Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на игорный бизнес: особенности налогообложения игровых столов


Налог на игорный бизнес: особенности налогообложения игровых столов

     
     А.Г. Шереметьев,
советник налоговой службы III ранга

     
     Рассматривая вопросы, связанные с применением отдельных положений Федерального закона от 31.07.1998 N 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» (далее - Федеральный закон N 142-ФЗ), с которыми приходится на практике сталкиваться как налоговым органам, так и налогоплательщикам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса, хотелось бы остановиться на некоторых вопросах классификации игрового оборудования.
     
     Одной из сложностей, с которой пришлось столкнуться налоговым органам при изменении в августе 1998 года системы налогообложения предприятий игорного бизнеса, предусматривающей установление в качестве объектов налогообложения единиц вида игрового оборудования (способа ведения игорного бизнеса), явилась как раз их классификация. Так, до введения указанного Федерального закона налоговому инспектору не было необходимости знать, в каких азартных играх игорное заведение участвует через своих представителей как сторона и в каких оно выступает как организатор и (или) наблюдатель; чем отличается букмекерская контора от тотализатора и т.д. После же вступления в силу данного Федерального закона налоговый инспектор должен разбираться в основных принципах организации игорного бизнеса, так как в зависимости от вида объекта налогообложения существенно различаются налоговые ставки. Например минимальная ставка налога, установленная ст. 5 Федерального закона N 142-ФЗ для игровых столов, предназначенных для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участ-вует как сторона, составляет 1200 МРОТ в год, а для игровых столов, предназначенных для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, - 100 МРОТ.
     
     При осуществлении налогового контроля выявляются факты, когда некоторые налогоплательщики стремятся в целях ухода от налогообложения использовать недостаточную информированность налоговых органов об особенностях ведения игорного бизнеса. Налоговыми органами в ходе проведения проверок вскрываются факты, когда игорное заведение под видом игрового стола, предназначенного для проведения азартных игр, в которых оно участвует как организатор, регистрирует стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых данное заведение участвует как сторона. Особенно много подобных фактов имело место в первые месяцы после принятия Федерального закона N 142-ФЗ, в связи с чем Госналогслужба России довела до налоговых органов письмо от 25.12.1998 N ПВ-6-28/912 «О некоторых вопросах порядка применения положений Федерального закона N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес”«. В нем, в частности, азартные игры, проводимые в игорном заведении, классифицировались на следующие категории:
     
     - игры, в процессе которых участвующий в игре посетитель (игрок) играет с представителями игорного заведения (крупье) против игорного заведения. В случае выигрыша посетителя сумму выигрыша ему выплачивает игорное заведение из денежных средств заведения. А в случае проигрыша посетителя (игрока) сумма его проигрыша поступает в доход игорного заведения. В этом случае игорное заведение вы-ступает как сторона (например игры в рулетку, карточные игры типа «Блэк Джек», «Покер», игры в кости типа «Крэпс», «Сикбо»);
     
     - круговые игры, в процессе которых участвующие в игре посетители игорного заведения играют между собой, а представитель игорного заведения (крупье) только обслуживает игровой стол. Суммы выигрышей и проигрышей посетителей (игроков) распределяются между ними по итогам каждой сдачи. Игорное заведение получает от этих игр лишь определенный процент от суммы каждого выигрыша. В этом случае игорное заведение выступает как организатор и (или) наблюдатель (например карточные игры типа «Стад покер», «33»).
     
     Хотя в настоящее время законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом N 142-ФЗ, не предусмотрены определения таких понятий, как «сторона», «наблюдатель» и «организатор» игр, следует принимать во внимание следующее.
     
     Статьей 5 ГК РФ предусмотрено применение обычаев делового оборота, сложившихся и широко применяемых в какой-либо области предприниматель-ской деятельности и при этом не предусмотренных законодательством. Игорный бизнес является консервативным видом предпринимательской деятельности, где сложились и действуют строгие правила, которых придерживаются игорные заведения всего мира. В соответствии с данными правилами к играм, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, традиционно относятся такие карточные игры, как «Стад покер» (Stud Poker) и «33», где процесс игры является сложным и продолжительным по времени и требует от участников хорошего знания правил и обычаев азартных игр. Участвующие в указанных азартных играх посетители (игроки) игорного заведения играют между собой, а представитель игорного заведения (крупье) только обслуживает игровой стол. Суммы выигрышей и проигрышей посетителей (игроков) распределяются между ними по итогам каждой сдачи. Игорное заведение получает от этих игр лишь определенный процент от суммы каждого выигрыша.
     
