Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

А.А. Владимирова

     

     1. Организация приобрела у другой организации основные средства, которые в дальнейшем были использованы в производственных целях. По одним основным средствам срок службы не прошел, а по другим - достигнут нормативный срок использования. Как для целей налогообложения следует осуществлять амортизационные отчисления?

     
     В п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, определено, что стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.
     
     Если организацией приобретены основные средства, которые ранее использовались другой организацией, но нормативный срок их эксплуатации не достигнут, при начислении амортизационных отчислений следует руководствоваться письмом МНС России от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731, согласованным с Минфином России и Министерством экономического развития и торговли России, в котором изложено следующее.
     
     Предполагаемый срок полезного использования основных средств (в том числе полученных в виде вклада в уставный капитал организации) у нового собственника определяется путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации. При этом срок полезного использования новых объектов основных средств определяется исходя из норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
     
     Пример.
     
     Приобретен объект основных средств, фактический срок эксплуатации которого составляет 5 лет, а норма амортизации согласно вышеуказанному постановлению - 10 %. В этом случае покупная стоимость основных средств (с учетом произведенных расходов по доставке, установке и т.п.) списывается на затраты производства в течение оставшихся 5 лет, то есть норма амортизации ежегодно составляет 20 %.
     
     Иными словами, приобретая объекты основных средств, ранее бывшие в эксплуатации, для расчета норм амортизации покупатель должен получить от продавца все необходимые документы по этим основным средствам, по которым определяется срок их фактической эксплуатации.
     
     В случае приобретения основных средств, по которым достигнут нормативный срок эксплуатации, фактический срок эксплуатации определяется покупателем самостоятельно на основании расчета по предполагаемому сроку полезного использования.
     
     Вышеизложенный порядок применяется к объектам основных средств, приобретенным после 1 января 2000 года, первоначальная стоимость которых формируется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97, утвержденным приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н (с изменениями и дополнениями).
     

     2. У организации возникает необходимость использовать средства транспорта физических лиц, которые не зарегистрированы как предприниматели. Какие расходы принимаются в этом случае у организаций для целей налогообложения?

     
     В соответствии с подпунктом «е» п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты по обеспечению производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда.
     
     Из вышеуказанного следует, что расходы по списанию горюче-смазочных материалов в пределах утвержденных норм расхода по арендованному у физического лица, не являющегося предпринимателем, транспортному средству можно рассматривать как эксплуатационные расходы с включением в состав затрат на производство продукции (работ, услуг) в случае наличия соответствующих подтверждающих документов о фактически произведенных расходах и использовании транспортных средств в производственных целях.
     
     Следует также принять во внимание письмо МНС России от 11.04.2000 N ВГ-6-02/271 «По вопросу учета расходов организации по аренде имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями», в котором организациям предлагалось осуществить уточнение по платежам в бюджет без начисления штрафов, в случае если организации-арендаторы относили на затраты производства расходы по содержанию имущества, арендованного у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
     
     Так как согласно ст. 75 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) пеня не относится к налоговым санкциям, то перерасчеты осуществляются с учетом пеней, которые признаются денежной суммой, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом пени начисляются с периода совершения ошибки с причитающихся к уплате сумм налогов. Срок исковой давности, как это установлено в ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), составляет три года.
     
     Аналогичный срок давности установлен в ст. 113 НК РФ и по налоговому правонарушению.
     

     3. В п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» определена льгота организациям в случае осуществления ими капитальных вложений. Какие необходимые условия учитываются при рассмотрении вопроса о предоставлении льготы?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) при исчислении организацией налога на прибыль налогооблагаемую базу следует уменьшить на суммы фактически произведенных затрат и расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Иначе говоря, если у организаций не было прибыли, оставшейся в их распоряжении, и ими были оформ-лены кредиты для осуществления капитальных вложений, то льготы им будут предоставлены тогда, когда они направят на погашение кредитов и процентов по ним прибыль, оставшую в их распоряжении.
     
     При отнесении затрат к капитальным вложениям необходимо учесть, что согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» капитальными вложениями считаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие аналогичные затраты капитального характера.
     
