Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О совершенствовании налогового законодательства. Основные задачи в области имущественного налогообложения и пути их решения


О совершенствовании налогового законодательства. Основные задачи в области имущественного налогообложения и пути их решения

     
     А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Основы существующей в настоящее время в стране налоговой системы были заложены на рубеже 90-х годов. Если первоначально российская налоговая система в целом обеспечивала в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов, то со временем присущие ей недостатки становятся все более заметными, что вызывает массовое недовольство и справедливые нарекания со стороны отечественных товаропроизводителей (организаций и предпринимателей), иностранных инвесторов, граждан.
     
     Масштабная налоговая реформа невозможна путем внесения отдельных точечных изменений в законодательство. Ее цели могут быть достигнуты только с принятием Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) как единого, взаимосвязанного и комплексного документа, учитывающего всю систему налоговых правоотношений.
     
     Проводимая в настоящее время налоговая реформа не предполагает коренной ломки действующей системы налогов и сборов, но и одновременно не может иметь чисто косметический характер. В рамках ее осуществления должны быть достигнуты следующие цели:
     
     - ослабление общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, продолжения начатого курса на дальнейшее постепенное снижение ставок по основным федеральным налогам и облегчения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
     
     - усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;
     
     - упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, а также за счет максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
     
     - обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период;
     
     - существенное повышение уровня собираемости налогов и сборов.
     
     Одним из приоритетных направлений должно стать реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику.
     
     Однако для того чтобы такое снижение не привело к значительному уменьшению налоговых доходов, должны быть предусмотрены меры, направленные на общее расширение налоговой базы, в том числе за счет перекрытия имеющихся каналов ухода от налогообложения и общего улучшения работы налоговых и иных государственных органов по контролю за  уплатой налогов и сборов налогоплательщиками.
     
     В рамках определенных Президентом Российской Федерации и Правительством РФ приоритетных направлений совершенствования налоговой системы России предусмотрено ее упорядочение и отмена ряда неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов [в первую очередь взимаемых с показателя выручки от реализации товаров (работ, услуг)].
     
     На первом этапе в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) предусматривается внесение существенных изменений в перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, и в источники формирования дорожных фондов, регулируемые Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации»« (далее - Закон РФ N 1759-1).
     
     Так, в соответствии со ст. 2 и 7 Федерального закона N 118-ФЗ с 1 января 2001 года предусмотрена отмена:
     
     - налога на отдельные виды транспортных средств, регулируемого Федеральным законом от 08.07.1999 N 141-ФЗ «О налоге на отдельные виды транспортных средств» и подпунктом «ц» п. 1 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон РФ N 2118-1);
     
     - сбора за пограничное оформление при осу-ществлении пограничного контроля, регулируемого ст. 111 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» и подпунктом «у» п. 1 ст. 19 Закона РФ N 2118-1;
     
     - налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, регулируемого подпунктом «ч» п. 1 ст. 21 Закона РФ от N 2118-1.
     
     Учитывая, что налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы является наиболее значительным источником формирования доходной части местных бюджетов, в целях компенсации выпадающих доходов местных бюджетов в связи с его отменой ст. 8 Федерального закона N 118-ФЗ установлен новый компенсационный источник.
     
     Так, в Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» включена норма, предоставляющая право представительным органам местного самоуправления устанавливать дополнительную ставку налога на прибыль в размере, не превышающем 5 %, с зачислением суммы налога, исчисленной по указанной ставке, в местные бюджеты. Следует отметить, что в рамках проводимой работы над частью второй НК РФ указанный дополнительный источник формирования местных налогов должен приобрести форму самостоятельного местного налога - муниципального налога.
     
     Кроме того, п. 2 ст. 8 Федерального закона N 118-ФЗ законодательно урегулирован вопрос о праве законодательных (представительных) органов местного самоуправления и представительных органов местного самоуправления в установлении для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительных льгот по налогу на прибыль в пределах сумм налога, зачисляемых в их бюджеты. Необходимо также отметить, что данная норма имеет обратную силу и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года, что соответствует п. 4 ст. 5 части первой НК РФ.
     
