Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

В.К. Мареева

     Какими документами следует руководствоваться при применении льготы по налогу на прибыль благотворительным организациям, а также организациям, осуществляющим благотворительную деятельность? В каких случаях предоставляется налоговая льгота при получении организацией безвозмездной помощи?
     

     Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены основы правового регулирования благотворительной деятельности, определены возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
     
     В частности, данным Федеральным законом установлено, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная деятельность осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан. Направление денежных средств и других материальных средств, оказание помощи в иных формах благотворительной деятельностью не являются.
     
     Благотворительной организацией является неправительственная некоммерческая организация, созданная для достижения предусмотренных данным Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
     
     Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
     
     Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.
     
     Указанным Федеральным законом также определено, что благотворительная организация может  оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).
     
     Статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» установлено, что некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
     

     Подпунктом «в» п. 1 ст. 6 данного Закона предусмотрено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов-интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке; средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 % облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды, - не более 5 % облагаемой налогом прибыли; взносов, направляемых в 1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10 % облагаемой налогом прибыли.
     
     Данным Законом установлено, что указанные фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства, по окончании отчетного года представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению сумма этих средств взыскивается в установленном порядке в доход федерального бюджета.
     
     Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1995 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» установлено, что безвозмездная помощь (содействие) - это средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ, услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).
     
     Налоговые льготы (включая налог на прибыль) для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения, составленного по форме и выдаваемого в порядке, которые определяются Правительством РФ. Форма удостоверения и порядок его выдачи утверждены постановлениями Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 « Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием» и от 04.12.1999 N 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».
     

     Какой порядок отражения субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, отдельных хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18? Включаются ли в перечень расходов при определении совокупного дохода расходы по аренде транспортных средств для перевозки людей к месту работы и обратно; расходы на уплату процентов за пользование банковским кредитом, связанные с капитальными затратами; расходы организаций по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту и аренде офисных помещений, офисного оборудования, аренде транспортных средств, используемых для производственной и коммерческой деятельности? Будет ли применяться упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в 2001 году?
     

     Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ).
     
     Пунктом 2 ст. 3 данного Федерального закона определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта налогообложения используется показатель совокупного дохода. При исчислении единого налога учитываются стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационные расходы, расходы на текущий ремонт, затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затраты на аренду транспортных средств, расходы на уплату процентов за пользование банковским кредитом в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России плюс 3 %, стоимость оказанных услуг (в частности оплата услуг банков, консультационные, информационные услуги), а также суммы НДС, уплаченные поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
     
     Перечисленные в указанной статье Федерального закона расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства. Данный перечень видов расходов является исчерпывающим. Расходы по аренде транспортных средств для перевозки людей к месту работы и обратно при определении совокупного дохода данным перечнем затрат не предусмотрены.
     

     Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), учитываются при исчислении совокупного дохода только в части оплаченных материальных ценностей, выплаченной оплаты труда и других оплаченных затрат.
     
     Пунктом 3 приказа Минфина России от 15.03.1996 N 27 «О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”» предусмотрено, что расходы на уплату процентов за пользование банковским кредитом, связанные с капитальными затратами, принимаются при расчете базы налогообложения в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России плюс 3 %, как предусмотрено п. 2 ст. 3 Федерального закона N 222-ФЗ.
     
     Пунктом 3 Книги учета доходов и расходов, утвержденной приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18, поясняется порядок применения п. 2 ст. 3 Федерального закона N 222-ФЗ. В частности предусмотрено, что к эксплуатационным расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности; к стоимости текущего ремонта - затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности; в перечень расходов также включаются затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности; затраты на аренду транспортных средств, используемых для производственной и коммерческой деятельности.
     
     Таким образом, при определении совокупного дохода расходы организаций по содержанию, экс-плуатации, текущему ремонту и аренде офисных помещений, офисного оборудования, аренде транспорт-ных средств, используемых для производственной и коммерческой деятельности, также принимаются для целей обложения единым налогом.
     
     В соответствии с Федеральным законом N 222-ФЗ при переходе к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности в Книге учета доходов и расходов должны отражаться остатки товаров только в части оплаченных товаров.
     
     Отмены упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с 1 января 2001 года не предусматривается.
     

Р.Н. Митрохина,
консультант Отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Департамента налоговой политики Минфина России

     Открытое акционерное общество осуществляет составление бухгалтерской отчетности для представления иностранным акционерам, иностранным инвесторам и кредитным учреждениям, а также международным организациям, осуществляющим разрешение споров, в которых участвует общество, исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности. Достоверность финансовой отчетности, составленной по российским стандартам, подтверждает независимая аудиторская фирма, утвержденная общим собранием акционеров, но не имеющая в своем составе аттестованных специалистов по US GAAP и US GAAP аудиту.