     Следовательно, для того чтобы снизить налогооблагаемую прибыль, необходимо осуществить фактические затраты и расходы за счет собственной прибыли и наличие следующих условий:
     
     1) организация должна относиться к предприятиям сферы материального производства;
     
     2) фактически произведенные затраты должны быть осуществлены за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации;
     
     3) капитальные вложения должны иметь производственный характер;
     
     4) организация должна в полном размере использовать сумму начисленной амортизации в отчетном периоде на последнюю отчетную дату.
     
     Других, кроме вышеперечисленных, условий возникновения права у организации на предоставление ей льготы в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не предусмотрено.
     

     4. Постановлением Президиума ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99 определено, что при исчислении суммарного размера отчислений на добровольное страхование торговые организации могут использовать показатель товарооборота, а не валового дохода. Каково мнение налоговых органов по этому поводу?

     
     В подпункте «р» п. 2 Положения о составе затрат определено, что платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Установлено также, что суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать до 1 июля 2000 года 1 %, а после 1 июля - 3 % объема реализуемой продукции (работ, услуг) согласно постановлению Правительства РФ от 31.05.2000 N 420.
     
     При этом согласно указанному постановлению Правительства РФ суммарный размер отчислений на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности не может превышать 2 % объема реализуемой продукции (работ, услуг), а суммарный размер отчислений на страхование работников от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование и по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, - 1 % объема реализуемой продукции (работ, услуг).
     
     Постановлением Президиума ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99 определено, что под объемом реализуемой продукции у организаций, занимающихся торговлей, понимается товарооборот. В связи с этим торговые организации при страховании имущества до 1 июля 2000 года вправе были производить отчисления на добровольное страхование в размере 1 % от товарооборота, а с 1 июля - 2 %.
     
     Однако в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 1) одной из основных задач бухгалтерского учета является предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Товарооборот в торговых организациях - цена приобретенных для перепродажи товаров, издержки обращения плюс доля прибыли. Если организации торговли при определении рыночной цены предусматривают получение с покупателя всех издержек обращения, включая добровольное страхование от показателя товарооборота, то у них есть все основания для списания суммарного размера отчислений на добровольное страхование от указанного показателя.
     

     5. Постановлением Президиума ВАС РФ от 01.02.2000 N 6182/99 определено, что в торговых организациях показателем выручки от реализации продукции (работ, услуг) является товарооборот. Примут ли налоговые органы исчисление норматива на представительские расходы и на рекламу от товарооборота?

     
     Пунктом 3 постановления от 05.08.1992 N 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (с изменениями и дополнениями) Правительство РФ обязало Минфин России разработать и утвердить нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу, а также на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения.
     
     Во исполнение указанного постановления Правительства РФ Минфином России было подготовлено и доведено до пользователей письмо от 06.10.1992 N 94 «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения» (далее - Письмо N 94), в котором сказано, что торгующие, снабженческие и сбытовые предприятия при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу используют показатель валового дохода от реализации товаров.
     
     В связи с изменением индекса цен и инфляционными процессами, повлиявшими на соотношение представительских расходов и расходов на рекламу предприятий и организаций и объемных показателей, Минфин России указаниями от 29.04.1994 N 56 внес изменения в Письмо N 94 и определил иной показатель для торговых организаций, исчисляющих финансовые результаты.
     
     Кроме того, в бывшей инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (с изменениями и дополнениями) и в п. 25 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 определено, что объектом уплаты налога на пользователей автомобильных дорог является сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     
     Минфин России приказом от 15.03.2000 N 26н «О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения» (зарегистрирован Минюстом России 11.04.2000 N 2192) с 1 апреля 2000 года утвердил новые нормы и нормативы для вышеперечисленных расходов.
     
     Согласно данному приказу организации, осущест-вляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли, который в связи с введением в действие приказов Минфина России от 13.01.2000 N 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» и от 28.06.2000 N 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» отражается по стр. 029 ф. N 2 «Отчет о прибылях и убытках».
     

     6. В п. 15 Положения о составе затрат указано, что для целей налогообложения принимаются убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены. В ряде случаев у организации есть документы органов МВД России о приостановлении дела по выявлению виновных лиц. Являются ли эти документы основанием для снижения налога на прибыль у организации?

     
     На основании ст. 4 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”«) в п. 2.3 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» определено, что до принятия федерального закона о Перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат, с учетом последующих изменений и дополнений.
     
