Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации по подакцизным товарам


О применении ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации по подакцизным товарам

     
     Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

     
     В соответствии с п. 1 ст. 181 главы 22 части второй НК РФ подакцизными товарами признаются:
     
     спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
     
     спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;
     
     алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);
     
     пиво;
     
     табачная продукция;
     
     ювелирные изделия;
     
     автомобили и мотоциклы;
     
     автомобильный бензин;
     
     дизельное топливо;
     
     моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
     
     По отношению к перечню, действующему в настоящее время, дополнительно подакцизными товарами признаются:
     
     спирт-сырец;
     
     спирт этиловый денатурированный;
     
     спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта от 9 до 12 %;
     
     спиртосодержащая денатурированная продукция с объемной долей этилового спирта от 9 %;
     
     табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции;
     
     автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л.с.) включительно;
     
     мотоциклы;
     
     дизельное топливо;
     
     моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
     
     При применении п. 1 ст. 181 НК РФ в отношении конкретных подакцизных товаров необходимо иметь в виду следующее.
     
     К спирту этиловому, облагаемому акцизами, относятся все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от вида сырья, из которого они производятся, их концентрации и нормативно-технической документации, по которой они изготавливаются.
     
     Нововведением в налогообложении спиртов этиловых является то, что с 1 января 2001 года согласно подпункту 1 п. 1 ст. 181 части второй НК РФ денатурированный этиловый спирт признается подакцизным товаром. Не подлежат обложению акцизами лишь операции по реализации этого спирта, указанные в подпункте 2 п. 1 ст. 183 НК РФ.
     
     При применении подпункта 2 п. 1 ст. 183 НК РФ необходимо иметь в виду, что в нем содержится противоречие по установлению операций, не подлежащих налогообложению, связанных с реализацией денатурированного этилового спирта.
     
     Так, согласно абзацу первому данного подпункта акцизами не облагается реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья организациям по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     В то же время абзацем вторым установлено, что в целях главы 22 НК РФ денатурированным этиловым спиртом признается этиловый спирт, содержащий денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования указанного спирта для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленный на основе этилового спирта, полученного по специальным разрешениям на его поставку в пределах выделенных квот в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедший государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенный в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.
     
     В связи с этим до внесения в законодательном порядке изменений в подпункт 2 п. 1 ст. 183 НК РФ операции по реализации организацией-производителем денатурированного этилового спирта из пищевого сырья признаются объектом налогообложения акцизами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 «О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья» государственную регистрацию при наличии за-ключения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации проводят:
     
     денатурированного этилового спирта из пищевого сырья - Минсельхоз России в порядке, установленном для государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции»;
     
     денатурированного этилового спирта из непищевого сырья - Минэкономразвития России в порядке, установленном для государственной регистрации этилового спирта из непищевого сырья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1030 «О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья».
     
     Обращаем внимание на то, что, поскольку в п. 1 ст. 181 НК РФ не предусмотрено исключения из перечня подакцизных товаров спирта этилового, изготавливаемого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, данный спирт этиловый признается подакцизным товаром.
     
     Спирт коньячный не признается подакцизным товаром только в случае, если, во-первых, данный товар в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 07.01.1999 N 18-ФЗ) произведен по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и, во-вторых, согласно постановлению Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции» прошел государственную регистрацию в Минсельхозе России.
     
     Все виды спиртов, включая спирт коньячный, спирт-сырец и денатурированный этиловый спирт, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ могут реализовываться только организациям, имеющим квоты на закупку этилового спирта, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 N 129 «Об утверждении Порядка квотирования закупки этилового спирта».
     
     В отношении подакцизной спиртосодержащей продукции следует иметь в виду, что с 1 января 2001 года помимо спиртосодержащей продукции с объемной долей этилового спирта от 9 до 12 %, в круг подакцизных товаров включена и спиртосодержащая денатурированная продукция.
     
     При этом не подлежат налогообложению акцизами операции по реализации спиртосодержащей денатурированной продукции, указанные в подпункте 3 п. 1 ст. 183 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 183 НК РФ спиртосодержащей денатурированной продукцией признается спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие добавки в концентрации, исключающей возможность использования этой продукции для производства алкогольной и другой пищевой продукции, изготовленная на основе этилового спирта, спиртосодержащей непищевой продукции, которые получены по специальным разрешениям на их поставку в пределах выделенных квот в соответствии с утвержденными (согласованными) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативными и техническими документами, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенная в Государственный реестр этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья.
     
     Обращаем внимание на то, что редакция подпункта 3 п. 1 ст. 183 НК РФ не освобождает от налогообложения акцизами операции по реализации спиртосодержащей пищевой денатурированной продукции.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 «О введении государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья» государственную регистрацию при наличии заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации проводят:
     
     спиртосодержащей пищевой денатурированной продукции - Минсельхоз России в порядке, установленном для государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции»;
     
     спиртосодержащей непищевой денатурированной продукции - Минэкономразвития России в порядке, установленном для государственной регистрации этилового спирта из непищевого сырья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1030 «О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья».
     
