Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении индивидуальных предпринимателей


О налогообложении индивидуальных предпринимателей *1

Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы I ранга
     _____

     * Продолжение. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, N 8, с. 78; N 9, с. 94.
     

     Индивидуальный предприниматель подал в налоговую инспекцию авансовую декларацию о предполагаемом доходе на 1999 год. На этом основании налоговой инспекцией исчислен подоходный налог для уплаты авансовых платежей по срокам уплаты - к 15 июля, 15 августа и 15 ноября.
     
     В 1999 году индивидуальным предпринимателем по первому сроку произведена уплата подоходного налога.

     Однако по объективным причинам в течение всего 1999 года предпринимательская деятельность не осуществлялась, и доход не был получен, о чем индивидуальный предприниматель заявил в окончательной декларации о доходах.

     В связи с неуплатой авансовых сумм подоходного налога по срокам к 15 августа и 15 ноября налоговая инспекция начислила пени.

     Права ли налоговая инспекция, начисляя пени с авансовых платежей, с учетом того, что доход по году не был получен? Как произвести возврат ранее уплаченного налога?


     В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон РФ N 1998-1) налог с доходов от предпринимательской и другой деятельности исчисляется налоговыми органами на основе имеющихся данных о предполагаемом доходе физического лица в текущем году либо на основе фактически полученных в отчетном календарном году физическим лицом доходов, указанных им в декларации, и других имеющихся сведений.
     
     Исчисленные налоговым органом авансовые платежи налога на основании предполагаемого дохода на текущий год уплачиваются индивидуальными предпринимателями по срокам уплаты - к 15 июля, 15 августа и 15 ноября.
     
     Статьей 2 указанного Закона определено, что объектом налогообложения у физических лиц, в том числе и у индивидуальных предпринимателей, является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды при определенных обстоятельствах.
     
     Объектом налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, в соответствии со ст. 12 вышеуказанного Закона являются доходы индивидуальных предпринимателей, получаемые ими в течение календарного года в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и другие доходы, полученные иными способами, кроме доходов за выполнение трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), а также доходов, получаемых физическими лицами одновременно с доходами по основному месту работы (службы, учебы) от других предприятий, учреждений и организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     Налогообложение доходов физических лиц налоговыми органами осуществляется на основании деклараций физических лиц о фактически полученных ими в течение года доходах; материалов проверок деятельности физических лиц, производимых налоговыми органами, и полученных от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц сведений о выплаченных доходах.
     

     Поскольку по итоговой декларации за 1999 год от предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем не было получено дохода, что подтверждается представленной им декларацией о доходах, необходимо руководствоваться названными нормами Закона РФ N 1998-1, в связи с чем налоговой инспекции необходимо произвести сложение ранее начисленных сумм пени.
     
     Согласно п. 2 ст. 78 части первой НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
     
     Пунктом 9 названной статьи НК РФ определено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, то есть законодатель, принимая данную норму, имел в виду, что переплата может иметь место как в федеральный, так и областной или местный бюджет, а не в бюджет конкретного района или города.
     
     Возврат суммы излишне уплаченного подоходного налога осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 19 названного Закона.
     
     В случае выполнения вышеизложенных требований возврат подоходного налога производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете и в который им представлена декларация о совокупном годовом доходе.
     
Просим разъяснить вопросы, связанные с налогообложением физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих покупку, продажу ценных бумаг, в частности:

- какие затраты несут лица при ведении указанной деятельности;

- какие из них следует считать непосредственно связанными с деятельностью и включать в расходы физических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- какими документами подтверждаются расходы по купле-продаже ценных бумаг через компании или банки?

     В соответствии с подпунктом «т» п. 1 ст. 3 Закона РФ N 1998-1 в совокупный налогооблагаемый доход не включаются суммы, получаемые в течение года от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. По желанию плательщика такой вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов.
     
     Порядок определения налогооблагаемого дохода, предусмотренный названным подпунктом Закона, не распространяется на лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торгово-закупочную (посредническую) деятельность. Такие лица обязаны уплачивать налог в порядке, установленном в разделе IV инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 «По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”» (далее - Инструкция N 35), то есть без применения 1000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     Статьей 12 указанного Закона установлено, что налогообложению в порядке, предусмотренном главой IV Закона, подлежат доходы физических лиц, получаемые в течение года от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности, и другие доходы, полученные иными способами, не предусмотренными в главах II и III Закона.
     
