Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О работе межрайонных инспекций


О работе межрайонных инспекций

     
     В.К. Реш,
руководитель Управления МНС России по Тульской области, государственный советник налоговой службы II ранга

     

1. Общие положения

     
     В настоящее время одной из тенденций реорганизации налоговых органов является укрупнение  местных инспекций и создание на их основе межрайонных инспекций (далее - МРИ). При этом на месте ликвидируемой инспекции может образовываться отдел, частично выполняющий ряд функций по работе с налогоплательщиками «своего» района (далее - Отдел). Методические рекомендации по объему работ Отдела отсутствуют, в связи с этим представляет интерес анализ опыта работы, приобретенного налоговыми органами Тульской области после создания в 1999 году МРИ на базе инспекций городов Богородицка и Ефремова.
     
     При выборе объектов реорганизации использован упрощенный способ сравнения загруженности налоговых органов: по числу юридических лиц и численности населения, приходящихся на одного работника инспекторского состава (далее - удельная нагрузка по числу юридических и физических лиц). Учитывая, что основные показатели работы налоговых органов коррелированы с указанными параметрами, использование данного способа сравнения загруженности представляется обоснованным.
     
     В результате анализа установлено, что при средней удельной нагрузке по области, равной 14 юридическим лицам и 12 тыс. физических лиц, наиболее низкая нагрузка (менее половины среднеобластной) приходится на инспекции Куркинского и Каменского районов*. В то же время в близлежащих инспекциях городов Богородицка и Ефремова нагрузка хотя и близка к среднеобластной, но несколько ниже, что создает предпосылки для выполнения ряда основных функций соответствующих районов.
     
     Тем не менее при анализе ситуации принято решение о создании на месте ликвидируемых инспекций Отделов, основными задачами которых являются:
     
     - взаимодействие с органами административных образований (отделами федерального казначейства, финансовыми отделами администраций, районной прокуратурой и т. д.);
     
     - частичное исполнение функций налоговых органов в отношении налогоплательщиков.
     
     Учитывая огромный практический опыт и высокую квалификацию руководителей базовых инспекций, при создании МРИ им было предоставлено право самостоятельно устанавливать численность Отделов и определять их функции. Основное требование, доведенное до МРИ, - обеспечить среднеобластную нагрузку при сохранении темпов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. МРИ стали работать в полном объеме своих функций начиная с октября 1999 года, реализуя несколько отличные друг от друга варианты работы, что обусловлено местными условиями деятельности Отделов.
     
     Анализом динамики налоговых поступлений установлено, что в III квартале 1999 года (как, впрочем, и в 2000 году) обеим МРИ удалось удержать темп поступлений на уровне среднеобластных тенденций, причем потерь местных бюджетов удалось избежать даже на этапе реорганизации. Высвобожденная численность сотрудников составила 40 человек, а удельная нагрузка обеих МРИ увеличена до среднеобластного уровня. Полученные результаты характеризуют жизнеспособность обоих приведенных ниже вариантов работы МРИ.
     

2. МРИ, созданная на базе г. Богородицка

     
     Особенностью МРИ является удаленность территории, обслуживаемой Отделом.
     

2.1. Учет налогоплательщиков (юридических и физических лиц)

     
     Все документы, необходимые для осуществления постановки на налоговый учет и дальнейшего ведения учета, а также используемые для учета налогоплательщиков сведения, поступающие от местных органов, принимаются в Отделе и передаются в МРИ. В МРИ вводятся в базу данных сведения по учету налогоплательщиков, присваиваются ИНН, КПП, подготавливаются необходимые документы по учету налогоплательщиков. Далее сведения передаются в Отдел для передачи налогоплательщикам.
     

2.2. Ведение карточек лицевых счетов

     
     Лицевые счета налогоплательщиков-юридических лиц ведутся в МРИ. Сведения о платежах, поступающие в Отдел из подразделений казначейства (ОФК) и финотдела администрации, передаются в МРИ на бумажных носителях через курьера три раза в неделю. Кроме этого, ОФК и финотдел ежедневно передают в Отдел справки о поступлениях в разрезе налогов. Сверка поступлений с ОФК и финотделом в разрезе налогов осуществляется Отделом, а в разрезе налогоплательщиков - МРИ.
     
     Недостатком процедуры является то, что в настоящее время данные лицевых счетов юридических лиц в Отделе отсутствуют. В связи с этим крайне целесообразна разработка программного обеспечения, осуществляющего установку в Отделе копий лицевых счетов с их периодическим обновлением, что даст возможность проводить сверки расчетов с налогоплательщиками в Отделе.
     
     Лицевые счета налогоплательщиков-физических лиц ведутся в Отделе. Данные о поступлениях от физических лиц в разрезе налогов в МРИ поступают на бумажных носителях (справки из ОФК и финансового отдела). Информация о поступлениях указанной категории налогоплательщиков (в разрезе каждого налогоплательщика) в МРИ отсутствует.
     

2.3. Прием налоговой отчетности налогоплательщиков

     
     Налоговая отчетность, заявления налогоплательщиков-юридических лиц о дополнении и изменении данных налоговых деклараций представляются в Отдел (в отчетности должно обязательно содержаться указание наименования района) и в МРИ не передаются (работники Отдела формируют файлы со сведениями и передают их на дискетах в МРИ).
     
