Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Начисление НДС по организациям культуры в 1997, 1998, 1999 и 2000 годах


Начисление НДС по организациям культуры в 1997, 1998, 1999 и 2000 годах *1

И.Н. Петрова
     _____   

     *1 Окончание. Начало и продолжение см. «Налоговый вестник».  2000. № 9, с. 49; № 10, с. 45.
     

6. Организации (учреждения) внешкольного воспитания.

     
     Согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) организации внешкольного воспитания классифицируются под кодовым обозначением 93145.
     
     На основании Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов отнесены к учреждениям дополнительного образования, где на основании соответствующих лицензий реализуются дополнительные образовательные программы различной направленности.
     
     Основная деятельность перечисленных организаций, связанная с оказанием услуг в сфере дополнительного образования, рассматривается в льготном налоговом режиме следующим образом.
     
     В соответствии с подпунктом «л» п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (далее - Инструкция N 39) услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом, от НДС освобождены.
     
     Под услугами в сфере образования понимаются услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм. Указанная льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной в соответствии с Законом РФ «Об образовании».
     
     Плата, взимаемая за предоставление дополнительного образования в указанных учреждениях, НДС не облагается при условии наличия лицензии на право осуществления такой дополнительной образовательной деятельности.
     
     Если указанные образовательные учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, в частности сдают в аренду основные фонды и иное имущество, торгуют покупными товарами, оборудованием, оказывают посреднические услуги, имеют долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), предприятий и организаций, то они уплачивают НДС в установленном порядке.
     
     Таким образом, услуга по предоставлению в пользование (в том числе учащимся) имущества музыкальными и художественными школами, школами искусств, домами детского творчества, станциями юных техников, станциями юных натуралистов путем аренды или проката подлежит обложению НДС.
     
     Льготный налоговый режим по предоставлению в прокат аудиокассет, музыкальных инструментов, сценических костюмов, культинвентаря и т.п. распространяется только на те учреждения культуры и искусства, которые указаны в подпункте «н» п. 12 Инструкции N 39, а так как музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов в подпункте «н» п. 12 указанной Инструкции не перечислены, они не могут воспользоваться льготным налоговым режимом.
     
     Вместе с тем при осуществлении дворцами и домами пионеров и школьников, домами художественного воспитания детей, станциями юных техников и юных натуралистов и другими детскими внешкольными учреждениями кружковой работы с детьми и подростками льготный налоговый режим предоставляется на основании подпункта «л» п. 12 Инструкции N 39. Этим же пунктом предусмотрено освобождение от НДС не только услуг в сфере образования, связанных с учебно-производственным и воспитательным процессом, но и услуг по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях.
     
     При реализации такими учреждениями книжной продукции, в частности детской литературы, специализированной музыкальной и хореографической литературы, включая нотные альбомы, литературы о животных, литературы для юных техников, льготный налоговый режим предоставляется в следующем порядке.
     
     На основании нормативных писем Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н «О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции» и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 «Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции» реализация печатной книжной продукции всем потребителям, в том числе через оптовую и розничную сеть, перечисленной под кодовым обозначением Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93: 95 3005 - литература учебная, 95 3380 - литература по технике и техническим наукам, 95 3400 - техническая литература, 95 3800 - литература по образованию и культуре, 95 3900 - литература художественная, включая детскую художественную литературу, 95 3910 - литература фольклорная, 95 3920 - литература фольклорная для детей, 95 6100 - нотные издания по исполнительской музыке, 95 6110 - нотные издания по музыкальным произведениям, 95 6120 - нотные издания по музыкальному фольклору, 95 6200 - нотные издания по вокальной музыке, 95 6210 - нотные издания по хорам и ансамблям, 95 6220 - нотные издания по школьным и детским песням и хорам, 95 6230 - нотные издания по сольному пению с инструментальным сопровождением, 95 6240 - нотные издания по вокальным сборникам, 95 6300 - нотные издания по инструментальной музыке, 95 6310 - нотные издания по произведениям для оркестра, 95 6320 - нотные издания по камерной музыке, 95 6330 - нотные издания по произведениям для инструментов соло, 95 6400 - нотные издания по сценической музыке, 95 6500 - печатные сборники произведений, различных по средствам исполнения, 95 6600 - учебная литература, 95 6610 - учебно-педагогическая литература, 95 6620 - учебная нотная литература и иные печатные издания, перечисленные в п. 1 нормативного письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ_6-03/393, освобождаются от обложения НДС.
     

7. Народные университеты.

     
     На основании ОКОНХ и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 004-93 к числу народных университетов относятся народные университеты культуры, общественно-политических, экономических, медицинских, педагогических, правовых знаний и т.п., в том числе обучающие население навыкам спорта и способствующие развитию физических качеств.
     
