Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налогообложении иностранных юридических лиц

     
     Е.Л. Васюкова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Наше предприятие по контрактам с фирмами Германии проводит испытания и исследования автомобильной техники немецких фирм. Немецкие партнеры сообщили нам о вступлении в действие с 1 апреля 1999 года в Германии новых налоговых законов, согласно которым вводятся дополнительные налоги с доходов, которые, как мы поняли, будут удерживаться в Германии с доходов, причитающихся нам за выполнение вышеназванных работ (в том числе по контрактам, заключенным до 1 апреля 1999 года).
     
     Просим дать разъяснение по существу вопроса.

     
     Действующее в настоящее время межправительственное Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29 мая 1996 года распространяется в ФРГ, в частности, на подоходный налог, налог с корпораций, налог на имущество, на солидарный налог и др.
     
     Вместе с тем в соответствии с п. 4 ст. 2 указанного Соглашения этот нормативный документ применяется также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут устанавливаться после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение или вместо существующих налогов.
     
     Налог на доходы, введенный новым германским законом, по нашему мнению, подпадает под действие упомянутого Соглашения. Следовательно, если деятельность вышеуказанного предприятия не осуществляется в Германии через постоянное представительство, то доходы, выплачиваемые немецким партнером резиденту России, в соответствии со ст. 7 российско-германского налогового Соглашения подлежат налогообложению только в России.
     
     Для освобождения доходов российского предприятия от налогообложения в Германии следует в соответствии с требованиями законодательства Германии оформить установленный сертификат освобождения.
          

     Наш банк осуществляет брокерское обслуживание иностранных юридических лиц, не имеющих представительства в Российской Федерации, на рынках ГКО-ОФЗ и акций российских эмитентов. В этой связи просим дать разъяснения по следующим вопросам:
     
     Какие расходы, кроме стоимости ценных бумаг, понесенные нерезидентом по сделкам купли-продажи ценных бумаг, могут приниматься к зачету?
     
     Каким образом должен рассчитываться доход нерезидента по операциям купли-продажи ценных бумаг в случае продажи целого лота однородных ценных бумаг по одной цене при приобретении данных ценных бумаг несколькими лотами по разным ценам?
     
     Может ли нерезидент в течение года изменить используемый метод исчисления налогооблагаемой базы на иной метод?
     
     Существуют ли особенности расчета налоговых выплат для нерезидентов по операциям с ценными бумагами?
     
     Какой порядок получения нерезидентом освобождения от уплаты налога на доход от операций с ценными бумагами на основании соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества?
     
     Какой срок установлен для перечисления налоговым агентом сумм налога с дохода нерезидента в бюджет?

     
     В соответствии с п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» N 34 (далее - Инструкция N 34) доходы иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство (нерезиденты), подлежат налогообложению у источника выплаты.
     
     Доходы нерезидентов от отчуждения имущества в Российской Федерации, в том числе акций и других ценных бумаг, долговых требований, рассчитываются на основе превышения стоимости реализации имущества над стоимостью его приобретения. Таким образом, расходы нерезидента по сделкам купли-продажи ценных бумаг: комиссии бирж, брокеров, депозитарные расходы и др. - к зачету не принимаются и налогооблагаемую базу не уменьшают.
     
     При расчете дохода нерезидента от операций с ценными бумагами учитываются только фактические результаты купли-продажи (доходы и расходы) и не учитываются особенности приобретения и реализации ценных бумаг.
     
     Налогооблагаемая база, а также налоговые платежи для нерезидентов, осуществляющих операции с ценными бумагами, исчисляются в соответствии с общеустановленным в Российской Федерации порядком.
     
     Налог с доходов нерезидентов из источников в Российской Федерации удерживается лицом (налоговым агентом), выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, при каждом перечислении платежа. В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
     
     За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Кроме того, следует учитывать положения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с иностранными государствами. Так, если в соответствии с международным налоговым соглашением доходы нерезидента от вышеуказанных операций не подлежат налогообложению в России, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании налога с источника по форме, указанной в Приложении 11 к Инструкции N 34.
     

