Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок применения НДС при использовании памятников истории и культуры


Порядок применения НДС при использовании памятников истории и культуры

     
     Е.Е. Воробьева

     
     На основании подпункта «я.1» п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) выполнение работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством, освобождены от обложения НДС. Причем на основании Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» в 2001 году действие подпункта «я.1» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» в части освобождения от уплаты НДС работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством, сохранено. Подпункт «я.1» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» в части освобождения от уплаты НДС работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством, утрачивает силу с 1 января 2002 года.
     
     Вместе с тем с 1 января 2002 года на основании вышеуказанного Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ вводится в действие освобождение от НДС ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ), предусмотренное подпунктом 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Применение данного льготного налогового режима в 2001 году (и в три предшествующих года), а также в 2002 году взаимосвязано с определением перечня объектов, подпадающих под понятие «памятники истории и культуры», а также «памятники истории и культуры, охраняемые государством», и перечня конкретных видов работ и услуг, подпадающих под понятие «работы и услуги по реставрации и охране».
     
     Памятники истории и культуры делятся на несколько видов:
     
     1) памятники истории.
     
     К памятникам истории относятся здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, с Гражданской и Великой Отечественной войнами, укреплением международной солидарности, развитием науки и техники, культуры и быта народов, жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины;
     
     2) памятники археологии.
     
     К числу памятников археологии относятся городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
     
     3) памятники градостроительства и архитектуры.
     
     К памятникам градостроительства и архитектуры относятся архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и за-стройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты;
     
     4) памятники искусства.
     
     К памятникам искусства относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства;
     
     5) документальные памятники.
     
     К документальным памятникам относятся акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания;
     
     6) другие памятники истории и культуры.
     
     К другим памятникам истории и культуры относятся памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
     
     Памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. Причем движимые памятники, исторически связанные с определенным недвижимым памятником, учитываются как единый объект недвижимого памятника истории и культуры.
     
     Памятники истории и культуры подразделяются на памятники, находящиеся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности или в собственности граждан.
     
     Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности они находятся, охраняются государством и подлежат государственному учету в установленном порядке.
     
     Вновь выявленный объект недвижимого имущества, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признается памятником истории и культуры путем его включения в соответствующий государственный список недвижимых памятников истории и культуры. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основным документом государственного учета и охраны памятников. Включенные в них объекты признаются памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны. Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению в соответствующих центрах документации государственных органов охраны памятников.
     
     Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в музеях, производится в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
     
     Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в архивах, осуществляется на основании Основ законодательства Российской Федерации от 07.06.1993 N 5341-1 «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах».
     
     Предметы старины, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, строения, рукописи, коллекции, редкие печатные издания, другие предметы и документы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету в целях наиболее полного выявления памятников и оказания содействия в обеспечении их сохранности в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
     
     На указанных выше памятниках истории и культуры могут выполняться следующие виды работ или услуг:
     
     1) предпроектные работы.
     
     К числу предпроектных работ относятся:
     
     - инженерно-геодезические изыскания (фото-теодолитная съемка, стереофотографические работы, топографическая съемка в масштабах - 1:10 000 - 1:200, геодезические работы, связанные с переносом в натуру с привязкой инженерно-геологических выработок, геофизических и других точек изысканий, съемки подземных коммуникаций и сооружений);
     
     - инженерно-геологические изыскания (инженерно-геологические рекогностировка и съемка, инженерно-гидрогеологические рекогносцировка и съемка, буровые работы, горнопроходческие работы, геофизические работы, опытно-фильтрационные работы и полевые исследования грунтов, гидрогеологические исследования);
     
     - инженерно-технические обследования зданий и сооружений;
     
     - архитектурно-археологические исследования памятников истории и культуры;
     
     - историко-архивные и библиографические изыскания;
     
     - атрибуция памятников истории и культуры;
     
     - исследования материалов и изделий (механические, электрофизические, физико-химические, биологические);
     
     - исследования условий эксплуатации (температурно-влажностный, световой и др. режимы) зданий и сооружений;
     
     2) проектные работы.
     