     Из числа перечисленных народных университетов к учреждениям культуры и искусства, услуги которых освобождаются от НДС в соответствии с порядком, приведенным в подпункте «н» п. 12 Инструкции N 39, относятся те, которые на основании уставной деятельности осуществляют деятельность в области культурно-просветительской сферы.
     
     Проводимая такими народными университетами реализация входных билетов или абонементов в лектории, на курсы лекций и иные массовые мероприятия в рамках культурно-просветительной деятельности освобождается от НДС.
     
     При осуществлении такими университетами не просветительской, а образовательной деятельности (в частности, деятельности в области дополнительного образования, например проведение семинаров, круглых столов и т.п.), не связанной с реализацией входных билетов или абонементов, льготный налоговый режим может быть предоставлен только на основании подпункта «л» п. 12 Инструкции N 39.
     
     Таким образом, при осуществлении народными университетами образовательной деятельности льгота по НДС предоставляется при наличии лицензии на право осуществления данного вида образовательного процесса.
     
     При оказании народными университетами услуг по обучению населения навыкам спорта, способствующих развитию физических качеств (без лицензии на вид образовательной деятельности), льготный налоговый режим предоставляется только по услугам, оказываемым детям и подросткам, на основании порядка, приведенного в подпункте «л» п. 12 Инструкции N 39.
     
     Реализация народными университетами книжной продукции или продукции средств массовой информации освобождается от НДС в соответствии с порядком, приведенным в нормативных письмах Госналогслужбы России N ВГ-4-03/22н, N ПВ-6-03/393.
     
     Иная хозяйственная деятельность народных университетов по реализации товаров, основных средств (в том числе бывших в употреблении), работ или услуг подлежит обложению НДС в порядке, содержащемся в ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) и п. 19 Инструкции N 39.
     

8. Парки культуры и отдыха и передвижные городки аттракционов при осуществлении основной уставной деятельности, носящей культурно-досуговый характер.

     
     Эти учреждения освобождаются от НДС в порядке, предусмотренном подпунктом «н» п. 12 Инструкции N 39.
     
     Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 004-93 предусмотрен следующий перечень услуг парков культуры и отдыха в части предоставления услуг культурно-досугового характера: 9249501 - проведение парков (садов) культуры и отдыха; 9249502 - проведение танцевальных вечеров; 9249503 - проведение театрализованных праздников; 9249504 - проведение массовых гуляний; 9249505 - проведение карнавалов; 9249506 - проведение концертных программ; 9249507 - проведение дискотек на открытых площадках; 9249508 - проведение новогодних елок; 9249509 - проведение дискуссионных встреч с интересными людьми; 9249550 - пользование различными залами для игр, отдыха, развлечений; 9249551 - пользование читальными залами; 9249552 - пользование шахматно-шашечными верандами на открытых парковых площадках; 9249553 - пользование залами игровых автоматов; 9249554 - пользование настольными играми на открытых площадках парков и садов; 9249560 - услуги студии звукозаписи и грамзаписи; 9249570 - прокат видеокассет с записями видеопрограмм; 9249580 - монтаж кинофильма по плану заказчика; 9249590 - монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-кассету, тон-диск.
     
     Как видно, подгруппа 9249500 [услуги парков (садов) культуры и отдыха] включает все виды деятельности, связанные с организацией отдыха и развлечений. К их числу относится деятельность, связанная с играми, организацией ярмарок и шоу развлекательного характера, предоставлением транспортных средств для целей развлечения и т.п. Эта подгруппа включает также организацию таких видов развлечений, как деятельность дискотек и школ танцев, цирковые представления, представления кукольных театров, родео, деятельность тиров и т.п.
     
     Таким образом, продажа входных билетов кассами парков культуры и отдыха на посещение этих парков культуры и отдыха, входных билетов на проводимые этими парками танцевальные вечера, театрализованные праздники, карнавалы, концертные программы, дискотеки, новогодние елки, дискуссионные встречи с интересными людьми, НДС не облагается.
     
     В случае если иные организации культуры арендуют у парков парковые, эстрадные площадки, веранды или иное имущество, арендная плата, взимаемая парками, подлежит обложению НДС по ставке в размере 20 %. Такой же режим налогообложения применяется и при предоставлении парками указанного имущества данным организациям на безвозмездной основе.
     
     При проведении на арендованных у парков парковых, эстрадных площадках, верандах и т.п. иными организациями культуры танцевальных вечеров, театрализованных праздников, карнавалов, концертных программ, дискотек, новогодних елок, дискуссионных встреч с интересными людьми, от НДС освобождается стоимость входных билетов на эти мероприятия, продаваемых как кассами парка, так и иными организациями культуры (в случае если эти организации культуры являются теми организациями, которые перечислены в подпункте «н» п. 12 Инструкции N 39).
     
