Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке декларирования доходов физических лиц в 2001 году


О порядке декларирования доходов физических лиц в 2001 году

     
     М.П. Сокол,
государственный советник налоговой службы II ранга

     
     С 2001 года действуют части первая и вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В связи с тем что НК РФ является актом прямого действия, МНС России потеряло право издавать инструкции, указания и разъяснения по применению налогового законодательства. Вместе с тем НК РФ еще далек от совершенства, и в нем много противоречивых и не четко прописанных норм, неясных положений или вообще упущенных вопросов, что серьезно затрудняет его применение. В такой ситуации источником получения информации по вопросам применения положений НК РФ становятся статьи и комментарии, опубликованные специалистами в печати.
     
     Безусловно, эта статья не постатейный комментарий и не охватывает все положения НК РФ. Автор ограничился рассмотрением вопросов определения налоговой базы и видов вычетов из налоговой базы при исчислении налога на доходы физических лиц.
     
     Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, подоходный налог с физических лиц как вид налога исчезает из налоговой системы Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона в ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» внесено изменение, согласно которому налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам.
     
     Налог на доходы физических лиц во многом отличается по структуре и принципам от видов аналогичных налогов, ранее существовавших в России, в том числе от подоходного налога.
     
     Согласно со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Подтверждением может служить постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.08.1997 N 1352/97 и решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.1999, которые определили, что при реализации физическим лицам имущества по ценам ниже рыночных последние получают доход, подлежащий налогообложению, а это и есть экономическая выгода.
     
     Статьей 210 НК РФ определено, что в налоговую базу включаются все доходы, полученные физическим лицом в денежной и натуральной формах, а также в виде материальной выгоды
     
     Самое главное новшество - это установление трех пропорциональных ставок налога на доходы физических лиц: 35 %, 30 % и 13 % (ст. 224 НК РФ) - вместо прогрессивной шкалы ставок подоходного налога (ст. 6 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»).
     
     По повышенной ставке в размере 35 % физические лица будут облагаться по доходам, полученным в 2001 году от так называемых «счастливых случаев» и с «прироста капитала» - это выигрыши по лотереям, тотализаторам и другим рисковым играм; выигрыши и стоимость призов, полученных на конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы, в части превышения этих доходов 2000 руб. в год. По этой же ставке будут облагаться налогом проценты по вкладам и экономия процентов по заемным средствам в части, превышающей 3/4 ставки рефинансирования Банка России в рублях или 9 % годовых в валюте; страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части, превышающей суммы взносов, внесенных по этим договорам (материальная выгода). Эти доходы облагались подоходным налогом по ставке 15 %.
     
     По повышенной ставке в размере 30 % будут облагаться доходы нерезидентов Российской Федерации, полученные на территории России (согласно ст. 11 НК РФ к физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, относятся те лица, которые находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году). Ранее эти доходы облагались подоходным налогом по прогрессивной шкале ставок (ст. 6 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц») или по ставке в размере 20 % (ст. 17 того же Закона). По ставке 30 % налогом на доходы физических лиц с 2001 года будут облагаться дивиденды.
     
     Все остальные так называемые «трудовые» доходы будут облагаться по самой низкой ставке налога - 13 %.
     
     При применении этой ставки сумма налога значительно снизится. Например, налогоплательщики, имеющие доходы в 2000 году в суммах 50 тыс. руб., 100 тыс. руб. и 300 тыс. руб., должны уплатить соответственно подоходный налог в суммах 6 тыс. руб., 16 тыс. руб., 71 тыс. руб. (кроме того, 1 % в Пенсионный фонд), а с указанных сумм доходов налог на доходы физических лиц в 2001 году по ставке 13 % составит 6,5 тыс. руб., 13 тыс. руб. и 39 тыс. руб. (отчисления в Пенсионный фонд физические лица уплачивать не будут).
     
     Впервые в России будут использоваться пропорциональные ставки, да и в мировой практике такие ставки применяются исключительно редко.
     
     В связи с введением указанных ставок необходимо определять налоговую базу отдельно по видам доходов под каждую из этих ставок (п. 3, 4 ст. 210 НК РФ).
     