     К проектным работам относятся:
     
     - архитектурно-археологические исследования памятников истории и культуры;
     
     - разработка историко-архитектурной опорной документации;
     
     - разработка градостроительной документации (проектирование зон охраны памятников истории и культуры и исторических городов, проектирование музеев деревянного зодчества, проектирование музеев-заповедников, разработка проектной документации по реставрации исторических садов и парков, проектирование благоустройства территории памятников истории и культуры);
     
     - архитектурное проектирование [гражданское промышленное, культовое, крепостное (оборонное), деревянное зодчество, приспособление памятников истории и культуры под современное использование, малые формы];
     
     - разработка проектов инженерного укрепления, консервации и защиты памятников (каменные, деревянные, металлические строительные конструкции, узлы и детали, фундаменты, укрепление грунтов оснований и фундаментов);
     
     - проектирование инженерных сетей и систем;
     
     - проектирование специальных разделов проекта и разработка отдельных методик и технологий по консервации и защите памятников (исследование материалов и разработка технологий их укрепления и сохранения, охрана окружающей среды, охрана труда, техническая эксплуатация, антикоррозийная, химическая и другие виды защиты конструкций и оборудования, пожарно-охранная сигнализация, организация строительства, сметы, внутреннее убранство (камины, печи, вазы, приборы освещения, мебель и пр.);
     
     - паспортизация памятников истории и культуры;
     
     3) ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, в том числе общестроительные.
     
     К числу этих работ относятся:
     
     - археологические (при наличии «открытого листа») и земляные работы в зоне памятников;
     
     - реставрация, воссоздание и укрепление фундаментов;
     
     - реставрация и воссоздание кирпичных кладок;
     
     - реставрация и воссоздание конструкций и декора из естественного камня;
     
     - реставрация и воссоздание деревянных конструкций и деталей;
     
     - реставрация и воссоздание кровель;
     
     - реставрация и воссоздание металлических конструкций и декоративных элементов;
     
     - реставрация и воссоздание штукатурной отделки;
     
     - реставрация и воссоздание облицовок искусственным мрамором;
     
     - реставрация и воссоздание окрасок фасадов и интерьеров;
     
     - реставрация и воссоздание керамических изразцов;
     
     - реставрация и воссоздание архитектурно-лепного декора;
     
     - реставрация и воссоздание резьбы по дереву;
     
     - реставрация и воссоздание мебели из ценных пород дерева;
     
     - реставрация и воссоздание паркетных полов;
     
     - реставрация и воссоздание художественного литья (из цветных и черных металлов);
     
     - чеканные, выколотные и давильные работы;
     
     - реставрация и воссоздание инкрустированной поверхности;
     
     - реставрация и воссоздание обивки мебели и обойных декоративных элементов;
     
     - реставрация и воссоздание позолоты;
     
     - гидроизоляционные работы, антикоррозийная, химическая и прочие виды защиты конструкций и оборудования;
     
     - реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов;
     
     - реставрация и воссоздание тканей и шпалер;
     
     - художественная обработка металлических изделий гальваническим способом;
     
     - реставрация и воссоздание осветительных приборов;
     
     - реставрация, консервация и воссоздание (в том числе изготовление копий) объектов монументального и декоративно-прикладного искусства (монументальной масляной, темперной, клеевой, фресковой, станковой масляной, темперной живописи; графики, мозаики, полихромной деревянной, каменной, гипсовой, металлической скульптуры, экстерьерного металлического декора, музейного металла, изделий из керамики, стекла, кожи, кости и рога; ковров и гобеленов; шитья; предметов одежды; предметов быта из дерева, из текстиля и смежных техник; библиотечных материалов и переплетов; картографических материалов; оружия; механизмов);
     
     - укрепление грунтов оснований и фундаментов;
     
     - контроль качества работ [нормативный, лабораторный (в том числе полевой), инструментальный];
     
     - производство реставрационных и консервационных конструкций и материалов (лабораторное, опытное, промышленное);
     
     - воссоздание и реставрация памятников садово-паркового искусства;
     
     - комплекс работ по электросвязи, инженерным сетям и системам;
     
     4) прочие работы и услуги.
     
     К прочим работам и услугам относятся:
     
     - экспертиза проектной документации;
     
     - экспертиза документов для территориальных лицензионных центров по памятникам истории и культуры;
     
     - нормативно-исследовательские работы в области охраны и реставрации памятников истории и культуры;
     
     - осуществление функций заказчика или генподрядчика;
     
     - подготовка и переподготовка кадров;
     
     - аккредитация территориальных и базовых центров;
     
     - осуществление технического и архитектурного надзора;
     
     - осуществление научного руководства.
     
