Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Высокая эффективность выездной налоговой проверки - результат правильности выбранного объекта


Высокая эффективность выездной налоговой проверки - результат правильности выбранного объекта


Т.Г. Скорик,
советник налоговой службы II ранга, г. Волгоград
     

1. Камеральный контроль как основа для отбора налогоплательщика на выездную налоговую проверку

     
     Инспекция МНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - Инспекция) участвует в проекте модернизации налоговых органов, проводимом в России при участии МВФ и ВБРР и предусматривающем создание инфраструктуры, необходимой для получения и обработки ожидаемых налоговых поступлений при разумных затратах и в приемлемые сроки на основе расширяющейся базы налогообложения.
     
     При переходе на новую функциональную организационную структуру возникает необходимость изменений традиционных технологий и процедур работы налоговой администрации (модификация, разработка, упразднение) для обеспечения наиболее рационального использования трудовых ресурсов налогового органа и создания условия для его комплексного технологического развития.
     
     В феврале 1996 года для решения новых функциональных задач в Инспекции были созданы подразделения по работе с плательщиками и их обслуживанию, автоматизированной обработке данных, контрольным проверкам, сборам недоимки, налоговой статистике, а также два не предусмотренных проектом отдела - общего и планирования и анализа контрольных проверок.
     
     Совершенствование организационной структуры Инспекции позволило реализовать один из основных концептуальных принципов проекта модернизации налоговых технологий и процедур - внедрение элементов системы "Полного самоначисления" в деятельность налоговой администрации.
     
     Процедура "самоначисления", при которой налогооблагаемая база и расчет налога осуществляются самим плательщиком, а контроль со стороны налоговых органов за проведенными расчетами обеспечивается камеральной и выездной налоговыми проверками, содержит возможности принципаильного совершенствования организации работы налоговой администрации.
     
     Реализация данной концепции предусматривает выполнение следующих задач:
     
     - эффективный учет юридических лиц;
     
     - совершенствование механизма начисления и взимания налогов;
     
     - наиболее полный учет налогооблагаемой базы и налоговых поступлений;
     
     - контроль за соблюдением налоговой дисциплины;
     
     - отбор налогоплательщиков для документальных проверок и планирование контрольной работы;
     

     - организация сбора недоимки;
     
     - применение штрафов и начисление пени;
     
     - обработка банковской информации;
     
     - развитие статистической отчетности, разработка средств экономического анализа и прогнозирования;
     
     - организация функционального и информационного взаимодействия налоговых органов с другими государственными ведомствами и прочие вопросы.
     
     В части первой НК РФ определены формы проведения налогового контроля. В частности, в п. 1 ст. 82 говорится: "Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, …проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом".
     
     НК РФ определят следующие виды налоговых проверок:
     
     - камеральная налоговая проверка (ст. 88);
     
     - выездная налоговая проверка (ст. 89).
     
     Для выполнения требований вышеназванных статей НК РФ специалисты Инспекции разработали и внедрили механизмы, позволяющие более эффективно выполнять задачи налоговых органов по сбору налогов и сборов, так как именно комплексная автоматизация выполняемого территориальными налоговыми инспекциями блока функций "Камеральная налоговая проверка", "Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки" и собственно "Выездная налоговая проверка", использование грамотно разработанного комплекса программного обеспечения и применение гибких технологий функционирования налоговых инспекций позволяет достичь высокого уровня эффективности таких важных аспектов налоговой администрации, как оперативное проведение камеральной проверки с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных, анализ информации о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщика на выездную налоговую проверку, проведение оптимальной предпроверочной подготовки специалистов перед выходом на проверку, проведение непосредственно выездной налоговой проверки и подведение итогов. Данные аспекты работы способствуют повышению оперативности реакции налогового органа на действия налогоплательщика, полному и своевременному учету платежей в бюджет, обоснованному возмещению из бюджета заявленных налогоплательщиками сумм, оптимальному и рациональному отбору налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.
     
     С внесением изменений в часть первую НК РФ и отменой ряда статей, определяющих финансовые рычаги и механизмы проведения камеральной проверки, и несмотря на то, что доля камерально доначисленных сумм остается незначительной по сравнению с суммами доначислений по результатам выездных налоговых проверок, камеральные проверки не только не утратили своей значимости, но и требуют особого внимания к технологиям работы налогового органа в условиях повышающегося уровня информатизации.
     

