Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об отдельных вопросах по налогу на прибыль


Об отдельных вопросах по налогу на прибыль

     
     Ю.Б. Сергиенко,
государственный советник налоговой службы III ранга

     
     Среди законов, введенных в действие с 1992 года и сформировавших новую налоговую систему страны, необходимость создания которой была вызвана переходом к рыночным отношениям, важное место занимает Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон о налоге на прибыль).
     
     Ранее действовала имевшая определенные недостатки система взаимоотношений предприятий и организаций (далее - предприятия) с государственным бюджетом по прибыли на основе нормативного метода ее распределения. Прибыль предприятий распределялась по дифференцированным экономическим нормативам, утверждаемым вышестоящими организациями. Нередко по рентабельным предприятиям устанавливался высокий норматив изъятия прибыли в вышестоящую организацию для дальнейшего перечисления плохо работающим предприятиям. В результате ущемлялись как интересы государства, так и хорошо работающих предприятий. В их распоряжении оставалась незначительная доля прибыли, которой было недостаточно для развития. При равных экономических возможностях предприятий в бюджет перечислялись разные по величине платежи.
     
     Возникла необходимость в установлении единых подходов к расчетам с государством и создании равных условий деятельности для всех предприятий независимо от их формы собственности и отраслевой принадлежности.
     
     Введенный порядок налогообложения прибыли построен на принципе единства определения объекта налогообложения, ставок и налоговых льгот для предприятий различных отраслей экономики, за исключением некоторых льгот, установленных для предприятий со специфическими условиями.
     
     Налог на прибыль относится к федеральным налогам, как в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон РФ N 2118-1), так и ст. 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В связи этим порядок его исчисления и взыскания устанавливается законодательными актами Российской Федерации и изменяется только путем внесения в установленном порядке уточнений в налоговое законодательство.
     
     Положения Закона о налоге на прибыль вступили в силу с 1 января 1992 года. За прошедший период его действия было принято 27 законов, внесших изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль: расширен круг налогоплательщиков, изменены порядок определения налоговой базы и расчетов с бюджетом, сроки уплаты в бюджет налога, условия предоставления отдельных льгот, размеры ставок налога, предоставлены дополнительные налоговые льготы и дополнительные права органам государственной власти субъектов Российской Федерации в части их установления.
     

     На основании вышеуказанного Закона Госналог-служба России по согласованию с Минфином России издала инструкцию от 06.03.1992 N 4, которая в связи с большим количеством внесенных в нее согласно федеральным законам поправок была переиздана, и стала действовать инструкция Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 (далее - Инструкция N 37).
     
     В настоящее время вместо Инструкции N 37 действует инструкция МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» (далее - Инструкция N 62), которая не только учла все дополнения и изменения к предыдущим инструкциям, но имеет и свои особенности.
     
     Бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы, руководствуются при налогообложении прибыли инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы» (в ред. Изменений и дополнений от 12.01.1999 N 1).
     
     Кроме Закона о налоге на прибыль и вышеназванных инструктивных указаний, при налогообложении прибыли применяются:
     
     - часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, введенная в действие Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ;
     
     - изменения и дополнения к части первой НК РФ, внесенные Федеральными законами от 30.03.1999 N 51-ФЗ и от 09.07.1999 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон N 154-ФЗ);
     
     - Федеральный закон от 09.07.1999 N 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”« (далее - Закон N 155-ФЗ);
     
     - Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» (далее - Закон N 118-ФЗ).
     
     При определении налоговой базы необходимо учитывать также постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41; 9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
     
     Учитывая, что согласно ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, отдельные положения, рассматриваемые ниже, изложены с учетом документов, действовавших в 1997-2000 годах.
     

     Согласно законодательству по налогу на прибыль до 1 января 1999 года к числу плательщиков этого налога относились осуществлявшие предпринимательскую деятельность:
     
     - предприятия и организации (в том числе бюджетные), являвшиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
     
     - предприятия с иностранными инвестициями;
     
     - международные объединения и организации, созданные на территории Российской Федерации;
     
     - кредитные и страховые организации.
     
     Наряду с налогоплательщиками-юридическими лицами налог на прибыль уплачивали:
     
     - филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации, имевших отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет;
     
     - филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации, созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге.
     