     С введением нового налога, а точнее, указанных ставок налога, исчезает понятие «совокупный годовой облагаемый доход» в виде налоговой базы для исчисления налога, как это было определено в законодательстве о подоходном налоге. Следствием отмены прогрессивной шкалы ставок налога станет отмена обязанности налогоплательщика, имеющего несколько источников доходов, представлять декларации. Указанная категория лиц обязана будет послед-ний раз представить не позднее 30 апреля 2001 года декларации о совокупном годовом облагаемом доходе, полученном в 2000 году, если он превысит 50 тыс. руб. По этим декларациям подоходный налог исчисляется по прогрессивной шкале ставок в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».
     
     Не позднее 30 апреля 2001 года индивидуальные предприниматели, частнопрактикующие лица и иные граждане также должны будут представить декларации о доходах, полученных в 2000 году и подлежащих обложению подоходным налогом по ставкам в соответствии со ст. 6 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».
     
     Согласно главе 23 НК РФ налоговые декларации по доходам, полученным в 2001 году и в последующие налоговые периоды, будут обязаны подать:
     
     физические лица - о доходах, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (если они не являются плательщиками единого налога на вмененный доход) или частной практики;
     
     физические лица - о суммах, полученных от физических лиц по договорам гражданско-правового характера (например, купля-продажа, мена, аренда, наем жилого помещения, подряд, перевозка и др).
     
     физические лица-налоговые резиденты Российской Федерации - о суммах доходов, полученных от источников, находящихся за пределами Российской Федерации. Согласно ст. 11 НК РФ к таким лицам относятся физические лица, которые находились на территории Российской Федерации 183 и более дней в календарном году;
     
     физические лица - о доходах, при получении которых налог не был удержан налоговым агентом.
     
     Эти обязанности изложены в п. 5 ст. 227, п. 3 ст. 228 и в п. 1 ст. 229 главы 23 НК РФ.
     
     Тем не менее, кроме лиц, которые в соответствии со ст. 227-229 НК РФ будут обязаны подавать декларации о доходах, лица, на которых такая обязанность не возложена, вправе ее подать в налоговый орган по месту жительства (п. 2 ст. 229 НК РФ).
     
     Глава 23 НК РФ вводит новое понятие «вычеты» - суммы в определенных размерах, на которые налогоплательщик вправе уменьшать налоговую базу.
     
     Указанное право может быть реализовано в случае желания налогоплательщиков получить эти вычеты из налоговой базы, как это предусмотрено рядом норм главы 23 НК РФ.
     
     Рассмотрим их подробнее.
     
     В ст. 218-221 НК РФ сгруппированы вычеты, на которые налогоплательщики имеют право при определении налоговой базы, в порядке, установленном п. 2 ст. 210: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Все указанные вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13 % (п. 3 ст. 210 НК РФ).
     
     Социальные, имущественные и некоторые профессиональные вычеты могут предоставляться только на основании письменных заявлений налогоплательщиков и их деклараций, подаваемых в налоговые органы по окончании налогового периода.
     
     В соответствии со ст. 219 НК РФ к социальным налоговым вычетам относятся:
     
     1) благотворительная помощь в виде денежных средств (но не более 25 % суммы дохода), перечисленных налогоплательщиком организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, полностью или частично финансируемым из бюджетов.
     
     Из этой нормы следует, что право на этот вычет возникает в случае, если благотворительная помощь оказана только денежными средствами, а не имуществом (например, школе безвозмездно передано пианино), а также такой из вышеперечисленных организаций, которая из бюджета получила хотя бы 1 руб.
     
     Следует отметить, что эта норма повторяет норму, имевшуюся в подпункте «а» п. 6 ст. 3 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»;
     
     2) суммы (но не более 25 % дохода), перечисленные налогоплательщиком физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на физическое воспитание и содержание спортивных команд.
     
