Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Высокая эффективность выездной налоговой проверки - результат правильности выбранного объекта


Высокая эффективность выездной налоговой проверки - результат правильности выбранного объекта*

     
     Т.Г. Скорик,
советник налоговой службы II ранга, г. Волгоград     
     ____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2001, N 1. c. 35.     
     

2. Методика отбора предприятий на выездную налоговую проверку

     
     Функция «Выездная налоговая проверка» выполняется в инспекции МНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - Инспекция) следующими отделами:
     
     - выездных налоговых проверок по федеральным налогам;
     
     - выездных налоговых проверок по региональным, местным налогам и внебюджетным фондам;
     
     - контроля за оборотом алкогольной продукции и применением ККМ.
     
     Если работа отделов, осуществляющих выездные проверки, не отличается от работы подобных отделов других инспекций, то работа отдела планирования, организации и анализа выездных налоговых проверок, выполняющего функцию «Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки», предлагается автором для отдельного рассмотрения на основе опыта, полученного ИМНС России по Дзержинскому району г. Волгограда.
     
     На отдел планирования, организации и анализа выездных проверок возложены следующие задачи:
     
     - отбор налогоплательщиков при помощи средств вычислительной техники для выездных проверок на основании анализа показателей финансовой деятельности предприятий и их сравнения с выработанными критериями отбора по принципу вхождения в интервал с целью рациональности отбора;
     
     - подготовка предпроверочной информации и планирование выездных проверок;
     
     - учет и анализ результатов выездных проверок;
     
     - анализ эффективности контрольной работы;
     
     - координация направлений работы отделов, осуществляющих выполнение оперативных и текущих плановых проверок.
     
     В процессе реализации основных задач отдел разработал перспективную методику отбора предприятий для проведения выездной налоговой проверки.
     
     Данная методика основывается на формировании сложных информационно-аналитических структур и сравнении путем агрегирования информации, полученной из информационных баз данных, определенных показателей финансовой деятельности предприятий согласно данным оперативно-бухгалтерского учета с определенным критерием, который является, в свою очередь, предельно допустимым значением данного финансового показателя.
     
     Сложные информационно-аналитические структуры - это информационные структуры, которые могут быть использованы для характеристики финансового состояния налогоплательщика и его налоговой деятельности и удовлетворяют следующим требованиям:
     

     - при разработке данных структур может быть использовано любое количество бухгалтерской, налоговой отчетности и документов учетной информации налогоплательщика;
     
     - при настройке данных структур могут быть применены любые методы алгоритмизации, знаки арифметической или логической алгебры;
     
     - данные структуры не могут иметь иерархическую структуру, то есть должны быть построены по линейному принципу; при этом данные, полученные более чем в одной структуре, должны иметь возможность пересекаться с данными другой структуры для проведения разностороннего анализа.
     
     Применение информационно-аналитических структур ко всему множеству налогоплательщиков дает возможность формирования аналитических таблиц и проведения структурного анализа по следующим направлениям:
     
     - учетные данные налогоплательщиков (дата государственной регистрации и постановки на налоговый учет, дата начала и окончания периода ликвидации, юридический адрес и место фактического нахождения, форма собственности, организационно-правовая форма, наличие представительств, филиалов, обособленных подразделений, счетов в банках, данные об учредителях);
     
     - виды деятельности предприятия (предприятия торговли, производственные предприятия, предприятия со смешанными видами деятельности);
     
     - финансовые показатели и состояние расчетов с бюджетом (финансовые показатели деятельности предприятия, динамика изменения финансового состояния, сведения о камеральных проверках, нарушении сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, неведении финансово-хозяйственной деятельности, об уклонении от уплаты налогов и непредставлении налоговых расчетов);
     
     - хронология выездных налоговых проверок (даты и периоды предыдущих налоговых проверок, направления проведения проверок, результаты проверок предприятия, не проверяемого в течение двух лет, находящегося на стадии ликвидации и в состоянии банкротства).
     