     Польское акционерное общество осуществляло строительные работы в Москве с июня 1998 года по май 1999 года. Строительная площадка была поставлена на налоговый учет. Начало и окончание строительных работ подтверждены актами приемки и сдачи строительной площадки. Однако российский заказчик еще не произвел окончательный расчет. Образует ли строительная площадка в данном случае постоянное представительство для целей налогообложения?

     
     В соответствии с п. 1.8 Инструкции N 34 строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику, а моментом окончания существования стройплощадки является дата подписания акта о сдаче объекта в эксплуатацию.
     
     Таким образом, если акт сдачи строительной площадки подписан до истечения 12-месячного периода с даты начала существования стройплощадки, то в соответствии со ст. 4 российско-польского Соглашения об избежании двойного налогообложения от 22 мая 1992 года такая стройплощадка независимо от расчета с заказчиком для целей налогообложения не образует постоянного представительства, следовательно, прибыль иностранного юридического лица от строительной деятельности налогообложению в Российской Федерации не подлежит.     
     

     Швейцарская и бельгийская авиакомпании, имеющие представительства в Российской Федерации и осуществляющие авиарейсы между Россией и Швейцарией, Россией и Бельгией, планируют создать совместное предприятие в форме полного товарищества по английскому законодательству только для оказания административных услуг (услуги по продажам авиабилетов, маркетинг, управление компьютерными сетями, управление продуктами) для швейцарской и бельгийской компаний.
     
     Прибыль швейцарской и бельгийской компаний от эксплуатации воздушных судов, а также их прибыль от участия в совместном предприятии по эксплуатации транспортных средств освобождена от налогообложения в Российской Федерации в соответствии с положениями российско-швейцарского и советско-бельгийского Соглашений об избежании двойного налогообложения.
     
     Просим разъяснить порядок применения указанных Соглашений в отношении деятельности планируемого совместного предприятия.

     
     В соответствии со ст. 7 Соглашения между СССР и Бельгией об избежании двойного налогообложения от 17 декабря 1987 года и ст. 8 Соглашения между Россией и Швейцарией об избежании двойного налогообложения от 15 ноября 1995 года прибыль (доход), получаемая (ый) предприятием договаривающегося государства от участия в пуле, совместной предпринимательской деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств, подлежит налогообложению только в этом договаривающемся государстве.
     
     По нашему мнению, деятельность совместного предприятия по оказанию административных услуг не может рассматриваться как деятельность по эксплуатации воздушных судов. Следовательно, прибыль, получаемая совместным предприятием от оказания любых услуг в России, включая оказываемые для швейцарской и бельгийской компаний, подлежит налогообложению в соответствии с российским законодательством.         


     Представительство швейцарской компании в Российской Федерации аккредитовано на территории Российской Федерации на основании разрешения Государственной регистрационной палаты от 24 августа 1998 года и зарегистрировано в налоговой инспекции по месту нахождения. В 1999 году представительство функционировало исключительно для целей рекламы, предоставления и сбора информации для головного офиса, изучения рынка услуг и товаров и других представительских функций в Российской Федерации.
     
     Просим дать ответ на вопрос: является ли представительство компании плательщиком налога на прибыль в Российской Федерации в связи с получением средств на свое содержание от головного офиса при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации?

     
     В соответствии с п. 2f cт. 5 российско-швейцарского налогового Соглашения об избежании двойного налогообложения от 15 ноября 1995 года содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления рекламы, снабжения информацией или любой другой подобной деятельности подготовительного или вспомогательного характера для предприятия к образованию постоянного представительства для целей налогообложения не приводит.
     
     Таким образом, если деятельность представительства швейцарской компании в Российской Федерации не направлена на систематическое получение прибыли, а ограничивается осуществлением вышеуказанной деятельности и других представительских функций для головной компании, то в отношении такой деятельности компания не будет рассматриваться в качестве плательщика налога на прибыль.
     