     Согласно этой новой норме, впервые дающей право на вычет из налоговой базы при перечислении денежных средств указанным организациям и учреждениям, с 1 января 2001 года не имеет значения, какой они организационно-правовой формы и на какой форме собственности основаны, главное - средства должны быть направлены на перечисленные цели;
     
     3) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплаченные за обучение самого налогоплательщика, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет по дневной форме обучения (но не более 25 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей). Образовательное учреждение должно иметь статус учебного заведения;
     
     4) суммы (но не более 25 тыс. руб. в год), уплаченные за услуги по лечению самого налогоплательщика, супруга (супруги), своих родителей, своих детей (до 18 лет) и за медикаменты, назначенные лечащим врачом. Вычет предоставляется по оплате за услуги по лечению, в том числе дорогостоящим видам лечения, оказанные медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими статус такого учреждения, по перечню медицинских услуг и лекарственных средств, утвержденному Правительством РФ. Следует иметь в виду, что вычет по дорогостоящим видам лечения производится в размере фактических расходов независимо от их суммы.
     
     Этот вычет перекликается с другой нормой НК РФ.
     
     Так, в п. 10 ст. 217 НК РФ определено, что от налогообложения освобождаются суммы, уплаченные работодателем из средств, оставшихся после уплаты налога на доходы организации, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей
     
     Если от обложения подоходным налогом и ранее освобождались суммы, уплаченные работодателями за медицинское обслуживание указанных лиц, то вычет сумм, уплаченных на эти цели самим налогоплательщиком, появляется в 2001 году впервые.
     
     Как видно из приведенных норм НК РФ, число социальных вычетов значительно расширено, и налоговая база может быть уменьшена на крупную сумму.
     
     Указанные вычеты будут предоставляться при подаче налогоплательщиком вместе с декларацией о доходах документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на все перечисленные цели, а также документов, подтверждающих статус соответствующих медицинских и образовательных учреждений.
     
     Согласно ст. 220 НК РФ к имущественным налоговым вычетам относятся:
     
     - суммы, полученные от продажи жилья (домов, квартир, дач, садовых домиков) и земельных участков, если эти объекты находились в собственности менее 5 лет, но в размере не более 1 млн руб. в год;
     
     - суммы, полученные от продажи иного имущества, если оно находилось в собственности менее 3 лет, но в размере не более 125 тыс. руб.
     
     В случае продажи вышеуказанного имущества позже 5 и 3 лет вычет принимается в суммах, фактически вырученных от его продажи.
     
     Вычеты в суммах соответственно 1 млн руб. и 125 тыс. руб. могут заменяться продавцом имущества фактически произведенными и документально подтвержденными расходами, связанными с получением доходов от продажи этого имущества.
     
     Несколько иной порядок предоставления имущественных вычетов имеет место при определении налоговой базы продажи ценных бумаг.
     
     В соответствии со ст. 208 НК РФ доход от реализации ценных бумаг может быть получен как в России, так и за ее пределами, а согласно с подпункту 3 п. 1 ст. 212 НК РФ доход может быть получен в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг.
     
     В этом случае в соответствии с п. 4 данной статьи НК РФ эта выгода определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммами фактических расходов на их приобретение.
     
     Необходимо еще раз напомнить, что доходы, полученные налоговыми резидентами Российской Федерации, облагаются налогом в России независимо от каких источников они получены, а у лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации, - только те доходы, которые получены от источников в Российской Федерации.
     
     Теперь можно вернуться к имущественным вычетам из налоговой базы, определенным ст. 220 НК РФ в отношении доходов, полученных от реализации ценных бумаг.
     
     Налогоплательщик вправе воспользоваться вычетами, если ценные бумаги находились в его собственности менее 3 лет и стоили 125 тыс. руб., а если не менее 3 лет - то в сумме полученного дохода от реализации этих бумаг.
     
     В то же время при реализации ценных бумаг вместо указанного имущественного вычета налогоплательщик может уменьшить общую сумму выручки на общую сумму расходов, произведенных им на приобретение этих ценных бумаг. Только ему необходимо будет документально подтвердить размеры таких расходов.
     
