Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Еще раз о едином налоге на вмененный доход


Еще раз о едином налоге на вмененный доход

     
     Л.А. Леонова,
директор учебно-методологического центра при МНС России, к.э.н
     
С.Н. Рагимов,
советник налоговой службы II ранга, к.э.н.

     
     Одним из наиболее эффективных направлений экономического роста России на ближайшую перспективу является, по нашему мнению, стимулирование развития малого предпринимательства. Если в странах ЕС и США на 1000 человек приходится около 50 малых предприятий, то в России - только 6, если доля малых предприятий в ВВП на Западе составляет 50 %, в России - около 7 %. Причин такого положения много. Это и недостаток собственных оборотных средств, и сложности получения банковского кредита, и организационные проблемы и т.д. Но главная причина, на наш взгляд, заключается в том, что отечественное малое предпринимательство стало развиваться только с начала 90-х годов. И мы не разделяем сформировавшуюся некоторыми средствами массовой информации точку зрения о том, что малые предприятия не развиваются из-за непосильного налогового бремени.
     
     Доля малых предприятий в общих поступлениях налоговых доходов составляет в целом по России 9-10 %. Эта статистика подтверждается данными ряда субъектов Российской Федерации. В 2000 году в среднем на одно малое предприятие приходилось, по нашим расчетам, налогов и других обязательных платежей, без учета взносов в территориальный дорожный и социальные фонды, около 60 тыс. руб. за год. Если же учесть уплату налогов в территориальный дорожный фонд, Пенсионный фонд и другие фонды, то среднегодовая цифра налоговых и неналоговых платежей возрастет примерно до 80-85 тыс. руб. в год.
     
     Естественно, что средняя цифра не дает истинного представления о налоговой нагрузке на конкретное малое предприятие: наряду с малыми предприятиями, от которых из квартала в квартал поступают в налоговые органы «нулевые» балансы, имеются малые предприятия, являющиеся крупными налогоплательщиками по объемам платежей.
     
     В целях дальнейшего совершенствования налогообложения малого предпринимательства, его вывода на новые потенциально заложенные в нем возможности за последние годы на законодательном уровне приняты важные документы. Речь идет в первую очередь о Федеральном законе от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее - Закон о едином налоге на вмененный доход).
     
     Роль единого налога на вмененный доход нам представляется существенной по многим причинам.
     
     Во-первых, с введением этого налога малые предприятия и индивидуальные предприниматели попадают в правовую ситуацию, при которой обеспечивается простота исчисления налога, что должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения.
     
     Во-вторых, единый налог не всегда прямо зависит от реального объема бизнеса, что при прочих равных условиях позволяет легализовать доходы и в меньшей степени зависеть от контролирующих органов.
     
     В-третьих, предприятиям и предпринимателям не надо содержать дорогостоящую бухгалтерскую службу.
     
     В-четвертых, единый налог на вмененный доход обеспечивает правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот. В этой связи эффективность введения Закона о едином налоге на вмененный доход в наибольшей степени должна проявиться в крупных промышленных и торговых центрах.
     
     Первой попыткой законодателя упростить систему налогообложения малого бизнеса стал Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон N 222-ФЗ). Закон о едином налоге на вмененный доход является, по своей сути, логическим продолжением Закона N 222-ФЗ. По большому счету единый налог на вмененный доход - это принцип усредненного налога для среднего налогоплательщика.
     
     В целом по России упрощенная система налогообложения малых предприятий, по нашему мнению, себя не оправдала - к настоящему времени на нее перешло менее 3 % малых предприятий.
     
     К началу 2001 года законодательные органы более 75 субъектов Российской Федерации ввели на своих территориях единый налог на вмененный доход, в том числе и такие крупные регионы, как Ленинградская, Нижегородская, Ярославская, Самарская области и многие другие. В настоящее время подводить итоги такого массового признания нового закона, чем-то напоминающего сплошную коллективизацию, преждевременно. В случае если налоговые поступления от этого сектора экономики существенно вырастут в ближайшие год-два, то тогда можно сделать вывод, что переход на уплату единого налога с вмененного дохода состоялся и не был формальной данью моде.
     