     В п. 15 Положения о составе затрат установлено, что в состав внереализационных расходов при формировании финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются убытки от хищений, виновники которых не установлены по решению суда.
     
     Следовательно, без документа, свидетельствующего о том, что по делу о совершении хищения судом признано отсутствие виновных лиц, уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль у организации оснований нет.
     

     7. У организации возникла необходимость заключить договор аренды земельного участка на 49 лет. Есть ли у организации право списать платежи за предоставленное право на заключение договора на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Положение о составе затрат не предусматривает списание производимых расходов организации как сборов за предоставление права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 49 лет при первоначальной покупке прав, так как эти за-траты не связаны непосредственно с производством продукции (работ, услуг), не обусловлены технологией и организацией производства.
     
     Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России в ответе от 01.02.2000 N 16-00-14-57 по данному вопросу сообщил, что расходы организации за предоставление права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 49 лет при первоначальной покупке указанных прав должны относиться на собственные источники организации, включая прибыль, оставшуюся в распоряжении организации (счет 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
     
     Конкретный перечень налогов и сборов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) или финансовые результаты организации, определен в ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
     

     8. Организация передала в качестве учредительного взноса основные средства, оценив их на дату передачи по цене выше балансовой. Следует ли в этом случае увеличивать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?

     
     В п. 3 ст. 39 НК РФ установлено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества и т.п.].
     
     В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с НК РФ.
     
     Так как передача основных средств в уставный (складочный) капитал отражается согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий по счету 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств» в корреспонденции со счетом 06 «Долгосрочные финансовые вложения» или 58 «Краткосрочные финансовые вложения», то возникающий положительный финансовый результат подлежит включению в расчет по налогу на прибыль, а отрицательный - не уменьшает налогооблагаемую базу.
     
     Вышеизложенное соответствует ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и п. 14 Положения о составе затрат.
     

     9. В письме Минфина России от 16.12.1999 N 04-02-11 сообщено, что на затраты производства организации относят не всю сумму утвержденных расходов по возмещению оплаты найма жилого помещения, а за вычетом суммы НДС. Какова причина?

     
     В соответствии с подпунктом «и» п. 2 Положения о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством, относятся затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.
     
     Приказом Минфина России от 13.08.1999 N 57н «Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации» определено, что оплата найма жилого помещения составляет 270 руб., включая НДС.
     
     Однако, принимая во внимание п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (с учетом изменений и дополнений), суммы НДС по затратам на командировки (расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по найму жилого помещения) в пределах норм, установленных законодательством, подлежат возмещению из бюджета, то есть уплаченные суммы НДС (если организация осуществляет платежи в бюджет по данному налогу в установленном порядке) списываются в дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».
     
     Если работником осуществлялись расчеты по найму жилого помещения с налогом на добавленную стоимость и эта сумма списана на расчеты с бюджетом, то сумма по этим видам расходов, учитываемая для целей налогообложения, должна быть снижена на суммы уплаченного НДС.
     
     Пример.
     
     Расходы по найму жилого помещения составили 270 руб., а сумма налога на добавленную стоимость по расчетной ставке 16,67 % - 45 руб., следовательно, на затраты производства расходы по найму жилого помещения будут отнесены в сумме 225 руб. (270 руб. - 45 руб.), что подтверждено письмом Минфина России от 16.12.1999 N 04-02-11.
     

     10. Организацией приобретена техническая литература, необходимая для производства и реализации продукции (работ, услуг). В договоре на приобретение этой технической литературы предусмотрена ежемесячная выплата вознаграждений ее собственнику. Можно ли списать эти вознаграждения на себестоимость продукции (работ, услуг) и учесть для целей налогообложения?

     
     Принимая во внимание п. 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, в составе нематериальных активов учитывается стоимость необходимой технической литературы, если собственник предоставил право пользования ею в установленном законом порядке.
     
     Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования одним из следующих способов: линейным или пропорционально объему продукции (работ, услуг).
     
     Еще в п. 3.2 бывшей Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности было определено, что в состав затрат на производство продукции (работ, услуг) по элементу «Прочие затраты» включаются платежи за полученную лицензию на право пользования патентом, «ноу-хау» и т.п., производимые в виде лицензионных платежей, исчисляемых и уплачиваемых в порядке и сроки, установленные договором. Стоимостная оценка права пользования патентом, «ноу-хау» и т.п. подлежит отражению на отдельном забалансовом счете.
     
