Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответственность за налоговые правонарушения


Ответственность за налоговые правонарушения

     
     В.В. Зиновьев,     
ФСНП России,
     
Е.В. Кирилюк,
советник налоговой службы I ранга

     
     Борьба с налоговыми правонарушениями является одним из важнейших факторов обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
     
     Мобилизация резервов для повышения налоговых поступлений должна проводиться комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных аспектов существующих экономических проблем, необходимости приведения принципов российского законодательства о налогах и сборах в соответствие с принципами налогообложения, принятыми в международной практике, а также повышения ответственности за преступления и административные правонарушения.
     
     Проводимая в стране налоговая реформа направлена на создание целостной системы законодательства о налогах и сборах, дальнейшую стабилизацию и развитие экономики, развитие предпринимательской деятельности населения, ликвидацию теневой экономики, а также привлечение в страну иностранного капитала.
     
     Решение этих глобальных задач возможно при реализации комплекса мер, позволяющих установить справедливый налоговый порядок, ослабить налоговое бремя для предприятий, занятых в сфере материального производства и являющихся исправными плательщиками налогов, и в то же время усилить ответственность за налоговые правонарушения юридических и физических лиц, которые уклоняются от налогообложения.
     
     Осуществление налогового контроля возложено на налоговые органы - МНС России и его подразделения на региональном и местном уровнях. Полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Основной задачей налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов только в случае, если законодательством о налогах и сборах на них возложены обязанности по налоговому контролю (в отношении налогов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды).
     
     Особое место среди органов государственной власти, участвующих в борьбе с нарушениями законодательства о налогах и сборах, занимают федеральные органы налоговой полиции.
     
     Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они выполняют функции по преду-преждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ от 24.06.1993 N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции».
     
     Правовой основой деятельности налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции является законодательство о налогах и сборах, а также законодательные и другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность указанных органов.
     
     Для осуществления эффективного налогового контроля государство наделило налоговые органы достаточно широкими, но жестко очерченными правами и полномочиями. Так, в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при соблюдении условий, указанных в данном Кодексе, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы и пояснения; проводить налоговые проверки; производить выемку документов при проведении налоговых проверок; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов; приостанавливать операции по счетам; осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества; определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет (внебюджетные фонды); требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени; контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; требовать от банков документы; привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать свидетелей; заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия лицензий; создавать налоговые посты; предъявлять иски в суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.
     
     Налоговые органы наделены большими правами по применению мер экономического принуждения своевременно платить налоги и соблюдать требования закона. С этой целью возможно применение налоговых санкций. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (см. таблицу 1). Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов). Причем при наличии смягчающего или отягощающего обстоятельства размер штрафа подлежит соответственно уменьшению не меньше чем в два раза или увеличению на 100 %. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
     

Таблица 1

    
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение


п/п

Состав налогового правонарушения

Налоговые санкции

НК РФ

1

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 1 ст. 116

2

То же деяние на срок более 90 дней

Штраф в размере 10 тыс. руб.

п. 2 ст. 116

3

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

Штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

п. 1 ст. 117

4

То же деяние без постановки на учет более трех месяцев

Штраф в размере 20 % доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней

п. 2 ст. 117

5

Нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке

Штраф в размере 5 тыс. руб.

Ст. 118

6

Непредставление в срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета

Штраф в размере 5 % суммы налога, подлежащий уплате ( доплате) , за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления декларации, ноне более 30% от указанной суммы и не менее 1 00 руб.

п. 1 ст. 119

7

То же деяние в срок более 1 80 дней

Штраф в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 дня

п. 2 ст. 119

8

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и ( или) расходов и ( или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 1 ст. 120

9

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

Штраф в размере 15 тыс. руб.

п. 2 ст. 120

10

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

Штраф в размере 10 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

п. 3 ст. 120

11

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

Штраф в размере 20 % от неуплаченных сумм налога

п. 1 ст. 122

12

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации

Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога

п. 2 ст. 122

13

Деяния, предусмотренные в подпунктах 11 и 12 данной таблицы, совершенные умышленно

Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога

п. 3 ст. 122

14

Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению

Ст. 123

15

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии с Н РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента

Штраф в размере 5 тыс. руб.

