Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

А.А. Матюшина,

Т.Н. Соколова

     1. Какие льготы предоставляются средствам массовой информации при подаче социальной рекламы по продвижению ведомственного журнала?
     

     Как определено в п. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», не подлежит налогообложению прибыль, которая получена редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, теле- и радиовещательными компаниями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
     
     Не подлежит также налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, теле- и радиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов деятельности, но при условии, что она направлена ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности.
     
     Согласно Федеральному закону от 18.07.1995 N 108-ФЗ «О рекламе» необходимо принять во внимание следующее:
     
     1. Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
     
     2. Рекламораспространитель - это юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.
     
     3. Потребители рекламы - это юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них.
     
     4. Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.
          

     5. Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
     
     В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
     
     6. Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.
     
     Указанные в ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и в п. 4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» льготы расширению не подлежат.
     
     В связи с изложенным вышеуказанными нормативными актами не предусмотрено предоставление конкретных льгот СМИ за продвижение конкретного ведомственного журнала, тем более это не является социальной рекламой.
     

     2. Как следует понимать ст. 19 части первой Налогового кодекса Российской Федерации?
     

     Согласно ст. 55 ГК РФ филиалы и представительства являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенные вне места его нахождения, не являющиеся юридическими лицами, а лишь представляющие интересы юридического лица или осуществляющие его функции или часть их.
     
     В ст. 19 НК РФ также определено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Это уточнение осуществлено Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, введенным в действие с 17 августа 1999 года.
     
     Согласно Федеральному закону от 09.07.1999 N 155-ФЗ внесена поправка в ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», из которой следует, что если иное не предусмотрено ст. 9, то до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов,  уплату налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Вышеуказанное послужило основанием для издания письма МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 (по согласованию с Минфином России), согласно которому организации, имеющие в своем составе филиалы и представительства, с наличием расчетных (текущих, корреспондентских) счетов и состоящие на отдельном балансе, могут при расчете по налогу на прибыль применять порядок, установленный постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 «О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета» и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению этого постановления (доведены письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, зарегистрированы в Минюсте России 14.08.1995).
     

     Иначе говоря, так как согласно ГК РФ филиалы и представительства не могут быть самостоятельными юридическими лицами, то даже при наличии отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета они исполняют обязанности по уплате налогов своих головных организаций и на них распространяется установленный ранее порядок по уплате налога на прибыль филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета.
     

     3. Предоставляется ли льгота специализированному агентству, занимающемуся разработкой и внедрением продукции под кодовыми обозначениями 95 5193, 95 5195, 95 5196, 95 5451, 95 5592?
     

     Специализированные агентства, занимающиеся разработкой и внедрением информационных проектов городского и федерального уровня, предусматривающих производство и реализацию следующих картографических изданий по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, а именно: 95 5193 - карты листовые городов Российской Федерации, 95 5195 - карты маршрутные, 95 5196 - схемы городского транспорта, 95 5451 - планы городов в масштабе 1:5000 и крупнее, 95 5481 - карты листовые топографические в масштабе 1:5000 и крупнее, 95 5592 - атласы туристические Российской Федерации в целом, ее субъектов и регионов и т.п., не имеют оснований для пользования льготой по налогу на прибыль по следующей причине.
     
     Согласно п. 6 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями), а также п. 4.6 инструкции Госналогслужбы России «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) не облагается налогом на прибыль прибыль, полученная информационными агентствами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также от других видов деятельности и направленная на финансирование капитальных вложений по основному профилю.
     
     Если информационные агентства по сути своей занимаются только разработкой и внедрением информационных проектов городского и федерального уровня, а не производством и распространением средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, то это дополнительно подтверждает тот факт, что эта деятельность не подлежит льготированию.
     

     4. Включаются ли расходы по облагораживанию земли при заключении договора аренды в состав затрат?
     

     В ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) указано, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
     
     Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Если договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
     
     Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно за каждую его составную часть в виде:
     
     1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
     
     2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или отходов;
     
     3) предоставления арендатором определенных услуг;
     
     4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
     
     5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.
     
     Таким образом, согласно договору аренды арендатор предоставляет арендодателю определенные услуги или осуществляет затраты на улучшение арендованного имущества в виде платежей по арендной плате.
     
