Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении доходов негосударственных пенсионных фондов


О налогообложении доходов негосударственных пенсионных фондов

     
     Д.В. Вольвач,
инспектор налоговой службы I ранга

     
     Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд, НПФ) - это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение населения. НПФ осуществляет свою деятельность на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении. Указанные договоры заключаются с НПФ вкладчиками фонда в пользу физических лиц - участников фонда.
     
     Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
     
     Правовые, экономические и социальные аспекты, связанные с созданием, осуществлением деятельности и ликвидацией НПФ, а также основные принципы государственного контроля за его деятельностью закреплены в Федеральном законе от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
     
     В соответствии со ст. 16 и 27 данного Федерального закона собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, и пенсионные резервы, которые формируются за счет пенсионных взносов и дохода фонда от размещения пенсионных взносов.
     
     Фонды осуществляют размещение пенсионных резервов через управляющего (управляющих) по договорам доверительного управления и иным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации или самостоятельно.
     
     Правила размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением утверждены постановлением Правительства РФ от 23.12.1999 N 1432. Фонды могут самостоятельно размещать пенсионные резервы в федеральные государственные ценные бумаги, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, муниципальные ценные бумаги, в банковские вклады (депозиты), в недвижимое имущество. Деятельность НПФ подлежит обязательному лицензированию.
     
     В настоящее время налогообложение доходов НПФ производится в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, определяющими режим налогообложения некоммерческих организаций, с учетом положений Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».
     
     В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Согласно п. 2.12 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» в составе доходов и расходов некоммерческих организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов указанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно.
     
     Поскольку в соответствии со ст. 25 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» деятельность фондов по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской, прибыль, полученная от размещения пенсионных резервов как через управляющую компанию, так и самостоятельно фондом, обложению налогом на прибыль не подлежит. Данная позиция подтверждена письмом МНС России от 22.03.2000 N ВГ-6-02/208@ «О вопросах налогообложения, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением населения».
     
     Если при размещении пенсионных резервов получены доходы (дивиденды, проценты), порядок налогообложения которых предусмотрен ст. 9 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», налог на доход (дивиденды, проценты) уплачивается в указанном случае в порядке, установленном данной статьей, а также в соответствии с со- вместным письмом от 04.02.1997 Банка России N 408, Минфина России N 10, Госналогслужбы России N ВЕ-6-05/103 (по заключению Минюста России от 22.04.1997 N 07-02-150-97 письмо в государственной регистрации не нуждается).
     
     При получении фондом через управляющую компанию и (или) самостоятельно доходов от размещения имущества, предназначенного для обеспечения его уставной деятельности, фонд является плательщиком налога на прибыль и налога на доход в общеустановленном порядке.
     
     Бухгалтерский учет операций, осуществляемых по договорам доверительного управления имуществом, производится в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина России от 24.12.1998 N 68н.
     
     В состав затрат, произведенных организацией и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), входят платежи по заключенным в пользу своих работников договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию (подпункт «р» п. 2 Положения о составе затрат).
     
     До 30 июня 2000 года суммарный размер отчислений, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), по всем договорам добровольного страхования, перечисленным в подпункте «р» п. 2 Положения о составе затрат, не мог превышать 1 % объема реализуемой продукции (работ, услуг). Начиная с 1 июля 2000 года суммарный размер отчислений на указанные цели не может превышать 3 % объема реализуемой продукции (работ, услуг). При этом суммарный размер отчислений на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности не может превышать 2 % объема реализуемой продукции (работ, услуг), а суммарный размер отчислений на страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, - 1 % объема реализуемой продукции (работ, услуг). Указанные нормативы отчислений установлены постановлением Правительства РФ от 31.05.2000 N 420, внесшим изменения в Положение о составе затрат.
     