     Следовательно, если организация за право пользования технической литературой, от использования которой получены соответствующие доходы, выплачивает ежемесячно вознаграждение собственнику, то у нее есть основания списать эти вознаграждения на затраты производства продукции (работ, услуг), но при этом суммы полученного дохода не могут быть ниже сумм вознаграждений, что следует из п. 55 вышеуказанного Положения.
     

     11. Для приобретения сырья организации были необходимы денежные средства и был оформлен кредит в коммерческом банке. Банк взамен денежных средств выдал организации вексель, которым была оплачена стоимость сырья поставщику. За предоставление векселя банк начислил проценты. Имеется ли у организации право списать эти проценты по векселю на затраты производства?

     
     Кредитные отношения регулируются нормами ГК РФ. Согласно ст. 819 этого Кодекса по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование указанными средствами. Фактически ГК РФ рамки заключения кредитного договора путем предоставления кредитором банковского кредита в виде денежных средств жестко ограничены.
     
     В случае если по соглашению сторон заемщиком выдан вексель, то с момента выдачи векселя отношения сторон регулируются Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе», что обусловлено ст. 815 ГК РФ.
     
     Согласно Федеральному закону «О переводном и простом векселе» в случае обязывания граждан и юридических лиц Российской Федерации по переводному и простому векселю, на их отношения распространяется действие Единообразного закона о переводном и простом векселе, принятого Женевской конвенцией 7 июля 1930 года, в ст. 1 и 5 которого определено, что переводной и простой вексель содержит простое ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму, при этом векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты.
     
     Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание то, что действующими нормативно-правовыми актами отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) процентов за пользование заемными средствами в виде банковских векселей не предусмотрено, проценты, уплачиваемые или начисленные коммерческим банком, не могут рассматриваться как проценты по банковскому кредиту и не должны уменьшать налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, что следует также из писем Департамента налоговой политики Минфина России от 05.05.1999 N 04-02-05/1 и от 20.01.2000 N 04-02-05/7.
     

     12. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.12.1998 N 1647 произведено списание пеней организациям, погасившим просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд. Возникает ли налогооблагаемая база у организации в этом случае?

     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.12.1998 N 1647 «О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации» Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право производить списание пеней с организаций, которые погасили просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 октября 1998 года и осуществляют текущие платежи в полном объеме, в сроки, установленные п. 2 данного Указа.
     
     При реструктуризации задолженности осуществляется списание сумм ранее начисленных пени и штрафов за просрочку уплаты обязательных платежей по состоянию на 1 октября 1998 года.
     
     Списание начисленных пени и штрафов за просрочку уплаты обязательных платежей следует отразить в бухгалтерском учете путем внесения исправительных записей, которые осуществляются, как правило, методом «красное сторно», что не приводит к возникновению налогооблагаемой базы.
     

     13. Приказом Минфина России от 28.03.2000 N 32н внесены изменения в п. 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств в части начисления амортизационных отчислений по основным средствам, полученным безвозмездно. Будет ли это учтено налоговыми органами при осуществлении проверок правильности исчисления и уплаты налога на прибыль?

     
     Первоначально изданными Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, было определено, что по объектам основных средств, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, амортизация не начисляется.
     
     Согласно внесенным поправкам в п. 48 данных Методических указаний в соответствии с приказом Минфина России от 28.03.2000 N 32н по указанным основным средствам амортизация начисляется в установленном порядке в связи с тем, что в п. 9 Положения о составе затрат предусмотрено списание на себестоимость продукции сумм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, исчисленных исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
     
     Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 3.4 ПБУ 6/97 «Учет основных средств» оценка основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, производится по рыночной стоимости на дату оприходования.
     
     Следовательно, начисление амортизационных отчислений должно производиться с отнесением на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Однако в п. 11 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/7-24/4-73, определено, что включение амортизационных отчислений по утвержденным единым нормам в издержки производства (обращения) - это возмещение балансовой (первоначальной и восстановительной) стоимости основных фондов, что является основанием для непринятия налоговыми органами уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы амортизационных отчислений.
     
     В то же время, учитывая это, Минфин России при разработке Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом от 06.05.1999 N 32н, предусмотрел порядок, согласно которому в состав внереализационных доходов включаются активы, полученные безвозмездно.
     