     Учитывая п. 10 Положения о составе затрат, плата за аренду относится на себестоимость продукции (работ, услуг) и в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей) отражается в элементе «Прочие затраты».
     
     Следовательно, если налогоплательщик-арендатор осуществил облагораживание земли по договору аренды при использовании земельного участка в производственных целях, то затраты, произведенные на эти цели, списываются на себестоимость продукции в зависимости от заключаемого договора и времени его действия.
     

     5. Как учитываются при налогообложении дивиденды по акциям?
     

     Минфин России и Госналогслужба России в  письме от 25.08.1994 N 113/ВЗ-4-15/98н «О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим государству» разъяснили следующее.
     
     В ст. 7 Закона РФ от 03.07.1991 N 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что дивиденды по акциям, принадлежащим государству, учитываются в доходах соответствующих бюджетов.
     

     Дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, учитываются как источник дохода федерального бюджета, что определяется федеральными законами о федеральном бюджете, в частности Федеральным законом от 31.12.1999 N 227 «О федеральном бюджете на 2000 год», в ст. 29 которого источник дохода определен в виде дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности.
     
     Порядок и сроки перечисления акционерными обществами дивидендов в соответствующие бюджеты (по принадлежности объектов собственности) установлены в письме Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N 143/ЮУ-4-15/194н.
     
     Кроме того, в письме Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.1994 N 113/ВЗ-4-15/98н сообщено о том, что сумма дивидендов по акциям, которая подлежит налогообложению согласно ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», уменьшается на сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и в оставшейся части облагается налогом у источника выплаты этих дивидендов.
     
     Статья 9 указанного Закона устанавливает, что помимо налога на прибыль предприятия уплачивают налоги с доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления.
     
     Аналогичный порядок определен и в подпункте 6.1.1 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» со следующим дополнением: этот порядок не распространяется на доходы в виде процентов, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, эмитированным до 21 января 1997 года.
     
     Расчеты по налогам с доходов в виде процентов, полученных владельцем государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, представляются предприятиями, выплачивающими эти доходы, в налоговые органы по месту своего нахождения ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Уплата налога в бюджет производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчета, что соответствует п. 6.2 вышеуказанной Инструкции, из которого также следует, что представление расчета в налоговый орган по этим доходам производится в произвольной форме.
     
     При этом целесообразно до утверждения МНС России Расчета по налогу на доходы (проценты) по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указать в представленном расчете следующие показатели: доход, подлежащий исключению из валовой прибыли, с расшифровкой по видам; ставку налога (%); сумму налога с доходов, причитающуюся уплате в бюджет; начисление в бюджет с доходов; сумму доплаты; сумму к уменьшению.
     

     С выходом инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 следует руководствоваться п. 6.2 этой Инструкции.
     

     6. Какие выплаты по районным коэффициентам включаются в состав затрат на производство продукции (работ, услуг)?
     

     Списание на затраты производства продукции (работ, услуг) выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда, в том числе выплат по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, производимых в соответствии с действующим законодательством, надбавок к заработной плате по законодательству за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, определено в п. 7 Положения о составе затрат.
     
     Принятый и введенный в действие Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изменениями и дополнениями) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в природно-климатических условиях Севера.
     
     Действие этого Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от формы собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
     
     Статья 3 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 свидетельствует о том, что государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются этим Законом и другими соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
     
     Дополнительные гарантии и компенсации могут предоставляться за счет средств бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, средств предприятий, учреждений, организаций (работодателей).
     
     Оплата труда работников предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работникам гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
     

     Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате по представлению Правительства РФ.
     
     Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера, а его выплата учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.
     
     Поскольку нормативный акт, законодательно устанавливающий районные коэффициенты к заработной плате и порядок их выплаты, до настоящего времени не принят, то впредь, до введения единых районных коэффициентов, продолжают действовать нормы бывшего Союза СССР, установленные соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС.
     
     Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» (п. 13) местным органам государственной власти предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.
     
     Затраты по выплате районных коэффициентов к заработной плате относятся на собственные средства предприятий и организаций, и на эти цели выделяются средства из бюджетов субъектов или местных бюджетов.
     
     Следовательно, если организация осуществляет выплаты по повышенным районным коэффициентам, следует иметь в виду, что превышение не снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в федеральный бюджет.