     В подготовленном в настоящее время варианте проекта главы 25 «Налог на доход организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрен общий для всех категорий плательщиков порядок исчисления налоговой базы в виде разницы между полученным (подлежащим получению) доходом и налоговыми вычетами, связанными с получением этих доходов. При этом отнесение доходов к налогооблагаемым напрямую не связано с их «коммерческим» происхождением, а также с категорией плательщика. Налогообложению подлежит любой полученный (или возможный к получению) доход, за исключением тех видов дохода, которые прямо указаны в законе. Указанный порядок распространяется и на негосударственные пенсионные фонды с учетом особенностей формирования доходов и расходов фондов, которым посвящены специальные главы законопроекта.
     
     В соответствии с законопроектом к доходам негосударственных пенсионных фондов, помимо общего состава доходов организаций, относятся:
     
     1) взносы по негосударственному пенсионному обеспечению, включая взносы в пенсионные резервы и целевые взносы вкладчиков;
     
     2) невыплаченные (невостребованные) суммы по договорам пенсионного обеспечения по истечении срока исковой давности с даты прекращения выплат по договорам;
     
     3) доходы от размещения пенсионных резервов.
     
     При этом доходы от размещения пенсионных резервов должны учитываться обособленно от доходов от размещения других средств негосударственных пенсионных фондов.
     
     В доход негосударственных пенсионных фондов не включается сумма совокупного вклада учредителей (вклада учредителя), внесенного на момент образования фонда.
     
     В расходы негосударственных пенсионных фондов, кроме общего состава расходов организаций и с учетом ограничений, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении, в соответствии с законопроектом включаются:
     
     1) пенсионные взносы (отчисления) в пенсионные резервы, создаваемые в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении;
     
     2) расходы, связанные с размещением пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
     
     3) расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов, с учетом ограничений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах.
     
     К указанным расходам, в частности, относятся расходы в виде:
     
     а) вознаграждений за оказание услуг по заключению договоров пенсионного обеспечения;
     
     б) оплаты услуг актуариев;
     
     в) оплаты услуг по изготовлению пенсионных свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов;
     
     г) других расходов, непосредственно связанных с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению.
     
     В соответствии со статьей законопроекта, определяющей виды расходов, уменьшающих доходы организаций, в состав указанных расходов включаются суммы платежей (взносов) работодателей, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного страхования, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий только при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста, дающего право на установление государственной пенсии.
     
     При этом установлено ограничение указанного вычета по договорам негосударственного пенсионного страхования (в различных вариантах законопроекта предельная величина указанного вычета колеблется от 2000 до 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника).
     
     Ключевыми вопросами, возникающими при подготовке окончательной редакции законопроекта, а также при его дальнейшем рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, касающимися проблемы налогообложения негосударственных пенсионных фондов, являются следующие.
     
     Во-первых, законопроект предусматривает изъятие из состава доходов некоммерческих организаций сумм целевых поступлений и пожертвований. Предлагается не применять эту норму в отношении негосударственных пенсионных фондов, что подчеркивает особенность правового положения этой категории некоммерческих организаций, аккумулирующей и размещающей денежные средства населения.
     
     Во-вторых, нерешенным остается вопрос о включении в состав подлежащих налогообложению доходов негосударственных пенсионных фондов, всех доходов, полученных от размещения пенсионных резервов. Есть мнение о возможности выведения из-под налогообложения той их части, которая направлена на пополнение пенсионных резервов и по итогам года распределена по пенсионным счетам. Сторонники налогообложения всей суммы доходов, полученных фондом от размещения пенсионных резервов, мотивируют свою позицию тем, что в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2001 года, негосударственные пенсии не облагаются налогом на доходы физических лиц. Поэтому предложено облагать налогом источники этих средств (доходы от размещения пенсионных резервов) на стадии их формирования.
     
     Если по указанным выше вопросам парламентарии примут решение не в пользу негосударственных пенсионных фондов, то режим налогообложения доходов фондов станет максимально приближенным к режиму налогообложения страховых организаций.
     
     В-третьих, выдвигаются предложения по установлению предельного вычета для работодателей по договорам негосударственного пенсионного страхования работников в размере не более 1 % объема реализации продукции (работ, услуг), а не в фиксированном размере.