     Кроме того, в п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, установлено, что в случае получения организацией активов (основных средств, нематериальных активов, денежных средств и пр.) безвозмездно, в том числе по договору дарения, эти активы отражаются в бухгалтерском балансе аналогично порядку отражения средств целевого финансирования.
     
     Иными словами, как это следует из ответов Минфина России, при принятии основных средств к бухгалтерскому учету производятся записи в признанной оценке по дебету счета 08 «Капитальные вложения» и кредиту счета 83 «Доходы будущих периодов», субсчет «Доходы будущих периодов по безвозмездно полученным активам». Начисление амортизационных отчислений в настоящее время отражается по дебету счетов учета затрат на производство продукции (издержки обращения) и кредиту счета 02 «Износ основных средств». Восстановление финансовых результатов осуществляется путем отражения в размере начисленной амортизации по дебету счета 83, субсчет «Доходы будущих периодов по безвозмездно полученным активами», и кредиту счета 80 «Прибыли и убытки» в составе внереализационных доходов.
     

     14. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 и постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 за правопреемниками предприятий в случае приватизации закрепили объекты гражданской обороны на основе соответствующих договоров с органами государственной власти и местного самоуправления. Каковы источники списания расходов по содержанию объектов гражданской обороны?

     
     Для реализации Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» Правительством РФ принято специальное постановление от 23.04.1994 N 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», которым не только утверждено Положение о порядке использования объектов гражданской обороны, но и обязанность закрепления этих объектов за новым правопреемником в случае приватизации предприятий, имущественных прав и обязанностей на основе соответствующих договоров с органами государственной власти и местного самоуправления.
     
     В п. 2 указанного Положения сказано, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и пользование.
     
     К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны, встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на обеспечение выполнения необходимых мероприятий по гражданской обороне по форме, указанной в Приложении N 2 к Положению о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны.
     
     Согласно ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     При решении вопроса о возможности списания на себестоимость продукции (работ, услуг) организациями расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне следует руководствоваться нормами, утвержденными постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18.03.1976 N 201-78 (с изменениями и дополнениями), которым предусмотрено осуществление финансирования мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение невоенизированных формирований, а также использование каналов связи для нужд гражданской обороны на предприятиях за счет средств, выделяемых на общезаводские, административно-управленческие, эксплуатационные расходы, а также за счет издержек обращения этих предприятий.
     
     В настоящее время постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» во исполнение ст. 18 Федерального закона «О гражданской обороне» установлено, что:
     
     1) расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
     
     Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств;
     
     2) расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в п. 1 постановления Правительства РФ от 16.03.2000 N 27, финансируются:
     
     - бюджетными учреждениями в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;
     
     - организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем списания указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
     

     15. Организации был предоставлен заем денежных средств на приобретение сырья и материалов. По истечении срока эти средства не были возвращены. Включаются ли в состав внереализационных доходов не возвращенные собственнику средства?

     
     В соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 к внереализационным доходам относятся активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения. Для целей налогообложения в состав внереализационных доходов, кроме конкретно перечисленных в п. 14 Положения о составе затрат, подлежат включению другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
     
     Полученные заемные средства организации (в том числе и в виде товарных кредитов) учитывают на счете 94 «Краткосрочные займы» или 95 «Долгосрочные займы» в зависимости от срока, на который они предоставлены.
     
     В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации заемные средства, предоставленные другими организациями, учитываются в составе кредиторской задолженности и списываются на финансовые результаты с увеличением расчетной базы по налогу на прибыль в установленном порядке.
     

     16. Организацией были приобретены и отражены в бухгалтерском учете в установленном порядке ценные бумаги. После этого были произведены расходы по уплате процентов по заемным средствам. Можно ли увеличить стоимость приобретенных ценных бумаг, на покупку которых были направлены взятые заемные средства?

     
     В бухгалтерском учете организаций операции, связанные с приобретением и учетом ценных бумаг, отражаются в соответствии с требованиями, определенными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (с учетом изменений), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с изменениями и дополнениями), приложением к приказу Минфина России от 15.01.1997 N 2 «О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами».
     
     Для предварительного учета фактических затрат по приобретению ценных бумаг организации используют счет 08 «Капитальные вложения», субсчет «Вложения в ценные бумаги».
     
     Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу; суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг; вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; расходы по  уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.
     
     Как указано выше, расходы по уплате процентов по заемным средствам списываются на счет 08 «Капитальные вложения», субсчет «Вложения в ценные бумаги», но только до принятия их к бухгалтерскому учету.
     
     Как только фактическая стоимость ценных бумаг списана со счета 08, субсчет «Вложения в ценные бумаги», в дебет счета 06 «Долгосрочные финансовые вложения» (когда установленный срок их погашения превышает один год или вложения осуществлены с намерением получать доходы по ним более одного года) или 58 «Краткосрочные финансовые вложения» (когда установленный срок их погашения не превышает одного года или вложения осуществлены без намерения получать доходы по ним более одного года), расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг, относятся на собственные источники организаций (счет 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и т.п.).
     

     17. Ликвидируемая организация передала безвозмездно материалы, которые были списаны на затраты производства. Оценка этих принятых материалов осуществлена согласно требованиям нормативных документов по рыночной стоимости на день их оприходования. Примут ли налоговые органы эту стоимость для целей налогообложения?

     
     В п. 6 Положения о составе затрат определено, что в элементе «Материальные затраты» отражается стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг).
     
     Исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н (с изменениями и дополнениями), фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется на основе их рыночной стоимости на дату оприходования.
     
     Однако организацией фактически затраты на приобретение указанных материалов произведены не были, значит, если не было затрат по доставке, транспортировке, хранению и т.п., то и возмещать фактические затраты оснований нет.
     
     Однако, принимая во внимание п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации и разъяснения Минфина России по данному вопросу, в бухгалтерском учете необходимо осуществить оприходование товарно-материальных ценностей, полученных безвозмездно, по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 83, субсчет «Доходы будущих периодов по безвозмездно полученным активам». При списании указанных ценностей в производство их следует отразить по дебету счетов учета производственных затрат и кредиту счета 10 «Материалы» и одновременно произвести записи по дебету счета 83, субсчет «Доходы будущих периодов по безвозмездно полученным активам», и кредиту счета 80 «Прибыли и убытки».
     

     18. Организацией приобретены и оприходованы товарно-материальные ценности от поставщиков, но оплата за них не произведена. Уменьшается ли налогооблагаемая база по налогу на прибыль по списанным в производство, но не оплаченным товарно-материальным ценностям?

     
     Как следует из п. 12 Положения о составе затрат, затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей.
     
     В зависимости от принятой предприятием организации учета поступления материалов оприходование товарно-материальных ценностей может быть отражено с использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» или без использования их.
     
     В первом случае на основании поступивших на предприятие расчетных документов поставщиков делается запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие. При этом запись по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производится независимо от того, когда материалы поступили на предприятие - до или после получения расчетных документов поставщика.
     
     Оприходование материалов, фактически поступивших на предприятие, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материалов».
     
     Во втором случае оприходование материалов отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п. в зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке материалов на предприятие. При этом материалы, поступившие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов поставщика.
     
     Фактический расход материалов в производство или для других хозяйственных целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (издержек обращения) или другими соответствующими счетами.
     
     Следовательно, как это вытекает из изложенного выше, независимо от осуществления оплаты списание товарно-материальных ценностей осуществляется в установленном порядке исходя из принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
     

     19. Как следует оценивать издержки обращения на остаток нереализованных товаров в связи с изменениями, внесенными в порядок формирования прочих расходов в соответствии с ПБУ 10/99?

     
     Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, начиная с 2000 года изменило порядок отражения в бухгалтерском учете расходов по процентам, уплачиваемым организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов).
     
     Так как ранее существовал порядок, при котором издержки обращения, приходящиеся на остаток нереализованных товаров, в организациях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с учредительными документами в торговле, снабжении и иной посреднической деятельности, учитываемые на счете 44 «Издержки обращения», отражались согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденным Комитетом России по торговле 20.04.1995 N 1-550/32-2 (п. 2.9 бывшей Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности), то распределению подлежали как транспортные расходы сторонних организаций, так и расходы по оплате за банковский кредит.
     