     В таких играх, как рулетка, игры в кости типа «Крэпс» (Craps Ranks), «Сикбо» (Sicbo) карточные игры типа «Блэк Джек» (Black Jack), «Покер» (Poker), процесс игры упрощен, краток и не требует от участников игры специальной подготовки, в связи с чем игорное заведение всегда выступает в данных играх в качестве стороны. Кроме того, признаком азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона, является гарантия со стороны данного игорного заведения выплаты сумм выигрыша посетителю (игроку) из денежных средств заведения. В случае проигрыша посетителя (игрока) сумма его проигрыша поступает в доход игорного заведения. Отношения между организаторами игр и их участниками основаны на договоре, что предусмотрено ст. 1063 ГК РФ.
     
     В игорном заведении в доступном для посетителей месте наряду с другими правилами, регламентирующими работу и посещение игорного заведения, должны находиться Правила проведения игр, утвержденные администрацией игорного заведения. Необходимость установления таких правил игорным заведением предусмотрена ст. 2 Федерального закона N 142-ФЗ в определении понятия «азартная игра».
     
     Несмотря на то что минимальные ставки налога, установленные указанным Федеральным законом для игровых столов, предназначенных для проведения азартных игр, в которых игорное заведение через своих представителей участвует как сторона, в 12 раз выше, чем для игровых столов, в которых игорное заведение выступает как организатор и (или) наблюдатель, как правило, столы для проведения игр в рулетку, в кости, карточных игр «Блэк Джек» и «Покер» в игорном заведении составляют основную часть в общем количестве игровых столов. На долю таких столов в игорных заведениях страны приходилось и приходится в настоящее время около 70 % от общего их количества. Динамика изменения количества объектов налогообложения (игровых столов) приведена в таблице 1.
     

Таблица 1

     

Отчетный период

Зарегистрированные объекты налогообложения (игровые столы), единиц

  
 

Общее количество

Игровые столы где игорное заведение участвует как сторона

Игровые столы где игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель

Сентябрь 1998 г.

1514

1192

322

Январь 1999 г.

1814

1351

463

Июль 1999 г.

2135

1510

625

Январь 2000 г.

2755

1861

894


     В настоящее время имеют место попытки отдельных игорных заведений утвердить специальные правила азартных игр, в которых игорное заведение, традиционно принимавшее участие в азартных играх как сторона, должно будет якобы выступать в качестве организатора и (или) наблюдателя. При этом игорному заведению более выгодна организация игр, в которых игорное заведение участвует как сторона. В правилах азартных игр, в которых игорное заведение традиционно участвовало через своих представителей в качестве стороны («Блэк Джек», «Покер» и др.), некоторые игорные заведения пытаются вводить понятия ведущего игрока или пассивного игрока, чьи интересы за игровым столом должен представлять крупье, с которым якобы за этим столом должны играть все остальные игроки. Кроме того, имеют место случаи, когда владельцы игорных заведений пытались представить ситуацию так, что крупье или «банкир» будто бы лишь арендует у них игорное оборудование. При ознакомлении с такими Правилами возникает множество вопросов, ответы на которые можно получить, лишь утверждая, что все игроки в таких играх играют именно с игорным заведением. Таким образом, налоговым органам при выполнении своих прямых обязанностей, связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, приходится еще искать и доказывать несоответствие между утвержденными Правилами азартных игр и имеющим место в действительности в ряде игорных заведений порядком ведения азартных игр.
     
     Неординарное решение рассмотренной проблемы было принято рядом законодательных органов субъектов Российской Федерации, а именно: Республики Карелии, Брянской и Новосибирской областей, города Санкт-Петербурга. В этих регионах единые ставки для разного вида игровых столов, являющихся объектом налогообложения, были приняты на одинаковом уровне. В Смоленской области размер ставки налога на игорный бизнес для игровых столов, где игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель были увеличены в 10 раз, тогда как размер ставки налога для игровых столов, где игорное заведение участвует как сторона был увеличен лишь на 25 %. В случае необходимости данному примеру могут последовать и другие регионы страны, причем нововведения затронут все игорные заведения, расположенные на территории соответствующего субъ-екта Российской Федерации, являющиеся как добросовестными, так и недобросовестными налогоплательщиками. Справочная информация о размерах ставок налога на игорный бизнес (для игровых столов) на территории некоторых субъектов Россий-ской Федерации приведена в таблице 2.
     