     Кроме того, в особом порядке рассчитывались с бюджетами субъектов Российской Федерации предприятия, в состав которых входили территориально обособленные структурные подразделения, не имевшие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета. Такой порядок был установлен начиная с 1 января 1995 года в соответствии с Федеральным законом от 25.04.1995 N 64-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”«. Предприятия, в состав которых входили территориально обособленные структурные подразделения, не имевшие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, стали перечислять налог на прибыль в части, подлежащей зачислению в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений. Это было обусловлено тем, что работники структурных подразделений предприятий пользовались местной инфраструктурой, содержание которой финансировалось за счет средств бюджетов территорий, и указанные предприятия должны были принимать участие в формировании доходов бюджетов территорий.
     
     Во исполнение указанного Федерального закона и принятого в его развитие постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета» Госналогслужба России по согласованию с Минфином России разработала и направила на места Методические указания от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, в которые впоследствии письмом от 14.11.1995 N НП-4-01/76н были внесены изменения и дополнения. Установленный порядок расчетов с бюджетом по вышеназванным предприятиям действует и в настоящее время.
     

     Сумма налога по структурным подразделениям исчисляется предприятиями исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой по двум показателям:
     
     1) среднесписочной численности работающих (фонду оплаты труда);
     
     2) стоимости основных производственных фондов.
     
     При этом налог по указанным предприятиям без структурных подразделений (головным предприятиям) и по структурным подразделениям определяется по ставкам налога на прибыль, действующим на территориях субъектов Российской Федерации, где расположены предприятия и структурные подразделения.
     
     Необходимо отметить, что рассматриваемый порядок уплаты налога в бюджеты субъектов Российской Федерации не распространяется на предприятия, в состав которых входят структурные подразделения, если само предприятие и подразделение находятся на территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
     
     Рассмотренный порядок расчетов с бюджетом по структурным подразделениям распространяется на все предприятия и организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, включая предприятия с иностранными инвестициями, кредитные и страховые организации, в состав которых входят такие структурные подразделения.
     
     Данная норма не относится к предприятиям и организациям некоторых отраслей, порядок уплаты налога по которым согласно Закону о налоге на прибыль определяется Правительством РФ.
     
     НК РФ внесены существенные изменения в ранее установленный состав плательщиков налога на прибыль. Установлено, что с 1 января 1999 года в качестве налогоплательщиков всех видов налогов выступают организации. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций в порядке, предусмотренном НК РФ, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ). Вместе с тем такого порядка НК РФ пока не установлено.
     
     Таким образом, с момента введения в действие НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, налогоплательщиками не являются.
     

     МНС России письмом от 02.03.1999 N ВГ-6-18/151 разъяснило, что после введения в действие НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов. Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, в соответствии с законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, представляют в налоговые органы налоговую де-кларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности.
     
     По организациям, в состав которых входят обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, также сохраняется порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный законами, регулирующими порядок взимания этих налогов.
     
     С принятием Закона N 155-ФЗ, вступившего в силу с 14 июля 1999 года и внесшего дополнения в ст. 9 указанного Закона, возникли сложности в части порядка расчетов с бюджетом организаций, в состав которых входят филиалы, представительства, иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
     
     Дополнением к указанной статье установлено, что, если иное не предусмотрено этой статьей, до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Сложность применения этой нормы при расчетах по налогу на прибыль за 1999 год заключалась в следующем.
     

     Филиалы и представительства организаций должны исполнять обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, то есть исполнять эти обязанности начиная с 14 июля 1999 года - момента ввода в действие вышеназванного Закона.
     
     Учитывая указанные обстоятельства, МНС России по согласованию с Минфином России письмом от 27.12.1999 N ВГ-6-02/1051 довело до сведения налогоплательщиков и налоговых органов разъяснения «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации за 1999 год по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет».
     
     В соответствии с этим письмом при расчетах по налогу на прибыль нарастающим итогом с начала 1999 года за 7, 8, 9, 10, 11 месяцев и 1999 год филиалы и представительства, имевшие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, исполняли обязанности организаций по уплате налога на прибыль по месту своего нахождения на основании представленных ими деклараций в соответствии со ставками налога на прибыль, действовавшими на территориях, где расположены эти филиалы и представительства. В налоговый орган по месту нахождения указанных филиалов и представительств должна была быть представлена налоговая декларация, подписанная руководителем филиала или представительства, а соответствующие полномочия, переданные создавшим их юридическим лицом, документально подтверждены.
     
     МНС России по согласованию с Минфином России подготовило также письмо от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ «О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года».
     
     В указанном документе сообщено, что начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль должны производить в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета» (далее - Постановление N 660) и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению этого Постановления, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н (далее - Методические указания).
     