     В случае если ценные бумаги получены в собственность без уплаты за них денежных средств или с частичной уплатой, то из доходов, полученных от реализации этих ценных бумаг, могут быть вычтены суммы, с которых был уплачен налог при их безвозмездном получении или с частичной оплатой;
     
     - суммы, израсходованные на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, а также на погашение процентов по ипотечному банковскому кредиту, полученному и израсходованному на указанные цели. Размер этих расходов должен быть подтвержден документально.
     
     Тем не менее вычет в виде сумм, израсходованных на строительство или приобретение жилья, не может превышать 600 тыс. руб., но в него не входят суммы, направленные на погашение процентов по ипотечному банковскому кредиту, израсходованному на строительство или приобретение жилья. Этот вычет предоставляется один раз в жизни.
     
     Перечисленные имущественные налоговые вычеты как по доходам, полученным от реализации собственного имущества, так и по расходам, направленным на строительство и приобретение жилья, были и в законодательстве о подоходном налоге.
     
     Однако с 2001 года вообще не будут предоставляться вычеты на расходы по строительству или приобретению дач или садовых домиков и по погашению банковского кредита. Работодатели не смогут предоставлять эти вычеты, как это было при исчислении подоходного налога. Вместе с тем эти вычеты увеличены по предельным размерам и не имеют временных ограничений. И еще одно нововведение - вычеты будут предоставляться с момента регистрации права собственности на жилье, а не с момента начала строительства или его приобретения.
     
     Следует отметить еще одну особенность имущественных вычетов по строительству и приобретению жилья с учетом переходного периода, включающего 1999-2001 годы. Дело в том, что по подоходному налогу многие граждане начали пользоваться указанными льготами с 1999-2000 годов и еще не использовали их полностью, то есть им были предо-ставлены вычеты в размере 5000-кратного МРОТ (417 450 руб.) за три года подряд с года начала строительства или приобретения жилья, или квартиры, или дачи, или садового домика, а также сумм погашенных банковских кредитов и процентов по ним, в общей сумме, не превышающей доход за эти же три года.
     
     Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
     
     Пунктом 2 ст. 5 НК РФ также установлено, что акты законодательства о налогах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
     
     Статьей 31 Федерального закона N 118-ФЗ определено, что часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, которые возникнут после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
     
     Рассматривая эти нормы и учитывая их положения, видимо, следует сделать следующие выводы.
     
     Право на льготу по налогообложению доходов по строительству и приобретению жилого дома или квартиры, а также по погашенным процентам по банковским ипотечным кредитам следует предоставлять до ее полного использования в 2001 году в указанных в законодательстве о подоходном налоге размерах по фактически произведенным и документально подтвержденным расходам. (Это право также предусмотрено ст. 221 НК РФ.)
     
     Однако с 2001 года такая льгота по дачам или садовым домикам и по погашенным банковским кредитам и процентам по ним предоставляться не должна.
     
     Мы уже говорили о категориях лиц, которые в соответствии со ст. 227, 228 и 229 НК РФ будут обязаны декларировать свои доходы. Рассмотрим профессиональные вычеты, которые они могут указывать в декларации для уменьшения налоговой базы согласно ст. 221 НК РФ «Профессиональные вычеты».
     
     Предприниматели без образования юридического лица и лица, занимающиеся частной практикой, а также лица, выполняющие гражданско-правовые договора для физических лиц, в декларациях о доходах, полученных ими от этой деятельности, имеют право уменьшать налоговую базу на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением этих доходов и, естественно, размеры этих расходов должны быть документально подтверждены.
     
     При включении в декларацию о доходах предпринимателями затрат, связанных с их деятельностью, являющихся профессиональными вычетами, статьей 221 НК РФ допускается нормативное уменьшение налоговой базы в размере 20 % доходов, если суммы расходов налогоплательщик не в состоянии подтвердить документами, чего не было в законодательстве о подоходном налоге. Эта норма касается только тех лиц, кто зарегистрирован в качестве предпринимателей в порядке, установленном Законом РФ от 07.12.1991 N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предприниматель-ской деятельностью, и порядке их регистрации».
     
     В НК РФ имеются и другие новации в уменьшении налоговой базы у индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке.
     
