Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

Т.Н. Соколова

     

     1. По решению общего собрания акционеров и с учетом остатков фондов накопления, потребления и других фондов специального назначения организацией произведено изменение уставного капитала, и стоимость дополнительно полученных юридическим лицом акций распределена между акционерами. Облагаются ли налогом на прибыль безвозмездно полученные средства в виде разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера?

     
     В соответствии с п. 13 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений) при увеличении уставного капитала акционерного общества в связи с переоценкой основных фондов, осуществляемой по решению Правительства РФ, не подлежит налогообложению стоимость дополнительно полученных юридическим лицом-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера.
     
     Прибыль от реализации юридическим лицом-акционером полученных в результате указанного распределения или увеличения номинальной стоимости акций определяется как разница между ценой реализации и первоначально оплаченной стоимостью этих акций. В случае продажи акций указанная прибыль облагается налогом на прибыль в соответствии с настоящим Законом.
     
     В случае если произведено изменение уставного капитала организации с учетом переоценки основных фондов, которая производилась по решению собрания акционеров, а также с учетом остатков фондов специального назначения (фонда накопления, фонда потребления и т.д.), стоимость дополнительно полученных юридическим лицом-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера являются безвозмездно полученными средствами и облагаются налогом на прибыль (доходы) в момент получения на общих основаниях.
     

     2. Учитываются ли для целей налогообложения начисленные амортизационные отчисления по основным средствам, затраты на приобретение которых отсутствуют?

     
     Пунктом 11 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-7, определено, что возмещение балансовой (первоначальной или восстановительной) стоимости основных фондов предприятий осуществляется путем включения амортизационных отчислений по утвержденным единым нормам в издержки производства (обращения).
     
     Такой порядок распространяется на основные средства, приобретенные за счет собственных источников организации.
     
     В случае если у организации отсутствуют расходы по приобретению основных средств, то амортизация начисляется в установленном порядке, включается в себестоимость продукции, но не учитывается для целей налогообложения.
     
     В соответствии с приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н п. 4.5 ПБУ 6/97 исключен.
     

     3. Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 организациям предоставлено право на принятие решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение десяти лет с уплатой процентов исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России. Относятся ли эти проценты на затраты производства?

     
     Согласно п. 4 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение ряда лет. При этом с сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату вступления в силу указанного Порядка.
     
     В соответствии со ст. 69 главы 10 раздела III Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и другие обязательства являются бюджетными кредитами юридическим лицам.
     
     Вместе с тем Положением о составе затрат определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с ее производством и реализацией.
     
     Бюджетные кредиты, рассматриваемые как проценты с сумм кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, не отвечают указанному выше требованию Положения о составе затрат и не подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).
     

     4. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535 дивиденды по акциям, закрепленным в государственной (муниципальной) собственности, могут направляться на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество органам местного самоуправления. Продолжает ли действовать этот порядок в настоящее время?

     
     Пунктом 6.2 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535, определено, что дивиденды по акциям, закрепленным в государственной (муниципальной) собственности, могут направляться на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество соответствующим органам государственной власти (органам местного самоуправления).
     
     В связи с этим в соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 31.08.1994 N 119, ВП-4-15/102н дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной, государственной собственности субъектом Российской Федерации, являлись источником финансирования содержания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, числящихся на балансе приватизированных предприятий.
     
     Однако ст. 105 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» предписано отменить в 1998 году льготный порядок распределения дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, установленный для отдельных предприятий и организаций федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
     
     На основании ст. 105 и 119 данного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 16.04.1998 N 396 «О признании утратившими силу указов Президента Российской Федерации, касающихся льгот на использование дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности» п. 6.2 вышеназванных Основных положений признан утратившим силу.
     
     Таким образом, с 1998 года дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной собственности, не направляются на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, а перечисляются в федеральный бюджет.
     

