Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     

Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Согласно нормам и нормативам на подготовку и переподготовку кадров, регулирующим размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядку их применения, утвержденным приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, к расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации. Каковы критерии отнесения данных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Согласно ст. 21 Закона РФ от 10.07.1992 N3266-1 «Об образовании» профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
     
     В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с ее производством и реализацией.
     
     Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
     
     Подпунктом «к» п. 2 вышеуказанного Положения установлены затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров, повышением квалификации работников предприятия, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Необходимым условием отнесения данных затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) является следующее:
     
     обучение должно входить в программу подготовки кадров организации и проводиться в связи с производственной необходимостью, обязательное наличие договора с государственным или негосударственным образовательным учреждением, имеющим соответствующую лицензию.
     
     С 1 апреля 2000 года вступил в силу приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения». Данным приказом общая величина расходов на подготовку и переподготовку кадров, которую можно включать в себестоимость продукции для целей налогообложения, увеличена: с 1 апреля 2000 года она не должна превышать 4 % от расходов на оплату труда работников предприятия вместо 2 %, установленных ранее.
     

М.С. Горбачева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Включаются ли в налогооблагаемую базу кредитных организаций для исчисления сбора за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» доходы банков, восстановленные на величину ранее созданных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг?

     
     Инструкцией МНС России от 29.06.2000 N 63 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет сбора за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний» определен порядок исчисления и  уплаты в бюджет сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
     
     Согласно подпункту 1 п. 3 вышеназванной Инструкции при исчислении сбора банками и другими кредитными организациями сбор уплачивается от стоимости реализованных услуг. Под стоимостью реализованных услуг понимается сумма доходов, предусмотренных разделом I Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 4, ст. 367), за исключением доходов, предусмотренных п. 17, 18 и 19 (в части доходов, не относящихся к банковским операциям и сделкам) указанного Положения, а также сумм восстановленных резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг.
     

     Имеет ли право коммерческая организация (порт) отнести расходы по разработке, созданию и ежемесячному обслуживанию рекламного Web-сервера в сети Интернет на расходы по рекламе и на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения?

     
     В соответствии с п. 2 приказа Минфина России от 15.03.2000 N 26н к расходам организации на рекламу относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению).
     
     Согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (с дополнениями и изменениями) под средствами массовой информации понимаются периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Распространение информации через сеть Интернет не отвечает требованиям, изложенным в данном Законе, поэтому расходы по разработке, созданию и ежемесячному обслуживанию рекламного Web-сервера в сети Интернет как расходы по рекламе относить на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в соответствии с приказом Минфина России N 26н неправомерно.
     
     Согласно подпункту «и» п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включается оплата услуг связи и информационных услуг как затраты, связанные с управлением производством.
     
     Под услугами связи согласно ст. 2 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ «О связи» понимается продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке, в частности сообщений электросвязи, которым является всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.
     
     Поскольку услуги сети Интернет как услуги по доставке письменного текста, изображений по проводной электромагнитной системе полностью отвечают определенным Законом критериям, затраты на оплату таких услуг могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Необходимость использования на предприятии сети Интернет в производственных и реализационных целях, по нашему мнению, должна быть подтверждена организационно-распорядительными документами, например приказами или распоряжениями руководителя, должностными инструкциями и т.п.
     
     Следует также учесть требования ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 23.07.1998), согласно которой все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     На основании изложенного расходы, понесенные в связи с использованием в организации сети Интернет, следует учитывать при расчете налогооблагаемой прибыли при наличии организационно-распорядительных и первичных учетных документов, подтверждающих непосредственную связь этих расходов с управлением производством.
     

     Является ли дивидендом стоимость имущества, соответствующая действительной стоимости доли участника общества с ограниченной ответственностью, в части, превышающей взнос этого участника в уставный капитал и выплаченной участнику при его выходе из состава участников ООО?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 43 части первой НК РФ (с учетом Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения [в том числе в виде процентов по привилегированным акциям) по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям)], пропорционально долям акционеров в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     Согласно ст. 94 ГК РФ участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия его участников.
     