     Денежные средства, полученные представительством иностранной компании на свое содержание от головного офиса, налогообложению в России не подлежат, поскольку движение средств в пределах одного юридического лица не является налогооблагаемым оборотом. Кроме того, эти средства не являются доходом иностранного юридического лица в связи с деятельностью в Российской Федерации.        

  
     Просим разъяснить, каким документом из нижеуказанных следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о налогообложении доходов японской компании в Российской Федерации от осуществления международных перевозок:
     
     Согласованная протокольная запись в связи с обменными письмами между Правительством СССР и Правительством Японии о взаимном освобождении от налогообложения на доходы и прибыль, получаемые от эксплуатации морских и/или воздушных судов в международных перевозках, от 31 июля 1975 года или Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18 января 1986 года, которая также содержит положения, касающиеся налогообложения доходов от международных перевозок?
     

     Согласованная протокольная запись от 31 июля 1975 года содержит обязательства правительств двух стран и является на основании Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международным договором в форме обмена письмами между послом Японии и министром гражданской авиации СССР.
     
     В соответствии со ст. 30 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года положения последующего договора в той мере, в какой они совместимы с положениями предыдущего договора, имеют преимущественную силу.
     
     С учетом этого Конвенция между Правительством СССР и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 18 января 1986 года имеет преимущественную силу по отношению к указанной Согласованной протокольной записи в части вопросов, касающихся налогообложения.
     
     Таким образом, в ходе рассмотрения вопроса о налогообложении японской компании следует руководствоваться положениями упомянутой двусторонней налоговой Конвенции (в части вопросов, регулируемых данной Конвенцией).
     

     Нашим предприятием привлечен кредит иностранного банка-нерезидента (Германия). Просим разъяснить правомерность удержания налога со штрафных процентов (пени) за несвоевременный возврат кредита немецкому банку.

     
     В соответствии с Инструкцией N 34 к доходам иностранного юридического лица из источников в Российской Федерации относятся, в частности, штрафы и пени за нарушение долговых и договорных обязательств. Удержание налога с указанных доходов производится лицом, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу при каждом перечислении платежа. Однако при этом принимаются во внимание положения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами.
     
     Так, в соответствии со ст. 21 «Другие доходы» российско-немецкого налогового Соглашения от 29 мая 1996 года доходы, получаемые резидентом Федеративной Республики Германии в виде штрафных процентов (пени) за несвоевременный возврат кредита, налогообложению в Российской Федерации не подлежат.
     

     Авиакомпания - резидент Туниса осуществляет воздушные перевозки по маршруту Тунис-Москва. С 1998 года авиакомпания начала реализацию билетов на международный рейс Москва-Тунис.
     
     Подлежит ли налогообложению в Российской Федерации прибыль (доход) тунисской авиакомпании от эксплуатации воздушных судов в международных перевозках, и если подлежит, то по какой ставке?
     

     Вопросы налогообложения прибыли (доходов), получаемой предприятиями от осуществления международных перевозок, регулируются соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключаемыми Россией с другими государствами. Однако ввиду отсутствия налогового Соглашения между Россией и Тунисом в отношении подобных доходов применяется внутреннее законодательство каждого из государств.
     
     В Российской Федерации деятельность тунисской авиакомпании, осуществляющей международные перевозки по маршруту Тунис-Москва и реализующей авиабилеты на международный рейс Москва-Тунис через московское представительство авиакомпании, в целях налогообложения рассматривается как деятельность через постоянное представительство.
     
     В соответствии с п. 4 Инструкции N 34 налогообложению подлежит прибыль иностранного юридического лица от деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство. По итогам деятельности авиакомпании в Российской Федерации за 1998 год налог на прибыль взимается по ставке 35 %.
     