     Таким образом, начиная с 1 января 2000 года организации в одинаковом порядке исчисляют налог на прибыль как по структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, так и по филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
     

     Доля прибыли, которая приходится на организации (без обособленных подразделений) и на обособленные подразделения организаций и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных обособленных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих обособленных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.
     
     Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизмененным в течение отчетного года. Определение средней величины удельных весов для исчисления авансовых и фактических сумм налога на прибыль по организациям (без обособленных подразделений) и по их обособленным подразделениям производится исходя из предполагаемых и фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов этих организаций и их обособленных подразделений.
     
     В фактическую среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный период).
     
     Стоимость основных производственных фондов определяется исходя из их остаточной стоимости, числящейся по балансу организации.
     
     В случае если обособленное подразделение не имеет основных производственных фондов, при определении доли прибыли исходя из удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов вместо показателя «удельный вес стоимости основных производственных фондов» принимается ноль.
     
     Пример 1.
     

     В составе организации имеются три обособленных подразделения: подразделение 1, подразделение 2, подразделение 3. Организация и ее обособленные подразделения расположены в четырех субъектах Российской Федерации.
     
     Фактическая среднесписочная численность работников по организации в целом составляет за 9 месяцев 2000 года 1500 человек, в том числе:
     
     организация без обособленных подразделений - 120 человек;
     
     подразделение 1 - 330 человек;
     
     подразделение 2 - 300 человек;
     
     подразделение 3 - 750 человек.
     
     Стоимость основных производственных фондов составляет по организации в целом 40 млн руб. за тот же период, в том числе:
     
     организация без обособленных подразделений -  5 млн руб.;
     
     подразделение 1 - 15 млн руб.;
     
     подразделение 2 - основных производственных фондов нет;
     
     подразделение 3 - 20 млн руб.
     
     Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес стоимости основных производственных фондов по организации без обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению в данных по организации в целом определяются следующим образом:
     
     организация без обособленных подразделений
     
     120 : 1500 х 100 % = 8 %     
     5 000 000 : 40 000 000 х 100 % = 12,5 %     
     (8 % + 12,5 %) : 2 = 10,25 %;
     
     подразделение 1     
     330 : 1500 х 100 % = 22 %     
     15 000 000 : 40 000 000 х 100 % = 37,5 %     
     (22 % + 37,5 %) : 2 = 29,75 %;
     
     подразделение 2     
     300 : 1500 х 100 % = 20 %
          
     основных фондов нет
     
     (20 % + 0) : 2 = 10 %;
     
     подразделение 3
     
     750 : 1500 х 100 % = 50 %     
     20 000 000 : 40 000 000 х 100 % = 50 %     
     (50 % + 50 %) : 2 = 50 %.
     
     Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли представляется по форме, предусмотренной Приложением N 9 к Инструкции N 62. При этом налогооблагаемая прибыль каждого обособленного подразделения определяется путем применения средней величины удельных весов, исчисленной в вышеуказанном порядке, к налогооблагаемой прибыли организации, отраженной по стр. 5 Расчета.
     
     При определении фактических сумм налога на прибыль принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих (фонду оплаты труда) и средней остаточной стоимости основных производственных фондов за отчетный период нарастающим итогом с начала года.
     

     Например, если на 1 января 2000 года стоимость основных производственных фондов составила 39 млн руб., на 1 апреля - 41 млн руб., то средняя стоимость этих фондов за I квартал 2000 года составит 40 млн руб. [(39 млн руб. + 41 млн руб.) : 2], и т.д.
     
     Пример 2.
     

(применительно к форме Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли Приложения N9 к Инструкции N 62)

     


 

По организации, включая обособленные подразделения

В том числе

  
 


 

по организации без обособленных подразделений

по обособленному подразделению 1

по обособленному подразделению 2

по обособленному подразделению 3

1. Валовая прибыль - всего

600 000

-

-

-

-

2. Из валовой прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются суммы, показанные в итоге стр. 2 Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли

80000

-

-

-

-

3. Льготы по налогу на прибыль в части прибыли, не подлежащей налогообложению согласно п. 4.6 Инструкции

-

-

-

-

-

4. Ль готы по налогу на прибыль согласно п. 4.1, 4.3, 4.4, 4.5 Инструкции (по специальным расчетам)

150000

-

-

-

-

5. Налогооблагаемая прибыль (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 - стр. 4)