     5. Согласно указаниям Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.1994 N 113/ВЗ-4-15/98н дивиденды по акциям, принадлежащим государству, подлежат учету как доходы соответствующих бюджетов. В какой части учитываются они при налогообложении по налогу на прибыль у источника выплаты этих дивидендов?

     
     Согласно письму Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.1994 N 113/ВЗ-4-15/98н «О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим государству» дивиденды по акциям, принадлежащим государству, учитываются в доходах соответствующих бюджетов, что подтверждается ст. 7 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
     
     В ст. 29 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, учтены как источник дохода федерального бюджета на 2000 год.
     
     Сумма дивидендов по акциям, которая подлежит налогообложению согласно ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», уменьшается на сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и в оставшейся части облагается налогом по ставке 15 % у источника выплаты этих дивидендов.
     

     6. Согласно п. 5.2 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами подлежит уточнению на суммы, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования Банка России. Является ли основанием для не- уплаты дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) несвоевременное внесение в бюджет авансовых взносов по налогу на прибыль?

     
     В соответствии с п. 5.2 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
     
     Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога определяется на основании расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых платежей в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет (с учетом изменений) исходя из предполагаемой прибыли.
     
     Несвоевременное внесение в бюджет авансовых взносов налога на прибыль не является основанием для неуплаты дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Кроме того, несвоевременное внесение авансовых платежей в бюджет влечет за собой начисление пени в соответствии со ст. 75 части первой НК РФ.
     

     7. Относятся ли на себестоимость продукции фактически произведенные затраты по землеустроительным работам при наличии договора аренды земельных участков?

     
     Согласно ст. 611 ГК РФ имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором. Иначе говоря, землеустроительные работы являются обязательным условием выполнения договоров аренды земельных участков, заключенных с Комитетом по управлению городским имуществом.
     
     В рассматриваемом случае производится оформление договора аренды земельного участка, на котором уже расположено здание, находящееся в собственности организации и используемое в производственных целях.
     
     Следовательно, поскольку затраты на проведение землеустроительных работ на основании договоров аренды земельных участков связаны с производством, организация вправе включить их в состав затрат по производству и реализации продукции при условии подписания соответствующего договора.
     

     8. Имеет ли право воспользоваться льготой по налогу на прибыль акционерное общество, которое взяло кредит в банке и заключило договор займа с дочерней компанией при осуществлении ею реконструкции основных средств?

     
     В соответствии с подпунктом «а» п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Таким образом, пользоваться указанной выше льготой по налогу на прибыль может только дочернее общество акционерного общества при осущест-влении капитальных вложений за счет собственных средств или кредитов банка. Льготный режим налогообложения при финансировании капитальных вложений по договору займа действующим налоговым законодательством не предусмотрен.
     
     Само акционерное общество может воспользоваться данной льготой в случае, если его дочернее общество не является юридическим лицом.
     

     9. Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» определен порядок предоставления льготы организациям по налогу на прибыль при осуществлении ими капитальных вложений. Учитывается ли при этом прибыль, остающаяся в распоряжении организации?

     
     Пунктом 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) установлено, что при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     Таким образом, вышеуказанным Законом предусмотрено, что налогооблагаемая прибыль текущего года может быть уменьшена на суммы капитальных вложений, которые произведены за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли, имеющейся в текущем году.
     
     Вместе с тем согласно п. 7 ст. 6 данного Закона налоговая льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
     
     Учитывая изложенное, организация вправе воспользоваться указанной выше налоговой льготой в доле прибыли 2000 года, оставшейся в ее распоряжении, по фактически произведенным затратам, направленным на финансирование строительства, осуществляемое в 2000 году.
     

     10. Имеется ли у филиала, имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, право увеличить затраты на производство и уменьшить налогооблагаемую прибыль при списании расходов, связанных с отчислениями на содержание аппарата управления головной организации?