     Наше предприятие является закрытым акционерным обществом, учрежденным по законодательству Российской Федерации. Предприятие собирается заключить договоры купли-продажи промышленного оборудования, финансового лизинга оборудования, предназначенного для переоснащения наших производственных линий. Продавцом оборудования и лизингодателем оборудования являются резиденты Швейцарской Конфедерации.
     
     Подлежат ли предварительному освобождению от налогообложения на основании российско-швейцарского Соглашения об избежании двойного налогообложения доходы (проценты), получаемые иностранным юридическим лицом в соответствии с указанными договорами, а также имущество (предмет лизинга)?

     
     Согласно п. 5 Инструкции N 34 к доходам иностранного юридического лица из источников в Российской Федерации относятся, в частности, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, а также процентный доход от долговых обязательств любого вида.
     
     В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 российско-швейцарского Соглашения об избежании двойного налогообложения от 15 ноября 1995 года доходы резидента Швейцарии, получаемые из источников в Российской Федерации на основании договоров с российским резидентом по продаже или сдаче ему в аренду промышленного оборудования или на основании договора финансового лизинга оборудования, подлежат налогообложению в Швейцарии. Однако следует учесть, что если налоговыми органами Российской Федерации будет установлено, что деятельность иностранного юридического лица осуществляется в России через постоянное представительство, то прибыль резидента Швейцарии, относящаяся к постоянному представительству, может облагаться налогом в Российской Федерации.
     
     Процентный доход, выплачиваемый резиденту Швейцарии, являющемуся фактическим владельцем процентов, не подлежит налогообложению в России на основании указанного Соглашения только в связи с продажей в кредит российскому резиденту любых видов промышленного, коммерческого или научного оборудования или в связи с продажей в кредит любых изделий одного предприятия другому предприятию (п. 3а и 3б ст. 11).
     
     Что касается процентов, выплачиваемых российской компанией в соответствии с договором финансового лизинга резиденту Швейцарии, то они будут уменьшать налогооблагаемую базу только в случае подтверждения лизингодателем факта получения кредитов на приобретение оборудования, передаваемого в лизинг, и лишь в пределах сумм уплачиваемых им процентов.
     
     В соответствии с положениями п. 4 ст. 22 указанного Соглашения имущество (предмет лизинга), являющееся собственностью лизингодателя-резидента Швейцарии, подлежит налогообложению в Швейцарии (если нет деятельности через постоянное представительство).
     
     Однако право на предварительное освобождение от взимания налога на доходы от источников в Российской Федерации и на имущество или взимание налогов по пониженным ставкам на основании российско-швейцарского Соглашения об избежании двойного налогообложения у иностранного резидента - фактического владельца таких доходов и имущества возникает не автоматически, а только после подачи в местный налоговый орган заявления о неудержании налога от источника в Российской Федерации в соответствии с п. 6.4 Инструкции N 34.
     

     Российская компания арендовала в 1998 году рыболовецкое судно у кипрской транспортной компании согласно контракту бербоут-чартер (фрахтование судна без экипажа) за плату, определяемую в размере части улова рыбы.
     
     Просим разъяснить, как следует рассматривать доход иностранного юридического лица: как доход от фрахта или же как другие доходы? Какой механизм удержания и уплаты налога, если оплата за использование судов производится неденежными средствами?
     

     В соответствии с подпунктом «л» п. 5.1.11 Инструкции N 34 суммы доходов от фрахта, выплачиваемые иностранным юридическим лицам в связи с осуществлением морских, воздушных, железнодорожных, автомобильных и иных международных перевозок, облагаются налогом по ставке 6 %; остальные доходы облагаются налогом по ставке 20 %.
     
     Таким образом, доходы резидента Республики Кипр, получаемые за предоставление в аренду рыболовецких судов резиденту Российской Федерации в соответствии с контрактом бербоут-чартер, осу-ществляющего свою деятельность на территории Российской Федерации, должны облагаться налогом в России по ставке 20 %.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 10 «Доходы от имущества» действующего в 1998 году Соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходы от указанной деятельности налогами в Российской Федерации не облагаются.
     
