Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
Т.Н. Соколова
     

     1. Ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 и подпункт 4.1.1 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 (далее - Инструкция N 62) устанавливают льготы по налогу на прибыль при осуществлении предприятиями финансирования фактически произведенных затрат на капитальные вложения. Имеются ли основания у телекомпании воспользоваться этой льготой при наличии прибыли от других видов деятельности?

     
     Учитывая п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) и подпункт 4.1.1 Инструкции N 62, при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные:
     
     предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
     
     предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Согласно п. 7 ст. 6 вышеназванного Закона налоговые льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, не должны уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
     
     При этом следует иметь в виду, что льгота предоставляется предприятиям и организациям всех организационно-правовых форм, направившим прибыль на указанные цели по развитию видов деятельности, поименованных согласно кодам 10 000-87 900 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР (переиздан в 1987 году, с последующими изменениями и дополнениями).
     
     Учитывая, что принадлежность телекомпаний к коду 87 100 подтверждена письмом Госкомстата России от 1997 года о присвоении кодов, а также отдельной справкой-разъяснением Мосгоркомстата, компания имеет право на льготу по налогу на прибыль при ее направлении на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
     
     Вместе с тем в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности. Льготы, предусмотренные настоящим абзацем, не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
     

     Следовательно, у телекомпаний есть также право воспользоваться вышеуказанной льготой при условии направления прибыли, полученной от других видов деятельности, на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности.

     

     2. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налоги на отдельные виды доходов, к которым, в частности, относятся доходы в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству. Подлежат ли налогообложению дивиденды по акциям и часть чистой прибыли, предназначенная для распределения между участниками, если они учтены как источник дохода бюджета Санкт-Петербурга на текущий год?

     
     Согласно письму Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.1994 N 113/ВЗ-4-15/98н «О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим государству» дивиденды по акциям, принадлежащим государству, учитываются в доходах соответствующих бюджетов, что подтверждается ст. 7 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
     
     Следует иметь в виду, что сумма дивидендов по акциям, которая подлежит налогообложению согласно ст. 9 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», уменьшается на сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и в оставшейся части облагается налогом по ставке 15 % у источника выплаты этих дивидендов.
     
     На основании вышеизложенного, а также учитывая, что согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 22.12.1999 N 267-33 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2000 год» дивиденды по акциям и часть чистой прибыли, предназначенная для распределения между участниками, учтены как источник дохода бюджета Санкт-Петербурга на текущий год, дивиденды по акциям, принадлежащим субъекту Российской Федерации в лице Комитета по управлению городским имуществом и часть чистой прибыли обществ, поступающая в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», налогообложению не подлежат.
     

     3. Согласно п. 2 ст. 8 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и п. 5.2 Инструкции N 62 предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые платежи по налогу на прибыль. Учитываются ли при этом авансовые платежи, которые осуществлены неденежными средствами оплаты?

     

     Согласно ст. 8 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и п. 5.2 Инструкции N 62 разница между суммой, подлежащей внесению

     
     в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, согласно Приложению N 8 к указанной Инструкции (аналогичная норма действовала в 1999 году в соответствии с п. 5.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 (далее - Инструкция N 37).
     
     При решении вопроса уплаты авансового платежа по налогу на прибыль неденежным зачетом следует руководствоваться письмом МНС России от 20.03.2000 N АС-6-09/203.
     
     Указанное письмо разъясняет порядок применения ст. 45 части первой НК РФ и положений совместного письма Минфина России и МНС России от 29.12.1999 N 03-07-21/133 и N ВВ-6-09/1062. В частности нормами налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации предусматривается исполнение обязанности по уплате налогов и сборов исключительно в денежной форме.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что уплата авансового платежа по налогу на прибыль произведена неденежным зачетом на основании Соглашения о зачете взаимных платежей в части местного бюджета, возврат из бюджета излишне внесенных сумм налога на прибыль и корректировка на учетную ставку Банка России не производятся.
     

     4. Организация не переведена на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ. Правы ли местные органы власти требовать перевода филиалов и обособленных подразделений на уплату этого налога?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями) плательщиками единого налога являются юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных ст. 3 указанного Закона.
     
