Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     С.Г. Сергиенко,
заместитель начальника отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Фонд является некоммерческой организацией и имеет в своей структуре филиалы, у которых имеются отдельные балансы и текущие счета. Филиалы, расположенные на разных территориях, осуществляют предпринимательскую деятельность, а головное отделение Фонда такой деятельностью не занимается. Начиная с 1 января 2000 года расчет по налогу на прибыль должен производиться в целом по Фонду, то есть по юридическому лицу. Какими законодательными актами и нормативными документами следует руководствоваться при составлении указанного расчета?

     
     Согласно ст. 19 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с указанным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
     
     В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”« определено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Организации, в состав которых входят вышеназванные представительства и филиалы, производят расчеты по налогу на прибыль в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета» и Методическими указаниями по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-04-01/46н, с изменениями и дополнениями.
     
     При этом организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом особенностей, доведенных письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 «О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года».
     

     Акционерное общество просит разъяснить: изменилось ли налогообложение суммовых разниц в связи с принятием Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99? Учитываются ли при исчислении налога на прибыль отрицательные суммовые разницы, относящиеся к реализации товаров (работ, услуг)?

     
     Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденными приказами Минфина России от 06.05.1999 соответственно N 32н и N 33н, вступившими в силу с 1 января 2000 года, установлено, что величина доходов (расходов) от обычных видов деятельности определяется с учетом суммовой разницы, возникающей в случае, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
     
     В соответствии с вышеназванными ПБУ суммовые разницы (положительные и отрицательные), относящиеся к доходам и расходам от обычных видов деятельности, отражаются на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», а не на счете 80 «Прибыли и убытки», как это было установлено ранее. Таким образом, положительные и отрицательные суммовые разницы, относящиеся к реализации продукции (работ, услуг), учитываются при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
     
     Необходимо отметить, что суммовые разницы, относящиеся к прочим поступлениям (расходам), как и прежде учитываются по правилам бухгалтерского учета на счете 80 «Прибыли и убытки».
     
     Сохраняется порядок учета этих суммовых разниц и при налогообложении. Положительные суммовые разницы в составе внереализационных доходов облагаются налогом на прибыль. Отрицательные суммовые разницы не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, то есть ее не уменьшают.
     

     Общество с ограниченной ответственностью применяет упрощенную систему налогообложения. Заключен договор с благотворительным фондом на перечисление благотворительного взноса. Какие существуют ограничения на размер указанного взноса при определении налоговой базы?

     
     Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» определены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
     

     Установлено, что объектом обложения единым налогом организаций является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал) или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     При этом установлен конкретный перечень расходов, которые исключаются из валовой выручки при определении совокупного дохода как объекта налогообложения. Перечень таких расходов является исчерпывающим.
     
     В указанном перечне расходов такого вида затрат, как «перечисление благотворительных взносов» не содержится.
     
     Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, независимо от того, какой показатель (валовая выручка от реализации продукции, работ, услуг или валовой доход) является объектом обложения единым налогом, перечисление средств в благотворительные фонды должны производить за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты единого налога.
     

     Одной из задач профсоюза является участие в проведении и организации оздоровительных мероприятий, развития культурно-массовой и физкультурной работы среди членов профсоюзов и их семей. В целях выполнения данной задачи КЗоТ РФ обязывает предприятия и организации отчислять денежные средства профсоюзным организациям на эти цели. Однако в последние годы у предприятий в связи со сложившейся экономической ситуацией прибыль имеется в незначительных суммах. Наш профсоюз лишен возможности проводить культурно-массовую и физкультурную работу. Могут ли предприятия суммы денежных отчислений профсоюзам на проведение указанной работы включать в себестоимость продукции (работ, услуг) при определении налогооблагаемой прибыли?

     
     Согласно ст. 232 КЗоТ РФ предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу.
     
     Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 28) определено, что размеры отчислений профсоюзу средств на проведение им социально-культурной и иной работы в организации определяются в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором, соглашением.
     

     В соответствии с Положением о составе затрат себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
     
     Учитывая, что отчисления денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу не имеют непосредственного отношения к затратам предприятий по производству и реализации продукции (работ, услуг), в себестоимость продукции (работ, услуг) указанные затраты включению не подлежат.
     

     Акционерное общество понесло значительные затраты в связи с государственной регистрацией прав собственности на приобретаемое недвижимое имущество. Мы обратились в налоговую инспекцию с вопросом о том, можно ли включить эти затраты в себестоимость продукции (работ, услуг) при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, и получили отрицательный ответ. Права ли налоговая инспекция?

