Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

НДС и налог с продаж для предприятий, занимающихся оказанием ритуальных услуг


НДС и налог с продаж для предприятий, занимающихся оказанием ритуальных услуг

     
     В.А. Должанский

     

1. Лицензирование

     
     Предприятия, занимающиеся оказанием ритуальных услуг, руководствуются в своей деятельности Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в ред. от 07.08.2000 N 122-ФЗ (далее - Закон N 8-ФЗ), который регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает:
     
     1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников;
     
     2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего;
     
     3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения;
     
     4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.
     
     Перечень работ (услуг), относящихся к ритуальным услугам, приведен в разделе «Ритуальные услуги» Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93, с учетом изменений 1/95 ОКУН).
     
     Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 158-ФЗ) получение лицензии на оказание ритуальных услуг не предусмотрено.
     
     Однако п. 2 ст. 19 Закона N 158-ФЗ установлено, что виды деятельности, не включенные в ст. 17 настоящего Закона, осуществляются со дня вступления его в силу без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности производится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу данного Закона.
     
     Лицензирование отдельных видов ритуальных услуг предусмотрено ст. 28 Закона N 8-ФЗ.
     
     Порядок получения лицензии регулируется Положением о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 N 1275 «О порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг».
     
     Пунктом 4 данного Положения установлено, что лицензированию подлежит деятельность по оказанию следующих видов ритуальных услуг:
     
     - прием заказа и заключение договора на организацию похорон;
     
     - бальзамирование, санитарная и косметическая обработка умерших;
     

     - захоронение и перезахоронение;
     
     - услуги крематориев;
     
     - уход за могилой;
     
     - изготовление гробов, в том числе цинковых;
     
     - заключение прижизненного договора на оказание ритуальных услуг.
     
     На деятельность по оказанию ритуальных услуг выдается одна лицензия с указанием в ней выполняемых владельцем лицензии работ и услуг.
     
     Владельцами лицензий могут быть юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     Пунктом 6 указанного Положения установлено, что лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Рассмотрение заявления о выдаче лицензии и ее выдача осуществляются на платной основе:
     
     - за рассмотрение заявления взимается плата в размере одной десятой установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ);
     
     - за выдачу лицензии взимается плата, равная 3 МРОТ.
     
     В случае проведения независимой экспертизы расходы, связанные с ее осуществлением, не включаются в плату за рассмотрение заявления и выдачу лицензии, а возмещаются лицензиатом отдельно.
     
     Предприятия (организации), оказывающие ритуальные услуги, не вошедшие в перечень лицензируемых, также имеют право на получение налоговых льгот.
     

2. Организация расчетов с населением

     
     Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ритуальные услуги относятся к сфере бытового обслуживания населения.
     
     Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 утвержден Перечень организаций, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
     
     В соответствии с данным Перечнем и Положением по применению контрольно-кассовых машин предприятия, оказывающие бытовые (в том числе и ритуальные) услуги, при организации расчетов с населением используют бланки строгой отчетности либо кассовый аппарат.
     
     Однако наличие контрольно-кассовой машины не освобождает производителя услуги от оформления договора (квитанции).
     
     Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации установлено, что договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:
     
     - наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
     
     - вид услуги (работы);
     
     - цену услуги (работы);
     
     - точное наименование, описание и цену материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или материалов (с вещью) потребителя;
     
     - отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;
     
     - дату приема и исполнения заказа;
     
     - гарантийные сроки на результаты работы;
     
     - другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);
     
     - должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сделавшего заказ.
     
     В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 31.03.1998 N ВК-6-16/210 «О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин» при оформлении заказа на ритуальные услуги применяются следующие формы бланков строгой отчетности:
     
     - БО-1, БО-3 - для единичных (не комплексных) ритуальных услуг (изготовление венков, траурных лент, починка ограды и др.);
     
     - БО-13 (01) ритуал - при изготовлении надмогильных изделий (памятников, оград и т. п.), а также при оказании иных услуг;
     
     - БО-13 (02) ритуал - для комплексных ритуальных услуг (организации похорон, кремации).
     
     При оформлении заказов на тот или иной вид ритуальных услуг следует обратиться к классификатору ОКУН. В зависимости от кода оказываемой услуги определяется вид бланка строгой отчетности:
     
     019500 - 019506 - БО-13 (02) ритуал, БО-1, БО-3;
     
     019507 - 019517 - БО-13 (01) ритуал, БО-1, БО-3.
     
     Форма «БО-13 (01) ритуал» заполняется в трех экземплярах, а форма «БО-13 (02) ритуал» - в четырех.
     
     Данные об оплате заказа вносятся под копирку во все экземпляры.
     