     Таким образом, вышеперечисленные работы и услуги включают не только работы и услуги по непо-средственному выполнению реставрации и охраны памятников истории и культуры, охраняемых государством, но и иные виды работ и услуг, обеспечивающих выполнение этих работ и услуг квалифицированными специалистами, а также необходимыми материальными ресурсами, проектной и технологической документацией, разработанной на основании специально проведенных инженерных, археологических, геодезических или иных научных изысканий и исследований, поэтому выполнение вышеперечисленных работ (услуг) на памятниках культуры и искусства, охраняемых государством, осуществляется в различном налоговом режиме (обычном и льготном).
     
     При выполнении с 1 января 2001 года до 1 января 2002 года работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством, действует порядок освобождения от налога, предусмотренный подпунктом «я.1» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость».
     
     Согласно этому порядку к работам (услугам) по реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, относятся работы по реставрации и воссозданию частично утраченных фундаментов, кирпичных кладок, конструкций и декора из естественного камня, деревянных конструкций и деталей, кровель, металлических конструкций и декоративных элементов, штукатурной отделки, облицовок искусственным мрамором, окрасок фасадов и интерьеров, керамических изразцов, архитектурно-лепного декора, резьбы по дереву, мебели из ценных пород дерева, паркетных полов, художественного литья (из цветных и черных металлов), инкрустированной поверхности, обивки мебели и обойных декоративных элементов, позолоты, оконных и дверных приборов, тканей и шпалер, осветительных приборов; антикоррозийная, химическая и прочие виды защиты конструкций и оборудования, являющиеся частью реставрационных работ; художественная обработка металлических изделий гальваническим способом, являющаяся реставрационными работами; реставрация, консервация и воссоздание частично утраченных объектов монументального и декоративно-прикладного искусства (монументальной масляной, темперной, клеевой, фресковой, станковой масляной, темперной живописи; графики, мозаики, полихромной деревянной, каменной, гипсовой, металлической скульптуры, экстерьерного металлического декора, музейного металла, изделий из керамики, стекла, кожи, кости и рога; ковров и гобеленов;  шитья; предметов одежды; предметов быта из дерева, текстиля и смежных техник; библиотечных материалов и переплетов; картографических материалов; оружия; механизмов); воссоздание частично утраченных памятников садово-паркового искусства и их реставрация, то есть перечисленные в группе 3 приведенного выше вида работ и услуг, которые могут выполняться на памятниках истории и культуры, за исключением тех, которые не являются непосредственно реставрационными: археологические и земляные работы в зоне памятников, чеканные, выколотные и давильные работы, гидроизоляционные работы, работы по укреплению грунтов оснований и фундаментов, контролю качества работ, производству реставрационных и консервационных конструкций и материалов, выполнению комплекса работ по электросвязи, инженерным сетям и системам, а также работы (включая строительные) по воссозданию памятников вновь.
     
     На основании ст. 31 Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома специально уполномоченных государственных органов охраны памятников в Российской Федерации и под их контролем. Проекты реставрации подлежат согласованию с государственными органами охраны памятников и утверждаются в установленном порядке. Кроме того, реставрация памятников истории и культуры производится специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями под наблюдением специалистов-реставраторов.
     
     Согласно ст. 9 этого Закона РСФСР специально уполномоченными государственными органами охраны памятников в России являются Минкультуры России, Росархив, местные органы культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции, а также иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Вместе с тем Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), музейных предметов, реставрации архивных документов.
     
     Таким образом, с учетом положений п. 6 ст. 149 НК РФ (и ранее действовавшего п. 5 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость») выполнение реставрационных работ на памятниках истории и культуры, охраняемых государством, подлежит освобождению от НДС только в случае, если налогоплательщики, осуществляющие такие виды работ на памятниках истории и культуры, охраняемых государством, получили в установленном порядке соответствующую лицензию.
     
     К освобождаемым от налога услугам и работам по охране памятников истории и культуры, охраняемых государством, относится оказание услуг государственными органами охраны памятников или иными организациями, предприятиями, общественными объединениями, осуществляющими деятельность:
     
     по охране памятников истории и культуры под контролем вышеуказанных уполномоченных государственных органов, в частности платных услуг по согласованию заданий и проектов проведения различных работ на памятниках;
     
     по научно-методическому руководству делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры;
     
     по организации использования памятников истории и культуры и их пропаганды в целях развития науки, образования и культуры;
     
     по государственному контролю за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями (независимо от их ведомственной принадлежности) и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников и других услуг, перечисленных в п. 33 раздела III «Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры» Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры России от 13.05.1986 N 203, а также в п. 7 и 9 Положения «Об охране и использовании памятников истории и культуры», утвержденного постановлением Совмина СССР от 16.09.1982 N 865.
     