     Первое. Если в законодательстве о подоходном налоге налоговая база уменьшалась на сумму расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ (ст. 12 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц), то в соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ эти расходы будут приниматься к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций, «в соответствии с соответствующими статьями главы “Налог на доходы организаций” настоящего Кодекса». Эти статьи пока Государственной Думой Федерального Собрания не приняты, и если они не будут приняты до 1 декабря 2000 года, то возникнут проблемы в применении этой нормы.
     
     Второе. Налоговая база упомянутой категории лиц по доходам, полученным начиная с 2001 года, будет уменьшаться на сумму уплаченного налога на имущество в случае, если оно используется для осуществления предпринимательской деятельности, кроме налога на жилые дома, квартиры, дачи и гаражи. Это прежде всего налоги на нежилые строения, помещения и сооружения, например, используемые под магазины, гостиницы, склады и т.п.
     
     Пунктом 10 ст. 227 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и частнопрактикующие лица в случае получения фактического дохода в сумме, большей или меньшей, чем на 50 % против заявленного размера предполагаемого к получению в текущем году дохода (с которого исчислены авансовые платежи), обязаны представить новую декларацию с указанием новой суммы предполагаемого дохода, которая будет основой для перерасчета налога (авансовых платежей).
     
     Следующие категории налогоплательщиков не обязаны подавать декларацию о доходах, так как с них удержание налога будет производиться у источника выплаты дохода:
     
     - физические лица, получившие доход от юридических лиц при выполнении гражданско-правовых договоров, по суммам документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов;
     
     - физические лица, получившие авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение, использование произведений науки, литературы и искусства, открытия, изобретения и создание промышленных образцов, в сумме документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть документально подтверждены, они принимаются к вычету по нормативам, предусмотренным п. 3 ст. 221 НК РФ.
     
     Вместе с тем, если они при удержании налога у источника выплаты дохода не получат (см. п. 2.3 ст. 221 НК РФ), они вправе представить декларации о своих доходах и о размерах полагающихся им по НК РФ вычетам.
     
     Это положение существовало и в законодательстве о подоходном налоге.
     
     Пунктом 4 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что если в течение налогового периода налогоплательщику не были предоставлены стандартные налоговые вычеты или они были предоставлены в меньших размерах, чем предусмотрены в упомянутой статье, то он имеет право по окончании года на основании заявления, декларации о доходах и документов, подтверждающих право на эти вычеты, получить их в полном объеме.
     
     Прежде всего общие положения о предоставлении таких вычетов, предусмотренные п. 3 ст. 218 НК РФ, заключаются в том, что они предоставляются одним из работодателей, являющимся источником вы-платы дохода, и что важно - по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих его право на получение таких вычетов.
     
     Пунктом 3 ст. 218 НК РФ дан перечень стандартных вычетов, который определен размерами в суммах 3000 руб., 500 руб., 400 руб. и 300 руб. в месяц каждому налогоплательщику (и на каждого ребенка), в зависимости от принадлежности его к той или иной категории.
     
     Первый. На стандартный вычет в размере 3000 руб. в месяц (или 36 тыс. руб. за 12 месяцев) будут иметь право лица:
     
     - пострадавшие от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе ликвидаторы последствий катастрофы, а также проходившие службу в зоне отчуждения;
     
     - эвакуированные или выехавшие добровольно из указанной зоны;
     
     - отдавшие костный мозг для спасения пострадавших;
     
     - принимавшие участие в 1986-1987 годах в ликвидации последствий катастрофы;
     
     - пострадавшие вследствие аварии на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
     
     - участвовавшие в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением до 31 января 1963 года; участвовавшие в ликвидации радиационных аварий на других объектах, а также в сборе ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года; инвалиды ВОВ; инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами I, II и III групп вследствие ущерба здоровью, полученного при защите Родины либо выполнения служебного долга. (Ранее эта категория лиц имела право на вычет в размере 5 МРОТ в месяц, то есть в 2000 году - 418 руб., или 5009 руб. за 12 месяцев и т.д.)
     
