Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности


О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

     
     И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга

     

     Индивидуальный предприниматель изъявил желание применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства с III квартала текущего года.

     

     Обязан ли он в этом случае произвести оплату стоимости патента за весь год либо только за кварталы фактического применения данного налогового режима?

     
     Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ) официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие данного Федерального закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.
     
     Выплата годовой стоимости патента производится субъектами малого предпринимательства еже-квартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Патент выдается налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет на основании письменного заявления, подаваемого не позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала при соблюдении ряда условий, установленных положениями вышеуказанного Федерального закона.
     
     Исходя из содержания приведенных выше положений Федерального закона N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не только с начала отчетного календарного года, но и с любого квартала этого года, соблюдая при этом установленный порядок подачи соответствующего заявления и выплаты годовой стоимости патента.
     
     Учитывая данное обстоятельство, а также установленный порядок ежеквартальной выплаты годовой стоимости патента, субъекты малого предпринимательства, перешедшие в течение отчетного календарного года на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, производят оплату годовой стоимости патента только в части платежей, приходящихся на кварталы применения данного налогового режима, в порядке и размерах, установленных региональным законодательством.
     

     Изменился ли действующий порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в связи с введением с 1 января 2001 года части второй НК РФ?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 1 января 2001 года на территории Российской Федерации введена в действие часть вторая НК РФ (глава 21 «Налог на добавленную стоимость»; глава 22 «Акцизы»; глава 23 «Налог на доходы физических лиц»; глава 24 «Единый социальный налог (взнос)»), в связи с чем утрачивают силу ряд федеральных нормативных (правовых) актов, относившихся к законодательству о налогах и сборах, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 2 упомянутого выше Федерального закона.
     
     Поскольку введенные с 1 января 2001 года частью второй НК РФ налоги не относятся к специальным налоговым режимам, применяемым субъектами малого предпринимательства, для индивидуальных предпринимателей сохранился установленный Федеральным законом N 222-ФЗ порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
     

     Индивидуальный предприниматель, осущест-вляющий свою деятельность в сфере розничной торговли, изъявил желание применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     Помимо товаров, приобретенных по договорам поставки, он реализует товары, переданные ему по договорам комиссии другими индивидуальными предпринимателями, осущест-вляющими свою деятельность в сфере производства готовой продукции.
     
     Рассматривается ли в этом случае для целей применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности реализация товаров в розницу по договорам комиссии как самостоятельный вид деятельности, направленный на оказание посреднических услуг?

     
     В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Данный вид предпринимательской деятельности связан с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности, либо полученных иным, не запрещенным действующим законодательством способом.
     
     Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ по договору-комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
     
     По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     Исходя из смысла приведенной выше нормы гражданского законодательства передача комитентами принадлежащих им на праве собственности товаров комиссионерам по договорам комиссии для дальнейшей реализации является одним из «способов поставки» товаров, предназначенных для использования последними в предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая, что «способ поставки» товаров не отнесен действующим законодательством к критериям, определяющим тот или иной вид торговли, деятельность по реализации товаров, принятых на комиссию покупателям для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, относится к розничной торговле.
     

     Распространяются ли на индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, установленные ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ ограничения по численности работающих и размеру совокупной валовой выручки, если в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели признаются субъектами малого предпринимательства с момента их государственной регистрации вне зависимости от соблюдения ими каких-либо условий и ограничений?

     
     Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     В соответствии со ст. 18 НК РФ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренная Федеральным законом N 222-ФЗ, относится к специальным налоговым режимам, устанавливающим особый порядок исчисления и уплаты налогов для определенных категорий налогоплательщиков, и является частью законодательства о налогах и сборах.
     
     Поскольку налоговые правоотношения в Российской Федерации регулируются только законодательством о налогах и сборах, положения иных нормативных правовых актов, не относящихся к законодательству о налогах и сборах, принимаются в части, не противоречащей налоговому законодательству, и не могут дополнять и уточнять его содержание.
     
     Учитывая, что Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не относится к законодательству о налогах и сборах, а лишь определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, а также формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, положения ст. 3 данного Федерального закона не могут распространяться на субъекты упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, для которых особые условия применения этого налогового режима установлены Федеральным законом N 222-ФЗ.
     
