Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Зарубежный опыт оказания помощи налогоплательщикам


Зарубежный опыт оказания помощи налогоплательщикам *1

Ю.Л. Матюшенкова,
советник налоговой службы I ранга
     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, N 9. С. 151.


5. Германия: консалтинговые услуги в области налогообложения

     Германский закон о консалтинговых услугах в области налогообложения четко очертил область применения данного закона, то есть ту сферу, в пределах которой правомерно регулирование налогового консультирования. Закон применяется к отношениям, связанным с налогами и тарифами заработной платы, находящимися в компетенции федеральных и земельных финансовых органов; с прямыми налогами и налогами при покупке земли; с монопольными налогами; с налогами, регулируемыми законодательством Земель; с регулированием иных вопросов, если споры по ним подлежат рассмотрению в суде. Услуги в области налогообложения включают также юридическую помощь в случае налогового правонарушения при ведении бухгалтерской документации, при взыскании переплаченных сумм налогов. Указанные формулировки позволяют сделать вывод, что консалтинг в области налогообложения служит прежде всего защите налогоплательщиков от возможных нарушений со стороны государственных (налоговых) органов.
     
     Законом регулируются право на оказание услуг, условия осуществления профессиональной деятельности, содержание профессиональных испытаний, права и обязанности, ответственность консультантов, деятельность организаций консультантов.
     
     Консалтинг в области налогообложения рассматривается как юридическая услуга. Юридические услуги в данной сфере вправе оказывать исключительно физические и юридические лица, имеющие на это специальное правомочие. При этом право на оказание юридических услуг может предоставляться как в полном, так и в ограниченном объеме в зависимости от специальности консультанта. В полном (неограниченном) объеме вправе оказывать юридические услуги в области налогообложения налоговые консультанты и налоговые поверенные, консалтинговые фирмы, адвокаты (адвокатские фирмы), аудиторы (аудиторские фирмы), бухгалтеры-ревизоры. В ограниченном объеме и в рамках своих полномочий консультировать по налогообложению вправе ряд специалистов, деятельность которых затрагивает налогообложение: нотариусы, патентные поверенные (фирмы патентных поверенных), межведомственные ревизионные организации, управляющие имуществом.
     
     Условия осуществления профессиональной деятельности представляют собой совокупность требований к лицу, претендующему на звание консультанта по налоговым вопросам. Первое условие - прохождение испытания, в ходе которого кандидат должен подтвердить способность надлежащим образом исполнять профессиональные обязанности налогового консультанта. Испытание состоит из письменного экзамена (3 контрольные работы) и устного экзамена по налогам и налоговому праву, основам гражданского и хозяйственного права, экономике производства и ведению отчетности, профессиональному праву.
     
     Допуск к испытанию осуществляется не более двух раз при условии, что кандидат соответствует требованиям допуска. Требования распространяются прежде всего на уровень образования кандидата. Необходимо законченное экономическое или иное университетское образование и последующий опыт практической работы в федеральных или земельных финансовых органах. При этом существует обратная зависимость - чем выше уровень образования, тем меньший требуется стаж работы (от 3 до 10 лет). Другие условия допуска: постоянное проживание на территории Германии или иного государства - члена Европейского Сообщества.
     
     В допуске к испытанию может быть отказано из-за судимости, проблем со здоровьем, а также если прежнее поведение кандидата вызывает сомнение в его служебном соответствии.
     
     Регламентируется не только назначение на должность налоговых консультантов, но и порядок признания юридического лица консалтинговой компанией. Основное требование: члены правления, управляющие и участники обществ, несущие неограниченную ответственность, являются консультантами по налоговым делам. Признание фирмы консалтинговой осуществляется финансовым управлением Земли по заявке фирмы при условии обеспечения договора страхования профессиональной ответственности. За рассмотрение заявки взимается сбор в сумме одной тысячи марок ФРГ.
     