     Участник общества при выходе из общества имеет право на стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 31.12.1998 N 193-ФЗ) и учредительными документами общества.
     
     Такая выплата является компенсацией участнику реальной рыночной стоимости его доли в общей стоимости капитала общества и должна рассматриваться как плата за реализацию доли имущества участника акционерного общества, осуществленную по инициативе участника.
     

     Подлежат ли отнесению на себестоимость продукции (работ, услуг) платежи за аренду нежилых помещений, если договор аренды, заключенный на срок менее одного года, не прошел государственную регистрацию?

     
     В соответствии с подпунктом «ч» п. 2 Положения о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) относится плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов (или отдельных их частей), используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг).
     
     В настоящее время согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений» договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента подписания сторонами. Президиум ВАС РФ в вышеупомянутом письме выработал для арбитражных судов рекомендации, касающиеся вопросов государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, заключенных на срок менее года, суть которых сводится к тому, что к договорам аренды нежилых помещений в зданиях и сооружениях должны применяться правила п. 2 ст. 651 ГК РФ.
     
     В связи с изложенным при принятии решения по вопросу включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по договору аренды нежилого помещения, используемого для осуществления производственной деятельности, заключенному на срок менее одного года и не прошедшему государственную регистрацию, можно применять вышеназванное письмо Президиума ВАС РФ.
     

В.К. Мареева
     

     Каким образом учитывать курсовые разницы, полученные от переоценки дебиторской (кредиторской) задолженности, возникшей при реализации сельскохозяйственной продукции нерезидентам?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется в валюте Российской Федерации - в рублях. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте осуществляется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции. В связи с этим организации обязаны отражать курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, на финансовых результатах.
     
     Статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 31.12.1995 N 227-ФЗ) (далее - Закон РФ N 2116-1) установлено, что перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом. Статьей 2 Федерального закона N 227-ФЗ установлено, что впредь до принятия такого федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, что также определено Положением о составе затрат.
     

     В соответствии с п. 14 и 15 названного Положения положительные и отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте включаются для целей налогообложения соответственно в состав внереализационных доходов и внереализационных расходов.
     
     Таким образом, курсовые разницы, полученные от переоценки дебиторской (кредиторской) задолженности, возникшей при реализации сельскохозяйственной продукции, должны быть учтены при налогообложении прибыли как внереализационные доходы (расходы).
     

     Учитываются ли при налогообложении прибыли расходы по уплате процентов за отсроченные перед федеральным бюджетом суммы реструктурируемой кредиторской задолженности?

     
     Согласно Положению о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются и учитываются при налогообложении затраты, осуществленные для производства и реализации продукции (работ, услуг). Затраты, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), производятся за счет собственных средств организаций.
     
     Таким образом, расходы по уплате процентов за отсроченные перед федеральным бюджетом суммы реструктурируемой кредиторской задолженности налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль уменьшать не должны.
     

     Являются ли плательщиками единого налога на вмененный доход торговые организации, работающие с комиссионным товаром в розничной торговле?

     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» плательщиками единого налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в розничной торговле, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Статьей 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Таким образом, торговые организации, работающие с комиссионным товаром в розничной торговле, являются плательщиками единого налога на вмененный доход (при соблюдении условий, установленных законодательством Российской Федерации).
     

О.Г. Бизякин,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Постановлением Правительства субъекта Российской Федерации введена обязательная идентификация качества и маркирование голографическими марками табачных изделий. Просим сообщить порядок отнесения для целей налогообложения на себестоимость указанной продукции стоимости региональных марок.

     
     В целях усиления контроля за своевременным и полным внесением в бюджет соответствующего уровня налогов и сборов, а также за легальностью производства и реализации на территории Российской Федерации табака и табачных изделий постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 N 648 с 1 августа 1999 года введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами.
     