     Согласно ст. 48 Федерального закона N 118-ФЗ с 1 января 2001 года существенные изменения произойдут в структуре источников финансирования федеральных и региональных программ дорожного строительства.
     
     Следует напомнить, что в рамках Закона РФ N 1759-1 основными источниками формирования федерального и территориальных дорожных фондов являются:
     
     - налог на пользователей автомобильных дорог;
     
     - налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ);
     
     - налог с владельцев транспортных средств;
     
     - налог на приобретение автотранспортных средств.
     
     В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 118-ФЗ внесены изменения и дополнения в Закон РФ N 1759-1, предусматривающие отмену с 1 января 2001 года налога на реализацию ГСМ и налога на приобретение автотранспортных средств.
     
     Кроме того, с 1 января 2001 года предусмотрено существенное уменьшение ставки налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 до 1 % с зачислением суммы налога в полном объеме в территориальные дорожные фонды или в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого использования. Отменено право субъектов Российской Федерации повышать (понижать) ставки данного налога.
     
     При этом предусмотрено право субъектов Российской Федерации не только повышать, но и понижать ставки по налогу с владельцев транспортных средств, а также сохранено их право освобождать отдельные категории налогоплательщиков от уплаты данного налога.
     
     В качестве источника финансирования региональных программ дорожного строительства сохранен налог с владельцев транспортных средств (в соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 14 части первой НК РФ сохранен как транспортный налог). Статьей 22 Федерального закона N 118-ФЗ определены новые источники финансирования федеральных и региональных программ дорожного строительства, к которым относятся акцизы на дизельное топливо, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, бензин автомобильный.
     
     Следует также отметить, что согласно ст. 5 Федерального закона N 118-ФЗ Закон РФ N 1759-1 утрачивает силу с 1 января 2003 года в полном объеме.
     
     В связи с вышеназванными изменениями законодательства МНС России по согласованию с Минфином России подготовлены изменения и дополнения в инструкцию МНС России от 04.04.2000 N 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (далее - Инструкция N 59), которые в ближайшее время будут направлены на государственную регистрацию в Минюст России.
     
     Хотелось бы немного остановиться и на других моментах, связанных с подготовкой вышеуказанных изменений и дополнений в Инструкцию N 59.
     
     Хотя вышеназванная Инструкция вступила в силу только с июля текущего года, однако по порядку применения ее отдельных положений у ряда налогоплательщиков возникают определенные неясности. Остановимся на одной из них.
     
     В соответствии с ранее действовавшей инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключались экспортные пошлины по организациям, осуществляющим экспортную деятельность.
     
     Однако в Инструкции N 59 такая запись пропала. И вполне естественно возникает вопрос: означает ли это, что с момента введения в действие новой Инструкции экспортные пошлины из налогооблагаемой базы по этому налогу не исключаются?
     
     В данном случае следует учитывать, что в соответствии с Законом РФ N 1759-1 объектом обложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
     
     Пунктом 45 Инструкции N 59 определено, что бухгалтерский учет операций, связанных с начислением и уплатой налога на пользователей автомобильных дорог, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     
     В бухгалтерском учете предприятия сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», а в годовой и квартальной отчетности отражается по строке 010 формы N 2 «Отчет о прибылях и убытках».
     
     Пунктом 64 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, предусмотрено, что по статье «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)» показывается выручка от продажи товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности), являющиеся доходами от обычных видов деятельности.
     
     К обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком не признаются организацией доходами, в частности, относятся суммы налога на реализацию ГСМ, экспортные пошлины.
     
     Таким образом, экспортная пошлина не может включаться в налогооблагаемую базу при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог. Данное уточнение нашло отражение в указанных изменениях и дополнениях.
     