     
     Да, налоговая инспекция права. При рассмотрении поставленного вашей организацией вопроса необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с Положением о составе затрат себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
     
     Поскольку затраты, связанные с государственной регистрацией прав собственности на приобретаемое недвижимое имущество, не могут быть отнесены к затратам по производству и реализации продукции (работ, услуг), то они не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     В вышеназванные фактические затраты наряду с другими, поименованными в п. 21 данных Методических рекомендаций, включаются регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств.
     

     Учитывая изложенное, плата за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, уплачиваемая в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», увеличивает первоначальную стоимость приобретаемых за плату основных средств.
     

     Действующее законодательство по налогообложению прибыли предприятий содержит льготу, которой предприятие может воспользоваться в случае приобретения основных средств. У нас возникла ситуация, при которой за приобретенный объект основных средств общество передало поставщику вексель. Имеем ли мы право на получение льготы по налогу на прибыль?

     
     При рассмотрении права на получение льготы в данной ситуации необходимо руководствоваться Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», с изменениями и дополнениями.
     
     Согласно указанному Закону РФ инвестиционная налоговая льгота при развитии производственной базы предприятий предоставляется только предприятиям отраслей сферы материального производства при соблюдении определенных условий.
     
     Установлено, что при исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении вышеназванных предприятий, уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты за кредит.
     
     Эта льгота предоставляется предприятиям вышеназванных отраслей экономики, осуществляющим развитие собственной производственной базы, при условии полного использования ими сумм начисленной амортизации на последнюю отчетную дату.
     
     Право на получение льготы у предприятия возникает, когда объект основных средств приобретается за счет прибыли, остающейся в его распоряжении. Если при приобретении объекта основных средств используются неденежные формы расчетов (векселя, взаимозачет, обмен на свою продукцию и т.д.), то согласно вышеприведенной норме законодательства о налогообложении прибыли льгота по налогу на прибыль предоставлена быть не может.
     

     Общество с ограниченной ответственностью применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, занимается оказанием услуг общественного питания. Для этих целей использует производственное оборудование, которое арендует у индивидуального предпринимателя.

     

     Просьба разъяснить: на какую статью затрат следует отнести расходы по аренде оборудования - «Эксплуатационные расходы» или «Оказание услуг»?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период.
     
     Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     При определении совокупного дохода из валовой выручки исключается стоимость определенных видов затрат, связанных с производством товаров (работ, услуг), а также суммы отдельных видов налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Перечень таких затрат, налогов и платежей определен п. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона и является исчерпывающим.
     
     Установлено, в частности, что из валовой выручки подлежат исключению затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затраты на аренду транспортных средств.
     
     Исключение из валовой выручки при определении совокупного дохода, от которого исчисляется единый налог, расходов по аренде оборудования вышеназванным Законом не предусмотрено.        


     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» предприятия относят на себестоимость командировочные расходы в части, превышающей 10 % прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, но до исчисления суммы командировочных расходов.
     
     В то же время Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлено, что до принятия федерального закона при расчете налогооблагаемой базы налогоплательщикам следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, то есть порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.
     
     Каким законодательным актом следует руководствоваться при отнесении на себестоимость продукции (работ, услуг) командировочных расходов в целях налогообложения?

     

     Пуктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» был установлен новый порядок формирования затрат, принимаемых при исчислении налога на прибыль.
     
     Положения по учету затрат, принимаемых при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, предусмотренные в вышеназванном пункте Указа, принципиально отличались от порядка, установленного Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Положением о составе затрат.
     
     Нормы п. 6 рассматриваемого Указа предусматривали подготовку проекта федерального закона о порядке учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), определения финансовых результатов деятельности предприятий и распределения их доходов исходя из положений п. 3-5 данного Указа. Но такой федеральный закон не был принят.
     
     В соответствии с Законом РФ N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, также определяются федеральным законом.
     
     Впредь до принятия федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
     
     Таким образом, при определении размеров командировочных расходов, учитываемых при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, следует руководствоваться вышеуказанным Положением о составе затрат.
     
     Одновременно сообщается, что Указом Президента Российской Федерации от 25.05.2000 N 951 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации» признаны утратившими силу п. 3-7 и 10 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 и Указ Президента Российской Федерации от 03.04.1997 N 283.