     При этом установлено, что специальные марки оплачиваются организациями-производителями табака и табачных изделий с отнесением затрат на их приобретение на себестоимость табачной продукции. Законодательно установленной нормы, позволяющей субъектам Российской Федерации вводить маркировку табака и табачных изделий специальными марками, нет.
     
     Учитывая это, расходы по маркировке табака и табачных изделий марками идентификации качества, вводимыми субъектами Российской Федерации в целях защиты от подделок, в соответствии с Положением о составе затрат не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и не должны уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     

     Правомочен ли территориальный фонд обязательного медицинского страхования выпускать простые и переводные векселя? Имеет ли право территориальный фонд принимать векселя других юридических лиц в уплату страховых взносов, штрафов и пеней? Является ли объектом налогообложения прибыль, полученная территориальным фондом в результате операций с векселями?

     
     Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.05.1998 N 609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов» государственным внебюджетным фондам (кроме Пенсионного фонда Российской Федерации) запрещается привлечение заемных средств путем выпуска ценных бумаг, получения кредитов и займов.
     
     Уплата начисленных страховых взносов (платежей), в том числе погашение задолженности по страховым взносам, в соответствии с п. 14 инструкции «О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование», утвержденной постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, производится плательщиками перечислением соответствующих сумм со своих текущих или расчетных счетов отдельными платежными поручениями на счет Федерального или территориального фонда обязательного медицинского страхования по месту их регистрации в качестве плательщиков взносов (платежей).
     
     Согласно ст. 13 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования освобождаются от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.
     
     Основные виды деятельности фондов перечислены в разделе 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утверж-денного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, и этот перечень является исчерпывающим. Поскольку такой вид деятельности, как операции с векселями в указанный перечень не включен, он для фондов основным не является.
     
     Так как из вопроса не ясно, о каких операциях идет речь, при налогообложении прибыли, полученной территориальным фондом от реализации ценных бумаг, следует руководствоваться ст. 2 Закона РФ N 2116-1.
     

     Можно ли включать в себестоимость продукции (работ, услуг) согласно подпункту «ю-1» п. 2 Положения о составе затрат плату, установленную администрацией района за выдачу пропусков для проезда тяжеловесного транспорта в период весенней распутицы по городским улицам и районным автодорогам общего пользования?

     
     Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 N 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы, автомобильным дорогам с 1 января 1996 года введено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Кроме этого, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано вводить взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации.
     
     Постановлением Правительства РФ от 14.10.1996 N 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» п. 2 Положения о составе затрат был дополнен подпунктом «ю-1», согласно которому в себестоимость продукции (работ, услуг) включается плата за провоз тяжеловесных грузов при проезде по автомобильным дорогам общего пользования.
     
     Во исполнение вышеуказанных постановлений Правительства РФ Минтранс России 30 апреля 1997 года утвердил Положение о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (зарегистрировано в Минюсте России 20.06.1997 N 1334).
     
     При этом тяжеловесными признаются транспортные средства, масса которых с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось превышает значения, установленные в разделах I и II Приложения N 1 к Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России по согласованию с МВД России и зарегистрированной Минюстом России 08.08.1996 N 1146.
     
     Учитывая изложенное, включение в себестоимость продукции (работ, услуг) платы, установленной администрацией района за выдачу пропусков для проезда тяжеловесного транспорта в период весенней распутицы по городским улицам и районным автодорогам общего пользования, согласно подпункту »ю-1» п. 2 Положения о составе затрат произведено быть не может.
     

В.А. Угревицкая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     В соответствии со ст. 232 КЗоТ РФ и п. 2 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предприятия обязаны отчислять денежные средства профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу. Указанные отчисления предусмотрены коллективным договором организации в размере 0,5 % от фонда оплаты труда. Правомерно ли относить эти затраты на себестоимость продукции (услуг) в соответствии с п. 2 Положения о составе затрат?

     
     В соответствии со ст. 232 КЗоТ РФ предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу.
     
     Статьей 28 (п. 2) Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлено, что размеры отчисленных профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.
     
     Из изложенного следует, что законодательством Российской Федерации организациям предоставлено право и закреплена обязанность финансировать деятельность профсоюзов, в частности культурно-массовую и физкультурную работу.
     
     Вместе с тем налоговое законодательство не предусматривает порядка отнесения указанных средств на затраты организации в целях налогообложения.
     

     На основании приказа Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индустриальных транспортных средств» директора предприятий обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей, а также их периодические медицинские осмотры. Затраты на указанные цели должны относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) или производиться за счет собственных средств?

     
     В соответствии со ст. 154 КЗоТ РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также работах, связанных с движением транспорта, при поступлении на работу проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры для определения их пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
     
     Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» предусмотрена обязанность работодателя обеспечить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, в связи с чем в себестоимость продукции (работ, услуг) организации могут включать расходы по оплате времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, на основании подпункта «о» п. 2 Положения о составе затрат. Все остальные затраты на прохождение работниками медицинских осмотров в целях налогообложения приниматься не  должны.
     
     Предприятие изготавливает технические средства профилактики и реабилитации инвалидности, в частности бронежилеты, входящие в Перечень технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов (Приложение N 3 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62). На предприятии также производится ремонт бронежилетов. Предоставляются ли льготы по налогу на прибыль при оказании услуг по ремонту бронежилетов?
     
     Учитывая, что в соответствии с Законом РФ N 2116-1 не подлежит налогообложению только прибыль от производства технических средств инвалидности и реабилитации инвалидов (указанная льгота применяется в соответствии с Перечнем технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, приведенным в Приложении N 3 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62), при оказании услуг по ремонту указанных средств данная льгота применяться не должна.
     

     Организация оказывает услуги по договорам транспортной экспедиции. Относятся ли в целях налогообложения указанные услуги к посреднической деятельности?

     
     Статьей 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
     
     Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовывать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечивать отправку и получение груза и т.п.
     
     В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующих для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
     
     В соответствии с инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера, поверенного или агента в договоре комиссии, поручения, агентском договоре.
     
     Согласно вышеуказанной Инструкции для целей налогообложения прибыли не относится к посреднической заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной).
     
     В соответствии со ст. 784 ГК РФ договор транспортной экспедиции предусматривает выполнение или организацию выполнения экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза.
     
     Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
     
     Согласно Правилам о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утвержденным МПС России 16.11.1995 N ЦЭУ-348, транспортно-экспедиционное обслуживание - это вид деятельности посредников (экспедиторов) по предоставлению грузоотправителю услуг, связанных с подготовкой продукции к перевозке: оформление перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты с перевозчиком, организация погрузочно-разгрузочных работ, информация потребителей, работа с таможенными органами и др.
     
     Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР, утвержденными приказом МГА СССР от 16.01.1985 N 19 (п. 5.3.1), определено, что груз к перевозке принимается аэропортами и транспортно-экспедиционными предприятиями, выполняющими посреднические функции между отправителем и перевозчиком.
     
     В целях налогообложения следует учитывать приведенные выше нормативные акты, а также положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (часть III, раздел D, подгруппа 633), согласно которым к транспортно-экспедиционным услугам относятся, в частности, посреднические операции с фрахтом, посреднические операции с таможенной очисткой грузов, посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете и т.п.
     

В.В. Нарежный,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Организация имеет контрагентов и собственных представителей в США и Канаде. В связи с разницей в часовых поясах производить деловые международные переговоры с рабочих мест сотрудников не представляется возможным, поэтому такие переговоры осуществляются с домашних телефонов сотрудников организации в вечернее и ночное время.

     

     С целью подтверждения производственного характера переговоров осуществляющие их сотрудники вместе со счетами телефонной станции сдают на утверждение директора отчет о проведенных переговорах, в котором указывают лицо, с которым велись международные переговоры, обосновывают необходимость их проведения и дают их краткое содержание. Ознакомившись с отчетом, руководитель утверждает его, и только после этого сотруднику возмещаются понесенные расходы.

     

     Достаточны ли принимаемые нами меры для подтверждения производственного характера международных телефонных переговоров и соответственно отнесения расходов по возмещению сотрудникам стоимости таких переговоров на себестоимость продукции (работ, услуг) в целях налогообложения?

     
     Описанный в вопросе порядок обоснования производственного характера международных телефонных переговоров для отнесения их оплаты на себестоимость продукции (работ, услуг) в целом удовлетворяет требованиям налоговых органов.
     
     Так, МНС России своим письмом от 22.05.2000 N ВГ-9-02/174 сообщило, что к документам, подтверждающим правомерность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) междугородных и международных телефонных переговоров организации независимо от места нахождения абонента и принадлежности абонентского номера могут быть отнесены: счет телефонной станции, расшифровка АТС с указанием номеров телефонов, с которыми велись переговоры, иные документы, подтверждающие производственный характер отношений с абонентом.
     
     Иными документами, подтверждающими производственный характер отношений с абонентом, могут быть копии договоров с партнерами или доверенностей на представление интересов организации, в которых указаны соответствующие номера телефонов.
     
     В вышеназванном письме МНС России также указано, что требование налоговых органов представлять отчет о содержании переговоров является неправомерным, следовательно, в справках, составляемых работниками организации и поясняющих необходимость служебных переговоров, отражать краткое содержание переговоров не обязательно.
     

     У организации при списании основного средства, по которому полностью начислена амортизация, возникают расходы по демонтажу и доходы в результате оприходования лома, полученного от разборки данного основного средства. Сальдируются ли для целей налогообложения прибыль от оприходования лома и расходы на демонтаж такого основного средства?

     
     Согласно п. 101 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н (в ред. изменений, внесенных приказом Минфина России от 28.03.2000 N 32н), списание стоимости объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете развернуто: по дебету счета учета списания (реализации) основных средств - первоначальная стоимость объекта, учитываемая на счете учета основных средств, и затраты, связанные с выбытием основных средств, которые предварительно аккумулируются на счете учета затрат вспомогательного производства (начисленная оплата труда и произведенные отчисления на социальное страхование работников, участвующих в операциях по выбытию основных средств, налоги и сборы, уплачиваемые из выручки при реализации основных средств и др.), а по кредиту указанного счета - сумма начисленных амортизационных отчислений, сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к основным средствам.
     
     Ранее по кредиту счета учета списания (реализации) основных средств отражалась стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объектов основных средств, по цене возможного использования или возможной реализации.
     
     В настоящее время стоимость таких ценностей напрямую относится на финансовые результаты и соответственно в составе внереализационных доходов облагается налогом на прибыль в общем порядке.
     
     Что касается убытка, образовавшегося в результате демонтажа основных средств, в соответствии с действующим порядком исчисления и уплаты налога на прибыль отрицательный результат от реализации и прочего выбытия основных средств не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
     
     Соответственно убыток по демонтажу основных средств также не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
     

     Наша организация получила в доверительное управление от другой организации объект социальной сферы (спортивный комплекс). Имеем ли мы право воспользоваться льготой по налогу на прибыль, установленной подпунктом «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»?

     

     В соответствии с подпунктом «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Следует обратить внимание на то, что данная льгота предоставляется организациям, на балансе которых находятся указанные объекты.
     
     Согласно п. 1 ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
     
     Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
     
     Кроме того, в соответствии с Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 24.12.1998 N 68н, имущество, переданное в доверительное управление, выделяется у доверительного управляющего на отдельный баланс.
     
     Учитывая вышеизложенное, по мнению автора, указанная льгота по объектам социальной сферы, переданным в доверительное управление, организации-доверительному управляющему не предоставляется.