     В соответствии с приведенным выше порядком НДС не облагается выполнение в 2001 году (и в трех предшествующих годах) организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и в 2001 году индивидуальными предпринимателями вышеперечисленных работ и услуг по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.
     
     Вышеприведенный порядок освобождения от НДС определенных видов работ и услуг на памятниках истории и культуры не ограничивает круг льготируемых видов работ и услуг, выполняемых в 2001 году (и в трех предшествующих периодах) в целях обеспечения поддержания нормального состояния для дальнейшего использования памятников истории и культуры.
     
     Так, на основании действующего в 2001 году подпункта 16 п. 3 ст. 149 НК РФ (и ранее действовавшего подпункта «м» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость») от этого налога освобождены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. При выполнении таких научных работ в целях обеспечения сохранности памятников культуры и искусства, охраняемых государством, льготный налоговый режим предоставляется в следующем порядке.
     
     При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты НДС освобождаются как головные организации, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
     
     Основанием для освобождения НИОКР, выполняемых за счет федерального бюджета, являются договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. В случае если средства для оплаты  НИОКР выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием для освобождения от НДС является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.
     
     При выполнении НИОКР учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты НДС освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, в случае если они также являются учреждениями образования и науки.
     
     На основании ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями) учреждением науки является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организацией работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
     
     Исходя из Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) учреждением образования является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
     
     Проведение такими образовательными учреждениями учебного процесса, связанного с подготовкой или переподготовкой кадров для осуществления деятельности по сохранению и реставрации памятников культуры и искусства, охраняемых государством, также освобождалось от НДС в соответствии с порядком, приведенным в ранее действовавшем (в 2000, 1999 и 1998 годах) подпункте «л» п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».
     
     В 2001 году проведение учебного процесса, в том числе связанного с подготовкой или переподготовкой кадров для осуществления деятельности по сохранению и реставрации памятников культуры и искусства, охраняемых государством, освобождается от НДС в соответствии с порядком, приведенным в подпункте 14 п. 2 ст. 149 НК РФ, и распространяется на некоммерческие образовательные учреждения.
     
     Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» допускается использование памятников истории и культуры, охраняемых государством, не только в целях развития науки, народного образования и культуры и эстетического воспитания, но и в иных хозяйственных целях (если такое использование не наносит ущерба сохранности памятника и не нарушает его историко-художественной ценности. Предоставление памятников истории и культуры в аренду государственным или негосударственным организациям, общественным организациям или физическим лицам, осуществляется в установленном порядке на основании заключения охранно-арендного договора. Денежные средства, поступающие от использования памятников истории и культуры на основании ст. 23 вышеуказанного Закона РСФСР, зачисляются в установленном порядке на специальные счета государственных органов охраны памятников, в ведении которых находятся предоставленные в аренду памятники, и расходуются ими только на мероприятия по охране, реставрации, консервации, ремонту памятников.
     
     Услуги по предоставлению в аренду имущества, в том числе федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, являются услугами, подлежащими обложению НДС, так как на данный вид услуг распространяется в полной мере действие п. 1 ст. 146 НК РФ (и ранее действовавшей ст. 3 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»), причем исключений относительно услуг по предоставлению в аренду памятников истории и культуры, охраняемых государством, НК РФ (и ранее действовавшим Законом Российской Федерации) не предусмотрено.
     
     Сумма арендной платы, определенная в установленном порядке, подлежит увеличению на сумму НДС, исчисленную по ставке 20 % к указанной сумме арендной платы.
     
     Данная сумма налога в 2000-1998 годах подлежала перечислению в бюджет организациями-арендодателями указанных памятников, которым поступала сумма арендной платы от арендаторов для осуществления мероприятий по сохранению, реставрации, консервации, ремонту указанных памятников. Сумма НДС перечислялась в бюджет в общеустановленном порядке на основании представленных в соответствующие территориальные налоговые органы деклараций (расчетов) по НДС. На указанную услугу в установленном порядке арендодателем выписывался счет-фактура.
     
