Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     В каком порядке следует определять оборот, облагаемый НДС, при реализации лома цветных и черных металлов, закупаемого у физических лиц?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ (далее - Закон РФ N 1992-1), у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц и дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки налогооблагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.
     
     Что касается металлолома (лома цветных и черных металлов), то он не может считаться сырьем для целей применения указанного положения налогового законодательства по следующим причинам.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 822 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов» (в ред. постановления от 04.04.2000 N 304) лом цветных и черных металлов (металлолом) определяется не как «сырье», а как «отходы производства и потребления, образовавшиеся из пришедших в негодность или утративших силу потребительских свойств изделий промышленного и бытового назначения, их частей, оборудования, механизмов, конструкций, транспортных средств и других источников».
     
     Кроме того, указанным Постановлением Правительства РФ установлено, что лом цветных и черных металлов может быть использован в качестве сырья в металлургическом производстве только после его переработки в результате хозяйственной деятельности, то есть после изменения его исходного вида и состояния (после сортировки, резки, измельчения, прессования, брикетирования, переплавки и др.). Поэтому определять для целей льготного налогообложения лом цветных и черных металлов как «сырье» неправомерно.
     
     Учитывая изложенное, при реализации металлолома, закупаемого у физических лиц, оборотом, облагаемым НДС, является полная стоимость данного товара.
     
     Одновременно следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 154 главы 21 части второй НК РФ, вступающей в действие с 1 января 2001 года, особенности определения налоговой базы по НДС установлены при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, и продуктов ее переработки. В данном пункте указанной статьи НК РФ реализация сырья не упоминается.
     

     Строительно-монтажная организация является субъектом малого предпринимательства, применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и, следовательно, плательщиком НДС не является. Если заказчик оплатил электромонтажные работы, выполненные этой организацией, с учетом НДС, то следует ли перечислить этот налог в бюджет и подлежат ли возмещению суммы НДС, уплаченные поставщикам товарно-материальных ресурсов, списанных на себестоимость вышеуказанных работ?

     
     В случае реализации малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, товаров (работ, услуг) с учетом НДС суммы этого налога, полученные от покупателей, уплачиваются в бюджет в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ N 1992-1 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В связи с этим суммы НДС, уплаченные малым предприятием поставщикам товаров (работ, услуг), в указанном случае принимаются к зачету (возмещению из бюджета).
     

     С введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации в каком порядке следует применять НДС индивидуальным предпринимателям, в том числе применяющим упрощенную систему налогообложения? С какого периода у налогоплательщика возникает право на освобождение от уплаты НДС и на основании каких документов?

     
     Согласно п. 1 ст. 145 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 п. 1 ст. 146 Кодекса, без учета НДС и налога с продаж, не превысила в совокупности 1 млн руб. При этом согласно подпункту 3 ст. 145 Кодекса лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, то есть сведения (выписки из баланса, книги доходов и расходов и др.), подтверждающие, что налоговая база, исчисленная по операциям от реализации товаров (работ, услуг) в совокупности за три месяца, не превышает 1 млн руб. Следует также отметить, что в настоящее время в Государственной Думе проводится работа по подготовке поправок к главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса, в том числе предполагается внести в ст. 145 положение об утверждении МНС России формы заявления налогоплательщика об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика.
     
     Согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в случае, если в течение января, февраля и марта 2001 года налоговая база, исчисленная по операциям, признанным объектом налогообложения, без учета НДС и налога с продаж, в сумме не превысила 1 млн руб.
     
     Согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» применение такой системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, с 1 января 2001 года должны исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке.
     

     Следует ли с 1 января 2000 года в целях применения НДС реализацию товаров таким организациям, как дома отдыха, санатории, детские сады и др. относить к розничной торговле?

     
     Действующим законодательством по НДС определение оптовой и розничной торговли не установлено.
     
     Кроме того, Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”« установлен единый порядок исчисления НДС как при оптовой, так и при розничной продаже товаров. В связи с этим при реализации товаров юридическим лицам, в том числе санаториям, домам отдыха, больницам, детским садам, яслям и т.д., оборот, облагаемый НДС, определяется на основе стоимости реализуемых товаров, исходя из применяемых цен без включения в них НДС.
     

     Комиссионер (учетная политика в целях налогообложения установлена «по отгрузке»), участвующий в расчетах, занимается оптовой продажей товаров. Но полученные от покупателей денежные средства перечисляются комитенту не в отчетном налоговом периоде. Учитывая, что доходом комиссионера является комиссионное вознаграждение, в каком порядке ему следует начислять НДС: при получении денежных средств от покупателя или при отгрузке ему товара?