     С внедрением в эксплуатацию программного комплекса «Система ЭОД ИМНС местного уровня» специалисты Инспекции получили достаточно гибкий инструмент, позволяющий полностью настраиваться под конкретные условия применения. В состав данного программного комплекса входит функционально-технологический блок «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий». Основными положительными и предпочтительными показателями данного блока программного комплекса являются:
     
     - возможность создания собственных информационно-аналитических структур в виде динамически исполняемых запросов к информационным базам данных, содержащих учетную, финансовую и налоговую информацию достаточно развитой структуры и позволяющей проводить выборки сведений, достаточных по информационному содержанию;
     

     - возможность сохранения вновь создаваемых структур для их дальнейшего применения;
     
     - возможность сохранения результирующих данных, полученных в результате выполнения сохраненных запросов, в виде аналитических таблиц, списков налогоплательщиков и списков критериев, по которым сформирован данный список;
     
     - возможность формирования обширной информационно-аналитической базы по конкретному налогоплательщику для увеличения точности выборки из общего множества налогоплательщиков.
     
     К рассмотрению предлагается экономическая природа и принципы создания основных информационно-аналитических структур, применимых к основной массе налогоплательщиков-юридических лиц, вне зависимости от конкретного региона и экономической среды данного региона. Все рассматриваемые ниже структуры имеют практическое применение и используются отделом планирования, организации и анализа выездных налоговых проверок Инспекции на протяжении последних пяти лет.

    Таблица 1

    

АНАЛИЗ
уровней и динамики финансовых показателей предприятия-налогоплательщика

Наи-
ме-
нова-
ние
пред-
прия-
тия

ИНН

Выруч-
ка от реа-
лиза-
ции
(без
НДС,
акци-
зов
и других анало-
гич.
пла-
тежей),
тыс. руб.

Из-
ме-
не-
ние
к
пре-
ды-
ду-
ще-
му
году,
%

Себе-
стои-
мость реа-
лиза-
ции,
тыс. руб.

*Из-
ме-
не-
ние
к пре-
ды-
ду-
ще-
му
году,
%

Соот-
ноше-
ние
зат-
рат
к вы-
ручке

*Из-
ме-
не-
ние
к пре-
ды-
ду-
ще-
му
году, %

При-
быль
(убы-
ток)
от
реали-
зации
тыс. руб.

*Из-
ме-
не-
ние
к пре-
ды-
ду-
ще-
му
году, %

При-
быль
(убы-
ток)
отчет-
ного
пери-
ода,
тыс.
руб.

Соот-
ноше-
ние
к вы-
ручке
от
реа-
лиза-
ции

*Из-
ме-
не-
ние
к
пре-
ды-
ду-
ще-
му
году, %

Коэф-
фици-
ент
теку-
щей
лик-
вид-
ности

Коэф-
фици-
ент абсо-
лют-
ной
лик-
вид-
ности

Коэф-
фици-
ент
обес-
печен-
ности собст-
вен-
ными средс-
твами

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

     
     Для анализа уровней и динамики результатов деятельности предприятий и организаций разработана таблица 1, в которой используются основные финансовые показатели из формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках». Аналитическая таблица формируется по данным Программного комплекса в режиме «Ввод налоговых документов».
     
     В таблице приведены следующие показатели:
     
     - выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в динамике (гр. 3 стр. 010, гр. 4 стр. 010 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»);
     
     - изменение к предыдущему году в процентах (гр. 5 таблицы 1);
     
     - себестоимость реализации товаров, работ, услуг в динамике (гр. 3 стр. 020, гр. 4 стр. 020 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»);
     
     - изменение к предыдущему году в процентах (гр. 8 таблицы 1);
     
     - соотношение себестоимости к выручке (гр. 9, 10 таблицы 1);
     
     - изменение к предыдущему году в процентах (гр. 11 таблицы 1);
     
     - прибыль (убыток) от реализации в динамике (гр. 3 стр. 050, гр. 4 стр. 050 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»);
     
     - изменение к предыдущему году в процентах (гр. 14 таблицы 1);
     
     - прибыль (убыток) отчетного периода в динамике (гр. 3 стр. 140, гр. 4 стр. 140 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»);
     
     - соотношение прибыли (убыток) к выручке от реализации (гр. 17, 18 таблицы 1);
     
     - изменение к предыдущему году в процентах (гр. 19 таблицы 1).
     