     С ноября 1999 года в Инспекции действует программный комплекс "Система электронной обработки данных налоговой инспекции местного уровня", разработанный региональным научно-исследовательским вычислительным центром в Нижнем Новгороде.
     
     В результате внедрения данного программного обеспечения появилась возможность создать в отделе информационной работы с налогоплательщиками сектор проведения камеральных проверок, который выполняет функцию "камеральная проверка отчетности налогоплательщиков-юридических лиц" на основе автоматизированного камерального контроля бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов налогоплательщиков. Под автоматизированным камеральным контролем понимается множество контрольных соотношений, реализованных с помощью средств эксплуатируемого программного обеспечения, применяемых для контроля данных бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов налогоплательщиков.
     
     Основными задачами данного сектора являются:
     
     - контроль соответствия сумм начислений налогов и сборов, поступающих из отчетности по данным налогоплательщиков, данным налогового органа; уточнение и корректировка сверенных сумм налогов в электронных лицевых счетах налогоплательщиков при выявленных налоговых нарушениях;
     
     - оперативное реагирование на уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов и сборов путем непредставления и искажения учетной и отчетной информации с помощью автоматизированной системы камерального контроля; эффективный налоговый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении налогового законодательства;
     
     - повышение достоверности налоговой информации, содержащейся в электронных лицевых счетах налогоплательщиков, путем контроля состояния расчетов с бюджетом, проведения камеральной проверки отчетности налогоплательщиков с непосредственным приглашением налогоплательщиков в налоговую инспекцию и выявления различного рода искажений данных, допускаемых как при составлении отчетности, так и при вводе данной информации в базы данных автоматизированной системы.
     
     Точное выполнение вышеперечисленных задач обеспечивает возможность дальнейшей обработки данных и проведения достоверного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков для принятия рациональных управленческих решений по государственному регулированию экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов. Сектор выполняет следующие процедуры:
     

     - ведение комплекса баз данных, содержащих нормативно-справочную информацию "Системы ЭОД ИМНС местного уровня", обеспечивающих работу модуля автоматизированных камеральных проверок;
     
     - обеспечение организации работы алгоритмов автоматизированных шаблонов форм налоговых расчетов и приведение данных алгоритмов внутридокументального, междокументального и межпериодного автоматизированного камерального контроля в соответствие с действующими нормативами составления налоговой отчетности;
     
     - проверка полноты и своевременности представления бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков;
     
     - проверка обоснованности применения налогоплательщиком налоговых ставок и льгот и их соответствия действующему налоговому законодательству;
     
     - автоматизированный камеральный анализ бухгалтерской и налоговой отчетности при проверке правильности исчисления налогооблагаемой базы;
     
     - проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих к уплате в бюджет;
     
     - обеспечение оперативного проведения изменений в отчетности и лицевом счете налогоплательщика по результатам камеральной проверки;
     
     - получение документов отчетности налогоплательщиков для использования в камеральной проверке;
     
     - оформление результатов камеральной проверки;
     
     - вызов в налоговый орган должностного лица налогоплательщика для получения разъяснений по составлению налоговой отчетности и уплате налогов;
     
     - получение от налогоплательщика дополнительных документов и сведений во время камеральной проверки в соответствии с регламентом проведения камеральных проверок предприятия;
     
     - контроль составления и предоставления уточненных расчетов;
     
     - обеспечение производства по делу о налоговых правонарушениях, выявленных в результате камеральной проверки;
     
     - подготовка с помощью автоматизированной системы информации о налогоплательщике и ее передача в подразделение планирования, организации и анализа выездных налоговых проверок;
     
     - ведение архива результатов камеральных проверок.
     

     Последовательность организации и уровень автоматизации функциональных процедур сектора "Камеральные проверки" можно описать в виде блок-схемы.
          

Блок-схема перспективной организации функциональных процедур сектора
«Камеральные проверки»

Направление информации

Характер процедур

Назначение процедур

Наименование процедур

Уровень автоматизации данной процедуры

  

  
 



 

Обеспечение технологии производства камеральных проверок

Ведение справочников камеральных проверок

  
 

  
 

Определение технологии

  
 

Обеспечение организации работы алгоритмов расчетов внутридокументального, междокументального, межпериодного контроля

  
 

  
 



 

Анализ поступления отчетности

Проверка полноты и своевременности представления налоговой отчетности налогоплательщиков

100 % автоматизированный контроль досье налогоплательщика по отчетности

  
 


 

Использование первичной информации

Получение документов отчетности налогоплательщиков для использования в камеральной проверке

  
 

  
 


 

Анализ начисленных сумм в карточках лицевых счетов (КЛС)

Проверка правильности подсчета итоговых сумм налогов, подлежа неуплате в бюджет

100 % автоматизированный камеральный контроль

Входящая информация (этапы проведения камеральных проверок)  

Автоматизированный алгоритм взаимоувязки расчетов

Анализ обоснованности налоговых льгот

Проверка обоснованности применения налогоплательщиком налоговых ставок и льгот, их соответствие налоговому законодательству

Автоматизированный контроль применения ставок и льгот в соответствии с нормативно-справочной информацией

  
 


 

Камеральный анализ бухгалтерской и налоговой отчетности

Автоматизированный камеральный анализ бухгалтерской и налоговой отчетности при проверке правильности исчисления налогооблагаемой базы

100 % автоматизированный камеральный контроль

  
 


 

  
 

Вызов в налоговый орган ответственного должностного лица налогоплательщика для дачи пояснений по уплате налогов

Автоматизированное получение выходных документов по результатам камеральной проверки

  
 



 

  
 

Получение от налогоплательщиков дополнительных документов и сведений при проведении камеральной проверки (углубленный камеральный анализ)

  
 

  
 

Документальный контроль

Оформление и реализация материалов по результатам камеральных проверок

Обработка уточненных расчетов

  
 

  
 


 

  
 

Оформление результатов камеральных проверок

Автоматизированное получение выходных документов по результатам камеральной проверки

Выходящая итоговая информация


Юридическое оформление

  
 

Обеспечение производства по делу о налоговом правонарушении, выявленном в результате камеральных проверок

Автоматизированный контроль производства по делу о налоговом правонарушении

  
 


 

  
 

Обеспечение оперативного проведения изменений в отчетности и КЛС по результатам камеральных проверок

  
 

  
 

Направление информации

  
 

Передача информации в отдел планирования, организации и анализа выездных налоговых проверок

  
 

  
 

  
 

  
 

Ведение архива результатов камеральных проверок  

  
 

     
     Механизм формирования налоговой информации по данным налоговых расчетов и бухгалтерской отчетности, предоставленных налогоплательщиками в Инспекцию, реализован на основании функционального принципа построения структурных подразделений Инспекции и может быть представлен в виде следующей схемы.
     


     
     В соответствии с данной схемой бухгалтерская отчетность принимается от налогоплательщиков в секторе приемки налоговой отчетности отдела информационной работы с налогоплательщиками. В этом секторе налоговые расчеты подвергаются визуальному контролю по следующим направлениям:
     
     1) полнота заполнения расчета;
     
     2) правильность указания даты заполнения, реквизитов налогоплательщика, наличия печатей, масштаба единиц измерения и т.д.
     
     Далее принятые расчеты передаются в отдел электронной обработки данных в сектор ввода информации, где они вводятся в автоматизированные базы данных, и возвращаются в отдел информационной работы в виде результатов автоматизированного камерального контроля, выполняемого "Системой ЭОД" непосредственно при вводе налогового расчета. Результаты автоматизированного камерального контроля представляют собой суммы расхождений между данными налогоплательщика и данными налогового органа.
     
     Сектор камеральной проверки осуществляет работу по проведению камеральной проверки, оперируя, в первую очередь, результатами автоматизированного камерального контроля. Процесс проведения камеральной проверки подразделяется на следующие этапы:
     
     1) составление реестров камеральных доначислений по результатам автоматизированного камерального контроля по всему объему налогоплательщиков, допустивших различного рода ошибки при составлении расчета. Пример такого реестра приведен по результатам контроля расчетов по НДС, представленных налогоплательщиками за I квартал 2000 года.
     