     
     При отнесении на себестоимость продукции (работ, услуг) филиала, имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, отчислений на содержание аппарата управления головной организации за выполнение отдельных функций управления следует руководствоваться п. 31 Разъяснений по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности предприятий и организаций, связанным с применением налогового законодательства, доведенных письмом Госналогслужбы России от 17.06.1994 N ВГ-6-01/213. Этим пунктом разъяснено, что в соответствии с подпунктом «и» п. 2 Положения о составе затрат расходы на содержание работников аппарата управления предприятия и его структурных подразделений независимо от форм собственности включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Для структурных подразделений, имеющих расчетный счет и состоящих на отдельном балансе, но не являющихся юридическими лицами, за-траты на содержание работников аппарата управления предприятия включаются в себестоимость продукции и являются частью общехозяйственных расходов.
     
     Следует также иметь в виду, что филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, с 1 января 1999 года не являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль, а исполняют только обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующим федеральным законом.
     
     Разъяснения по применению действующего законодательства в части исполнения филиалами и представительствами обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 1 января 2000 года доведены письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@.
     

     11. Наличие каких условий позволяет организации списать расходы, связанные с осуществлением сторонними организациями функций по управлению производством, в соответствии с подпунктом «и» п. 2 Положения о составе затрат?

     
     В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат необходимый перечень реквизитов, в том числе содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении.
     
     Аналогичные требования содержатся в п. 12-15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
     
     В случае отсутствия в представленных документах необходимых реквизитов они не являются основанием для списания расходов на затраты производства.
     
     Если в необходимых случаях организация обращается к услугам других организаций по осуществлению ими функций, связанных с управлением организацией, то в этом случае следует иметь обоснование того, что эти услуги не обеспечиваются работниками организации согласно штатному расписанию и должностным обязанностям, но их оказание является необходимым для осуществления выпуска и реализации продукции (работ, услуг).
     

     12. Организациями федерального железнодорожного транспорта в централизованном порядке осуществляются расчеты по налогу на прибыль. Какой порядок существует по подаче сведений о суммах авансовых взносов и суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с учетом изменений и дополнений) для предприятий, относящихся по основной деятельности к предприятиям железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства порядок уплаты налога устанавливается Правительством РФ.
     
     Предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и обеспечивающими перевозочный процесс, уплата налога на прибыль производится централизованно по сводному балансу управлений согласно постановлению Правительства РФ от 22.05.1996 N 629 «О порядке уплаты налогов на прибыль, добавленную стоимость, а также иных обязательных платежей в бюджет предприятиями и организациями федерального железнодорожного транспорта, осуществляющими и обеспечивающими перевозочный процесс».
     
     До введения в действие части второй НК РФ указанный выше порядок сохраняется.
     
     Управления железной дороги, будучи юридическими лицами и имея структурные подразделения на территории другого субъекта Российской Федерации, состоят на учете в налоговом органе по месту нахождения структурного подразделения, так как структурные подразделения не являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль.
     
     С этой целью сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация (плательщик) сообщает филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений соответственно до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов.
     
     Одновременно со сведениями о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     При этом следует иметь в виду, что сведения по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, организациями (плательщиками) представляются в виде выписок из следующих расчетов за соответствующий период: расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли; справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли; сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, составленных в соответствии с приложениями к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
      

     13. Как учитываются доходы управления капитального строительства, полученные от администрации области?

     
     В соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
     
     Территориальные управления капитального строительства имеют самостоятельный баланс и расчетный счет и осуществляют предпринимательскую деятельность с обеспечением функций заказчика по строительству, получая за обеспечение их выполнения ассигнования из областного бюджета в определенном размере.
     
     Полученные средства за обеспечение работы (услуг) по техническому надзору и других видов услуг являются не чем иным, как доходами от обычных видов деятельности.
     В связи с тем что полученные управлениями капитального строительства средства являются бюджетными, они отражаются на счете 96 «Целевые финансирование и поступления» и списываются по мере оказания услуг на счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».