     Согласно названной статье Закона состав расходов лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ. В состав затрат включаются документально подтвержденные расходы.
     
     Таким образом, исчисление подоходного налога с доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в ходе осуществления ими любого вида предпринимательской деятельности, в том числе по операциям купли-продажи ценных бумаг, производится с исключением документально подтвержденных расходов, связанных с получением доходов.
     
     Пунктом 44 Инструкции N 35 предусмотрено, что по желанию физического лица расходы, понесенные им по операциям купли-продажи ценных бумаг, могут приниматься к зачету у источника выплаты дохода без применения 1000-кратного вычета к валовому доходу. Номинальная стоимость ценной бумаги без соответствующего документального подтверждения произведенных расходов по ее приобретению к зачету не принимается.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 названного Федерального закона.
     
     Для получения доходов от операций с ценными бумагами владельцу таких бумаг нет никакой необходимости иметь статус предпринимателя без образования юридического лица, для этого достаточно иметь статус собственника этих бумаг.
     
     Из дохода физического лица исключаются документально подтвержденные расходы по приобретению ценных бумаг, такие как: кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, платежное поручение с отметкой банка об исполнении, а в случае заключения физическим лицом договора на брокерское обслуживание - комиссионные вознаграждения брокеру, сумма биржевого и депозитного сборов и другие расходы на другие услуги, предусмотренные договором на брокерское обслуживание, при условии их документального подтверждения.
     
Налоговая инспекция требует от предприятий и организаций подавать сведения по форме N 3 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 о доходах физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, у которых были приобретены канцелярские и другие товары для хозяйственных нужд и факт приобретения которых подтвержден кассовым и мягким чеками. Насколько правомерны требования налоговой инспекции?

     В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона РФ N 1998-1 предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
     
     Статьей 11 части первой НК РФ установлено, что источником выплаты дохода налогоплательщику является организация или физическое лицо, от которой (которого) налогоплательщик получает доходы. Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     Организации при выплате доходов, в случае если расчеты производятся через подотчетных лиц данных организаций индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах в качестве плательщиков подоходного налога и вносящим авансовые платежи на основании свидетельства о государственной регистрации, подоходный налог не удерживают. Однако представление в налоговые органы сведений о выплаченных индивидуальным предпринимателям доходах является обязанностью организаций, возложенной на них Законом.
     
     Сведения на индивидуальных предпринимателей представляются организациями не реже одного раза в квартал в налоговый орган по месту своей регистрации.
     
     На основании Федерального закона от 31.03.1999 N 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”» в Инструкцию N 35 были внесены изменения и дополнения, в том числе касающиеся порядка заполнения Справки о доходах физического лица. В разделе 2 «Сведения о получателе дохода» введено дополнительное поле 2.2 «Код ГНИ», в котором указывается номер налогового органа, где данное физическое лицо, в том числе и индивидуальный предприниматель, поставлено на учет. В соответствии с порядком заполнения Справки о доходах, если организация при ее заполнении имеет данные, которые позволяют заполнить показатели полей 2.1 «ИНН» и 2.2 «Код ГНИ», поля 2.4 «Код вида документа, удостоверяющего личность», 2.5 «Серия, номер документа», 2.6 «Дата рождения», 2.7 «Адрес постоянного места жительства» могут не заполняться.
     
     Такой порядок заполнения Справки о доходах необходимо также использовать и в случае приобретения через подотчетных лиц организации каких-либо товаров у индивидуальных предпринимателей при осуществлении с последними расчетов.
     
     Индивидуальные предприниматели при производстве денежных расчетов с населением в соответствии с Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» обязаны выдать покупателям чек, на котором указывается идентификационный номер предпринимателя. Используя кассовый чек, на котором указан ИНН получателя денежных средств, организация заполняет в Справке о доходах поля 2.1 и 2.2, поскольку первые две цифры номера позволяют определить код региона Российской Федерации, а вторые две цифры - номер налогового органа. Фамилия, имя, отчество получателя дохода, которые указываются в поле 2.3 Справки о доходах, записываются полностью без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность физического лица.
     
     Исходя из вышеизложенного организации, являющиеся источником выплаты дохода, обязаны своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных индивидуальным предпринимателям доходах в виде оплаты канцелярских и других товаров для хозяйственных нужд в порядке, предусмотренном названным Законом.
     