     
     Согласно п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость», с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 39), в случае если оптовые организации, занимающиеся продажей товаров, реализацию своих товаров осуществляют через посредников по договорам комиссии или поручения, плательщиками НДС являются как комиссионеры или поверенные, так и комитенты или доверители. Оборотом, облагаемым НДС у комиссионера, участвующего в расчетах (поверенного), является полная стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых покупателям, исходя из применяемых цен, а не только сумма комиссионного вознаграждения. Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет комиссионером, участвующим в расчетах, исчисляется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей товаров, и суммами налога, указанными комитентом (доверителем) при передаче этих товаров комиссионеру (поверенному).
     
     В соответствии с п. 31 вышеназванной Инструкции для организаций, определяющих выручку от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения по мере отгрузки (выполнения), датой совершения оборота считается дата их отгрузки (выполнения) и предъявления покупателям расчетных документов. Для организаций, осуществляющих реализацию товаров по договорам комиссии, действующим порядком исключений не предусмотрено.
     
     Учитывая изложенное, налогоплательщику-комиссионеру, учетная политика которого в целях налогообложения установлена по принципу отгрузки товаров, начисление НДС следует производить по мере отгрузки товаров. При этом оборотом, облагаемым НДС, является полная цена продажи товаров, включая комиссионное вознаграждение. Возмещение НДС по товарам, реализованным комиссионером, производится при перечислении комиссионером денежных средств за эти товары комитенту. В связи с этим, в случае если НДС полностью начислен комиссионером при отгрузке товаров покупателям и в установленном порядке уплачен в бюджет, повторно после получения денежных средств от покупателей НДС с данных оборотов уплачивать в бюджет не следует.
     

     Если согласно действующему налоговому законодательству физические лица не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, то правомерно ли начисление НДС, а также налога с продаж при оплате физическим лицом ремонтных работ, проводимых в квартире согласно решению суда?

     
     Согласно Закону РФ N 1992-1 НДС уплачивается в бюджет продавцом товаров (работ, услуг), в том числе при выполнении ремонтных работ в квартире. Согласно ст. 7 данного Закона при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик увеличивает цену, предъявляемую к оплате покупателю товаров (работ, услуг), на сумму НДС.
     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”« все организации независимо от их организационно-правовых форм собственности и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), реализующие товары (работы, услуги) за наличный расчет, являются плательщиками налога с продаж. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику) этих товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая изложенное, НДС и налог с продаж уплачиваются в бюджет продавцом товаров (работ, услуг), но за счет средств, получаемых с покупателя. Таким образом увеличение стоимости ремонтных работ на сумму НДС и сумму налога с продаж не противоречит действующему налоговому законодательству.
     
     Одновременно сообщаем, что в соответствии с Законом РФ N 1992-1 физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, плательщиками НДС не являются. Это означает, что при реализации указанными лицами товаров (работ, услуг) НДС с покупателей не взимается.
     

     Индивидуальный предприниматель самостоятельно изготавливает продукцию, но реализует ее не самостоятельно, а согласно заключенному договору комиссии передает ее для реализации другому индивидуальному предпринимателю, который получает за реализованные товары наличные денежные средства и затем расплачивается с поставщиком-изготовителем. В каком порядке должен применяться налог с продаж в данном случае?

     
     Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”« объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Согласно данному Закону индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками налога с продаж.
     
     Таким образом, индивидуальным предпринимателям при реализации товаров (работ, услуг), оплата за которые производится наличными денежными средствами, следует начислять налог с продаж и взимать этот налог с покупателей.
     
     При продаже товаров индивидуальным предпринимателем через посредников по договорам комиссии (поручения) фактическую продажу товаров покупателям осуществляет комиссионер, участвующий в расчетах. В связи с этим при продаже товаров покупателям через комиссионера, участвующего в расчетах, этот налог должен уплачиваться в бюджет комиссионером. При этом комитент (в том числе в лице индивидуального предпринимателя) при получении денежных средств от комиссионера налог с продаж не уплачивает.
     
     В случае если согласно условиям договора комиссионер не участвует в расчетах и фактическая продажа товаров покупателям производится собственником товаров (комитентом), то налог с продаж должен взиматься с покупателей собственником товаров и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается исходя из полной цены продажи товара, включающей вознаграждение комиссионера.
     

Е.С. Лобачева,
консультант отдела косвенных налогов Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Какой порядок ведения раздельного учета затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) предприятиями, реализующими товары (работы, услуги), как освобожденные от НДС, так и облагаемые этим налогом?

     
     Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от НДС, так и облагаемые этим налогом, имеют право на получение льгот по налогообложению только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). При этом действующим законодательством не установлен порядок ведения раздельного учета для целей исчисления НДС.
     
     Учитывая изложенное, организациям следует определять порядок ведения раздельного учета затрат в целях налогообложения самостоятельно на основании приказа Минфина России от 06.12.1998 N 60-н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организаций” ПБУ 1/98» (с изменениями и дополнениями) и оформлять такой порядок организационно-распорядительным документом руководителя организации.
     