     Наиболее существенным аспектом реформирования налогового законодательства также явилось принятие первых четырех глав части второй НК РФ: глава 21 «Налог на добавленную стоимость»; глава 22 «Акцизы»; глава 23 «Налог на доходы физических лиц»; глава 24 «Единый социальный налог (взнос)»), которые вступят в силу с 1 января 2001 года.
     
     Вопрос о принятии остальных глав части второй НК РФ предполагается рассмотреть в Государственной Думе Российской Федерации в течение осенней сессии текущего года, а также в течение 2001 года.
     
     Следует отметить, что уже на втором этапе налогового реформирования в рамках работы над частью второй НК РФ предлагается отменить такие налоги, как налог с продаж, налог на покупку иностранной валюты, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
     
     Определенные изменения предусматриваются и в системе имущественного налогообложения, на основные из которых хотелось бы обратить внимание.
     
     В составе региональных налогов предлагается временно сохранить налог на имущество организаций, порядок взимания которого в основном соответствует действующему одноименному налогу на имущество предприятий, регулируемому в настоящее время Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», с учетом изменений и дополнений.
     
     В частности, предусматривается сохранение предельной ставки налога - 2 % от объекта налогообложения и права законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на установление конкретных ставок налога и налоговых льгот.
     
     Существенные изменения предполагаются в объекте обложения данным налогом.
     
     В качестве объекта налогообложения определены основные средства, капитализируемые затраты (за исключением затрат на освоение природных ресурсов и научные исследования и опытно-конструкторские разработки) и объекты незавершенного капитального строительства, находящиеся на балансе организации. При этом объекты незавершенного капитального строительства признаются объектом налогообложения по истечении срока окончания строительства, определяемого в соответствии со строительными нормами и правилами.
     
     Это предусматривает определенное сужение налоговой базы по сравнению с действующей в настоящее время. Из-под налогообложения, в частности, выводятся такие статьи баланса, как «нематериальные активы», «готовая продукция», «сырье и материалы», «товары», «отдельные виды затрат» и некоторые другие.
     
     Включение в объект обложения незавершенных капитальных вложений прежде всего связано с наличием многочисленных объектов незавершенного строительства, не финансируемых заказчиками, а также зачастую с сознательным оттягиванием времени отдельными налогоплательщиками регистрации прав собственности на объекты недвижимости с целью ухода от налогообложения.
     
     Кроме того, предусматривается, что налог должен уплачиваться в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находится имущество организации, в отличие от ныне действующего порядка его уплаты по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений.
     
     В составе местных налогов предлагается временно сохранить земельный налог и налог на имущество физических лиц.
     
     В отношении земельного налога, порядок исчисления и уплаты которого в настоящее время регулируется Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю», предусматриваются лишь общие принципы налогообложения, в соответствии с которыми органы местного самоуправления определяют порядок исчисления и уплаты налога на соответствующей территории, а также конкретные налоговые ставки (от 0,1 до 2 % от соответствующей налоговой базы) по земельным участкам. При этом отменяется действующий порядок его централизации (распределения) в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации, то есть налог будет полностью зачисляться в местные бюджеты.
     
     В качестве налоговой базы предусмотрена кадастровая стоимость земельного участка, а в случае ее отсутствия - ее нормативная цена.
     
     Порядок определения кадастровой стоимости земли или ее нормативной цены устанавливается Правительством РФ.
     
     В отличие от действующего порядка исчисления налога (фиксированные размеры ставок в руб. и коп. за га или кв.м) новые ставки налога устанавливаются в процентах от налоговой базы в размере от 0,1 до 2.
     
     Предполагается заметно усилить фискальную и социальную роль налога на имущество физических лиц, в настоящее время регулируемого Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц», в частности, за счет установления более высоких ставок по престижной и дорогой недвижимости, применения (при определенных условиях) для расчета налога рыночной стоимости объектов налогообложения, а также учета в целях налогообложения стоимости объектов недвижимости, незавершенных строительством.
     
     Принципиальной особенностью вводимого налога является возможность применения для целей налогообложения рыночной оценки стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих на правах собственности физическим лицам.
     