     Действия налоговой инспекции в части требований представления сведений на индивидуальных предпринимателей правомерны и соответствуют нормам действующего законодательства.
     
Иностранный гражданин, имеющий постоянное местожительство в Российской Федерации, представляет налоговую декларацию о предполагаемых доходах после срока наступления первого платежа, то есть после 15 мая. К какому сроку должен быть осуществлен первый платеж авансовой суммы подоходного налога?

     В соответствии со ст. 16 Закона РФ N 1998-1 иностранным физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, на основании декларации о предполагаемых доходах исчисляется авансовая сумма налога, подлежащая уплате в размере 75 % от его налоговых обязательств. Уплата налога за текущий год производится тремя равными долями - к 15 мая, 15 августа и 15 ноября.
     
     Если иностранное физическое лицо, которое имеет постоянное местожительство в Российской Федерации, подает налоговую декларацию о предполагаемых доходах, налоговые органы при направлении налогоплательщику налогового уведомления должны учитывать, что если налоговое уведомление не может быть вручено ему за 30 дней до наступления первого срока платежа (15 мая), то налог уплачивается в оставшиеся сроки уплаты равными долями.
     
Согласно п. 42 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 «По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”» из совокупного валового дохода физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, не исключаются расходы по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых организациями в себестоимость продукции (работ, услуг).

Включается ли налог с продаж, уплаченный индивидуальным предпринимателем при покупке товара для коммерческой деятельности, в его расходы для исключения данного налога из валового дохода при подаче декларации?

     В соответствии с п. 42 Инструкции N 35 из совокупного валового дохода физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, не исключаются расходы по уплате налогов, лицензионных и иных сборов, не включаемых предприятиями и организациями в себестоимость продукции (работ, услуг). В частности, к налогам, которые организациями не включаются в себестоимость продукции, а уплачиваются за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль, относятся местные налоги, поименованные в п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением перечисленных в подпунктах «б», «ж», «з», «о», «ф», «х» и «ч» настоящей статьи.
     
     Статьей 12 Закона РФ N 1998-1 предусмотрено, что в состав затрат физических лиц, занимающихся предпринимательской или иной деятельностью без образования юридического лица, включаются документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, подлежащих налогообложению.
     
     При этом состав расходов увеличивается на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ.
     
     Закон РФ N 1998-1 дает отсылку на нормативный правовой акт Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, в частности на Положение о составе затрат.
     
     Пунктом 10 названного Положения установлено, что к элементу «Прочие затраты» состава себестоимости продукции (работ, услуг) относятся налоги, сборы и платежи, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком. Налог с продаж установлен Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”» и является одним из невозмещаемых налогов.
     
     Совокупный доход, полученный индивидуальным предпринимателем за отчетный период, уменьшается на сумму фактически уплаченного налога с продаж в пределах исчисленной суммы налога.
     
     В соответствии с Порядком заполнения декларации о доходах, приведенным в Приложении N 6 к названной инструкции, суммы произведенных расходов, связанных с получением этих доходов, отражаются в приложении «В» п. 2 Декларации о доходах. Сумма фактически уплаченного налога с продаж отражается в названном приложении в поле «Прочие расходы» данного пункта.
     
Будут ли учитываться у физического лица, имеющего в личной собственности производственное помещение и автотранспортное средство и получающего доходы от их сдачи в аренду, затраты, связанные с уплатой земельного налога, налога на строение, налога с владельцев транспортных средств?

     Согласно ст. 57 Конституции РФ уплата законно установленных налогов и сборов является обязанностью граждан.
     
     В соответствии со ст. 12 Закона РФ N 1998-1 и п. 42 Инструкции N 35 в состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода.
     
     Уплата физическим лицом, имеющим на праве личной собственности производственное помещение и автотранспортное средство, установленных законодательством налогов (земельного налога, налога на строение и налога с владельцев транспортных средств), является обязанностью собственника имущества, не зависящей от того, сдается данное имущество в аренду или нет. Следовательно, такого рода затраты неправомерно рассматривать в качестве расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода от сдачи в аренду вышеупомянутого имущества.
     
     Налоговые органы не учитывают в составе расходов физических лиц, сдающих в аренду личное имущество, суммы налогов, уплаченные собственниками имущества в установленном законом порядке.
     

(Продолжение следует)