     Достоверность финансовой отчетности, составленной по международным стандартам, подтверждает аудиторская фирма, входящая в шестерку крупнейших международных аудиторских фирм и оказывающая услугу по заключенному с ней договору.
     
     В связи с этим просим разъяснить, могут ли общим годовым собранием акционеров для подтверждения достоверности финансовой отчетности быть утверждены две аудиторские фирмы: одна - для подтверждения РСФО, другая - для МСФО? Включаются ли в себе-стоимость продукции затраты на оплату аудиторских услуг по подтверждению достоверности финансовой отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами, оказанных по договору с аудиторской фирмой, которая не утверждена общим годовым собранием акционеров?


     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 N 408 обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала общества.
     
     Пунктом 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предусмотрено, что проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, по решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющих не менее чем 10 % голосующих акций общества.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относится утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества.
     

     Статьей 86 указанного Федерального закона установлено, что аудитор (гражданин или аудиторская организация) осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.
     
     В соответствии с подпунктом «и» п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные c оплатой организацией (наряду с консультационными, информационными) аудиторских услуг. Затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.
     
     При этом Положением не устанавливается зависимость включения стоимости аудиторских услуг в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета от вида этих услуг (обязательные или необязательные), договорной стоимости, количества аудиторских фирм, которыми оказываются услуги, от утверждения аудиторской фирмы на общем собрании акционеров и прочих условий.
     
     Исходя из этого в себестоимость продукции (работ, услуг) подлежат включению затраты, связанные с оплатой услуг по подтверждению достоверности бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с требованиями нормативных документов по бухгалтерскому учету Российской Федерации, а также бухгалтерской отчетности, составленной по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Основой для включения соответствующих сумм в себестоимость продукции (работ, услуг) является наличие договоров организации с аудиторской фирмой (аудиторскими фирмами), имеющей (имеющими) соответствующую лицензию.
     
     При этом, если необходимость проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности, составленной на основании требований МСФО, для представления иностранным акционерам, иностранным инвесторам и кредитным организациям непосредственно возникает из учредительных документов данного ООО и связана с его деятельностью, то в этом случае, по нашему мнению, затраты аудиторских фирм по подтверждению бухгалтерской отчетности ООО, составленной по МСФО, могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Для целей налогообложения прибыли принимаются только затраты, связанные с осуществлением обязательных ежегодных аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности, утвержденных общим собранием акционеров годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации, проводимых в соответствии с правовыми актами Российской Федерации [например, согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.1994 N 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» (в ред. от 25.04.1995 N 408) и другим нормативным документом Российской Федерации, в частности п. 4.41 и 4.42 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 12.11.1996 N 97 (в ред. от 21.11.1997 N 81 и от 20.10.1998 N 47н)], а в отношении аудиторской проверки бухгалтерской отчетности 2000 года - в соответствии с приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации».
     

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» распространяется ли действие его норм на лимит стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов?

     В соответствии с разъяснением Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России в связи с изменением согласно нормам Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда (с 1 июля 2000 года - 132 руб. в месяц) увеличивается лимит стоимости предметов, учитываемых организациями в составе средств в обороте (с 8349 руб. до 13 200 руб.), так как в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указанный лимит привязан к 100-кратному установленному законодательством Российской Федерации минимальному размеру оплаты труда за единицу.
     

     Акционерное общество (АО) берет кредит в банке и направляет его на погашение собственных векселей, переданных поставщикам за поставленное сырье и другим организациям по договору купли-продажи с целью привлечения денежных средств для выплаты заработной платы и приобретения товарно-материальных ценностей.
     
     Учитывая, что привлечение банковского кредита связано с производственной деятельностью, вправе ли организация отнести затраты по оплате процентов за банковский кредит и плату за обслуживание счета на себестоимость продукции (работ, услуг)?


     Главой 45 ГК РФ установлено, что организация заключает с обслуживающим ее банком договор банковского счета, в соответствии с которым банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
     
     Согласно ПБУ 10/99 начиная с 1 января 2000 года расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых организациям банками, для целей бухгалтерского учета являются операционными расходами и учитываются на счете 80 «Прибыли и убытки».
     
     В соответствии с подпунктом «и» п. 2 Положения о составе затрат для целей налогообложения прибыли в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются расходы по оплате банковских услуг, оказываемых в соответствии с договором банковского счета.
     