     В основе анализа лежит сравнение динамики изменений финансовых показателей организации за год, предшествующий отчетному году, а также с финансовыми результатами деятельности других организаций того же профиля.
     
     По результатам анализа для выездной проверки могут быть отобраны предприятия, у которых отклонения по основным показателям (гр. 5, 11, 14, 19) превышают 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
     
     Важным показателем финансовой устойчивости предприятия является коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) Ктл, характеризующий платежеспособность или неплатежеспособность предприятия на ближайшую перспективу его деятельности.
     
     Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами. Нормативное значение составляет не менее 2.     

     


     
     где: А1 - ликвидные активы:
     

     краткосрочные финансовые вложения
 (стр. 250 формы N 1);

     

     денежные средства (стр. 260 формы N 1);
  

     А2 - быстро реализуемые активы:
     
     дебиторская задолженность (стр. 230 формы N 1);
     
     А3 - медленно реализуемые активы:
     
     запасы (стр. 210 формы N 1);
     
     Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 220 формы N 1);
     
     дебиторская задолженность (стр. 230 формы N 1);
     
     прочие оборотные активы (стр. 270 формы N 1);
     
     П1 - срочные обязательства:
     
     кредиторская задолженность (стр. 620 фор-  мы N 1);
     
     П2 - краткосрочные пассивы:
     
     займы и кредиты (стр. 610 формы N 1);
     
     прочие краткосрочные пассивы (стр. 670 фор-  мы N 1).
     
     В соответствии с Методическими положениями по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденными распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности и банкротству при Госкомимуществе России от 12.08.1994 N 31-Р, значение коэффициента покрытия не должно быть менее 2, иначе предприятие может быть признано неплатежеспособным.
     
     Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время за счет денежных средств.     
     


     
     где: А1 - краткосрочные финансовые вложения и срочные денежные средства (стр. 250 + стр. 260   формы N 1);
     
     П1 - кредиторская задолженность (стр. 620 формы N 1);
     
     П2 - краткосрочные пассивы (стр. 610 + стр. 670   формы N 1).
     
     Коэффициент обеспеченности собственными средствами, характеризуют финансовую устойчивость предприятия.     
     


     
     где: П4 - устойчивые пассивы:
     
     раздел IV баланса «Капитал и резервы»   (стр. 490 формы N 1);
     
     А4 - трудно реализуемые активы:
     
     внеоборотные активы (стр. 190 формы N 1);
     
     А1 - ликвидные активы (стр. 250; 260 формы N 1);
     
     А2 - быстро реализуемые активы (стр. 240 формы N 1);
     
     А3 - медленно реализуемые активы (стр. 210; 220;   230; 270 формы N 1).
     
     Нормативное значение этого показателя составляет 0,1. Более низкое значение является основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным.
     
     При отборе предприятий для проверки по налогу на прибыль налогов учитываются:
     
     - предприятия, систематически допускающие убытки;
     
     - предприятия, имеющие результаты от прочей реализации и внереализационных операций;
     
     - предприятия, допустившие резкие колебания объектов выручки и финансовых результатов (таблица 1 «Анализ уровней и динамики финансовых результатов», таблица 4 «Расчет влияния себестоимости на изменение прибыли в сравнении с прошлым годом»);
     
     - предприятия, получившие значительные краткосрочные и долгосрочные кредиты банков;
     
     - предприятия, имеющие значительную кредиторскую и дебиторскую задолженности по сравнению с объемом выручки;
     
     - увеличение активной части баланса при наличии убытков.
     

 Таблица 2

АНАЛИЗ
показателей построке 1а расчета по НДС "Сумма НДС по оприходванным оплаченным ценностям",
подлежащая спсанию кредита счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС"

№ п/п

ИНН

Наимено-
вание

Данные по стр. 220 бухгалтерского баланса

Данные по гр. 5 стр.1 расчета по НДС

НДС по формуле (гр. 4 + гр. 6 - гр. 5),

Данные по гр. 5 стр. 1а расчета по

Отклонение


 


 

налого-
пла-
тельщика

на начало отчетного периода

на конец отчетного периода

(суммарные показатели по расчетам за отчетный период)

расчетный показатель по стр. 1а расчета по НДС

НДС (суммарные показатели по расчетам за отчетный период)

Сумма (гр. 8 -
- гр. 7)

%
гр.9: гр.8 х х 100%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

     
     
    В основе анализа лежит сверка показателей строки 1 «Сумма НДС по приобретенным (оприходованным) ценностям», по которой отражается дебетовый оборот за
отчетный период (месяц, квартал) по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (соответствующих субсчетов), и строки 1а «Налог на добавленную стоимость по оприходованным и оплаченным ценностям», подлежащая списанию с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по НДС», - кредитовый оборот по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

     
     В аналитической таблице приведены следующие показатели:
     

     - данные по строке 220 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» формы N 1 «Бухгалтерский баланс» на начало отчетного периода (гр. 3 стр. 220) и на конец отчетного периода (гр. 4 стр. 220);
     
     - суммарные показатели гр. 5 стр. 1 по расчетам НДС за отчетный период (гр. 6 таблицы 2);
     
     - суммарные показатели гр. 5 стр. 1а по расчетам НДС за отчетный период (гр. 8 таблицы 2);
     
     - расчетный показатель строки 1а исчисляется по формуле (гр. 7 таблицы 2).
     
     В качестве критерия, по которому может быть отобран налогоплательщик для проведения выездной проверки, принимается показатель, определяемый как отношение абсолютной суммы отклонений (гр. 9 таблицы 2) к данным по графе 8, в размере не менее 40 %.
     
     При помощи таблицы 2 анализируются:
     
     - динамика суммы НДС к уменьшению в течение трех отчетных периодов;
     
     - отношение НДС по налогооблагаемому обороту [К-т 68 (стр. 3 + стр. 4 налоговой декларации по НДС)] к сумме дебетовых оборотов [Д-т 68 (стр. 1а + + стр. 2)], которое имеет тенденцию к снижению в течение трех отчетных периодов.
     
     По параметру «неподача декларации по НДС» или «подача декларации с нарушениями установленного срока» отбираются для проверки налогоплательщики, которые в течение трех месяцев не подали декларацию или нарушили установленный срок подачи;
     
     - представление перерасчетов по НДС.
     

     Таблица 3

АНАЛИЗ
органзаций, имеющих по данным бухгалтерской отчетности авансы, полученные в отчетном
периоде, но не уплатившие НДС

     


ИНН

Наиме-

Данные по стр. 627 баланса

Данные по гр. 5

Отклонение

п/п


 

нование

налого-
платель-
щика

На начало отчетного периода
(гр. 3)

На конец отчетного периода
(гр. 4)

Изменения в отчетном периоде
(гр. 5 - гр. 4) (+; -)

стр. 4 расчета по НДС

(суммарные показа- тели по расчетам за отчетный период)

(гр. 7 - гр. 6)

1

2

3

4

5

6

7

8

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

 

       
     В основе анализа лежит сверка суммарных показателей по гр. 5 стр. 4 «Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет по авансам и предоплатам» расчета НДС за отчетный период с данными по стр. 627 бухгалтерского баланса (форма N 1) «Авансы полученные».

     
     В аналитической таблице приведены следующие показатели:
     
     - данные по стр. 627 «Авансы полученные» (форма N 1 «Бухгалтерский баланс» на начало отчетного периода ( гр. 3 стр. 627), на конец отчетного периода (гр. 4 стр. 627);
     
     - изменение показателей по стр. 627 в отчетном периоде (+; -) (гр. 6 таблицы 3);
     
     - суммарные показатели гр. 5 стр. 4 по расчетам НДС за отчетный период;
     
     - отклонение показателей стр. 4 расчета по НДС и бухгалтерского баланса по стр. 627 (гр. 8 таблицы 3).
     

     По результатам анализа для проведения проверки отбираются организации, не показавшие в стр. 4 расчета по НДС сумму НДС, подлежащую внесению в бюджет по авансам и предоплатам, имевшие при этом движения средств по счету 64 «Авансы полученные».
     