     Не признаются подакцизными товарами следующие виды спиртосодержащей продукции:
     
     - лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости не более 100 мл.
     
     Таким образом, для освобождения от уплаты акцизов указанная продукция должна быть зарегистрирована Минздравом России, а при ее изготовлении аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций данные рецепты и требования должны быть заверены в установленном порядке.
     
     Следовательно, нововведением в данном вопросе является, во-первых, исключение из подакцизных товаров спиртосодержащей продукции, отпускаемой аптечными организациями лечебным организациям по их требованиям, и, во-вторых, то, что все спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, даже при соблюдении вышеперечисленных условий, не рассматриваются как подакцизные товары только в случае, если они разлиты в емкости не более 100 мл;
     
     - препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации.
     
     Государственную регистрацию данной продукции проводит Департамент ветеринарии Минсельхоза России. При этом, так же как и в отношении спиртосодержащих лекарственных, лечебно-профилактических и диагностических средств, данная продукция не рассматривается как подакцизный товар только в случае, если она разлита в емкости не более 100 мл;
     
     - парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)» с 1 октября 1999 года государственную регистрацию спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), вырабатываемой с применением этилового спирта из всех видов сырья, проводит Минздрав России.
     
     Государственная регистрация спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств), осуществленная Минэкономразвития России и Минсельхозом России до указанной даты, сохраняет свое действие.
     
     Кроме того, при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России, для признания неподакцизными товарами спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция должна быть разлита в емкости не более 270 мл;
     
     - подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водки, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
     
     Следовательно, спиртосодержащие отходы не признаются подакцизными товарами при соблюдении следующих условий:
     
     наличие государственного регистрационного удостоверения;
     
     направление этой продукции на дальнейшую переработку.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции» государственную регистрацию спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке, организует и проводит Минсельхоз России.
     
     Поставка спиртосодержащих отходов осуществляется только в соответствии с выданными Департаментом пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхоза России специальными разрешениями, в которых, в случае если указанные отходы подлежат дальнейшей переработке, производится запись «для переработки». Таким образом, спиртосодержащие отходы (даже прошедшие регистрацию в Минсельхозе России), но реализованные не по специальным разрешениям с отметкой «для переработки», выданным Минсельхозом России, признаются подакцизными товарами;
     
     - товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.
     
     С 1 января 2002 года в группу подакцизной табачной продукции включены табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции, на которую установлена налоговая ставка в размере 0 %.
     
     Следовательно, по данной продукции организации и индивидуальные предприниматели, ее производящие, признаются налогоплательщиками акцизов и обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию.
     
     В подпункте 6 п. 1 ст. 181 главы 22 НК РФ представлено аналогичное действующему, но более краткое определение ювелирных изделий, признаваемых подакцизными товарами, согласно которому в целях настоящей главы ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
     
     При этом согласно данной статье не признаются ювелирными изделиями (следовательно подакцизными товарами):
     
     государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации;
     
     монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию;
     
     предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении; ювелирная галантерея.
     
     В связи с этим следует иметь в виду, что для отнесения изделий к ювелирной галантерее налогоплательщикам, производящим эту продукцию, следует руководствоваться отраслевым стандартом ОСТ 117-3-003-95 «Ювелирная и металлическая галантерея», а также зарегистрированным в Роскомдрагмете 01.03.1995 N 841230 руководящим документом РД 117-3-002-95 «Изделия ювелирные, ритуально-обрядовые, ювелирная и металлическая галантерея», в котором дано определение термина ювелирной галантереи в следующей редакции: «…изделие культурно-бытового назначения, изготовленное из недрагоценных материалов с покрытием драгоценными металлами, с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из полудрагоценных, поделочных цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемое в качестве различных украшений и предметов быта».
     
     Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 193 на легковые автомобили с мощностью двигателя до 67,5 Квт (90 л.с.) включительно установлена налоговая ставка в размере 0 руб. за 0,75 Квт (1 л.с.), то они согласно ст. 17 части первой НК РФ признаются подакцизными товарами. При этом производители данных легковых автомобилей признаются налогоплательщиками акцизов и обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию.
     
     В отношении бензина автомобильного следует иметь в виду следующее.
     
     В настоящее время на автозаправочных станциях и в других организациях широко практикуется изготовление бензина автомобильного, полученного нестандартными (то есть не в процессе переработки нефти) способами, а именно: в результате осуществления процесса смешивания бензинов автомобильных различных марок или низкооктановых бензинов с высокооктановыми добавками.
     
     Согласно п. 3 ст. 182 в целях главы 22 НК РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар.
     
     Таким образом, если организацией или индивидуальным предпринимателем в результате определенного смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых надбавок и низкооктановых бензинов вырабатывается, а впоследствии реализуется бензин автомобильный новой марки и нового качества, отвечающий требованиям ГОСТ Р 511313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические условия», то данный бензин автомобильный признается подакцизным товаром, а у его производителя при реализации возникает объект налогообложения акцизами.
     
     При применении положений ст. 181 НК РФ необходимо иметь в виду, что согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Россий-ской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» положения части второй НК РФ применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, то есть с 1 января 2001 года.