается величины таможенной стоимости, завершения общей процедуры таможенного оформления товаров, а также проведения временной оценки и сбора дополнительной информации, необходимой для определения таможенной стоимости товаров и проведения соответствующих корректировок.
     

     Последующий контроль (после окончания таможенного оформления и выпуска товара) предполагает осуществление документального контроля за правильностью принимаемых должностными лицами таможенного поста (отдела таможенного оформления таможни) решений по таможенной стоимости товаров, в том числе на основе данных таможенно-банковского контроля о фактическом движении валютных средств; корректировку таможенной стоимости товара, уже выпущенного для свободного обращения, в связи с несоответствием ввезенного товара по количеству и/или качеству требованиям, предусмотренным в контракте; корректировку таможенной стоимости вывозимых товаров вследствие уточнения предварительной цены товаров после их продажи или приемки покупателем; проведение целевых проверок внешнеторговых операций на предмет правильности определения и заявления таможенной стоимости как по заданию ГТК или регионального таможенного управления, так и по собственной инициативе (по плану таможни).
     
     К компетенции ОТС и ВК регионального таможенного управления относятся договоры консигнации и другие виды сделок с участием агентов (посредников, комиссионеров) на общую сумму, эквивалентную от 10 до 30 млн долларов США, рамочные контракты *1, а также договоры, согласно которым ввозятся товары в качестве вклада в уставные фонды организаций с иностранными инвестициями. Но есть и другой критерий - общая сумма контракта. В соответствии с этим критерием ОТС и ВК регионального таможенного управления контролирует внешнеторговые сделки на сумму от 80 до 200 млн долларов США.
     _____
     *1 Рамочные контракты - это контракты, в которых четко не определен их предмет, отсутствует перечень товаров с указанием количества, цены за единицу каждого товара, условий поставки и т. п. и при этом все существенные условия сделки определяются для каждой поставки отдельно.
     
     Установлено, что определяющим является тот критерий, в соответствии с которым контракт должен быть направлен в таможенный орган вышестоящего уровня. Проиллюстрируем это правило на следующем примере. В Российскую Федерацию ввозится партия текстильных изделий по бартеру на сумму 85 млн долларов США. По виду контракта (бартерная сделка) мы имеем дело с компетенцией ОТС и ВК таможни. Однако в соответствии с другим критерием - общей суммой ввозимых изделий (свыше 80 млн долларов США) - контракт отправляется в ОТС и ВК регионального таможенного управления.
     
     К компетенции ОТС и ВК регионального таможенного управления относится корректировка таможенной стоимости товаров, в результате которой сумма возврата таможенных платежей будет находиться в интервале от 10 до 50 тыс. долларов США.
     

     При получении всех необходимых документов от таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление, ОТС и ВК регионального таможенного управления в течение десяти рабочих дней принимает решение по таможенной стоимости товаров.
     
     Наконец, к ведению Таможенно-тарифного управления ГТК России отнесены контракты на общую сумму свыше 200 млн долларов США. В исключительной компетенции ГТК России находится контроль таможенной стоимости товаров по следующим видам контрактов:
     
     - договоры консигнации и другие виды сделок с участием агентов на общую сумму свыше 30 млн долларов США;
     
     - внешнеторговые контракты, по которым установлены дилерские (дистрибьюторские) скидки;
     
     - все виды договоров, предусматривающих лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (патентов, торговых знаков и марок, ноу-хау и т. д.);
     
     - контракты, предусматривающие возможность бесплатных поставок (например в счет гарантии), при условии фактического осуществления таких поставок.
     
     Следует иметь в виду, что только Таможенно-тарифное управление ГТК России может осуществлять корректировку таможенной стоимости, при которой сумма возвращаемых таможенных платежей превышает 50 тыс. долларов США.
     
     Срок принятия Таможенно-тарифным управлением ГТК России решений по таможенной стоимости составляет двадцать рабочих дней.
     
     Исходя из положений, содержащихся в ст. 13, 15 и 16 комментируемого Закона, а также части 1 ст. 8 Таможенного кодекса, никакие органы, кроме таможенных *1, не вправе принимать решения по вопросам обоснованности применения декларантом выбранного им метода оценки, правильности определения и заявления декларантом таможенной стоимости товаров, а также устанавливать таможенную стоимость товаров в предусмотренных законом случаях.
     _____
     *1 В систему таможенных органов Российской Федерации входят ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
     

     Участие таможенных лабораторий в процедуре определения либо подтверждения таможенной стоимости товаров предусматривается в части проведения лабораторных исследований и выдачи заключений по вопросам качественно-количественного состояния товара, а также осуществления товароведческих экспертиз (письмо ГТК России от 26.06.1996 N 07-11/11416 «О принятии решения в отношении таможенной стоимости»).
     
     Таможенное законодательство исходит из того, что процедура контроля таможенной стоимости должна проводиться в возможно короткие сроки с целью недопущения необоснованной задержки выпуска товаров (см. п. 1.3 приложения N 1 к приказу ГТК России от 05.01.1994 N 1). Таким образом, в вопросе организации контроля таможенной стоимости законодательство обеспечивает баланс интересов государства в лице таможенных органов и декларантов, защищенных от административных проволочек на этапе таможенного оформления и контроля.
     

     Важной юридической гарантией изложенного принципа является возможность условного выпуска товара. При невозможности на этапе таможенного оформления товара принять решение о признании заявленной декларантом таможенной стоимости либо ее обоснованной корректировке таможенный орган, производящий таможенное оформление, может разрешить условный выпуск товара. Это о