     Право на освобождение от взимания налога на доходы от источников в Российской Федерации у резидента Республики Кипр возникает только после подачи в местный налоговый орган заявления о неудержании налога от источника в Российской Федерации по форме, указанной в Приложении N 11 к Инструкции N 34. При этом следует иметь в виду, что освобождение от уплаты налогов может быть предоставлено только в случае, если доходы от источников в Российской Федерации имеют однотипный и регулярный характер, то есть выплачиваются неоднократно в течение одного и того же налогового периода.
     
     Таким образом, российская компания-налоговый агент может не удерживать налог с дохода иностранного юридического лица, если у нее имеется четвертый экзепляр заявления на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации соответствующей формы с необходимыми отметками налоговых органов иностранного государства и Российской Федерации. В этом случае налоговый агент будет представлять в местный налоговый орган только информацию о суммах выплаченных доходов без удержания налогов.
     
     Если резидент Республики Кипр не представил в налоговый орган заявление о предварительном освобождении указанных доходов от налогов в Российской Федерации, то с них должен быть удержан налог у источника по ставке 20 %, а в последующем согласно действующей процедуре сумма уплаченного налога будет возвращена на основании заявления получателя дохода по формам, приведенным в Приложении N 9 к вышеупомянутой Инструкции.
     
     Согласно подпункту 3 ст. 10 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 2116-1), исчисление налога с доходов иностранного юридического лица, получаемых из источников в Российской Федерации и выплачиваемых иностранному юридическому лицу товарами либо в любой иной форме, производится от денежного эквивалента таких доходов.
     
     В соответствии с положениями Инструкции N 34, если иностранное юридическое лицо получает доходы в натуральной форме, например в виде продукции, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из рыночных цен на такую же или аналогичную продукцию, действующих на момент получения дохода. Согласно инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» под рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки.
     
     Следовательно, налог с доходов резидента Республики Кипр, получаемых из источников в Российской Федерации, исчисляется исходя из стоимости улова рыбы, оплачиваемого иностранному юридическому лицу российским предприятием в качестве дохода, рассчитанной на основе рыночных цен, и объем выплачиваемой продукции уменьшается на объем продукции, эквивалентной сумме рассчитанного налога.
     
     Налог удерживается лицом, выплачивающим такой доход, с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа с одновременным зачислением в федеральный бюджет в иностранной валюте или в рублях по курсу Банка России на дату совершения этой операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     

     Российское предприятие заключило внешнеторговый контракт на поставку запасных частей к оборудованию со швейцарской компанией, не имеющей зарегистрированного представительства на территории Российской Федерации. По условиям контракта право собственности на данные запчасти переходит к российскому покупателю за пределами территории России, а оплата производится в течение 30 дней с момента выставления счета поставщиком. Просим разъяснить порядок налогообложения процентов, выплачиваемых иностранному юридическому лицу за предоставление кредита по отсрочке платежей за поставку материалов более, чем на 30 дней.

     
     Согласно п. «3b» ст. 11 «Проценты» российско-швейцарского Соглашения об избежании двойного налогообложения от 15 ноября 1995 года проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, который является фактическим владельцем таких процентов, подлежат налогообложению только в этом другом государстве в связи с продажей в кредит любых изделий одним предприятием другому предприятию.
     
     По условиям контракта, указанным в вопросе, поставка изделий одного предприятия другому предприятию, по нашему мнению, не может рассматриваться как продажа изделий в кредит, а является обычной внешнеторговой операцией, и проценты, начисляемые за задержку платежа за поставленные изделия свыше срока, предусмотренного контрактом, являются процентами, выплачиваемыми за нарушение контрактных условий внешнеторговой сделки.
     
     В соответствии с п. 5.1.5 Инструкции N 34 к доходам из источников в Российской Федерации, подлежащим налогообложению у источника выплаты, в частности, относится процентный доход от штрафов и пени за нарушение договорных обязательств.
     
