Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами


О порядке уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами

     
     Д.В. Вольвач,
инспектор налоговой службы I ранга

     
     С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на доходы физических лиц будут производиться в соответствии с нормами главы 23 «Налогообложение доходов физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     
     Общей тенденцией является унификация норм законодательства о налогах и сборах с целью упрощения порядка исчисления налогового обязательства и уплаты сумм налогов, которой законодатель фактически приравнял порядок налогообложения доходов физических лиц от сделок на рынке ценных бумаг к сделкам с иными видами имущества.
     
     В соответствии со ст. 208 Кодекса к доходам физического лица от источников в Российской Федерации (за пределами Российской Федерации) относятся дивиденды и проценты, выплачиваемые российской (иностранной) организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации; доходы от реализации в Российской Федерации (за пределами Российской Федерации) акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг. При этом налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
     
     В соответствии с п. 25 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления.
     
     Статьей 220 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика при определении налоговой базы на использование имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных налогоплательщиком от продажи иного имущества (к которому относятся государственные, субфедеральные и муниципальные ценные бумаги, паи паевых инвестиционных фондов, корпоративные ценные бумаги), находившегося в его собственности менее трех лет, по стоимости, не превышающей 125 000 руб., без какого-либо документального подтверждения расходов. В случае реализации физическим лицом ценных бумаг, находившихся в его собственности не менее трех лет, вычет предоставляется на всю величину полученного дохода.
     
     При реализации принадлежащих налогоплательщику ценных бумаг вместо использования указанного имущественного вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму общего дохода от их реализации на совокупную сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг. Также данной статьей предусмотрено, что если налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством были на безвозмездной основе или с частичной оплатой приобретены (получены) в собственность ценные бумаги, то при налогообложении доходов от их реализации в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг могут быть учтены суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при их приобретении (получении). Применение имущественного вычета из налоговой базы производится по окончании налогового периода на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 2 ст. 220 Кодекса).
     
     Предоставленная законодателем возможность уменьшать сумму общего дохода от реализации ценных бумаг на совокупную сумму фактически произведенных расходов на приобретение соответствующих ценных бумаг, а также исключать из налогооблагаемой базы суммы процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам является серьезным стимулом для привлечения средств частных инвесторов в различные секторы фондового рынка. Предусмотренный главой 23 Кодекса в принятой редакции порядок налогообложения доходов физических лиц от операций с ценными бумагами не только обеспечивает благоприятный режим налогообложения указанных доходов, но также учитывает общий уровень доходов населения и социальную направленность предоставляемых налоговых льгот.
     
     С 1 января 2001 года будут применяться только те льготы и изъятия из общего режима налогообложения доходов физических лиц, которые установлены в главе 23 Кодекса. Субъекты Российской Федерации утратят право предоставления дополнительных льгот по данному федеральному налогу, действующее в настоящее время на основании п. 3 ст. 7 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Так, в соответствии с этим правом на территории российской столицы был принят и в настоящее время действует Закон г. Москвы от 02.07.1997 N 26 «О льготах по подоходному налогу с физических лиц» (в ред. от 14.06.2000 N 16). В соответствии с московским законом в совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде физическими лицами, являющимися клиентами организаций-профессиональных участников рынка ценных бумаг, перечень которых утверждается Московским региональным отделением ФКЦБ, не включаются суммы дохода, получаемые от продажи ценных бумаг через профессиональных участников рынка ценных бумаг по договорам комиссии и поручения, а также по операциям доверительного управления ценными бумагами через профессиональных участников рынка ценных бумаг.
     
     В настоящее время рассматривается вопрос о внесении в главу 23 Кодекса изменений и дополнений, касающихся порядка налогообложения доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами. Данные изменения должны более полно учесть особенности операций, совершаемых физическими лицами на рынке ценных бумаг, их инвестиционный характер.
     
     В частности, рассматривается вопрос о целесообразности детализации в законе понятия дохода по операциям на рынке ценных бумаг, выделив в нем отдельно доходы по операциям купли-продажи ценных бумаг, доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок и доходы по операциям доверительного управления ценными бумагами. При этом для операций доверительного управления ценными бумагами возможно установление режима налогообложения, при котором налог по таким операциям рассчитывается и уплачивается налогоплательщиком самостоятельно по окончании налогового периода.
     
     Для операций купли-продажи ценных бумаг, доход от которых выплачивается физическому лицу через налогового агента, видимо, будет сохранен общий порядок исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога налоговыми агентами, то есть при каждой выплате дохода. При этом налоговым агентам при исчислении налога по операциям купли-продажи ценных бумаг, возможно, будет предоставлено право уменьшать налогооблагаемый доход на сумму документально подтвержденных налогоплательщиком расходов на приобретение соответствующих ценных бумаг.