     Раздел закона, регламентирующий права и обязанности налоговых консультантов, объединяет довольно разноплановые аспекты обязанностей консультантов по отношению к клиентам и государству. Общие требования - вести работу по налоговому консультированию независимо, ответственно, добросовестно и конфиденциально, воздерживаясь принимать предложения, противоречащие надлежащему осуществлению профессиональной деятельности. Консультант обязан и во внеслужебное время соблюдать законы доверия и уважения, присущие его профессии, а также воздерживаться от любых видов деятельности, которые несовместимы с престижем профессии. Несовместимыми считаются, в частности, предпринимательская деятельность, деятельность в качестве работодателя, кроме случаев, когда последний в качестве налогового консультанта принимает на работу специалистов в области налогового консалтинга.
     
     Интересны требования, которые предъявляются к рекламе услуг налоговых консультантов. Реклама считается правомерной только при условии, что она содержит деловую информацию о профессиональной деятельности и не ориентируется в каждом конкретном случае на получение заказа.
     
     Осуществлять деятельность по налоговому консультированию и нести за нее личную ответственность вправе независимые консультанты и уполномоченные по налоговым делам, их представители, имеющие право подписи, их служащие, имеющие право подписи. На любое лицо из этого перечня распространяется обязанность сохранять правила конфиденциальности.
     
     В соответствии с законодательством на налогового консультанта может быть возложена обязанность представлять клиента в ходе судебного разбирательства в налогово-финансовом суде. Такое представительство в ряде случаев осуществляется безвозмездно.
     
     Налоговые консультанты создают профессиональную палату - консалтинговую палату по налоговым делам. Ее членами могут являться как физические, так и юридические лица. Палаты создаются на территории финансового округа, а также на территории Земель. Допускается слияние нескольких палат. В задачи профессиональных палат входят консультирование и поддержка своих членов; посредничество в разрешении споров между членами палаты, а также с клиентами; контроль за профессиональной деятельностью консультантов; социальная защита консультантов; представление экспертных заключений по требованию государственных органов; профессиональное образование. Таким образом, профессиональные палаты представляют собой общественные организации налоговых консультантов, - своеобразный орган саморегулирования деятельности в области налогового консультирования.
     
     Но существует еще и Федеральная консалтинговая палата в сфере налогообложения (ФКП). На нее возложены задачи, которые не только способствуют более четкому функционированию местных профессиональных палат, но и позволяют в определенной степени влиять на формирование налоговой политики. ФКП выявляет в сфере налогообложения мнение профессиональных палат по вопросам, имеющим отношение к деятельности каждой из них, и принимает решение от имени всех палат. ФКП издает устав профессиональной деятельности, доводит до сведения судов и государственных органов мнение палат по общим вопросам, готовит экспертные заключения, оказывает содействие в профессиональной подготовке консультантов.
     
     Устав профессиональной деятельности может включать подробные нормы, регламентирующие, в частности, профессиональное поведение; страхование профессиональной ответственности; случаи исключения или ограничения ответственности; вопросы организации филиалов и консультационных пунктов; особые обязательства при совместном осуществлении профессиональной деятельности, а также при создании консалтинговых компаний; осуществление практической деятельности.
     
     Таким образом, деятельность по налоговому консультированию в Германии в достаточной степени законодательно урегулирована, точнее, законодательно определены рамки, в пределах которых налоговые консультанты свободны в осуществлении своей профессиональной деятельности.
     

6. Франция: регламентирование юридической профессии

     Во Франции нет профессии налогового консультанта. Консультации по налогообложению дают юристы и бухгалтеры, причем для последних эта деятельность рассматривается как дополнительная. Обе эти профессии являются регламентируемыми, поэтому к налоговому консультированию, так же как и к правовому консультированию, допускаются только «проверенные» профессионалы.
     
     Во Франции сложился отличный от других стран порядок взаимоотношений налоговых органов с представителями налогоплательщиков. В отличие от большинства других стран французские юристы не вправе представлять своих клиентов в налоговых органах, но могут выступать их представителями в суде. Налоговые органы имеют полномочия направить юристу - представителю налогоплательщика запрос на получение любой информации о налогоплательщике, которая требуется в связи с процедурой налогообложения. Право получить ответ на такой запрос имеет преимущественную силу по отношению к требованиям конфиденциальности и профессиональной тайны.
     