370000

-

-

-

-

5а. Средняя величина удельные весов в % *

-

10,25

29,75

10,00

50,00

5б. Налогооблагаемая прибыль исходя из средней величины удельных весов

-

37925

110075

37000

185000

6. Ставка налога на прибыль - всего в %.
В "том числе:

11

17

19

18

19

а) в федеральный бюджет

11

-

-

-

-

б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономные образований

-

12

15

14

14

в) в бюджеты районов. городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов

 -

5

4

4

5

7. Сумма налога на прибыль - всего**
     В том ч исле:

40 700

6447

20914

6660

35 150

а) в федеральный бюджет (стр. 5 х стр. 6а) : 100

40 700

-

-

-

-

б) в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, городов Москвы и Санк-Петербурга. автономных образований(стр. 5 х стр. 66) : 100

 -

4551

16 511

5180

25 900

в) в бюджеты районов, городов. районов в городах, поселков. сельских населенных пунктов (стр. 5 х стр. 6в) : 100

 -

1896

4403

1480

9250

     _____
     * Показатель средней величины удельных весов численности работников и стоимости фондов определен по данным примера 1.

     ** Организация уплачивает по месту своего нахождения налог в федеральный бюджет в сумме 40 700 руб. и в бюджет субъекта Российской Федерации - 6447 руб., а также перечисляет в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения 1 - 20 914 руб., подразделения 2 - 6660 руб., подразделения 3 - 35 150 руб.

     

     По организациям, являющимся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисление налога от фактически полученной прибыли и его перечисление в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений производятся организацией, в состав которой они входят, в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета. Таким организациям при исчислении и уплате сумм дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, необходимо учитывать следующее.
     
     В соответствии с положениями, предусмотренными Приложением N 8 [примечание 4 к Расчету дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом] к Инструкции N 62, сумма средств, подлежащая взносу в бюджет, распределяется между бюджетами пропорционально распределению налога на прибыль между бюджетами различных уровней.
     
     Пунктом 5 Методических указаний определено, что исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по структурным подразделениям. Такой же порядок применяется к средствам, подлежащим возврату из бюджета.
     
     Определение разницы между суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврату из бюджетов) исходя из фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, корректируемой на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, производится организацией отдельно по организации (без обособленных подразделений) и отдельно по каждому обособленному подразделению.
     
     Перечисление этих сумм в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку по уплате налога на прибыль *1.
     ____
     *1 (Письмом МНС России от 29.02.2000 №ВГ-6-02/158@ уточнено, что филиалы и представительства могут исполнять обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет, в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки.

     

     Пример 3.
     
     Организация и ее обособленное подразделение находятся в разных субъектах Российской Федерации. По месту нахождения организации установлена ставка налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 19 %, по месту нахождения обособленного подразделения - 18 %.
     
     На основании данных Справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли, составленной организацией, в III квартале 2000 года предполагаемая прибыль организации в целом должна была составить 600 000 руб., в том числе прибыль обособленного подразделения - 140 000 руб. Авансовые платежи были перечислены в сумме 178 600 руб., в том числе в следующие бюджеты:
     
     в федеральный бюджет - 66 000 руб. (600 000 х 11 %);
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации - 87 400 руб. [(600 000 - - 140 000) х 19 %];
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации - 25 200 руб. (140 000 х 18 %).
     
     По итогам деятельности организации за III квартал 2000 года сумма налога, причитающаяся в бюджет исходя из фактически полученной прибыли, составила 208 000 руб., в том числе:
     
     в федеральный бюджет - 77 000 руб.;
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации - 95 000 руб.;
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации - 36 000 рублей.
     
     Допустим, что учетная ставка Банка России составила 15 %.
     
     Следовательно, кроме налога на прибыль должны быть уплачены дополнительные платежи в сумме 4410 руб. [(208 000 - 178 600) х 15 %], в том числе:
     
     в федеральный бюджет - 1650 руб. [(77 000 - 66 000) х  15 %];
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации - 1140 руб. [(95 000 - 87 400) х 15 %];
     
     в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения организации - 1620 руб. [(36 000 - 25 200) х 15 %].
     
     Как отмечалось выше, применительно к налогу на прибыль, упомянутый в Законе N 155-ФЗ порядок расчетов установлен Постановлением N 660. Вместе с тем порядок расчетов с бюджетом, предусмотренный этим Постановлением, не предполагает исполнения филиалами и представительствами обязанностей организации по уплате налога на прибыль. Согласно этому порядку организация самостоятельно исчисляет и перечисляет суммы налога по месту нахождения своих обособленных подразделений в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где они расположены.
     