     Копия квитанции передается в бухгалтерию и используется для учета выручки.
     

3. Налог на добавленную стоимость и налог с продаж

     
     Подпунктом 8 п. 2 ст. 149 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2001 года, предусмотрено, что реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации ритуальных услуг, работ по изготовлению надгробий памятников и оформление могил, а также реализация похоронных принадлежностей (в порядке и на условиях, определяемых Правительством РФ) налогообложению не подлежат (то есть освобождаются от налогообложения).
     
     Кроме того, с 1 января 2001 года от НДС (согласно ст. 156 НК РФ) также освобождаются посреднические услуги по реализации ритуальных услуг и похоронных принадлежностей.
     
     Вместе с тем налоговые органы имеют право проверять правильность налогообложения в течение трех последних лет.
     

     Промышленное предприятие оказывает услуги физическим и юридическим лицами по изготовлению памятников, надгробных сооружений, оград, венков из металла и др. Распространяется ли на его льгота, установленная законодательством о налоге с продаж?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”« объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
     
     Согласно вышеуказанному Федеральному закону не является объектом обложения налогом с продаж стоимость ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями.
     
     Услуги промышленного предприятия по изготовлению памятников, оград и т.д. относятся к перечню работ (услуг), приведенных в разделе «Ритуальные услуги» Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93), с учетом изменений 1/95 ОКУН, однако действие льготы по налогу с продаж на этот вид работ не распространяется, поскольку законодательством установлена льгота только для похоронных бюро, кладбищ и крематориев, непосредственно занимающихся организацией процесса похорон.
     

     Освобождается ли от налога с продаж автобаза, предоставляющая автотранспорт для осуществления ритуальных услуг, оплаченных наличными денежными средствами?

     
     Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ установлен обязательный для применения на всей территории Российской Федерации перечень товаров (работ, услуг), не являющихся объектами налогообложения. Услуги, оказываемые данной автобазой за наличный расчет, в данном перечне отсутствуют.
     
     Однако этим Федеральным законом законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации предоставлено право, принимая решение о введении налога с продаж, устанавливать дополнительный перечень товаров, работ и услуг, в том числе оказываемых автобазами, реализация которых освобождается от налогообложения.
     

     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ налогом с продаж не облагается стоимость ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев. Входит ли в понятие «стоимость ритуальных услуг» стоимость материалов, из которых изготовлены ритуальные принадлежности?

     
     Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что стоимость услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями объектом обложения налогом с продаж не является.
     
     В соответствии с ГК РФ стоимость услуг (ритуальных) может включать как стоимость собственно действий, так и стоимость материалов (ритуальных принадлежностей). Стоимость ритуальных принадлежностей включает как стоимость материалов, из которых они изготовлены, так и стоимость услуг по их изготовлению.
     
     Поэтому налогом с продаж не облагается стоимость ритуальных принадлежностей (гробов, специальной материи, памятников, надгробных сооружений, оград, траурных венков и т.п.), реализуемых похоронными бюро, кладбищами, крематориями, являющимися специализированными организациями.
     

     Акционерное общество занимается реализацией ритуальных товаров собственного изготовления, а также ритуальных товаров, закупленных у предприятий и частных предпринимателей через сеть специализированных магазинов-салонов.
     
     Налоговая инспекция, ссылаясь на введение в действие части первой НК РФ, посчитала, что АО не имело права воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом «п» п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Просим разъяснить сложившуюся ситуацию.

     
     Действительно, в соответствии со ст. 38 главы 7 части первой НК РФ, вступившей в силу с 1 января 1999 года, услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.
     
     Учитывая, что в объем ритуальных услуг, оказываемых населению в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению включается также продажа похоронных принадлежностей (гробов, венков, траурных лент), обороты по реализации указанных принадлежностей (как собственного производства так и закупленных у других поставщиков) подлежали льготированию в порядке, предусмотренном подпунктом «п» п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (далее - Инструкция N 39).
     

     Могло ли предприятие, занимавшееся централизованным снабжением ритуальных салонов, а также других предприятий ритуальными товарами, товарами народного потребления общего назначения, воспользоваться льготой по НДС?

     
     В соответствии с подпунктом «п» п. 12 Инструкции N 39 от НДС были освобождены ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников, надгробий, фото на керамике, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями, работы по реставрации мест захоронений. От этого налога освобождались также ритуальные услуги, оказываемые иными организациями (предприятиями).
     
     Согласно ст. 38 главы 7 части первой НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.
     
     В связи с изложенным льгота по НДС на реализацию ритуальных товаров, товаров народного потребления общего назначения предприятиям, непосредственно оказывавшим ритуальные услуги, а также другим предприятиям не распространяется.
     