Таблица 2

     

    
 

Размер ставок налога на игорный бизнес в год, МРОТ


Субъект
Российской Федерации

за каждый игровой стол,
предназначенный для проведения азартных игр
в которых игорное заведение участвует как сторона

за каждый игровой стол,
предназначенный для проведения азартных игр
в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель


 

Всего

в том числе:

Всего

в том числе:


 


 

в федеральный бюджет

в бюджет субъекта РФ


 

в федеральный бюджет

в бюджет субъекта РФ

Вологодская область

4800

1200

3600

400

100

300

город Москва

4000

1200

2800

200

100

100

Омская область

3600

1200

2400

300

100

200

Иркутская область

3000

1200

1800

250

100

150

Новосибирская область

2400

1200

1200

2400

100

2300

город Санкт-Петербург

2280

1200

1080

2280

100

2180

Республика Карелия

1600

1200

400

1600

100

1500

Смоленская область

1400

1200

300

1000

100

900

Орловская область

1300

1200

100

650

100

550

Брянская область

1300

1200

100

1300

100

1200

     
     Продолжая классифицировать игровые столы, хотелось бы отдельно остановиться на налогообложении игровых столов для игры в бильярд. Представляется целесообразным учитывать несколько факторов.
     
     Во-первых, хотя людей, относящихся к бильярду как к спорту, развлечению, отдыху, в нашей стране становится все больше и больше, тем не менее согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее - ОКДП), утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (с изменениями и дополнениями), производство бильярдных столов не входит в подгруппу 3693 «Производство спортивных товаров» (составляет исключение из данной группы) и включено вместе со специальными столами для азартных игр в подгруппу 3694 «Производство игр и игрушек из различных материалов». При этом предназначение ОКДП состоит в создании единой классификационной схемы для описания предприятий по видам их экономической деятельности и конечным результатам деятельности производимой продукции и предоставляемым услугам. В соответствии со ст. 2 введения ОКДП обеспечивает информационную поддержку решения различных задач, в том числе таких, как организация и обеспечение функционирования системы налогообложения предприятий.
     
     Во-вторых, с введением на территории Россий-ской Федерации налога на игорный бизнес Федеральным законом N 142-ФЗ были установлены общие принципы, на основании которых определяются плательщики налога на игорный бизнес, даны определения основных понятий, применяемых в целях данного Федерального закона: «игорное заведение», «игорный бизнес», «азартная игра», «игровой стол». В ст. 2 Федерального закона N 142-ФЗ определено, что в целях названного Федерального закона, под игорным бизнесом понимается предприниматель-ская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение, а под игорным заведением - предприятие, в котором на основании лицензии на осущест-вление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). В свою очередь, под игровым столом понимается специально оборудованное место в игорном заведении, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых игорное заведение через своих представителей участвует как сторона или как организатор и (или) наблюдатель. При этом под азартной игрой понимается основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими физическими и юридическими лицами, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие.
     
     Статьей 4 Федерального закона N 142-ФЗ установлены объекты налогообложения, среди которых игровые столы, предназначенные для проведения азарт-ных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона, и игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель.
     

     Требование об обязательном лицензировании организации и содержания тотализаторов и игорных заведений предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12.05.2000).
     
     Таким образом, игровые столы, в том числе столы, предназначенные для игры в бильярд, будут являться объектом обложения налогом на игорный бизнес в случае, если имеют место необходимые условия, предусмотренные Федеральным законом N 142-ФЗ: проведение азартных игр на указанных столах; участие игорного заведения в данных играх через своих представителей в качестве стороны либо организатора и (или) наблюдателя; в случае если деятельность игорного заведения связана с извлечением от участия в указанных азартных играх дохода в виде выигрыша и платы за их проведение. В остальных случаях столы для игры в бильярд не должны являться объектом обложения налогом на игорный бизнес, и соответственно налогообложение доходов организаций, полученных от их использования, должно осуществляться в общеустановленном порядке. Представляется, что такая ситуация должна отвечать также интересам налогоплательщиков, занятых в сфере игорного бизнеса, так как исключает необходимость (при отсутствии других видов деятельности, не связанных с игорным бизнесом) ведения раздельного учета доходов от этих видов предпринимательской деятельности и уплаты обязательных платежей по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.