     Основная проблема введения единого налога на вмененный доход - это определение размера непосредственно вмененного дохода. В рекомендуемых формулах расчета единого налога, а также перечне рекомендуемых их составляющих (письмо Правительства РФ от 07.09.1998 N 4435п-П5 «О рекомендуемых формулах расчета суммы единого налога на вмененный доход и перечне рекомендуемых их составляющих») приводятся три метода (А, Б и В) исчисления суммы единого налога на вмененный доход.
     
     Не вдаваясь в сущность самих методов отметим, что метод А, по нашему мнению, требует обработки не столько финансовых показателей работы предприятия, представленных в налоговых расчетах и декларациях, сколько данных о физических объемах производства и реализации продукции, работ, услуг. Представление таких данных предприятиями в налоговые органы законодательством не предусмотрено. Найти корреляционные зависимости между физическими параметрами деятельности предприятия и вмененным доходом и следовательно исчислить на его базе сумму единого налога - представляется практически неразрешимой задачей. В этой связи метод А трудно реализуем на практике.
     
     Для расчета вмененного налога, по нашему мнению, наиболее приемлемо сочетание методов Б и В. Это достаточно трудоемкий путь определения вмененного дохода, но он практически решаем на основе имеющихся в налоговых органах материалов. Метод Б предполагает сбор, обработку, анализ большого массива материалов, поступающих в налоговые органы о начисленных или фактически уплаченных суммах налоговых доходов, платежей в дорожные и социальные фонды. С введением с 2001 года единого социального налога решение этой задачи несколько облегчается.
     
     Перевод предприятий на единый налог с вмененного дохода целесообразно, по нашему мнению, проводить в несколько этапов и по одной или нескольким группам предприятий. Такой подход обусловлен большим количеством малых предприятий, разнообразием параметров, влияющих на величину вмененного дохода: дислокация предприятия, число работников, подвид деятельности и др. Кроме того, на примере выбранной конкретной отрасли можно учесть непредвиденные трудности и ошибки, сопутствующие новому делу и избежать их при масштабном переходе других отраслей на систему единого налога.
     
     Схематически, это может выглядеть следующим образом. Законодательная власть региона принимает закон о переводе на единый налог на вмененный доход, например предприятий, занимающихся оказанием услуг по ремонту автомобилей. На первом этапе на основе материалов налоговых органов определяется сумма уплаченных налогов в федеральный и региональный бюджеты, взносов в федеральный и территориальный дорожный фонды, в социальные фонды до перехода на единый налог. На следующем этапе исчисляется базовая доходность применительно к выбранной группе предприятий. В первый год введения единого налога можно исходить из принципа сохранения всей выборкой прежней суммы налогов и платежей во внебюджетные фонды.
     
     После обработки и сведения материалов по выбранной группе предприятий делается сопоставительная таблица по каждому предприятию с указанием уплаты всех платежей до и после перехода на единый налог с тем, чтобы избежать по всей выборке выпадающих доходов по каждому из бюджетов. Только после тщательного анализа полученных данных, решения возникших проблем в процессе перевода на единый налог на вмененный доход одной группы предприятий можно приступать к следующей группе. Торопливость в решении этого вопроса может надолго отложить процесс перевода малых предприятий на единый налог с вмененного дохода, вызвать конфликтные ситуации и другие негативные последствия.
     
     Одновременно с предприятиями в качестве пилотного проекта следует выбрать какую-то одну группу предпринимателей и по такой же схеме провести расчет для них единого налога на вмененный доход, в число которых могут входить предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью, частнопрактикующие врачи, репетиторы и т.д.
     
     Говоря о самом Законе о едином налоге на вмененный доход, следует отметить, что он, по нашему мнению, не лишен недостатков и требует дальнейшей проработки и конкретизации.
     
     Так, в п. 2 ст. 4 этого Закона отмечается, что переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщика от обязанностей по представлению в налоговые и другие органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. По нашему мнению, одной этой фразой перечеркивается идеология перехода на единый налог на вмененный доход. Закон не исключает возможность или необходимость ведения предприятием или предпринимателем бухгалтерской отчетности. Скорее всего, так оно и будет, но это вовсе не накладывает обязанности представлять ее контролирующим органам.
     
     Другой вопрос, прописанный в Законе о едином налоге на вмененный доход, вызывающий определенные сомнения и требующий разъяснения, - это обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, переводимых на уплату единого налога с вмененного дохода, в месячный срок со дня опубликования законодательного акта представлять в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в налоговом периоде. Если исходить из существа Закона, то это, скорее, обязанность непосредственно налоговых органов.