     Письмом Госналогслужбы России от 26.08.1998 N КУ-6-02/553 «О Федеральном законе от 31.07.1998 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”« государственным налоговым инспекциям по субъектам Российской Федерации даны разъяснения основных принципов налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности, где указывается, что организации обязаны уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств должны представляться расчеты по единому налогу, а налоговые органы должны выдавать свидетельства об уплате единого налога по каждому филиалу (подразделению).
     
     Таким образом, если организация имеет филиал (представительство), обособленное подразделение на территории субъекта Российской Федерации, где введен единый налог, то она обязана уплачивать единый налог исходя из видов деятельности, осуществляемых филиалом (обособленным подразделением).
     

     Согласно ст. 1 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением платежей, перечисленных в названной статье.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налогов по этой иной деятельности в ранее установленном порядке.
     
     Налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность, обязаны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности (ст. 4 вышеназванного Закона). Формы ведения раздельного бухгалтерского учета определяются организациями самостоятельно в рамках общеустановленных норм. Общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В налоговые органы представляются единый баланс, а также «Отчет о прибылях и убытках» (форма N 2) отдельно по видам деятельности, переведенным и не переведенным на уплату единого налога.
     
     Приложение N 9 «Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли» к Инструкции N 62 заполняется исходя из фактических показателей, по которым налогоплательщик уплачивает налог на прибыль в общеустановленном порядке, то есть показатели филиалов, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, не включаются.
     

     5. Подпункт «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» позволяет предприятиям при исчислении налога на прибыль уменьшать ее на фактически произведенные затраты и расходы за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на содержание объектов соцсферы. Могут ли в этом случае учитываться начисляемые амортизационные отчисления по этим объектам и исключаться расходы по содержанию здравпункта, списываемые на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     В соответствии с подпунктом «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (согласно утвержденным местными органами государственной власти нормативам) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     

     При предоставлении указанной льготы следует иметь в виду, что амортизация, начисленная по объектам жилищного фонда и социально-культурной сферы, является средством погашения их стоимости. В связи с чем амортизационные отчисления, начисленные по объектам жилищного фонда и социально-культурной сферы, не могут быть отнесены к фактическим расходам по содержанию данных объектов.
     
     Условием предоставления вышеуказанной льготы является нахождение объекта на балансе предприятия (в том числе при долевом участии в содержании этих объектов и учреждений).
     
     Согласно подпункту «е» п. 2 Положения о составе затрат (с изменениями и дополнениями), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых организациями медицинским учреждениям для создания медицинских пунктов непосредственно на территории организации.
     
     Таким образом, исключение расходов по содержанию здравпункта из налогооблагаемой прибыли, как расходов на содержание объектов социально-культурной сферы, является неправомерным.
     

     6. Ст. 57 и 58 ГК РФ определяют в законодательном порядке реорганизацию юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования. С какого момента возникает обязанность осуществлять расчеты с бюджетом по сводному балансу?

     
     Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. При этом при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (включая расчеты с бюджетом, банками, кредиторами) в соответствии с передаточным актом, что следует из ст. 57 и 58 ГК РФ.
     
     Таким образом, при применении данной нормы следует считать, что запись в единый государственный реестр о прекращении деятельности дочерних хозяйственных обществ является датой их присоединения (ликвидации). На указанную дату должны быть составлены передаточные акты, и с этого момента у налогоплательщика возникает обязанность осуществлять расчеты с бюджетом по сводному балансу.
     

     7. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 и постановлению Правительства РФ от 18.08.1995 N 817 по истечении 4 месяцев списывается не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность. Как правильно отразить эту операцию в Расчете (налоговой декларации) налога от фактической прибыли?

     
     В соответствии с п. 13 Положения о составе затрат для целей налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
     
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)», в ред. от 31.07.1995, и постановлению Правительства РФ от 18.08.1995 N 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» не истребованная организацией-кредитором дебиторская задолженность, по которой истек установленный предельный срок исполнения обязательств по расчетам, по истечении 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) в обязательном порядке списывается на убытки и относится на финансовые результаты организации-кредитора. При этом сумма списанной задолженности не уменьшает финансовый результат, учитываемый при налогообложении прибыли организации-кредитора.
     
     Задолженность организации числится на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».
     