     Второй. На стандартный вычет в размере 500 руб. в месяц (или 6000 руб. за 12 месяцев) будут иметь право:
     
     - Герои СССР и РФ, награжденные орденом Славы трех степеней, вольнонаемные в воинских частях в период ВОВ, находившиеся в блокадном Ленин- граде, бывшие узники концлагерей и гетто, инвалиды детства, а также I и II групп;
     
     - родители и супруги погибших военнослужащих и государственных служащих при выполнении своего долга; ряд категорий лиц, связанных с радиационным воздействием в результатах аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и реке Теча. (Ранее эта категория лиц имела вычеты при исчислении подоходного налога в размере 5 или 3 МРОТ в месяц.)
     
     Третий. На стандартный вычет в размере 400 руб. в месяц будут иметь право все остальные, не перечисленные выше категории лиц до месяца, в котором их годовой доход превысил 20 тыс. руб.
     
     Четвертый. На стандартный вычет в размере 300 руб. в месяц будут иметь право налогоплательщики на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) до 24 лет (если он обучается в учебном заведении с дневной формой обучения) до месяца, в котором годовой доход превысит 20 тыс. руб. Вычеты получают родители, на обеспечении которых находятся дети, до конца года, в котором они достигли указанного возраста.
     
     Для вдов, вдовцов, одиноких родителей или попечителей этот вычет составит 600 руб. в месяц на каждого ребенка до месяца, следующего за месяцем вступления в брак.
     
     Порядок подачи декларации регламентирован ст. 227-229 НК РФ. Те лица, которые обязаны подать налоговую декларацию, представляют ее в налоговый орган по месту их учета, а те, на кого такая обязанность не возложена, - по месту жительства. Все декларации представляются после окончания налогового периода (календарного года), но не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.
     
     Пунктом 3 ст. 229 НК РФ предусмотрено, что предприниматели без образования юридического лица (кроме тех, кто уплачивает единый налог на вмененный доход), частнопрактикующие лица, лица, получившие доход от физических лиц, а также от источников, расположенных за пределами Российской Федерации, при прекращении источников доходов до конца календарного года обязаны подать декларацию о фактически полученных доходах в текущем году в пятидневный срок после прекращения источника дохода, но если налогоплательщик - иностранное физическое лицо - то не позднее, чем за месяц до его выезда за пределы Российской Федерации.
     
     В налоговых декларациях указываются все доходы, источники их выплат, произведенные расходы, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные в виде авансовых платежей или налоговым агентом за налоговый период.
     
     Форма декларации о доходах, полученных в 2000 году (представляется не позднее 30 апреля 2001 года), прилагается к инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 «По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”« (Приложение N 6). Структура этой декларации не отличается от той, которую подавали налогоплательщики в 2000 году по доходам 1999 года, и коротко ее можно определить следующим образом.
     
     Декларация состоит из 13 листов, 8 разделов.     
     

Структура декларации о доходах физических лиц


Лист

№ раздела декларации

Какие сведения указываются

А


 

Общие сведения о подающем декларацию

Б

I

Все виды доходов, кроме указанных в листах Д, Е, Ж, 3, И

В

I

Суммы доходов, указанные в листе Б, которые частично или полностью не включаются в совокупный доход ( материальная помощь, подарки, призы, натуральная оплата, реализация имущества) , а также суммы доходов, не включаемые в совокупный доход в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации

Г

I

Суммы доходов, указанные в листе Б, в виде авторских воз награждений и вознаграждений за открытия, изобретения или промышленные образцы

д

II

Суммы коэффициентов и надбавок за стаж работы в местностях с особыми условиями и суммы материальной выгоды по вкладам и страховым выплатам

Е

III

Доходы, полученные в иностранных государствах или из иностранных государств

Ж

IV

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, а также доходы, налогообложение которых производится налоговыми органами

3

IV

Продолжение листа Ж (расчет расходов, начисление налога для предпринимателей, перешедших на упрощенную систему)

И

V

Доходы, не включаемые в совокупный облагаемый доход в соответствии с законодательством ( пенсии, алименты, компенсации и т. д.)