     Подлежат ли возмещению из бюджета суммы НДС, фактически уплаченные сельскохозяйственными производителями поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, приобретаемых за счет дотаций на животноводческую продукцию?
     
     Согласно п. 9 Инструкции N 39 к средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в оборот, облагаемый НДС, относятся средства, перечисленные на соответствующие счета предприятий (минуя счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»), предусмотренные в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий. Приобретаемые за счет средств целевого бюджетного финансирования товары (работы, услуги) оплачиваются с учетом НДС, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников. В связи с этим суммы НДС, фактически уплаченные сельскохозяйственными производителями поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, приобретаемых за счет дотаций на животноводческую продукцию, возмещению из бюджета не подлежат.
     
     Одновременно сообщаем, что при реализации товаров (работ, услуг), по которым предоставляются дотации из соответствующих бюджетов, следует руководствоваться п. 27 вышеназванной Инструкции.
     

     За поставленную продукцию предприятие «А» расплатилось с нашим предприятием простым векселем предприятия «В». По взаимной договоренности между нашим предприятием и предприятием «В» (векселедателем) в качестве погашения задолженности по данному векселю был получен акцепт предприятия «В» на переводном векселе, выписанном нашим предприятием в адрес предприятия «С», поставившего продукцию нашему предприятию. В результате плательщиком по указанному переводному векселю становится предприятие «В». В какой момент в данной ситуации наше предприятие имеет право на зачет (возмещение) сумм НДС по продукции, приобретенной нами у предприятия «С»?

     
     Согласно Закону РФ N 1992-1 при использовании в расчетах за поставленные товары (работы, услуги) векселей суммы НДС подлежат зачету (возмещению) после оплаты векселей денежными средствами. В связи с этим налогоплательщик, использующий в расчетах за товары (работы, услуги) собственный вексель, имеет право на возмещение (зачет) сумм НДС по таким товарам (работам, услугам) в момент оплаты своего векселя денежными средствами предъ-явителю векселя.
     
     Учитывая изложенное, Ваше предприятие имеет право на зачет (возмещение) сумм НДС по продукции, приобретенной у предприятия «С», в момент оплаты предприятием «В» предприятию «С» Вашего векселя денежными средствами.
     

     Наше предприятие является участником инвестиционного конкурса. По условиям конкурса конкурсанта необходимо обеспечить сырьем. Передаваемое сырье используется строго на производственные цели. Будут ли возмещаться из бюджета суммы НДС, уплаченные нашей организацией поставщикам товарно-материальных ценностей, передаваемых в качестве инвестиций?

     
     Согласно действующему порядку применения НДС суммы этого налога, уплаченные по материальным ресурсам производственного назначения, возмещаются только налогоплательщикам при реализации ими товаров (работ, услуг), облагаемых данным налогом (за исключением экспортируемых). В связи с этим при отсутствии объекта налогообложения у налогоплательщика не возникает права на зачет налога, фактически уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) производственного назначения.
     
     Согласно подпункту 4 п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества, если таковая носит инвестиционный характер, не является реализацией этого имущества и, следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1992-1 не является объектом обложения НДС.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные Вашей организацией поставщикам товарно-материальных ценностей, передаваемых в качестве инвестиций, из бюджета не возмещаются, а относятся на увеличение их балансовой стоимости.
     
     Наше предприятие имеет столовую, которая является плательщиком единого налога на вмененный доход. Структурные подразделения нашего предприятия передают в столовую собственную продукцию. Облагается ли НДС продукция, передаваемая в столовую этими структурными подразделениями?
     
     Согласно подпункту «а» п. 2 ст. 3 Закона РФ N 1992-1 обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, облагаются НДС. Таким образом, собственная продукция предприятия, передаваемая в столовую, являющуюся структурным подразделением, облагается НДС в общеустановленном порядке.
     

     Какой порядок применения НДС при реализации основных средств, объектов незавершенного строительства, МБП предприятием, являющимся плательщиком единого налога на вмененный доход?

     
     Статьей 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» установлен перечень сфер предпринимательской деятельности для плательщиков единого налога. Данным перечнем деятельность по реализации собственного имущества не предусмотрена.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ N 1992-1 этим налогом облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим для организаций, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход, реализация собственного имущества облагается НДС в общеустановленном порядке.
     
     Согласно действующему порядку применения НДС суммы этого налога, уплаченные по материальным ресурсам производственного назначения, возмещаются налогоплательщикам при реализации ими товаров (работ, услуг), облагаемых данным налогом. В связи с этим при наличии объекта налогообложения у налогоплательщика возникает право на зачет налога, фактически уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) производственного назначения.
     
     Таким образом, при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, данная организация имеет право на зачет (возмещение) сумм НДС, уплаченных по товарно-материальным ценностям производственного назначения.
     

Одновременно сообщаем, что предприятия, реализующие товары (работы, услуги), облагаемые и не облагаемые НДС, должны вести раздельный учет за-трат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).