     Целью введения указанного показателя является прежде всего приведение налогового законодательства в соответствие со сложившимися в стране рыночными отношениями и пополнение доходов местных бюджетов. В данном случае необходимо учитывать, что действующая в настоящее время инвентаризационная оценка стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения и реальная (рыночная) стоимость этих объектов существенно различаются, что ведет к неучету части стоимости объектов налогообложения и соответственно к потерям бюджета.
     
     Кроме того, налог на водно-воздушные транспортные средства, также регулируемый в настоящее время Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц», предусматривается перевести в транспортный налог (учитывая однородность объекта налогообложения), который заменит, как уже отмечалось выше, действующий в настоящее время налог с владельцев транспортных средств.
     
     В настоящее время в Российской Федерации имеет место тенденция к тому, что значительная часть объектов жилого назначения (дачи, коттеджи и т.п.), принадлежащая физическим лицам и пригодная для их эксплуатации (проживания), в течение длительного периода не регистрируется в органах регистрации прав на недвижимость и числится в качестве недостроенных объектов.
     
     В целях предотвращения потерь местных бюджетов и в ряде случаев необоснованного уклонения отдельных физических лиц от налогообложения указанных объектов вводится норма, позволяющая включить в объект налогообложения объекты незавершенного строительства. При этом порядок отнесения указанных объектов к объектам налогообложения предусматривается определять на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     В рамках реформирования имущественного налогообложения юридических и физических лиц предусматривается введение нового регионального налога - налога на недвижимость. Предусмотрено, что данный налог может вводиться по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления взамен налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. В качестве объекта налогообложения предусматриваются земельные участки с находящимися на них зданиями, строениями, сооружениями и т.п., находящимися в собственности юридических и физических лиц, исходя из их оценки по рыночной стоимости. Предельная ставка налога установлена в размере 2 %. При этом определено, что налогооблагаемая база недвижимости жилого назначения должна составлять не более 10 % от оценки по рыночной стоимости.
     
     В целях отработки соответствующей главы части второй НК РФ принят Федеральный закон 20.07.1997 N 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери», с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 20.11.1999 N 196-ФЗ.
     
     Как уже отмечалось выше, в систему имущественных налогов предусматривается включение транспортного налога. Данный налог объединит не только действующие ныне налог с владельцев транспорт-ных средств, но и отменяемый налог на отдельные виды транспортных средств и налог на имущество физических лиц (в части, относящейся к водно-воздушным транспортным средствам).
     
     За базовую величину объекта обложения данным налогом принимается единица мощности двигателя (в лошадиных силах), валовая вместимость, пассажироместо.
     
     В целях компенсации выпадающих доходов в связи с отменой налога на отдельные виды транспортных средств предлагается установить значительную дифференциацию максимальных налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, предоставив право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации установления конкретных налоговых ставок.
     
     Все вышеперечисленные нововведения будут рассмотрены Государственной Думой Российской Федерации в течение 2000-2001 годов и реально могут вступить в действие не ранее 1 января 2002 года. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на основные вопросы применения законодательства об имущественном налогообложении в предстоящем календарном году (2001 год).
     
     В связи с вступлением в силу части первой НК РФ, принятием ряда иных законодательных актов, а также возникавшими в течение 1999-2000 годов вопросами, связанными с уточнением расчетов в связи с отдельными изменениями в методологии бухгалтерского учета, потребовалось внесение корректировок в отдельные нормативные документы, принятые Госналогслужбой России (в настоящее время МНС России) по согласованию с Минфином России.
     
     Одним из таких документов является инструкция Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (далее - Инструкция N 33).
     