     Корректировка (увеличение) себестоимости продукции (работ, услуг), принимаемой при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, и одновременное уменьшение операционных расходов производятся по Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли» (Приложение N 11 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37).
     
     В соответствие с параграфом 2 главы 42 ГК РФ условиями кредитного договора не предусмотрено предоставление банком кредита (денежных средств) на погашение собственных векселей организации, выданных ранее поставщикам за поставленное сырье и другим организациям по договору купли-продажи с целью привлечения денежных средств для выплаты заработной платы и приобретения товарно-материальных ценностей.
     
     Учитывая это, АО не вправе по указанной сделке относить на себестоимость продукции (работ, услуг) проценты за полученный банковский кредит, направленный на погашение собственных векселей, руководствуясь нормой подпункта «с» п. 2 Положения о составе затрат.
     

О.Г. Бизякин,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     В соответствии с п. 1.4 раздела 1 Основных положений о вахтовом методе организации работ затраты, связанные с применением вахтового метода, относятся на себестоимость промышленной продукции. В разделе 6 указанных Основных положений установлено, что проживающие в вахтовых поселках обеспечиваются ежедневным трехразовым горячим общественным питанием. Относятся ли на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на питание работников при вахтовом методе, как части затрат?


     В соответствии с Положением о составе затрат в случаях, предусмотренных законодательством, в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда» включается стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей питания и продуктов.
     
     Вместе с этим согласно Основным положениям о вахтовом методе организации работ, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, проживающие в вахтовых поселках обеспечиваются транспортным и торгово-бытовым обслуживанием, а также ежедневным трехразовым горячим общественным питанием, при этом обслуживание коллективов, работающих вахтовым методом, возложено на предприятия и организации торговли и общественного питания, связи, транспорта, учреждений здравоохранения и др.
     
     Для удешевления стоимости питания в столовых (буфетах) вахтового поселка при необходимости используются средства фонда социального развития предприятия.
     
     Таким образом, затраты организации, связанные с обеспечением горячим питанием при проведении работ вахтовым методом, не должны уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     

     Организация перешла на упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения. Подлежит ли включению в состав дохода организации сумма полученных ею денежных средств по договору краткосрочного беспроцентного займа у физического лица? Принимается ли эта сумма при расчете налога?
     
     Вправе ли организация не вести Книгу учета приходных и расходных кассовых документов?

     Необходимо ли указывать в графе 7 Книги учета доходов и расходов (и не принимать для расчета налога) сумму расходов на оплату труда?

     Как следует отражать в Книге учета доходов и расходов стоимость использованных в процессе оказания услуг канцелярских товаров?

     Имеет ли право организация включать в затраты оплату услуг междугородной и городской телефонной, сотовой связи если это необходимо для производственной деятельности?


     Согласно ст. 807 ГК РФ заимодавец по договору займа передает в собственность заемщику деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, с условием возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     Кроме этого, в соответствии со ст. 423 ГК РФ любой договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания и существа договора не вытекает иное. Статьей 809 ГК РФ предусмотрено, что договор займа может быть беспроцентным, то есть без уплаты заимодавцу процентов на сумму займа.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» органом государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается объект обложения единым налогом организации в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности - совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период.
     
     Учитывая изложенное, денежные средства, полученные по договору беспроцентного займа от физического лица, заключенному в установленном порядке, не включаются в валовую выручку (совокупный доход) организации, с которой исчисляется единый налог.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 1 указанного Федерального закона для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций (Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Банком России 04.10.1993 N 18).
     
     Поскольку из текста письма можно предположить, что объектом обложения единым налогом организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является совокупный доход, надлежит применять следующий порядок учета доходов и расходов.
     
     Во исполнение вышеуказанного Федерального закона приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18 утвержден образец формы Книги учета доходов и расходов (Приложение 1 к указанному приказу) и Порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (Приложение 2).
     

     В графе 6 «Расходы» раздела 1 «Доходы и расходы» отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, включая расходы, перечисленные в п. 2 ст. 3 Федерального закона N 222-ФЗ.
     
     Федеральным законом N 222-ФЗ определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода, и этот перечень видов расходов является исчерпывающим.
     
     В графе 7 Книги учета доходов и расходов показываются затраты, не предусмотренные в п. 2 ст. 3 указанного Федерального закона, в частности: расходы на оплату труда, стоимость канцелярских товаров, расходы по оплате услуг связи, которые не могут уменьшать налоговую базу.