     Таким образом, доходы резидента Швейцарии в виде процентов за просрочку платежа за поставленные товары подлежат налогообложению в России у источника выплаты и удерживаются российским предприятием при каждом перечислении платежа по ставке 20 %.
     

     Правомерен ли вычет из налогооблагаемой прибыли российского предприятия процентов, выплачиваемых по банковским кредитам, использованным на цели финансирования капитальных вложений (строительство), если 91 % акций предприятия принадлежит голландской компании?

     
     В соответствии с положениями п. 4 Протокола к Соглашению между Россией и Нидерландами об избежании двойного налогообложения от 16 декабря 1996 года проценты, выплачиваемые предприятием договаривающегося государства, капитал которого полностью или частично принадлежит или прямо или косвенно контролируется резидентами другого договаривающегося государства, вычитаются при исчислении налогооблагаемой прибыли этого предприятия, за исключением случаев, когда проценты относятся к прибыли, которая не облагается налогом.
     
     Применительно к Соглашению между Россией и Нидерландами вычет из налогооблагаемой прибыли российского предприятия выплачиваемых процентов по банковским заемным средствам, используемым на цели, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), регулируется российским законодательством, а именно постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», в соответствии с которым к вычету принимаются проценты по банковским кредитам в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта по ссудам, полученным в рублях, или ставки ЛИБОР, увеличенной на три пункта по ссудам, полученным в иностранной валюте. В отношении затрат, произведенных организацией на уплату процентов по кредитам банков, полученным в свободно конвертируемой валюте, следует руководствоваться совместным письмом Минфина России от 28.12.1995 N 135, Минэкономики России от 29.12.1995 N СИ-517, Госналогслужбы России от 28.12.1995 N НП-6-01/670 и Банка России от 04.01.1996 N 224 «Об установлении для целей налогообложения предельной ставки по уплате процентов по ссудам, полученным в иностранной валюте», в соответствии с которым указанные затраты принимаются к вычету в размерах, не превышающих 15 % годовых.
     
     В отношении вычета из налогооблагаемой прибыли процентов по банковским кредитам, используемым на цели финансирования капитальных вложений, сообщаем, что до момента ввода оборудования в эксплуатацию проценты за такой кредит относятся на увеличение стоимости приобретаемого оборудования и списываются в уменьшение налогооблагаемой прибыли посредством системы начисления и списания амортизационных отчислений.
     
     После ввода оборудования в эксплуатацию на основании подпункта «а» п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 предприятие вправе уменьшать облагаемую прибыль на суммы уплаченных по кредитам процентов.
     

     Российская авиакомпания заключила со словацкой транспортной компанией контракт на предоставление в аренду российского воздушного судна. Как арендодателю, российской авиакомпании причитаются арендные платежи в размере, предусмотренном контрактом. Однако словацкой фирмой, выступающей арендатором воздушного судна, арендные платежи были перечислены не в полном размере, а с удержанием 10 % от суммы арендных платежей в качестве уплаты налога с доходов иностранного юридического лица на территории Словакии в соответствии со ст. 12 «Доходы от авторских прав и лицензий» Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 24 июня 1994 года.
     
     Просим разъяснить правомерность удержания налога на территории Словакии.

     
     В соответствии с контрактом аренды воздушного судна «воздушное судно арендуется для осуществления коммерческих перевозок пассажиров, багажа и грузов»; «арендодатель обязуется предоставить инструкторский экипаж для выполнения международных полетов».
     
     Согласно подпунктам 1 и 3 ст. 8 «Доходы от международных перевозок» Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 24 июня 1994 года доходы, полученные лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве от использования транспортных средств в международных перевозках, включают доход от сдачи в аренду транспортных средств, подлежат налогообложению только в этом государстве.
     