 

VI

Вычеты из полученного дохода, установленные законом (на детей и иждивенцев, отчисления в Пенсионный фонд, льготы для определенных категорий физических лиц, суммы, перечисленные в избирательные фонды, на благотворительные цели, на противопожарное страхование)

Л

VI

Заполняется в случае приобретения или начала строительства жилья на территории Российской Федерации

М

VII

Расчет облагаемого дохода и суммы налога

Н

VII

Продолжение листа М. Расчет предполагаемого дохода и суммы налога

     
     Форма декларации о доходах, полученных в 2001 году, разрабатывается МНС России в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ и будет издана с учетом требований главы 23 части второй НК РФ. Инструкция по ее заполнению будет согласована с Минфином России.
     
     Налоговая декларация может быть подана налогоплательщиком в период с 1 января по 30 апреля включительно. Согласно ст. 80 НК РФ декларация представляется лично либо по почте, на бумаге или магнитном носителе с указанием ИНН (если он присвоен). Эти положения определены ст. 80 НК РФ.
     
     В случае обнаружения ошибок в указанных в ней сведениях или ошибок, приводящих к занижению суммы налога, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в эту поданную налоговую декларацию, подав об этом заявление в налоговый орган. Если такое заявление будет подано не позднее 30 апреля, то день его подачи будет считаться днем подачи декларации, а если позже указанной даты, но до истечения срока уплаты налога (15 июля), то налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности. В случае если заявление подано после 15 июля, налогоплательщик уплатил в связи с исправлением этой ошибки налог и пени и к этому времени налоговый орган еще не выявил эту ошибку, то налогоплательщик также будет освобожден от ответственности.
     
     Эти правила действуют с 19 августа 1999 года, то есть даты вступления в силу поправок к части первой НК РФ, внесенных Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
     
     С учетом этого же Федерального закона с этой же даты действуют нормы НК РФ о налоговой ответственности за нарушение порядка представления декларации. Так, ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность в виде ежемесячного взыскания штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащего уплате (доплате) по не представленной в установленный срок декларации, но не более 30 % от указанной суммы и не менее 100 руб. В случае непредставления декларации в течении более 180 дней после установленного срока штраф взимается в сумме 30 % суммы налога, подлежащего  уплате на основе этой декларации, плюс 10 % за каждый месяц начиная со 181 дня.
     
     Примеры.
     
     1. Предприниматель-плательщик подоходного налога декларацию о доходах, полученных от предпринимательской деятельности в 2000 году, представил в налоговый орган 18 июля 2001 года при сроке ее подтверждения - 30 апреля 2001 года. Просрочка составила 3 месяца (менее 180 дней). Сумма налога к доплате по этой декларации составила 10 тыс. руб. Это правонарушение подпадает под действие п. 1 ст. 119 НК РФ. Размер штрафа за налоговое правонарушение составит: 10 000 х 5 % х 3 = 1500 руб.
     
     2. Декларация сдана таким же предпринимателем 30 ноября 2001 года, то есть более чем через 180 дней после срока ее представления. После 181 дня прошел один месяц просрочки. Размер штрафа исходя из п. 2 ст. 119 НК РФ составит: 10 000 х 30 % + 10 000 х 10 % = 4000 руб.
     
     3. По декларации, которую представил предприниматель 18 июля 2001 года по доходам за 2000 год, доплаты налога нет. Штраф составит 100 руб., и по такой же декларации, представленной 30 ноября 2001 года, штрафа не будет. Однако существует еще и административная, и уголовная ответственность.
     
     Согласно ст. 156.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (в ред. от 02.01.2000) уклонение от подачи декларации или включение в нее заведомо искаженных данных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 50 до 100 руб.
     
     Пунктом 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» предусмотрено, что на граждан, виновных в непредставлении или в несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларацию искаженных данных, налагается административный штраф в размере от 2 до 5 МРОТ, а за те же действия, совершенные повторно в течение 12 месяцев после наложения указанного штрафа, - в размере от 5 до 10 МРОТ.
     
     Статья 198 УК РФ (в ред. от 09.07.1999) предусматривает:
     
     - уклонение физического лица от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случае, если подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо иным способом, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет;
     
     - то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет.
     
     Вместе с тем:
     
     1) уклонение физического лица от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере - 500 МРОТ.
     
     2) лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.