     В 2000 году, как это указано в п. 27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, в случае если организации, осуществляющие торговую деятельность, оказывающие услуги общественного питания, не признают учтенные издержки обращения в себестоимости проданных товаров (услуг) полностью в отчетном периоде в качестве расходов по обычным видам деятельности, то сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), приходящаяся на остаток непроданных товаров и сырья, отражается в бухгалтерском балансе по статье «Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)» группы статей «Запасы».
     
     Для целей налогообложения необходимо учесть ту часть расходов по оплате процентов за банковский кредит, которая приходится на остаток нереализованных товаров, что предусмотрено в Приложении N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
     

     20. Организацией созданы новые типы основных фондов, но в утвержденных единых нормах отсутствуют аналоги. Как в этом случае начислять амортизационные отчисления по этим основным средствам?

     
     Учитывая письмо Минэкономики России от 20.08.1999 N 6-1016, организации при начислении амортизационных отчислений по основным средствам должны руководствоваться Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д.
     
     В п. 10 указанного Положения определено, что в случаях, когда созданы новые типы основных фондов или утвержденные нормы использовать по аналогии нельзя, головные разработчики технической документации созданных основных фондов должны представить проекты соответствующих норм амортизационных отчислений вместе с расчетами и обоснованиями на утверждение в Минэкономики России, а копии - в Минфин России.
     
     До утверждения в установленном порядке запроектированных норм у организации есть основания в случае использования произведенных основных средств при производстве продукции (работ, услуг) осуществлять начисление амортизационных отчислений по этим запроектированным нормам.
     

     21. Организация приобрела во II квартале 2000 года товарно-материальные ценности, осуществив оплату за них в III квартале 2000 года. Согласно договору поставки оплата произведена в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте. Как списать в этом случае суммовую разницу по уже списанным в производство товарно-материальным ценностям?

     
     В п. 65 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации указано, что при определении себестоимости проданных продукции, работ, услуг следует руководствоваться требованиями ПБУ 10/99, в п. 6.6 которого указано, что величина оплаты при списании расходов по обычным видам деятельности определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.
     
     Если суммовые разницы возникли по товарно-материальным ценностям, списанным в производство до момента оплаты, но в течение одного отчетного года, то вносятся коррективы по себестоимости продукции (работ, услуг), а при возникновении суммовых разниц после сдачи годовых отчетов и балансов - они списываются на счет 80 «Прибыли и убытки» как прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.
     

     22. Учитывают ли налоговые органы ст. 36 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ в части списания в качестве амортизационных отчислений до 35 % первоначальной стоимости основных фондов?

     
     Финансовый лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом, как установлено в ст. 7 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О лизинге», срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингоплучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
     
     В ст. 36 указанного Федерального закона определено, что мерами государственной поддержки деятельности организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть предоставление лизингодателям в целях стимулирования обновления машин и оборудования дополнительно наряду с применением механизма ускоренной амортизации права списания в качестве амортизационных отчислений до 35 % первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых более чем три года, в первый год эксплуатации.
     
     Однако до настоящего времени соответствующие нормативные документы по данному вопросу не приняты, и по этой причине при определении состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) налоговыми органами в части списания амортизации учитывается п. 9 Положения о составе затрат.
      

     23. Учитываются ли для целей налогообложения расходы организаций по парковке автомобилей на платной охраняемой стоянке и приобретению телефонных карт работниками при поездке за рубеж?

     
     Обеспечивая выполнение п. 2 Положения о составе затрат, организации относят на себестоимость продукции (работ, услуг) только те расходы, которые имеют непосредственное отношение к производству и реализации продукции (работ, услуг).
     
     В подпункте «у» п. 2 Положения указано, что к затратам, связанным со сбытом, относятся расходы организаций по транспортировке продукции (товаров) до пункта, обусловленного договором.
     
     Если по условиям договора груз должен быть доставлен иностранному партнеру, то осуществленные расходы согласно представленным документам за парковку автомобиля на платной охраняемой стоянке (как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами) по пути следования относятся организациями на затраты производства, как необходимые и обусловленные производственным процессом.
     
     При рассмотрении списания произведенных расходов по приобретению телефонных карт за рубежом необходимо, чтобы эти расходы были вызваны производственной необходимостью.
     
     Следует обратить внимание на ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 12 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, обязывающие оформление всех хозяйственных операций, производимых организацией, оправдательными документами, которыми являются первичные учетные документы.