     Под термином «международная перевозка» для целей применения налогового Соглашения понимается (п.1g ст. 3 «Общие определения») перевозка пассажиров и грузов лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве принадлежащими ему транспортными средствами за пределы этого государства, но не включает перевозку между пунктами в одном и том же договаривающемся государстве.
     
     Если воздушное судно используется в перевозках, осуществляемых за пределы Словацкой Республики, то такие перевозки будут рассматриваться как международные, и налогообложение доходов российского резидента будет подпадать под действие ст. 8 «Доходы от международных перевозок» Соглашения.
     
     Если арендованное словацкой компанией воздушное судно эксплуатируется только на территории Республики Словакии, то такие перевозки не могут квалифицироваться как международные, и следовательно, налогообложение доходов, получаемых российским предприятием из источников в Словакии за предоставление в аренду воздушного судна, должно, по нашему мнению, регулироваться ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» Соглашения, в соответствии с которой прибыль от предпринимательской деятельности, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве, подлежит налогообложению только в этом государстве, если такое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное представительство. С учетом специфики контрактных отношений между российским арендодателем и словацким арендатором мы не видим оснований считать, что арендодатель имеет в Словакии постоянное представительство.
     
     На основе вышеуказанного считаем, что доходы, получаемые российской авиакомпанией от предоставления в аренду воздушного судна словацкой фирме, подлежат налогообложению только в России.
     

     Российское предприятие заключило контракт с румынской компанией об оказании услуг румынской стороне по ремонту самолетов. Оплата за произведенные работы была осуществлена румынской стороной с удержанием 10 % от стоимости оказанных услуг. При этом румынская сторона ссылается на ст. 12 «Доходы от авторских прав и лицензий» Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 27 сентября 1993 года.
     
     Просим разъяснить, насколько правомерны удержание на территории Румынии 10 % от стоимости оказанных услуг и применение указанного Соглашения к нашему контракту.

     
     Проведение данным предприятием работ по проверке авиационных двигателей по контракту с румынским контрагентом представляет собой сделку, в которой российская сторона применяет свои профессиональные знания и опыт по выполнению работ для другой стороны, а не осуществляет передачу такого опыта. Таким образом, по нашему мнению, плата, полученная за выполнение такого рода работ, не является платежом - роялти (доход от авторских прав и лицензий) в смысле п. 3 ст. 12 вышеупомянутой Конвенции.
     
     Режим налогообложения таких доходов должен регулироваться ст. 7 Конвенции как прибыли от предпринимательской деятельности. В связи с тем что деятельность данного предприятия в Румынии не квалифицируется румынскими налоговыми органами как образующая постоянное представительство в Румынии, то в соответствии с указанной статьей полученные от такой деятельности доходы подлежат налогообложению только в Российской Федерации.
     

     Наше предприятие заключило договор с немецкой фирмой о регистрации этой фирмой российских товарных знаков в ряде зарубежных стран. Ежемесячно по счетам, выставляемым фирмой-нерезидентом, нами оплачиваются официальные патентные пошлины и сборы, которые фирма-нерезидент платит в патентные ведомства стран за услуги по регистрации товарных знаков, гонорары патентных поверенных в странах патентования, а также расходы иностранных патентных поверенных за международную почтовую и телефонную связь. Какими нормами российского законодательства регулируются указанные выше взаимоотношения в части определения налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль иностранного юридического лица?

     
     Деятельность немецкой фирмы патентных поверенных по регистрации российских товарных знаков в зарубежных странах, осуществляемая на территории Германии, для целей налогообложения в Российской Федерации по своему характеру сопоставима с внешнеторговой операцией.
     
     В соответствии с Законом РФ N 2116-1 налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в Российской Федерации. Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным с операциями по экспорту в Российскую Федерацию продукции (работ, услуг), при которых российское юридическое лицо становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы Российской Федерации.
     
     Учитывая изложенное, доходы немецкой компании, полученные в связи с вышеуказанной деятельностью, не подлежат, по нашему мнению, налогообложению в Российской Федерации.