Ст. 124

16

Несоблюдение установленного Н РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Штраф в размере 10 тыс. руб.

Ст. 125

17

Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Штраф 50 руб. за каждый не представленный документ

п. 1 ст. 126

18

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов, либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

Штраф в размере 5 тыс. руб.

п. 2 ст. 126

19

Те же деяния, если они совершены физическим лицом

Штраф в размере 500 руб.

п. 3 ст. 126

20

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении и в качестве свидетеля

Штраф в размере 1000 руб.

п. 1 ст. 128

21

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Штраф в размере 3000 руб.

п. 2 ст. 128

22

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Штраф в размере 500 руб.

п. 1 ст. 129

23

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

Штраф в размере 1000 руб.

п. 2 ст. 129

24

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного подпунктами 17, 18 и 19 данной таблицы

Штраф в размере 1000 руб.

п. 1 ст. 129. 1

25

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Штраф в размере 5000 руб.

п. 2 ст. 129.1


     Одним из важнейших инструментов налогового контроля, позволяющих наиболее полно проверить правильность уплаты налогов налогоплательщиком, являются налоговые проверки.
     
     Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующие году проведения проверки.
     
     Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком. Однако налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Непредставление этих документов или отказ в их представлении влечет ответственность налогоплательщика или иных лиц в соответствии со ст. 126 НК РФ. В случае выявления в ходе камеральной проверки налогового правонарушения руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
     
     Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика или иных обязанных лиц на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. В ходе проведения выездной налоговой проверки изучается полнота и своевременность исчисления, удержания и перечисления налогов на основе использования имеющихся у налогоплательщиков или налоговых агентов данных учета своих расходов (расходов) и объектов налогообложения, включая первичные учетные документы. При проведении выездной налоговой проверки возможно осуществление любых «процессуальных» действий, предусмотренных НК РФ. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки, на основании которого и других материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
     
     1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
     
     2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
     

     3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
     
     Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, то есть провести встречную проверку.
     
     По запросам налоговых органов федеральные органы налоговой полиции полномочны участвовать во всех вышеуказанных налоговых проверках. Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 36 НК РФ федеральные органы налоговой полиции при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, имеют право самостоятельно производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого принимается одно из решений:
     
     1) в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела;
     
     2) в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов в соответствующий налоговый орган;
     
     3) при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 части первой ст. 10 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» федеральные органы налоговой полиции обязаны проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении.
     

    Таблица 2

Виды налоговых преступлений и ответственность за их совершение
    


п/п

Состав преступления

Санкции

Статья УК РФ

1

Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию за ведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере *1

Штраф в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет

п. 1 ст. 198

2

То же деяние, совершенное в особо крупном размере *1 или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоя шей статьей, а также ст. 194 или 199 У РФ

Штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет

п. 2 ст. 198

3

Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере *2

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет

п. 1 ст. 199

4

То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также ст. 194 или 198 УК РФ; в) неоднократно; г) в особо крупном размере *2

Лишение свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

п. 2 ст. 199

     _____

     *1 Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 500 минимальных размеров оплаты труда.     
     *2 Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - 5000 минимальных размеров оплаты труда.
     

     Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные ст. 194, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.
     
     Наделив федеральные органы налоговой полиции, налоговые и таможенные органы, государственные внебюджетные фонды широкими полномочиями в сфере контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, государство позаботилось о защите налогоплательщиков. Так, за неправомерные действия должностные лица указанных органов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и даже уголовной ответственности. Кроме того, убытки, причиненные налогоплательщику неправомерными действиями (решениями) налоговых, таможенных органов, подлежат возмещению из федерального бюджета, а убытки, причиненные государственными внебюджетными фондами, подлежат возмещению за счет средств соответствующего фонда. Вред, причиненный противоправными действиями сотрудников налоговой полиции, возмещается в порядке, предусмотренном уголовным и гражданским законодательством.
     
     Акты налоговых органов, федеральных органов налоговой полиции, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд.