Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок и основания предоставления налоговых льгот общественным объединениям инвалидов, благотворительным организациям, а также военнослужащим и членам их семей


Порядок и основания предоставления налоговых льгот общественным объединениям инвалидов, благотворительным организациям, а также военнослужащим и членам их семей

     
     В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы I ранга

     
     С 1 января 1999 года вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), введение в действие которой можно считать началом процесса правового реформирования налогового законодательства Российской Федерации.
     
     Нормы и положения НК РФ определяют виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, устанавливают основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений, порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, определяют формы и методы налогового контроля, устанавливают ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий или бездействия налоговых органов и их должностных лиц.
     
     НК РФ существенно изменил порядок взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков.
     
     НК РФ установил, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     В соответствии со ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
     
     Следует особо подчеркнуть, что для исполнения налоговых обязательств налогоплательщику необходимо принимать во внимание наличие льгот по налогам и сборам.
     
     В частности согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и на условиях, установленных законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогам и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
     
     Таким образом, налоговые льготы могут состоять в уменьшении размера подлежащего уплате налога или сбора или в виде полного освобождения от уплаты налога или сбора, в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога или сбора.
     

     Принципиальное новшество, введенное НК РФ, заключается также в том, что налоговые льготы дают определенные преимущества только отдельным категориям налогоплательщиков.
     
     Как и в действующем ранее, до введения в действие НК РФ, налоговом законодательстве Российской Федерации, в Кодексе отмечается, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах налоговые льготы предоставляются для определенной категории налогоплательщиков вне зависимости от места нахождения (государственной регистрации) или места постановки на налоговый учет. К таким категориям налогоплательщиков, в частности, относятся:
     
     - общественные объединения инвалидов, их организации, находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации;
     
     - благотворительные организации и организации, осуществляющие благотворительную деятельность;
     
     - военнослужащие и члены их семей и другие категории.
     
     НК РФ установил запрет на предоставление и применение индивидуальных налоговых льгот, то есть льготы не должны предоставляться конкретному налогоплательщику.
     
     Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 154-ФЗ) отменен п. 2 ст. 56 НК РФ, определяющий порядок установления индивидуальных льгот по налогам.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 154-ФЗ индивидуальные налоговые льготы, предоставленные представительными органами власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления в период с 1 января 1999 года до дня вступления в силу Закона N 154-ФЗ, действуют в течение того срока, на который они были предоставлены. Если при установлении индивидуальных налоговых льгот не был определен период времени, в течение которого эти льготы могут использоваться, то указанные индивидуальные налоговые льготы прекращают свое действие с 1 января 2000 года.
     
     Согласно п. 2 ст. 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
     

     Пунктом 16 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41, 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказа от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
     
     Рассмотрим более подробно налоговые льготы, то есть преимущества по уплате налогов и сборов, предоставленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков.
     
     В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды имеют право создавать общественные объединения, которые действуют в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, являясь формой социальной защиты инвалидов. Государство оказывает данным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе и финансовую.
     
     Так, в соответствии со ст. 34 Закона N 181-ФЗ государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.
     
     Решения о предоставлении льгот общественным объединениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня.
     
     Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон N 82-ФЗ) общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:
     

     общественная организация;
     
     общественное движение;
     
     общественный фонд;
     
     общественное учреждение;
     
     орган общественной самодеятельности.
     
     Таким образом, общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественных объединений, и следовательно, правовая норма, закрепленная в ст. 34 Закона N 181-ФЗ, распространяется на общественные организации инвалидов, а также находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные общества и товарищества, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных организаций инвалидов.
     
     Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
     
     В настоящее время порядок регистрации общественных объединений регламентируется ст. 21 Закона N 82-ФЗ.
     
     Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица.
     
     Согласно ст. 37 Закона N 82-ФЗ общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.
     
     Предоставление налоговых льгот общественным объединениям инвалидов, в том числе общественным организациям и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов, НК РФ не предусмотрено.
     
     Однако налоговые льготы, предназначенные общественным организациям инвалидов, а также находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов, могут быть предоставлены законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов.
     
     Так, в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не подлежит налогообложению прибыль:
     

     общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов.
     
     Однако согласно Федеральному закону от 10.01.1997 N 13-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”« указанная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
     
     При этом следует иметь в виду, что Перечень товаров, прибыль от производства и реализации которых получена общественными организациями инвалидов, а также предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися в их собственности, и хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов, и не подлежит освобождению от налогообложения, утвержден постановлением Правительства РФ от 13.05.1997 N 579 «Об утверждении Перечня товаров, прибыль и реализация которых не подлежит освобождению от налогообложения».
     
     В указанный Перечень включены следующие товары:
     
     шины для автомобилей; охотничьи ружья, яхты, катера (кроме специального назначения); продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов); драгоценные камни и драгоценные металлы; меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента); высококачественные изделия из хрусталя и фарфора; икра осетровых и лососевых рыб; готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.
     
     - предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
     
     К социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относятся: оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально-бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно-бытового и отдельных зданий производственного назначения).
     
     При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (инструкция МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»).
     

     Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 %, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 %.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 149 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения): реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
     
     - общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;
     
     - организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %;
     
     - учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи.
     
     В соответствии с подпунктом «и» ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» налогом не облагается имущество общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников.
     
     Под общим числом работников понимается среднесписочная численность предприятия, учреждения и организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работу по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера (подпункт «и» инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий).
     
     Согласно подпункту 14 п. 2, подпункту 2 п. 3, подпункту 5 п. 5 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения освобождаются от:
     

     уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции;
     
     уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах;
     
     уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия.
     
     Одной из категорий налогоплательщиков, которой законодательством о налогах и сборах предоставляются налоговые льготы, являются благотворительные организации и организации, осуществляющие благотворительную деятельность.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
     
     Цели благотворительной деятельности определены пунктом 1 ст. 2 вышеназванного Закона. В частности благотворительная деятельность осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая социальную реабилитацию инвалидов и т.п.
     
     Согласно ст. 6 Закона N 135-ФЗ благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных данным Законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
     
     Статья 7 Закона N 135-ФЗ предусматривает создание благотворительных организаций в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
     
     Вопросы государственных гарантий благотворительной деятельности регулируются статьей 18 Закона N 135-ФЗ.
     
     Так, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать участникам благотворительной деятельности поддержку в следующих формах:
     
     предоставление в соответствии с федеральными законами льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот;
     

     предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления налоговых и иных льгот в пределах их компетенции.
     
     Статьей 18 Закона N 135-ФЗ запрещается предоставление налоговых льгот в индивидуальном порядке отдельным благотворительным организациям, их учредителям (членам) и иным участникам благотворительной деятельности.
     
     Следует иметь в виду, что право на налоговые и иные льготы, установленные законодательством, благотворительная организация получает с момента ее государственной регистрации.
     
     Льготы по уплате налогов участникам благотворительной деятельности регулируются законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах, определяющими порядок уплаты конкретных налогов.
     
     Так, в соответствии с подпунктом «в» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготный режим налогообложения установлен для предприятий и организаций, осуществляющих взносы на благотворительные цели.
     
     В частности налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
     
     взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, а также средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры и кинематографии, архивной службы и спорта, ассоциациям, творческим союзам, гильдиям и иным объединениям творческих работников, но не более 3 % облагаемой налогом прибыли, а в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 % облагаемой налогом прибыли;
     
     взносов, направляемых в 1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10 % облагаемой налогом прибыли.
     

     В соответствии с п. 19 ст. 149 части второй НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполняемых, оказываемых) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».
     
     Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем пункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
     
     контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;
     
     удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
     
     выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации товаров (работ, услуг) донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) на зарегистрированный в налоговых органах счет налогоплательщика в российском банке.
     
     В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, зарегистрированный в налоговых органах, а также приходные кассовые ордера (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие фактическое поступление выручки от донора безвозмездной помощи (содействия) или получателя безвозмездной помощи (содействия) - покупателя указанных товаров (работ, услуг.
     
     Статьей 4 Закона РФ N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» установлено, что данным налогом не облагается имущество общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.
     

     Таким образом, льготы по налогу на имущество предприятий имеют только благотворительные организации, созданные в формах общественных объединений и ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.
     
     В соответствии со ст. 5 данного Закона стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия), - в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), - на срок его использования в данных целях.
     
     Следует иметь в виду, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» установлено, что от уплаты налога освобождаются плательщики налога на пользователей автомобильных дорог в части выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) в процессе оказания безвозмездной помощи (содействия) (п. 3 ст. 5), владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (п. 4 ст. 6), плательщики налога на приобретение автотранспортных средств, приобретающие автотранспортные средства исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия) (п. 4 ст. 7).
     
     Согласно подпункту 12 п. 33 инструкции МНС Росси от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» из налогооблагаемой базы у коммерческих организаций, учредителями которых являются религиозные объединения, исключаются отчисления на благотворительные цели.
     
     Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» льготы для благотворительных организаций и организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, не установлены.
     
     Вместе с тем ст. 13 вышеназванного Закона предусматривает право органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
     

     Льготы по региональным и местным налогам устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятыми в соответствии с Кодексом.
     
     Правовое положение военнослужащих определено Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон N 76-ФЗ).
     
     Указанный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
     
     Льготы, гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливаются:
     
     военнослужащим и членам их семей;
     
     гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств-участников СНГ, и членам их семей;
     
     гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
     
     Согласно Закону N 76-ФЗ к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.
     
     Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     

     К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации, относятся:
     
     супруга (супруг);
     
     несовершеннолетние дети;
     
     дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
     
     дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
     
     лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
     
     В соответствии с п. 4, 5 ст. 17 Закона N 76-ФЗ военнослужащие освобождаются от уплаты подоходного налога с денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с исполнением обязанностей военной службы, а также от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц.
     
     Граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы  20 лет и более, освобождаются от уплаты земельного налога и налогов на имущество физических лиц.
     
     Согласно п. 3 ст. 24 Закона N 76-ФЗ члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, освобождаются от уплаты налогов на имущество физических лиц, с транспортных средств, переходящих в их собственность в порядке наследования, а также от уплаты земельного налога.
     
     Кроме того, совокупный доход, полученный членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, уменьшается в налогооблагаемом периоде на сумму дохода, не превышающую за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
     
     Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей могут освобождаться органами местного самоуправления полностью или частично от уплаты местных налогов и сборов.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 76-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.
     

     Следует иметь в виду, что налоговые органы при решении вопроса о предоставлении льгот руководствуются исключительно законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со ст. 23 Закона РСФСР от 10.10.1991 N 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.1992 N 3255-1 «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации» не допускается предоставления налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством, а изменение режима налогообложения осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты Российской Федерации по конкретным видам налогов.
     
     Учитывая изложенное выше требование об установлении налоговых льгот только путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство, нормы, освобождающие военнослужащих и членов их семей от уплаты налогов, аналогичные тем, которые предусмотрены в Законе N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», включены в законодательные акты о налогах и сборах.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Закона N 118-ФЗ со дня введения в действие части второй НК РФ, то есть с 1 января 2001 года утрачивают силу Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» и п. 4 ст. 1 Федерального закона от 27.01.1995 N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации “О статусе военнослужащих”«.
     
     Согласно ст. 1 Закона N 118-ФЗ вводится в действие глава 23 части второй НК РФ, принятая Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ, в соответствии с которой с 2001 года должно производиться налогообложение сумм денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых военнослужащими с связи с исполнением обязанностей военной службы.
     
     Вместе с тем суммы государственных пособий и компенсаций, выплачиваемых и предоставляемых в установленном порядке военнослужащим и членам их семей, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей в соответствии с действующим законодательством, другие доходы военнослужащих, подпадающие под действие ст. 217 главы 23 части второй НК РФ, налогом на доходы не облагаются.
     
     Согласно ст. 4 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от налогообложения освобождаются транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
     

     В соответствии с п. 18 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы до достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность службы двадцать лет и более.
     
     Кроме того, указанная норма Закона полностью освобождает от уплаты земельного налога и членов семей военнослужащих.
     
     Согласно п. 16 ст. 5 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязанностей.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более, освобождаются от уплаты налогов на имущество физических лиц.
     
     Аналогичную льготу, на основании указанного Закона имеют члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
     
     Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
     
     Согласно подпункту «з», п. 6 инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от уплаты налогов на все виды имущества, указанного в п. 2 данной Инструкции, освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более.
     

     Для получения указанной льготы представляется удостоверение воинской части или справка, выданная районным военным комиссариатом, воинской частью, военным образовательным учреждением профессионального образования, предприятием, учреждением или организацией бывших МО СССР, КГБ СССР, МВД СССР и соответствующими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту «и» п. 6 указанной Инструкции от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются и члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
     
     Для получения льгот представляется пенсионное удостоверение, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
     
     В п. 2 этой Инструкции в качестве объектов налогообложения указываются находящиеся в собственности физических лиц:
     
     жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
     
     самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.
     
     Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» от данного налога освобождались:
     
     работы, производимые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, по строительству объектов жилищного, социально-культурного и бытового назначения, инфраструктуры, домостроительных комбинатов и технологических линий, оказанию услуг иностранными и российскими консультационными фирмами, поставкам материалов и оборудования, созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемые за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления;
     
     оборудование, приборы и материалы, ввозимые для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых правительствами иностранных государств и международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти.
     

     Согласно ст. 2 Закона N 118-ФЗ со дня введения в действие части второй НК РФ Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» признается утратившим силу, за исключением некоторых абзацев и подпунктов п. 1 ст. 5, которые утрачивают силу с 1 января 2002 года. В частности, подпункт «т» в части освобождения от уплаты НДС работ по строительству жилых домов, производимому с привлечением средств бюджетов всех уровней, при условии, что такие средства составляют не менее 50 % от стоимости этих работ.
     
     В соответствии с п. 16 ст. 149 части второй НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
     
     работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе:
     
     работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры;
     
     работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
     
     Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
     
     В соответствии с п. «р» ст. 4 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» имущество иностранных и российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления, данным налогом не облагается.
     
     Нормы законов, предусматривающие предоставление налоговых льгот, распространяют свое действие на всех военнослужащих, в том числе и проходивших военную службу в Чеченской Республике.