     Облагалась ли НДС предоплата за предстоящее выполнение работ по установке и снятию окраски надмогильных сооружений?

     
     Согласно п. 9 Инструкции N 39 предоплаты, поступавшие в счет реализации (выполнения, оказания) освобождаемых от НДС товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом «п» п. 12 данной Инструкции, налогом не облагались.
     
     В связи с тем что ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников, надгробий, фото на керамике, от НДС были освобождены, [а работы (услуги) по установке, снятию окраски надмогильных сооружений являются ритуальной услугой], то и предоплата за предстоящее выполнение этих работ (услуг) также не подлежала обложению НДС.
     

     Гравировальная мастерская в 1999 году приобрела камнеобрабатывающий станок для изготовления как надгробных сооружений, так и облицовочных плит из природных материалов, удельный вес которых в общем объеме за год соответственно составил 60 % и 40 %. Таким образом, указанное основное средство используется для производства облагаемой НДС и льготируемой продукции. Просим разъяснить порядок учета и возмещения НДС, уплаченного гравировальной мастерской поставщику за основные средства (камнеобрабатывающий станок).

     
     Согласно Закону РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (далее - Закон РФ N 1992-1) налог на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, использованные для производственных целей, на издержки производства и обращения не относился, а подлежал возмещению по мере их фактической оплаты поставщику и принятия к балансовому учету.
     
     При этом суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, освобожденных от НДС в соответствии с подпунктом 1 ст. 5 этого Закона, возмещению (зачету) из бюджета не подлежали, а относились на издержки производства и обращения.
     
     Поэтому если специфика деятельности предприятий не позволяла организовать разделение объектов основных средств и нематериальных активов на объекты, используемые для реализации продукции, облагаемой и не облагаемой НДС, мог применяться следующий порядок учета и возмещения НДС. Суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам основных средств, необходимо было распределять пропорционально удельному весу выручки, полученной от облагаемых и не облагаемых налогом работ и услуг за отчетный период, и принимать к зачету часть НДС в размере, соответствующем удельному весу выручки, полученной от облагаемых налогом работ и услуг, а оставшуюся часть налога включать в стоимость основных средств.
     

     Ресторан принял заказ на организацию поминального банкета. Являлся ли ресторан плательщиком НДС с оборотов по реализации этой услуги?

     
     Подпунктом «п» п. 12 Инструкции N 39 было предусмотрено освобождение от НДС ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, обрядов и церемоний религиозных организаций, а также ритуальных услуг, оказываемых иными организациями (предприятиями).
     
     В соответствии со ст. 38 главы 7 части первой НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, признается товаром.
     
     Согласно п. 3 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 у предприятий общественного питания налогооблагаемый оборот при реализации товаров определялся в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производили расчеты с поставщиками, включая сумму НДС.
     
     Таким образом, деятельность предприятия общественного питания для целей исчисления НДС рассматривается как реализация им товаров потребителям.
     
     В связи с изложенным вышеуказанная льгота по НДС при организации поминального банкета рестораном применяться не могла, и НДС должен был начисляться в общеустановленном порядке.
     

     Администрация городского кладбища заключила договор с предприятием на строительство ритуального объекта (крематория), который должен использоваться на территории кладбища исключительно в ритуальных целях. Должны ли были работы по данному договору облагаться НДС?

     
     Согласно Закону РФ N 1992-1 в облагаемый НДС оборот включались любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение было связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
     
     Работы по строительству (возведению) ритуального объекта (крематория) не относились к ритуальным услугам и поэтому должны были облагаться НДС в общеустановленном порядке.
     

     Облагалась ли НДС выручка, полученная редакцией от физических и юридических лиц за услуги по подаче объявлений, составлению и размещению некрологов, траурных речей?

     
     Письмом Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н установлено, что от НДС освобождались обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, производимых редакциями (издательствами) всех форм собственности, являющимися юридическими лицами-налогоплательщиками, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышала 40 % объема отдельного номера. В этом случае средства, поступавшие от рекламодателей-заказчиков, НДС не облагались.
     
     Согласно п. 5 ст. 1 Закона РФ от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не являются рекламой, а физические лица - рекламодателями. Поэтому согласно подпункту «а» п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1992-1 стоимость услуг по размещению объявлений физических лиц не рекламного характера облагалась НДС в общеустановленном порядке.
     
     Однако, учитывая, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОК 002-93) услуги по подаче объявлений, некрологов, составлению текста траурной речи, оповещению родственников, по составлению и размещению некрологов, траурных речей относятся к ритуальным услугам, данная редакция могла воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом «п» п. 12 Инструкции N 39.