     Таким образом, при решении вопроса о применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности следует руководствоваться только положениями ст. 2 указанного Федерального закона.
     

     Обязаны ли индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, представлять в налоговые органы ежеквартальную налоговую отчетность по результатам их хозяйственной деятельности?

     
     В соответствии с положениями Федерального закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Россий-ской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью, которая является фиксированным платежом и не подлежит перерасчету в зависимости от фактических результатов деятельности предпринимателей.
     
     Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие данного Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период (совокупный доход либо валовая выручка, полученная организацией за отчетный квартал).
     
     По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организации представляют в налоговый орган в установленном пунктом 7 ст. 5 упомянутого Федерального закона порядке расчет подлежащего уплате единого налога, а также другие документы, связанные с налогообложением результатов их деятельности.
     
     Поскольку для индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не предусматривает налогообложения фактических результатов их деятельности, положения п. 7 ст. 5 Федерального закона N 222-ФЗ на них не распространяются.
     

     Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, приобрел в 2000 году новую квартиру. Вправе ли он по итогам отчетного года как покупатель нового жилья воспользоваться льготой по подоходному налогу в части доходов, полученных им от осуществляемой на основе патента деятельности?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (организаций и индивидуальных предпринимателей) применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектами малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном упомянутым Федеральным законом.
     
     Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осу-ществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Согласно ст. 5 данного Федерального закона уплачиваемая индивидуальными предпринимателями годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период, и в любом случае не подлежит уточнению вне зависимости от возникновения тех или иных оснований, к которым, в частности, относятся фактические результаты предпринимательской деятельности, а также наличие права на применение установленных законодательством о подоходном налоге с физических лиц вычетов и скидок.
     
     Учитывая, что при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальные предприниматели не являются плательщиками подоходного налога, совокупный доход, полученный ими от осуществляемой на основе патента деятельности, не подлежит уменьшению на суммы вычетов, предусмотренных подпунктом «в» п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 « О подоходном налоге с физических лиц»
     
     Вместе с тем в случае получения индивидуальными предпринимателями в течение 2000 года иных доходов, подлежащих обложению подоходным налогом, они вправе воспользоваться упомянутым выше вычетом в части таких доходов на общих основаниях.
     

     Согласно п. 58 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» от уплаты налога с владельцев транспортных средств, освобождены юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

     

     В данном пункте инструкции ничего не сказано об освобождении от уплаты этого налога индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

     

     Почему индивидуальные предприниматели, применяя аналогичную с юридическими лицами систему налогообложения, учета и отчетности, не освобождаются от уплаты данного налога?

     
     В соответствии с положениями Федерального закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие упомянутого выше Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов (за исключением некоторых, поименованных в данной статье Закона) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
     
     Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осу-ществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью, которая является фиксированным платежом и не подлежит перерасчету в зависимости от фактических результатов такой деятельности.
     
     Законодатель, принимая вышеупомянутый Федеральный закон, установил различный порядок налогообложения результатов предпринимательской деятельности для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих данный налоговый режим, в соответствии с которым организации, уплачивая единый налог, освобождаются от уплаты большинства установленных действующим налоговым законодательством налогов и сборов, а индивидуальные предприниматели - только от уплаты подоходного налога.
     
     С учетом данного обстоятельства для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты иных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, обязанность по уплате которых возлагается на них с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога или сбора.
     
     К таким налогам, в частности, относится налог с владельцев транспортных средств, обязанность по уплате которого возложена Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (в ред. от 04.05.1998 N 95-ФЗ), на граждан Российской Федерации, имеющих транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (см. ст. 6 Закона) вне зависимости от целей их использования и правового статуса налогоплательщика.
     
     Таким образом, применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не является основанием для их освобождения от уплаты налога с владельцев транспортных средств.
     

     Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности одновременно по двум видам деятельности. Как в этом случае для целей применения данного налогового режима учитываются численность работающих и совокупная валовая выручка отдельно по каждому виду деятельности или общим итогом?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором ими подано заявление о переводе на данную систему, совокупный размер валовой выручки не превысил сумму 100 000-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Согласно ст. 5 данного Федерального закона официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организации и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие упомянутого выше Федерального закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27 (зарегистрирован в Минюсте России 16.04.1996 N 1068), в соответствии с которым оплата годовой стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем отдельно по каждому осуществляемому им виду деятельности.
     