Итоговая сумма (исчисляется как разница между данными налогоплательщика и данными налоговой инспекции)

Код отчетного периода

ИНН

Плательщик

391 718 037,00

2000КВ01

  
 

  
 

16 470 446,00

2000КВ01

  
 

  
 

385 322 300,00

2000МС0З

  
 

  
 

642,00

2000КВ01

  
 

  
 

3176,00

2000КВ02

  
 

  
 


     Электронные реестры могут сортироваться сотрудниками сектора камеральных проверок, например, по убыванию суммы расхождения, определенной организационно-правовой форме налогоплательщиков и т.п.;
     
     2) анализ расхождений в полученных реестрах, правильность ввода данных в автоматизированные базы данных, качество составления налоговых расчетов и т.д.;
     

     3) отбор налогоплательщиков непосредственно для проведения камеральной проверки по результатам проведенного анализа;
     
     4) проведение камеральной проверки по отобранным налогоплательщикам в соответствии с действующим законодательством.
     
     По окончании проведения проверок формируются следующие выходные формы, которые и направляются налогоплательщику.
     

АКТ
камеральной налоговой проверки N _____

     
     г. Волгоград                                                                                                             13.05.2000
     
     По _______________________________________________________________________________
     
     ИНН _____________________________________________________________________________
     
     Государственный налоговый инспектор инспекции МНС России по Дзержинскому району г. Волгограда отдела информационной работы с налогоплательщиками сектора камеральной проверки _______________________________________
     
     составил настоящий акт проверки налогового расчета (декларации) по налогу на добавленную стоимость.
     
     17.04.2000 предприятием ____________________________________________________________
     
     представлен расчет по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2000 года, в котором имеется ошибка по стр. 1а (округление ставки НДС).
     
     Cумма доначисленного налога составляет:
     

Налог

Отчетный период

Сумма, руб.

По сроку

 Налог на добавленную стоимость

 за I квартал 2000 г.

332 275,00

20.04.2000

     
     На момент составления акта доначисленная сумма: 1. Уплачена полностью
     
                                                                                     2. Уплачена частично
     
                                                                                     3. Не уплачена
     
     Предложения проверяющего:
     
     1. Внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
     
     2. Представить поправочный (дополнительный) расчет по данному налогу.
     
     Приложение:
     
     1. Б01 Расчет (налоговая декларация) налога на добавленную стоимость за I квартал 2000 года.
     
     2. Выписка из лицевого счета по сроку уплаты налога.
     
     Государственный налоговый инспектор _________________________________________________
     
     Начальник отдела информационной работы с налогоплательщиками ________________________
     

ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 1

о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

     
     г. Волгоград                                                                                                                15.05.2000
     
     Руководитель (Зам. руководителя) ИМНС по Дзержинскому району г. Волгограда, советник налоговой службы II ранга _____________________________ , рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки в отношении __________________ ,
     

УСТАНОВИЛ:

     
     Согласно представленному расчету налог на добавленную стоимость за I квартал 2000 г. по сроку 20.04.2000 составил __________________________________________________ .
     
     Руководствуясь ст. 31, 101 НК РФ,
     

РЕШИЛ:

     
     1. Доначислить _______________________________________________________________________
     

Налог, код налога, р/с

Сумма, руб.

По сроку

 Налог на добавленную стоимость

 за I квартал 2000 г.

332 275,00

20.04.2000

     
     2. Предложить ________________________________________________________________________
     
     2.1. Перечислить суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, а также пени в срок, установленный в требовании.
     
     2.2. Внести необходимые исправления в бухгалтерский учет в соответствии с приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", зарегистрированным в Минюсте России 27.08.1998 N 1598.
     
     3. В случае несогласия с настоящим Постановлением оно может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     Руководитель (Зам. руководителя) ИМНС по Дзержинскому району г. Волгограда,
     советник налоговой службы II ранга                                                         _____________________
                                                                                                                                 (Ф.И.О.)
     
     Копию Постановления получил:
     Руководитель                                                                                          _____________________
                                                                                                                                 (Ф.И.О.)
     
     На основании приведенного выше Постановления налогоплательщику предъявляется требование об уплате доначисленных сумм в соответствии с требованиями части первой НК РФ.
     
     Результирующие данные проведенных камеральных проверок налогоплательщиков, накапливаемые в автоматизированных базах данных, являются одним из основных источников информации при выборе объекта для проведения выездной налоговой проверки.
     

(Продолжение следует)