     Следует напомнить, что МНС России по согласованию с Минфином России были утверждены и направлены на государственную регистрацию в Минюст России. Изменения и дополнения N 5 к Инструкции N 33 (приказ МНС России от 17.07.2000 N БГ-3-04/259). Однако впоследствии указанные Изменения были возвращены Минюстом России (письмо от 01.09.2000 N 7422-ЮД) с мотивировкой на то, что в данном документе не должны быть ссылки на приказы Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению», Банка России от 18.06.1999 N 02-263 «Об утверждении правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, и дополнений и изменений к Плану счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации» и Федеральной инспекции России по надзору за страховой деятельностью от 27.10.1992 N 02-02/5, поскольку они не проходили соответствующую государственную регистрацию в Минюсте России.
     
     Следует отметить, что в настоящее время Минфином России ведется работа по подготовке нового Плана счетов бухгалтерского учета, который должен вступить в силу с 1 января 2001 года.
     
     С учетом положений данного нормативного документа предполагается повторное внесение на регистрацию в Минюст России Изменений и дополнений N 5 к Инструкции N 33.
     
     Хотелось бы остановиться на том, что предполагают данные Изменения и дополнения в вышеназванную Инструкцию, учитывая, что они реально могут вступить в силу со следующего календарного года (то есть со следующего налогового периода).
     
     Одним из наиболее существенных аспектов, которые предполагается затронуть в данном документе, является уточнение налоговой базы, используемой при исчисление налога на имущество предприятий.
     
     Напомню, что согласно ст. 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» объектом налогообложения данным налогом являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе организации.
     
     В целях приведения вышеназванной Инструкции в соответствие с Законом РФ «О налоге на имущество предприятий» и действующей методологией бухгалтерского учета в перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым формируют налогооблагаемую базу организации, предусмотрено дополнительное включение двух затратных счетов: 07 «Оборудование к установке» и 08 «Капитальные вложения» (по действующему Плану счетов).
     
     Необходимо отметить, что одной из наиболее существенных причин введения в объект обложения налогом на имущество предприятий счета 08 «Капитальные вложение» послужило то, что (как уже отмечалось ранее) основные средства, приобретаемые организациями до государственной регистрации прав собственности на них, фактически выпадали из-под налогообложения. При этом срок такой регистрации в ряде случае не ограничивается одним месяцем.
     
     Напомним, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
     
     Кроме того, исходя из ст. 223 ГК РФ, в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
     
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившим в силу с 31 января 1998 года, в соответствии с нормами ГК РФ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения права собственности на недвижимые вещи.
     
     Исходя из положений ГК РФ при решении вопроса принятия объекта к бухгалтерскому учету учет недвижимого имущества осуществляется в зависимости от того, кому принадлежит право собственности.
     
     В связи с этим объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Указанный объект недвижимости до момента регистрации права собственности на него должен отражаться на счете 08 «Капитальные вложения», который в настоящее время не является объектом обложения данным налогом.
     
     Изменениями и дополнениями к Инструкции предполагается также уточнить перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым формируют налогооблагаемую базу кредитных организаций и страховых организаций (ранее такие уточнения были доведены до налоговых органов и налогоплательщиков письмом МНС России от 13.03.2000 N ВТ-6-04/183 по согласованию с Минфином России и Банком России).
     
     Как известно, в связи с введением в действие Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, по целому ряду объектов основных средств (основным средствам, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований, полученным по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим) не было предусмотрено начисление амортизации, в связи с чем в бухгалтерском балансе они должны были учитываться по первоначальной стоимости, являющейся объектом обложения налогом на имущество предприятий. Несмотря на внесенные в данные положения изменения (см. приказ Минфина России от 24.03.2000 N 31н), по ряду объектов основных средств также не предусмотрено начисление амортизации (например, для объектов основных средств некоммерческих организаций).
     
     В целях приведения в равные условия налогообложения указанного имущества с аналогичным амортизируемым имуществом Изменениями и дополнениями N 5 предполагается разрешить организациям, имеющим на балансе объекты основных средств, по которым начисление амортизации не предусмотрено, включать в расчет налога неамортизируемые основные средства по стоимости, уменьшенной расчетным путем на сумму амортизации по единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, установленным для аналогичных амортизируемых основных средств.
     