     Учитывая данное обстоятельство, индивидуальные предприниматели, осуществляющие одновременно несколько видов деятельности, вправе применять по ним упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности только при условии соблюдения, отдельно по каждому виду такой деятельности ограничений, предусмотренных ст. 2 Федерального закона N 222-ФЗ.
     

     Вправе ли налоговые органы отказать в переводе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности индивидуальному предпринимателю, осуществляющему свою деятельность в качестве арбитражного управляющего?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
     
     Согласно положениям ст. 2 вышеуказанного Федерального закона действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление о применении данной системы, совокупный размер валовой выручки не превысил сумму 100 000-кратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Под действие упрощенной системы не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
     
     Других ограничений в применении субъектами предпринимательской деятельности упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности данным Федеральным законом не установлено.
     
     В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
     
     Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в порядке, установленном Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
     
     Поскольку деятельность арбитражного управляющего отнесена действующим федеральным законодательством к предпринимательской, а также учитывая предоставленное субъектам малого предпринимательства право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на основе свидетельства о государственной регистрации в качестве арбитражного управляющего, при соблюдении условий, предусмотренных ст. 2 Федерального закона N 222-ФЗ, вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в общеустановленном порядке.
     
     Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, уплачивает налог с владельцев транспортных средств, который в соответствии с п. 62 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» включается в состав затрат по производству и реализации продукции, выполняемых работ и предоставленных услуг.
     

     Обязаны ли налоговые органы в этом случае произвести перерасчет годовой стоимости патента с учетом произведенных индивидуальным предпринимателем затрат по уплате данного налога?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Статьей 2 Закона определено, что действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации при соблюдении условий, определенных данной статьей.
     
     Согласно ст. 5 данного Федерального закона официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей, подпадающих под действие Федерального закона, устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности и с учетом ставок единого налога.
     
     Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающие стоимость патента на занятие предпринимательской деятельностью, освобождаются от уплаты только подоходного налога на доход, полученный от осу-ществляемой деятельности; при этом у предпринимателей сохраняется обязанность по уплате прочих налогов и сборов при наличии установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этих налогов или сборов.
     
     Учитывая, что для предпринимателей установленная стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату подоходного налога и не подлежит перерасчету в зависимости от фактически полученных ими доходов, а также произведенных расходов, прочие налоги и сборы, уплачиваемые предпринимателями наряду с оплатой стоимости патента, включаются в состав фактически произведенных затрат, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, но не оказывают влияния на установленный размер стоимости патента.
     

     В 2000 году индивидуальный предприниматель применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

     

     С 2001 года он планирует прекратить свою деятельность. Согласно заключенному договору поставки в конце декабря 2000 года в адрес предпринимателя должен быть поставлен товар для дальнейшей реализации покупателю. Срок оплаты поставки - первая декада января 2001 года. Согласно достигнутой договоренности расчет за поставленный товар за предпринимателя должен произвести покупатель (заказчик) данного товара минуя расчетный счет предпринимателя. Возникнет ли у индивидуального предпринимателя доход, подлежащий включению в декларацию о доходах за 2001 год?

     
     В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупленные им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Согласно ст. 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставленные товары с соблюдением порядка и форм расчетов, предусмотренных договором поставки.
     
     Если иное не предусмотрено договором поставки, покупатель вправе перевести свой долг по сделке на другого покупателя с соблюдением правил, предусмотренных ст. 389 и 391 ГК РФ.
     
     В случае если осуществляемая покупателем-долж-ником деятельность связана с перепродажей приобретенного товара, а долг за поставленный ему товар переведен на другое лицо, которое по отношению к должнику является также покупателем, обязанность по оплате поставленного товара возлагается на по-следнего.
     
     При этом если оплата товара осуществляется по-следним покупателем по ценам, установленным договором поставки, заключенным между поставщиком и первоначальным покупателем, дохода у первого покупателя не возникает, если иное не определено долговыми обязательствами.