     Исключением из этого порядка являлись арендодатели недвижимых памятников истории и культуры, находящихся в федеральной собственности. Согласно письму Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69 «Об отражении в учете и отчетности об исполнении федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом» с 1 августа 1999 года государственные музеи и государственные учреждения культуры и искусства, состоящие на федеральном бюджете и финансируемые на основании сметы расходов, представляют в орган федерального казначейства по месту своего нахождения подлинник заключенного с арендатором в установленном порядке договора на передачу в аренду закрепленного за такой организацией недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, и один экземпляр копии договора, заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера организации и оттиском ее печати.
     
     Причем перечисление арендной платы за пользование таким имуществом осуществляется арендаторами в соответствии с заключенными договорами аренды платежными поручениями 0401060 на счета по учету доходов федерального бюджета 40102 «Доходы федерального бюджета», открытые органам федерального казначейства по месту открытия организациям-арендодателям лицевых счетов для учета операций по дополнительному финансированию.
     
     Сумма арендной платы, определенная в договорах аренды между организацией-арендодателем и арендатором, подлежит обложению НДС по ставке 20 % от суммы арендной платы. Арендатор самостоятельно перечислял в доход бюджета сумму НДС отдельным платежным поручением. Организации-арендодатели были обязаны уведомлять арендаторов о номере лицевого счета и порядке заполнения платежного поручения на перечисление в доход бюджета арендной платы и НДС.
     
     Согласно порядку, действующему в 2001 году, при оказании услуг по сдаче в аренду памятников истории и культуры, находящихся в федеральной или муниципальной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации, на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и реальными балансодержателями памятников истории и культуры (не относящимися к органам государственной власти и управления и органа местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, уплата НДС в бюджет осуществляется данными балансодержателями вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендую плату - на счет реального балансодержателя, в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.
     
     При оказании услуг балансодержателями памятников истории и культуры по сдаче в аренду этих памятников, находящихся в федеральной или муниципальной собственности или собственности субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, реальными балансодержателями памятников истории и культуры (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления), органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок уплаты налога в бюджет, приведенный в п. 3 ст. 161 НК РФ. Согласно этому порядку в указанном случае сумма НДС перечисляется в бюджет арендаторами памятников истории и культуры, признаваемыми налоговыми агентами.
     
     В заключение следует отметить, что выполнение с 1 января 2002 года ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ) НДС не облагается на основании подпункта 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     
     К ремонтно-реставрационным, консервационным и восстановительным работам, выполняемым при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, относятся работы по реставрации и воссозданию частично утраченных фундаментов, кирпичных кладок, конструкций и декора из естественного камня, деревянных конструкций и деталей, кровель, металлических конструкций и декоративных элементов, штукатурной отделки, облицовок искусственным мрамором, окрасок фасадов и интерьеров, керамических изразцов, архитектурно-лепного декора, резьбы по дереву, мебели из ценных пород дерева, паркетных полов, художественного литья (из цветных и черных металлов), инкрустированной поверхности, обивки мебели и обойных декоративных элементов, позолоты, оконных и дверных приборов, тканей и шпалер, осветительных приборов, и укрепление фундаментов; чеканные, выколотные и давильные работы; гидроизоляционные работы, антикоррозийная, химическая и прочие виды защиты конструкций и оборудования; художественная обработка металлических изделий гальваническим способом; работа по реставрации, консервации и воссозданию частично утраченных объектов монументального и декоративно-прикладного искусства (монументальной масляной, темперной, клеевой, фресковой, станковой масляной, темперной живописи; графики, мозаики, полихромной деревянной, каменной, гипсовой, металлической скульптуры, экстерьерного металлического декора, музейного металла, изделий из керамики, стекла, кожи, кости и рога; ковров и гобеленов; шитья; предметов одежды; предметов быта из дерева, из текстиля и смежных техник; библиотечных материалов и переплетов; картографических материалов; оружия; механизмов); работа по укреплению грунтов оснований и фундаментов, воссозданию частично утраченных памятников садово-паркового искусства и их реставрации; комплекс работ по электросвязи, инженерным сетям и системам.
     
     При этом в 2002 году не будет облагаться НДС выполнение организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями вышеперечисленных работ на памятниках истории и культуры, охраняемых государством, а также на культовых зданиях и сооружениях, находящихся в пользовании религиозных организаций.