Таблица 4

АНАЛИЗ
влияния себестоимости на изменение прибыли в сравнении с прошлым годом

ИНН

Наименование

  организации-

Выручка от реализации,

Прибыль(+), убытки (-),

Прибыльность (+), убыточность  (-),

Изменение прибыли (убытка) к предыдущему году(+,-)

  
 

 налогоплатель-

 тыс.

руб.

 тыс.

 руб.

 %

  
 

Всего

За счет

  
 

          щика

  
 

  
 

 
 

  
 

  
 

  
 

%

тыс. руб.

  изменения себестоимости

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     
      В таблице 4 приведены основные финансовые показатели формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»:
     
     - выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в динамике (гр. 3 стр. 010, гр. 4 стр. 010 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
     
     - прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности в динамике (гр. 3 стр. 110, гр. 4 стр. 110 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках»).
     
     Прибыльность (+), убыточность (-) исчисляется расчетным путем по следующему алгоритму: отношение прибыли к выручке от реализации в процентах (гр. 5 : гр. 3 х 100 %);
     
     - изменение прибыли (убытка) к предыдущему году определяется расчетным путем по следующим алгоритмам: гр. 9 = гр. 7 - гр. 8; гр. 10 = гр. 7 - гр. 8; гр. 11 = гр. 9 х гр. 3 : 100.
     
     К отбору для проведения выездной проверки рекомендуются организации, допустившие отрицательное значение абсолютной величины снижения прибыли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года за счет увеличения себестоимости.
     
     Процедура отбора осуществляется в два этапа:
     
     1) отбор предприятий, подлежащих обязательной проверке;
     
     2) специальный отбор по определенным критериям.
     
     К предприятиям, подлежащим обязательной проверке, относятся:
     
     - предприятия и организации в соответствии с Национальным, межведомственным планом проверки налогоплательщиков, поручениями вышестоящих налоговых органов;
     
     - крупные налогоплательщики с годовым размером выручки более 50 млн руб. и платежами в бюджет более 1 млн руб. Проверки проводятся не реже одного раза в два года;
     
     - предприятия, подвергшиеся реорганизации и ликвидации.
     
     Остальные налогоплательщики отбираются по методу специального отбора, с соблюдением установленного ст. 87, 89 НК РФ порядка охвата налоговой проверкой и периодичности проведения выездной налоговой проверки: проверка не более чем за три календарных года деятельности налогоплательщика, а периодичность проведения выездной налоговой проверки - не чаще одного раза в календарном году.
     
     Анализ массива информации по налогоплательщикам осуществляется в отраслевом разрезе.
     

     Приоритетным для выездных проверок являются следующие категории предприятий:
     
     - организации, допустившие значительные изменения финансово-хозяйственных показателей, отрицательно повлиявшие на финансовый результат. Отбор осуществляется на основании анализа уровней и динамики финансовых показателей по данным формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках». Анализ позволяет изучить динамику изменения показателей за ряд отчетных периодов, а также влияние факторов на отклонение прибыли и ее составляющих от уровня прошлого года (таблицы 1, 4);
     
     - налогоплательщики, допустившие убытки от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении ряда отчетных периодов. С целью определения скрытых источников существования проводится сравнительный анализ финансовых результатов деятельности аналогичных организаций;
     
     - налогоплательщики, у которых выявлены нарушения налогового законодательства по результатам предыдущей проверки, повлекшей начисления финансовых санкций;
     
     - плательщики, пользующиеся налоговыми льготами по бюджетам различных уровней;
     
     - предприятия, представляющие нулевой баланс;
     
     - налогоплательщики, уклоняющиеся от представления отчетности;
     
     - налогоплательщики, имеющие более трех расчетных, текущих и других счетов, а также валютные счета;
     
     - предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность по поступившим сведениям таможенных органов об экспортно-импортных операциях, а также банков по средствам, осуществленным по предоплате и не возвращенным в течение 180 дней в случае непоставки импортных товаров;
     
     - организации, предложенные к проверке структурными подразделениями инспекции при наличии фактов, вызывающих подозрение в отношении достоверности бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, а также предприятия, допускающие нарушения законодательства применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью;