Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга     
     
В.Ф. Матюшина,     
     
Т.Н. Соколова

     

     1. В п. 2 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ предусмотрено установление системы льготирования по налогообложению субъектов малого предпринимательства. В п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 также определена льгота по налогу на прибыль для субъектов малого предпринимательства. Будет ли согласно этим нормативным актам предоставлена льгота обществу с ограниченной ответственностью в случае закупки им сырья и передачи его на давальческих условиях на переработку?

     
     В п. 2 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» определено, что льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг, устанавливаются законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 31.12.1995 N 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”« определено (п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»), что в первые два года малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) не уплачивают налог на прибыль при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В третий и четвертый годы работы малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Исходя из нормы вышеназванного Закона, эта льгота предоставляется только тем организациям, которые непосредственно осуществляют указанные виды деятельности.
     
     При передаче приобретенного со стороны сырья и материалов для дальнейшей переработки сторонней организации на давальческих началах производителем будет считаться та организация, которая производит из давальческого сырья готовую продукцию.
     
     Таким образом, в случае если малое предприятие закупает сырье и материалы и сдает их на переработку сторонней организации на давальческих условиях, реализуя впоследствии готовую продукцию, произведенную сторонней организацией, оснований для предоставления ему льготы в соответствии с п. 4 ст. 6 указанного выше Закона не имеется.
     
     При решении вопроса по отнесению деятельности ООО к производственной следует иметь в виду, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N ОК 044-93, экономическая деятельность, как процесс, есть сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда для создания конкретных товаров и услуг объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технология, сырье и материалы) и производственный процесс.
     

     2. В п. 1 ст. 38 НК РФ установлены объекты налогообложения. Является ли объектом налогообложения передача городской администрации квартир, построенных за счет средств закрытого акционерного общества?

     
     Статьей 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)определено, что объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
     
     В соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе.
     
     Согласно НК РФ товарами признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     Если между закрытым акционерным обществом и городской администрацией заключен договор на участие в строительстве жилого дома и по условиям этого договора общество осуществляет финансирование строительства указанного жилого дома в большей доле, чем городская администрация, то при наличии заказчика на дом и в случае превышения количества квартир, переданных городской администрации, над количеством, указанным в заключенном договоре, налогооблагаемая база возникает у закрытого акционерного общества, выступающего подрядчиком, и оно должно уплатить налог на прибыль в общеустановленном порядке.
     

     3. Согласно ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют только обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов. Несут ли ответственность головные организации в случае, если филиал не обеспечил в полном размере уплату налога на прибыль?

     
     Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что филиалы и представительства не являются самостоятельными юридическими лицами, они выступают как обособленные подразделения юридических лиц, расположены вне места его нахождения. В ст. 19 НК РФ установлено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     Это же явилось и основой для внесения поправок в инструкцию МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». В п. 1.4 данной Инструкции говорится о том, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и пред-ставительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     При уплате налога на прибыль филиалам и представительствам следует руководствоваться частью первой НК РФ, письмами МНС России от 02.03.1999 N ВГ-6-18/151@, от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@, а также Методическими указаниями Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета».
     
     Кроме того, организация несет ответственность за полноту и своевременность уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов филиалами и представительствами, исполняющими обязанности этой организации по уплате налогов.
     

     4. Предусмотрены ли льготы по налогу на прибыль и НДС в отношении доходов, полученных организациями телерадиовещательных компаний за услуги по предоставлению эфирного времени для размещения материалов предвыборной агитации, а также редакциями газет по публикации кандидатов на пост губернаторов и глав районов?

     
     При решении данного вопроса следует руководствоваться п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями), п. 4.6 инструкции Госналогслужбы России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», а также письмами Госналогслужбы России и МНС России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н (зарегистрировано в Минюсте России 08.04.1996 N 1060), от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 (зарегистрировано в Минюсте России 14.06.1996 N 1106), от 20.10.1999 N ВГ-15-03/917.
     
     Вышеуказанными нормативными документами предусмотрено, что не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями от распространения периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой; полученная полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации.
     
     Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности.
     
     Указанные льготы не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
     
     Льготы по налогу на прибыль с доходов, полученных организациями телерадиовещания от услуг по предоставлению эфирного времени на своих каналах для размещения материалов предвыборной агитации и редакциями газет по публикации кандидатов на пост губернатора и главы района, налоговым законодательством не предусмотрены, поэтому налогообложение названных доходов производится в общеустановленном порядке.
     
     Одновременно следует иметь в виду, что письмом МНС России от 20.10.1999 N ВГ-15-03/917, согласованным с Минфином России, дано разъяснение о порядке исчисления и уплаты НДС с доходов, полученных от размещения предвыборных агитационных материалов.
     

     5. Вправе ли открытое акционерное общество заявлять льготу по налогу на прибыль, преду-смотренную подпунктом «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», на сумму затрат, произведенных акционерным обществом согласно договору о долевом участии в финансировании учреждений культуры и спорта, являющихся юридическими лицами?

     
     В соответствии с подпунктом «б» п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, облагаемая прибыль уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения.
     
     Таким образом, указанный Закон устанавливает льготу по налогу на прибыль для предприятия, на балансе которого находятся объекты и учреждения.
     
     При эксплуатации объектов, находящихся на балансе предприятия, в доле с другими предприятиями при наличии заключенного между ними договора о совмест-ной их эксплуатации, определяющего и долю расходов по содержанию, покрываемую каждой из сторон, льгота по налогу на прибыль на сумму затрат предприятий в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами может быть заявлена каждой из сторон, участвующей в содержании совместно эксплуатируемых указанных объектов и учреждений.
     
     Поскольку условием предоставления данной льготы является нахождение объекта или учреждения здравоохранения на балансе предприятия (в том числе при долевом участии в содержании этих объектов и учреждений), то вышеназванная льгота не может быть предоставлена предприятиям, направившим прибыль на содержание учреждений здравоохранения, являющихся юридическими лицами.
     
     При этом следует иметь в виду, что для исчисления льготы согласно подпункту «б» п.1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» затраты принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти. Если такие нормативы не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных организаций, подведомственных указанным органам государственной власти, расположенным на данной территории.
     
     Кроме того, следует учитывать, что п. 7 ст. 6 вышеуказанного Закона установлено, что налоговые льготы, установленные п. 1 (за исключением подпунктов «г», «д» и «е») и 5 данной статьи, в совокупности не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данных льгот, более чем на 50 %.
     

     6. Учитываются ли при налогообложении прибыли доходы (расходы), полученные (произведенные) учреждениями юстиции при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

     
     Согласно письму МНС России от 03.10.2000 N ВГ-6-02/772, согласованному с Минфином России, плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является источником финансирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанные средства могут использоваться только на создание, поддержание и развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе на обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав.
     
     По указанным средствам для учреждений юстиции составляется смета доходов и расходов. Денежные средства по указанной смете не подлежат обложению налогом на прибыль при условии их расходования по целевому назначению. Перечень расходов по созданию, поддержанию и развитию системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также мер по обеспечению государственных гарантий, зарегистрированных прав утверждается Минюстом России.
     
     Внереализационные доходы данных учреждений юстиции подлежат обложению налогом на прибыль в соответствии с действующим законодательством.
     
     Централизуемая доля в размере, не превышающем 5 % от взимаемой платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, направляемая в федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является средством строго целевого назначения и не подлежит обложению налогом на прибыль.
      

     7. Малое предприятие закупает подсолнечник и передает на переработку организации, у которой имеются производственные мощности для переработки подсолнечника в масло. Кому может быть предоставлена льгота по налогу на прибыль и с какой суммы уплачивает малое предприятие налог на пользователей автомобильных дорог?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), - при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Исходя из нормы вышеназванного Закона эта льгота предоставляется только тем организациям, которые непосредственно осуществляют указанные виды деятельности.
     
     При передаче приобретенного со стороны сырья для дальнейшей переработки сторонней организации на давальческих началах производителем будет считаться та организация, которая производит названную продукцию из давальческого сырья.
     
     Если предприятие по своему назначению является малым, то есть отвечает требованиям ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», то при приобретении подсолнечника, который учитывается на счете 10 «Материалы», оно переводит это зерно в бухгалтерском учете при передаче в переработку на субсчет «Материалы, переданные в переработку на сторону», что соответствует Инструкции по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
     
     На субсчете «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитывается движение материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий.
     
     Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.
     
     Учитывая вышеизложенное, предоставляемые в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» льготы не распространяются на организации, которые не являются производителями готовой продукции.
     
     Что касается налога на пользователей автомобильных дорог, то предприятия, приобретающие сырье (материалы, полуфабрикаты) и передающие его в переработку без перехода права собственности, уплачивают налог с выручки, полученной от реализации произведенной из этого сырья продукции.
     
     Аналогичный порядок применяется при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
     

     8. Акционерным обществом Амурской области заключены налоговые соглашения на предоставление целевых налоговых льгот в виде освобождения от уплаты в областной бюджет налога на имущество в размере 50-процентной ставки с целью возмещения (компенсации) льготной 50-процентной абонентской платы за пользование телефоном. Как учитывается в этом случае выручка по услугам связи?

     
     От уплаты налога на имущество предприятий в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, освобождены организации, осуществляющие услуги связи населению и предоставляющие льготы в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на компенсацию 50-процентной абонентской платы за пользование телефоном следующим категориям: ветеранам войны и труда, инвалидам I и II групп.
     
     Согласно ст. 8 Закона «О ставках налогов (сборов) и льготах в Амурской области на 2000 год» указанная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется организациям связи при наличии соглашения с администрацией области и отметки финансовых органов о фиксации полученных льгот.
     
     В соответствии со ст. 9 Закона контроль за целевым использованием суммы льготы по налогу на имущество предприятий осуществляется администрацией области и контрольно-счетной палатой.
     
     В случае выявления в ходе проверки нецелевого использования организациями средств, высвободившихся в результате предоставленных налоговых льгот, администрация и контрольно-счетная плата области представляют решение об отмене налоговых льгот в Управление МНС России по области для исполнения в порядке, предусмотренном НК РФ.
     
     Если налоговыми органами при выездных налоговых проверках будут установлены факты нецелевого использования организациями высвободившихся от предоставления льготы по налогу на имущество предприятий средств, то УМНС России по области должно сообщать об этом в администрацию и контрольно-счетную палату области для принятия мер.
     
     Как следует из вопроса, акционерным обществом и администрацией области заключены налоговые соглашения на предоставление целевых налоговых льгот, предусматривающие предоставление администрацией области налогоплательщику налоговой льготы в виде освобождения от уплаты в областной бюджет налога на имущество в размере 50 % от ставки налога, установленной с целью возмещения (компенсации) льготной 50-процентной абонентской платы за пользование телефоном.
     
     Учитывая изложенное, для целей налогообложения прибыли выручку по услугам связи, оказываемым льготным категориям населения, следует учитывать в общеустановленном порядке исходя из полной ставки тарифа.
     

     9. Организация в форме ООО не способна удовлетворить в полном объеме требования кредиторов и представила материал на оформление конкурсного производства. Возможно ли рассмотрение вопроса о нереальности взыскания долга при отсутствии решения ликвидационной комиссии о том, что сформированная конкурсная масса не достаточна для удовлетворения требований кредиторов?

     
     Для списания организацией долгов, нереальных для взыскания, необходимо иметь в виду следующее.
     
     В случае отсутствия денежных средств на расчетном счете должника следует руководствоваться законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
     
     Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
     
     При неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов применяются положения Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
     
     В соответствии с главой VI «Конкурсное производство» (ст. 97-119) Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, формирование конкурсной массы должника, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов и только после завершения расчетов с кредиторами обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства.
     
     После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
     
     Если представленные материалы не обеспечивают выполнение вышеперечисленных условий и процедура банкротства не завершена, отсутствует решение ликвидационной комиссии о том, что сформированная конкурсная масса является недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, обоснования нереальности взыскания долга недостаточны.
     

     10. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535 дивиденды по акциям, закрепленным в государственной (муниципальной) собственности, направлялись на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Действует ли этот порядок в настоящее время?

     
     Пунктом 6.2 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535, определено, что дивиденды по акциям, закрепленным в государственной (муниципальной) собственности, могут направляться на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество соответствующим органам государственной власти (органам местного самоуправления).
     
     Согласно письму Минфина России и Госналогслужбы России от 31.08.1994 N 119, ВП-4-15/102н дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной, государственной собственности субъектом Российской Федерации, являлись источником финансирования содержания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, числящихся на балансе приватизированных предприятий.
     
     Однако ст. 105 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» было предписано отменить в 1998 году льготный порядок распределения дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, установленный для отдельных предприятий и организаций федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
     
     На основании ст. 105 и 119 названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 16.04.1998 N 396 «О признании утратившими силу указов Президента Российской Федерации, касающихся льгот на использование дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности» п. 6.2 вышеназванных Основных положений признан утратившим силу.
     
     Таким образом, с 1998 года дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной собственности, не направляются на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, а перечисляются в федеральный бюджет.
     

     11. Имеет ли право телекомпания воспользоваться льготой при направлении прибыли, полученной от других видов деятельности, на финансирование капитальных вложений по основному профилю деятельности?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы, направленные:
     
     предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
     
     предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Согласно п. 7 ст. 6 вышеназванного Закона налоговые льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, не должны уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
     
     При этом следует иметь в виду, что льгота предоставляется предприятиям и организациям всех организационно-правовых форм, направившим прибыль на указанные цели по развитию видов деятельности, поименованных по кодам 10000-87900 Общесоюзного классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР (переиздан в 1987 году, с изменениями и дополнениями).
     
     Если телекомпания относится к коду 87100, она имеет право на льготу по налогу на прибыль при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
     
     Вместе с тем в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности. Льготы, предусмотренные настоящим абзацем, не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
     
     Следовательно, телекомпании при условии направления прибыли, полученной от других видов деятельности, на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности также вправе воспользоваться указанной выше льготой.
     

     12. Организацией начислен резерв на выплату вознаграждений по итогам за год. Подлежат ли они налогообложению при выплате в следующем отчетном году?

     
     Вознаграждения по итогам работы предприятия за год в соответствии с п. 7 Положения о составе затрат относятся к выплатам стимулирующего характера.
     
     Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с изменениями и дополнениями), в целях равномерного включения предприятиями предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода предусмотрен счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей» и создание резерва на выплату ежегодного вознаграждения. Вознаграждение по итогам работы предприятия за год за счет образованного резерва может быть начислено в конце текущего года (в декабре) с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей» (субсчет по учету вознаграждения по итогу за год) и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и выплачено в следующем отчетном году. Начисление вознаграждения за прошлый год за счет резерва, образованного в истекшем году (если остаток резерва подтвержден результатами инвентаризации), может быть произведено и в следующем отчетном году и соответственно выплачено в этом же году.
     
     При этом для целей налогообложения может быть учтена только фактическая сумма вознаграждения, начисленная в отчетном году за счет резерва, образованного в этом году.
     

     13. Какой порядок определения общехозяйственных расходов торговых организаций?

     
     Пунктом 3.1 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97 (с изменениями и дополнениями), определено, что по ст. 010 «Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках» показывается выручка от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п., учитываемая на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» для определения финансовых результатов от реализации исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
     
     Изложенное распространяется и на торговые организации.
     
     Постановлением Президиума ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99 было определено, что с 1996 года действовали новая форма отчетности и Инструкция о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97, в которых был предусмотрен единый показатель, используемый при определении финансовых результатов юридическими лицами (кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков) - выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Таким образом, начиная с января 1996 года при определении удельного веса выручки от одного из видов деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) многопрофильного предприятия по торговой деятельности учитывается выручка от продажи товаров, то есть показатель товарооборота. При этом учитывается выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов. Это положение нашло отражение в Изменениях и дополнениях N 3 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
     
     Одновременно следует иметь в виду, что порядок распределения общехозяйственных расходов должен быть закреплен в приказе об учетной политике предприятия.
     
     Кроме того, необходимо учесть, что с введением в действие с 1 апреля 2000 года приказа Минфина России от 15.03.2000 N 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения» (зарегистрирован в Минюсте России 11.04.2000 N 2192) организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете указанных выше нормируемых расходов для включения их в себестоимость продукции (работ, услуг) используют показатель валовой прибыли.
     
     Наряду с изложенным, п. 2.10 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» разъяснено, что для обеспечения раздельного учета по видам деятельности общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки. По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, под выручкой от данного вида деятельности понимается валовая прибыль, определяемая как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без налога на добавленную стоимость и акцизов. При определении общей суммы выручки для указанных целей по торговой деятельности принимается валовая прибыль, а по иным видам деятельности - выручка от реализации продукции (работ, услуг).
     

     14. Какими источниками информации можно пользоваться при определении рыночных цен?

     
     Согласно п. 10 ст. 40 НК РФ при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации.
     
     При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, реализованных в последующем покупателю) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
     
     Для целей налогообложения обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов статистики и органов ценообразования на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам, работам, услугам.
     
     Что касается вопроса методики расчета прямых и косвенных затрат на производство и реализацию продукции, то предприятие вправе по своему усмотрению избирать методику расчета указанных затрат, учитывая особенности процесса впервые производимой в России продукции.
     
     Вне зависимости от вида выпускаемой продукции, применения иностранных сырья, техники и технологии, при определении себестоимости продукции, выпускаемой на территории Российской Федерации, следует руководствоваться Положением о составе затрат.
     
     В случае затруднений, связанных с определением рыночной цены на продукцию, вследствие отсутствия ее российских или иностранных аналогов в регионе для определения рыночной цены источниками информации о рыночных ценах могут быть признаны:
     
     - официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к месту нахождения (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или информация о международных биржевых котировках, а также котировки Минфина России по государственным ценным бумагам и обязательствам;
     
     - информация государственных органов по статистике и органов, регулирующих ценообразование;
     
     - информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.
     
     Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. Статьей 5 данного Федерального закона предусмотрено, что к объектам оценки относятся работы, услуги, информация.
     

     15. Учитываются ли при налогообложении убытки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции в связи со стихийными бедствиями?

     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями), п. 2.9 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями), а также инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (зарегистрирована в Минюсте России 14.09.2000 N 2381) в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается, на сумму прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.
     
     Убытки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, в том числе подсобного сельского хозяйства, при исчислении налогооблагаемой прибыли не учитываются.
     
     Таким образом, убытки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятия, полученную от основного вида деятельности.
     
     Согласно п. 5 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются некомпенсируемые потери от стихийных бедствий.
     
     В связи с тем что на основании распоряжения Правительства РФ от 12.10.1998 N 1469 и постановления местных органов власти убытки предприятия, полученные в результате засухи, подлежат компенсации за счет бюджетных средств, что также следует из писем Министерства сельского хозяйства России и Минфина России, относить указанные расходы к некомпенсируемым неправомерно.
      

     16. Почему проценты по кредитам, взятым на долгосрочные финансовые вложения, нельзя списывать на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Исходя из подпункта «с» п. 2 Положения о составе затрат затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков, взятым на приобретение основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов, на себестоимость продукции (работ, услуг) не относятся.
     
     К внеоборотным активам, как это следует из раздела I актива бухгалтерского баланса, относятся: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.
     
     Так как нематериальные активы, основные средства переносят свою стоимость путем начисления амортизации в течение срока полезного использования, то и уплаченные проценты по кредитам банков включаются в стоимость основных средств до их отражения на счете 01 «Основные средства» с последующим списанием через амортизационные отчисления на затраты производства.
     
     Учитывая подпункт «п» п. 2.4 Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, в себестоимость строительных работ, учитываемую на счете 08 «Капитальные вложения», включаются затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков.
     
     Стоимость долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений увеличивается на расходы по уплате процентов по заемным средствам, что исходит из п. 3.2 приложения к приказу Минфина России от 15.01.1997 N 2.
     
     Так как затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с Положением о составе затрат, что следует из п. 5 приложения к приказу Минфина России от 17.02.1997 N 15, то и доходные вложения, отражаемые на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», включают затраты по уплате процентов по кредитам банков, взятым на приобретение лизингового имущества.