     Однако прямое использование такого порядка применительно к филиалам и представительствам, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, Закону N 155-ФЗ соответствует не в полной мере и может значительно усложнить работу организаций.
     
     Поэтому в письме МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ отмечено, что организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, могут применять порядок, предусмотренный Постановлением N 660, с учетом некоторых особенностей.
     
     В частности, сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, могут сообщаться организацией не только налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, но и самим филиалам и представительствам до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов, как это предусмотрено п. 2 вышеупомянутых Методических указаний.
     
     При этом одновременно со сведениями о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), исчисленных на основании сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Исходя из смысла Закона N 155-ФЗ филиалы и представительства [при условии наличия у них отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета] могут исполнять обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки, то есть осущест-влять перечисление авансовых взносов не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога; перечисление налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.
     
     При этом, как отмечалось выше, исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, должны производиться организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по филиалам и представительствам.
     
     В таком же порядке расчеты по налогу на прибыль могут осуществляться организациями, перешедшими на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли. О суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация должна сообщить филиалам и представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения филиалов и представительств организации не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Перечисление сумм налога в размерах, сообщенных организацией, производится филиалами и представительствами не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
     
     Кроме того, необходимо отметить следующее.
     
     Согласно п. 1 Методических указаний порядок расчетов с соответствующими бюджетами, предусмотренный Постановлением N 660, не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации. В случае если в состав организации входят структурные подразделения, находящиеся как на территории других субъектов Российской Федерации, так и на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация, расчеты по налогу на прибыль должны производиться организацией отдельно по каждому структурному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации, а по налогу на прибыль структурных подразделений, находящихся на одной территории с организацией, - в составе расчета по налогу на прибыль этой организации.
     
     Поскольку Постановление N 660 не адаптировано для организаций, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, то письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ предусмотрено, что по организациям, в состав которых входят такие филиалы и представительства, расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация, расчеты можно производить в том же порядке, как если бы они находились в разных субъектах.
     
     Однако это исключение обусловлено положениями Закона N 155-ФЗ и может быть использовано только применительно к филиалам и представительствам, имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.
     
     При этом следует учитывать, что именно организация несет ответственность за полноту и своевременность уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов филиалами и представительствами, исполняющими обязанности организации по уплате налогов, как это предусмотрено п. 6 Постановления N 660.
     
     В заключение отметим, что рассмотренный порядок исчисления и уплаты налога не распространяется на предприятия и организации, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства, для которых порядок уплаты налога согласно п. 2 ст. 1 Закона о налоге на прибыль устанавливается Правительством РФ, то есть для названных предприятий и организаций принимаются специальные решения.
     
     С 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой НК РФ п. 5 ст. 2 Закона о налоге на прибыль, предусматривавший порядок определения цены для целей налогообложения при реализации продукции (работ, услуг), осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно, утратил силу.
     
     НК РФ установлены новые принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения. Так, ст. 40 определено, что, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Налоговым органам предоставлено право при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен по сделкам только в четырех случаях:
     
     - между взаимозависимыми лицами;
     
     - по товарообменным (бартерным) операциям;
     
     - при совершении внешнеторговых сделок;
     
     - при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени [в период с 1 января 1999 года до 13 августа 1999 года размер отклонений от уровня идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в ту или иную сторону был определен в размере более чем на 30 %].
     
     При этом следует иметь в виду, что НК РФ понятие «непродолжительный период времени» не определено. Этот период времени, по мнению автора, может быть определен исходя из конкретных обстоятельств, связанных с особенностями реализации товаров, работ или услуг налогоплательщика, - отраслевой принадлежностью, длительностью производственного цикла, периодом времени, в течение которого происходит реализация продукции, и т.д. Естественно, что для предприятия, которое занимается выпечкой хлебобулочных изделий, и предприятия, производящего станки, «непродолжительный период времени» для применения рассматриваемой налоговой нормы не может быть одинаковым.
     
     В указанных случаях, когда цены товаров (работ, услуг), примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20 % от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).
     
     НК РФ предусмотрено, что при определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены. При этом условия сделок на рынке идентичных (а при отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров (работ, услуг), либо может быть учтено с помощью поправок.
     
     При отсутствии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) или при отсутствии предложения на этом рынке таких товаров (работ, услуг), а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используются следующие методы:
     
     - метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары (работы