     При поступлении денежных средств по погашению дебиторской задолженности, списанной как не истребованная и числящейся на забалансовом счете 007, в отчетном периоде в Справке «О порядке определения данных, отражаемых по строке 1 “Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли”« (Приложение N 4 к Инструкции N 62. До 06.10.2000 - Приложение N 11 к Инструкции N 37) следует отразить:
     
     по строке 2.1 «а» «изменение выручки от реализации продукции (работ, услуг)» сумму полученной выручки, оплаченную дебитором после истечения 4 месяцев со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) в погашение дебиторской задолженности;
     

     по строке 2.1 «б» «изменение величины себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), включая управленческие и коммерческие расходы» сумму себестоимости отгруженной продукции (работ, услуг) покупателю (заказчику) в доле полученной выручки и не оплаченной покупателем (заказчиком) своевременно.
     
     Кроме того, по свободной строке 5 раздела Справки организация производит корректировку налогооблагаемой прибыли на сумму списанной ранее и полученной организацией дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерском учете организации в составе внереализационных доходов.
     
     Таким образом, двойного налогообложения не происходит.
     

     8. Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой НК РФ. Действует ли в настоящее время этот порядок?

     
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» до 1 апреля 1999 года органы государственной власти, национально-государственных и административно-территориальных образований могли устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
     
     Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”« внесены изменения в п. 9 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», согласно которым органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены частью первой НК РФ.
     
     Частью первой НК РФ не предусмотрена норма, закрепляющая право, а также порядок и условия предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельным категориям налогоплательщиков льгот по федеральным налогам в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Учитывая изложенное, с 1 апреля 1999 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации были не вправе устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
     

     Относительно льгот по налогу на прибыль, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ, сообщаем, что они имеют юридическую силу и применяются, так как согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, к которым в части отдельных норм относится и указанный Федеральный закон, обратной силы не имеют.
     
     Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» в п. 9 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» внесены изменения, в соответствии с которыми законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на прибыль в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
     
     Положения указанного пункта ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» применяются к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года.
     
     Таким образом, Федеральным законом «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» восстановлено право предоставления дополнительных льгот по налогу на прибыль отдельным категориям налогоплательщиков в части, зачисляемой в их бюджеты.
     

     9. При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль в соответствии с подпунктом 4.1.2 Инструкции N 62 при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы затрат предприятий в соответствии с утвержденными нормативами на содержание объектов социальной сферы. Имеют ли право предприятия снизить налогооблагаемую прибыль на расходы по строительству мечети?

     
     На основании подпункта «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в подпункте 4. 1.2 Инструкции N 62 определено, что при исчислении налога на прибыль при наличии у предприятий фактически произведенных (оплаченных) затрат и расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций, на содержание объектов социальной сферы, налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена. Но при этом затраты принимаются в пределах утвержденных местными органами государственной власти нормативов на содержание находящихся на балансе предприятий объектов социальной сферы.
     

     Затраты предприятий, осуществленные при долевом участии, принимаются также в пределах утвержденных норм. Если такие нормативы местными органами власти не были утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов на данной территории и подведомственных указанным органам.
     
     В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, в раздел «Услуги коммунальные, социальные и персональные прочие» включены услуги, предоставляемые религиозными организациями.
     
     Строительство мечети не может быть отнесено к услугам социальной сферы. При определении объектов, относящихся к объектам социальной инфраструктуры, следует руководствоваться совместным письмом Госкомстата России, Минфина России и Госналогслужбы России от 23.12.1992 N 17-1-17/179; 04-02-047; ВГ-6-01/458 «О порядке предоставления льгот по налогу на прибыль», согласно которому к объектам социальной инфраструктуры строительство мечети не относится.
     

     10. Можно ли уточнить: имеются ли основания у местных органов власти отменять предоставленные ранее льготы по налогу на прибыль участникам свободной экономической зоны? Это касается Закона Алтайского края от 04.02.1997 N 2-ЗС.

     
     Порядок предоставления дополнительных льгот по налогу на прибыль (начиная с 1 апреля 1999 года) разъяснен в письме МНС России от 19.10.2000 N ВГ-6-02/812@ «О порядке применения статьи 8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ».
     
     Из вопроса следует, что в целях приведения Закона Алтайского края от 04.02.1997 N 2-ЗС «О свободной экономической зоне “Алтай”« в соответствие с федеральным законодательством в него были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление дополнительных льгот по федеральным налогам, в том числе по налогу на прибыль, не предусмотрено.
     
     С учетом разъяснений, данных в вышеуказанном письме МНС России, льготы по налогу на прибыль участникам СЭЗ не должны предоставляться с момента введения в действие изменений в Закон Алтайского края.