     При этом следует учитывать, что в целях контроля использования неамортизируемого имущества некоммерческих организаций и оценки его реального состояния износ по нему может отражаться в бухгалтерском учете внесистемно на отдельном забалансовом счете 016 «Износ имущества некоммерческих организаций», и соответственно уменьшится (с учетом ст. 2 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий») налоговая база на сумму начисленного износа по указанному забалансовому счету.
     
     При этом внесение исправлений в произведенные записи на счетах бухгалтерского учета в части начисленной амортизации по имуществу, приобретенному после 1 января 2000 года, в текущем отчетном периоде производится в установленном порядке.
     
     Балансовая сумма основных средств и сумма основных средств, принимаемая для исчисления налога на имущество, при этом могут быть различны, так как для формирования налогооблагаемой базы данные бухгалтерского учета подлежат корректировке в налоговых расчетах в соответствии с требованиями налогового законодательства.
     
     Кроме того, Изменениями и дополнениями N 5 уточнено, что организации, учитывающие стоимость товаров с учетом налога на добавленную стоимость не только на счете 41 «Товары», но и на счете 45 «Товары отгруженные», вправе при определении налоговой базы остатки по указанным счетам уменьшить на сумму налога на добавленную стоимость.
     
     В течение 1999-2000 годов наиболее проблемным был вопрос правомерности исчисления организациями налога на имущество предприятий с учетом новой восстановительной стоимости и амортизационных отчислений, сформировавшихся по результатам переоценки основных средств, осуществляемой организациями в соответствии с ПБУ 6/97 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (см. приказы Минфина России от 03.09.1997 N 65н и от 20.07.1998 N 33н).
     
     Необходимо отметить, что в течение 1999-2000 годов, как показала практика, вышеназванные положения не принимались налоговыми органами при представлении расчетов налогоплательщиками. В качестве основного аргумента была ссылка на норму Инструкции N 33, установившую, что для определения облагаемой базы налога на имущество остаточная стоимость основных средств исчисляется плательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства РФ.
     
     Однако учитывая, что исходя из положений ст. 2 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» исчисление налога предусматривается на основании данных бухгалтерского баланса, то есть данных, формируемых на основании действующей методологии бухгалтерского учета и отчетности, а также учитывая, что последняя переоценка основных фондов проводилась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 627 по состоянию на 1 января 1998 года, а в течение 1999-2000 годов такие постановления не принимались (и видимо не будет принято и в 2001 году), позиция налоговых органов была пересмотрена (см. письмо МНС России от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288@).
     
     Таким образом, Изменениями и дополнениями N 5 уточняется, что при определении налоговой базы по налогу на имущество предприятий стоимость основных средств определяется налогоплательщиком с учетом переоценок, проводимых в установленном порядке.
     
     В данном документе также предусмотрено урегулировать вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на имущество многопрофильными организациями, частично перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности. В частности разъясняется, что если имущество организации используется в сферах деятельности, как переведенных, так и не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации. В случае же прекращения организацией деятельности, на которую было получено свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход, до окончания квартала сумма налога на имущество за этот квартал определяется исходя из количества месяцев осуществления деятельности на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход (то есть 1/3 или 3/3 всей суммы налога, исчисленного за отчетный квартал).
     
     С учетом требований части первой НК РФ Изменениями и дополнениями N 5 предполагается разъяснить вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на имущество организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения.
     
     Напомню, что согласно ст. 1 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» плательщиками данного налога являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, иностранные юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
     
     При этом ст. 19 части первой НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Таким образом, с момента введения в действие части первой Кодекса филиала и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками.
     
     С 1 января 1999 года филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на имущество предприятий.
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», с учетом изменений и дополнений, признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Статьей 7 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» определено, что предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
     
     Учитывая это, законодательством установлен единый порядок исчисления налогооблагаемой базы для филиалов и других обособленных подразделений организаций, как имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющих их.
     
     Кроме того, в соответствии с требованиями части первой НК РФ разработана новая форма налоговой декларации об имуществе налогоплательщика.