     В Отдел также представляется налоговая отчетность налогоплательщиков-физических лиц.
     

2.4. Камеральные проверки

     
     В Отделе осуществляются прием расчетов, ввод данных в программное обеспечение и собственно камеральные проверки. В случае если выявленные камеральной проверкой нарушения достоверно установлены и не требуют подтверждения выездной налоговой проверкой, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности выносится по ходатайству Отдела руководителем МРИ (работники Отдела формируют файлы со сведениями и передают их на дискетах в МРИ).
     
     В МРИ ведутся две базы камеральных проверок: «своих» предприятий и предприятий, расположенных на территории ликвидированной инспекции, что затрудняет работу.
     

2.5. Документальные проверки

     
     Отдел участвует в подготовке плана проведения проверок и непосредственно в их осуществлении. Акты по результатам проверок передаются в МРИ, и там выносится решение о привлечении к ответственности и осуществляется ввод данных в журнал документальных проверок, затем сведения вносятся в лицевые карточки.
     

2.6. Налоговая отчетность

     
     В части сведений о юридических лицах отчетность подготавливается в МРИ.
     
     Данные по физическим лицам подготавливаются Отделом и передаются в МРИ на бумаге.
     

2.7. Работа с недоимкой

     
     В МРИ анализируется уровень недоимки и подготавливаются требования по уплате налогов, которые затем передаются в Отдел для вручения налогоплательщику. Реализация основных этапов по работе с недоимкой [вынесение решений о взыскании налога, направление инкассовых поручений, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, вынесение решений и постановлений об обращении взыскания налога за счет имущества предприятий (ст. 47 НК РФ)] осуществляется МРИ. Отдел передает постановления судебным приставам, (вынесение решений о наложении ареста на имущество осуществляется в МРИ), получает санкцию прокурора, непосредственно участвует в аресте согласно ст. 77 НК РФ и его оформлении.
     
     Опыт использования вышепредставленной технологии свидетельствует о том, что для более успешной работы МРИ необходимы полные актуальные базы данных как юридических, так и физических лиц, а это, в свою очередь, требует доработки программного обеспечения с учетом особенностей работы налоговых инспекций на территории различных муниципальных образований.
     

3. МРИ, созданная на базе г. Ефремова

     
     Особенностью МРИ является относительная близость территории, обслуживаемой Отделом.
     

3.1. Учет налогоплательщиков (юридических и физических лиц)

     
     Функции Отдела в части учета налогоплательщиков ограничены передачей в МРИ используемых для учета налогоплательщиков сведений, поступающих от местных органов согласно ст. 85 НК РФ.
     

3.2. Ведение карточек лицевых счетов

     
     Лицевые счета налогоплательщиков - юридических и физических лиц ведутся в Отделе, где осуществляется сверка поступлений с ОФК и финотделом. Недостаток процедуры - отсутствие данных лицевых счетов соответствующей группы налогоплательщиков в МРИ.
     

3.3. Прием налоговой отчетности налогоплательщиков

     
     В Отдел представляются налоговая отчетность, заявления налогоплательщиков - юридических и физических лиц о дополнении и изменении данных налоговых деклараций (с обязательным указанием наименования района).
     

3.4. Камеральные проверки

     
     В Отделе осуществляются прием расчетов, ввод данных в программное обеспечение и собственно камеральные проверки. В случае если выявленные камеральной проверкой нарушения достоверно установлены и не требуют подтверждения выездной налоговой проверкой, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности выносится руководителем МРИ (акт по реультатам проверки передается Отделом в МРИ, руководитель МРИ принимает решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, затем решение передается в Отдел для отражения в лицевой карточке и вручения налогоплательщику).
     

3.5. Документальные проверки

     
     Отдел участвует в подготовке плана проведения проверок, но не участвует в проверках. Решение о привлечении к ответственности передается в Отдел для ввода данных в лицевые карточки и вручения налогоплательщику.
     

3.6. Налоговая отчетность

     
     Отчетность подготавливается в Отделе (сведения о поступлениях налогоплательщиков, недоимке, отраслевые отчеты подготавливаются Отделом и передаются в МРИ на магнитных носителях). Переданная из Отдела отчетность вручную обобщается с данными МРИ, и сводный отчет передается в региональное Управление МНС России.
     
     Недостаток процедуры - значительный объем ручного труда.
     

3.7. Работа с недоимкой

     
     Уровень недоимки анализируется и в Отделе, и в МРИ. Отдел подготавливает требования по уплате налогов и вручает их налогоплательщику. Реализация основных этапов по работе с недоимкой (вынесение решений о взыскании налога, направление инкассовых поручений) осуществляется Отделом, а МРИ приостанавливает операции по счетам налогоплательщика в банке, выносит решения и постановления об обращении взыскания налога за счет имущества предприятий (ст. 47 НК РФ), передает в Отдел для представления судебным приставам. Реализация ареста согласно ст. 77 НК РФ (вынесение решений о наложении ареста на имущество, получение санкций прокурора, непосредственное осуществление ареста и его оформление) производится МРИ (санкцию прокурора получает Отдел).