     Правовое регулирование статуса французских юристов достаточно интересно. Юристы имеют право исполнять свои профессиональные обязанности как в индивидуальном порядке, так и в составе организации (товарищества, ассоциации, объединения и т.п.).
     
     Соглашения о ведении дел клиентов заключаются, как правило, в письменной форме. Вопросы оплаты решаются по-разному: тарифы на составление процессуальных документов установлены нормами гражданского судопроизводства; гонорары за консультации, помощь, советы, составление юридических документов и за участие в судебных заседаниях фиксируются в соглашениях с клиентом.
     
      Юристом во Франции может считаться лицо, отвечающее ряду требований. Прежде всего это наличие французского гражданства или гражданства одной из стран ЕЭС. Второе требование - обладание как минимум одним квалификационным свидетельством или дипломом в области права, а также сертификатом о краткосрочном образовании по профессии адвоката (либо сертификатом о сдаче соответствующего экзамена). Следующее требование - не иметь судимости по уголовному делу и не быть подвергнутым административным или дисциплинарным санкциям за поступки, несовместимые с честью, достоинством и нравственностью. И наконец, лицо не должно испытывать личной материальной несостоятельности.
     
     Вопросам профессиональной подготовки в законе уделено большое внимание. Получение профессионального образования включает сдачу вступительного экзамена в региональном центре профессионального образования; годичный курс теоретической и практической подготовки в региональном центре и получение диплома о краткосрочном образовании по профессии адвоката; двухлетнюю стажировку и получение сертификата об окончании стажировки.
     

     Региональные центры профессиональной подготовки учреждаются при каждом апелляционном суде. Они осуществляют краткосрочную подготовку адвокатов, могут выносить решения об освобождении от части профессиональной подготовки в зависимости от университетских дипломов кандидатов, обеспечивают прохождение стажировки, принимают экзамены.
     
     Региональные центры могут принимать квалификационные экзамены, связанные со специализацией юристов. Специализация по одной или нескольким специальностям (в том числе в области налогов) приобретается путем прохождения профессиональной практики, продолжительность которой не может быть менее двух лет, и последующей сдачи контрольного экзамена. Региональные центры профессиональной подготовки выдают соответствующие сертификаты.
     
     Саморегулирование юридической профессии осуществляет Национальный совет по адвокатским коллегиям, который представляет профессию адвоката перед государственными органами и осуществляет надзор за соблюдением правил и обычаев в адвокатской практике.
     
     Следует подчеркнуть, что французское законодательство содержит жесткий запрет для неуполномоченных лиц оказывать услуги, связанные с составлением юридических документов и консультированием. Но этот запрет не препятствует распространению юридической информации справочного содержания и информации документального характера.
     
     Последнее положение особенно интересно, так как подтверждает объективное различие между процедурами информирования и консультирования. Если первое является деятельностью по предоставлению общих сведений, без учета возможностей и способов их использования конкретным субъектом, то второе - это деятельность по даче рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах отдельного субъекта. Информирование представляет собой способ реализации прав любого члена общества на получение необходимых сведений, в то время как консультирование - способ реализации прав конкретного лица на получение квалифицированной помощи профессионала. Отсюда и различия в правовом режиме двух процедур.
     
     Обзор опыта некоторых стран в сфере налогового консультирования позволяет прийти к следующим выводам. Это своеобразный вид деятельности, значимость которого для государства и общества велика до такой степени, что введено особое правовое регулирование этой сферы. Регламентированы правовое положение субъектов, занятых налоговым консультированием, их взаимоотношения с клиентами и государством, введен особый порядок занятия должностей, связанных с налоговым консультированием, установлена ответственность за недобросовестное профессиональное поведение. Обзор подтверждает, что мировая практика следует примерно одинаковым курсом. Тем же курсом начинает двигаться практика и в России. Во всяком случае первые шаги МНС России в сфере организации налогового консультирования сделаны именно в этом направлении.