     При предоставлении парками в аренду (на возмездной или безвозмездной основе) движимого и недвижимого имущества, состоящего на балансе парков, иным организациям, в частности предприятиям общественного питания, организациям (предприятиям) розничной торговли, частным предпринимателям, реализующим продукцию пищевой промышленности, общественного питания, товары народного потребления и т.п., НДС взимается в общеустановленном порядке по ставке в размере 20 %.
     
     Если предприятия общественного питания и розничной торговли продукцией пищевой промышленности и товарами народного потребления состоят на балансе парка, то по этой деятельности парки также являются плательщиками НДС. При проведении парками культуры и отдыха различных ярмарок, на которых реализуются (на возмездной или безвозмездной основе) товары народного потребления или продукция пищевой промышленности (общественного питания), также возникает объект обложения НДС.
     
     При осуществлении такой деятельности в 2000 году НДС на основании ст. 4 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» также определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС по соответствующей ставке.
     
     Вместе с тем на основании этой статьи Закона РФ при закупке такими предприятиями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц (или предпринимателей) в целях дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый НДС оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС.
     
     При оказании парками культуры и отдыха услуг отдыхающим по пользованию различными залами для игр, отдыха, развлечений, шахматно-шашечными верандами, настольными играми на открытых площадках от НДС освобождаются входные билеты в залы для игр, отдыха, развлечений, на веранды для шахматно-шашечных игр, на площадки для настольных игр и плата за выдачу на прокат соответствующего культинвентаря.
     
     Плата, взимаемая парками культуры и отдыха с населения за пользование услугами читальных залов (в случае если у парков на балансе состоят такие читальные залы), освобождается от НДС в порядке, предусмотренном для библиотек. Поэтому для обоснования права на налоговую льготу паркам культуры и отдыха следует получать соответствующий дополнительный к основной парковой деятельности код ОКОНХ.
     
     Пользование залами игровых автоматов, находящимися в парках культуры и отдыха, рассматривается в льготном налоговом режиме в случае, если парками реализуются входные билеты в такие залы. Деятельность по продаже в залах специальных жетонов и иные обороты игровых автоматов, расположенных в игровых залах парков культуры и отдыха, могут рассматриваться в льготном налоговом режиме, предусмотренном подпунктом «о» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость».
     
     Выдача на прокат парками культуры и отдыха и иными организациями (предприятиями), расположенными на территории этих парков культуры и отдыха, видеокассет населению с записями видеопрограмм освобождена от НДС на основании подпункта «н» п. 12 Инструкции N 39.
     
     Оказание парками культуры и отдыха услуг звукозаписи, грамзаписи, по монтажу кинофильма (по плану заказчика), монофонической, стереофонической записи речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-кассету или тон-диск (при наличии соответствующих студий или иных подразделений на балансе парков) не относится к услугам, приведенным в подпункте «н» п. 12 Инструкции N 39, и в связи с этим облагается НДС.
     
     Деятельность тиров также не освобождается от НДС.
     
     Однако стоимость входных билетов на аттракционы в парках культуры и отдыха НДС не облагается. Причем освобождение от НДС входных билетов предоставляется как в случае реализации таких входных билетов кассами парков, так и передвижными городками аттракционов.
     
     Услуги, оказываемые паркам культуры и отдыха по озеленению, посадке цветов, разведению клумб, чистке фонтанов, уборке парковой зоны, вывозу мусора с территории парков и иных услуг, относящихся к числу коммунальных услуг, услуг по монтажу и ремонту аттракционов сторонними организациями,  оплачиваются парками по ценам, включающим сумму НДС по ставке в размере 20 %.
     
     Однако в случае если на балансе парка культуры и отдыха состоят специализированные подразделения, которые выполняют на территории этого парка перечисленные виды работ (услуг), то на основании ст. 39 части первой НК РФ объекта обложения НДС не возникает. Если приведенные выше специализированные подразделения парка культуры и отдыха оказывают перечисленные услуги (работы) сторонним организациям (предприятиям) или частным лицам, в том числе арендующим имущество (или территории), состоящее на балансе парка, объект обложения НДС возникает.
     

9. Ботанические сады и зоопарки.

     
     Ботанические сады и зоопарки могут рассматриваться в качестве культурно-просветительных, научно-просветительных и научно-исследовательских учреждений. Те организации, которые не ведут научную работу, при реализации входных билетов для посещения и просмотра территорий этих садов и зоологических парков НДС не уплачивают. Те организации, которые проводят научную работу, к числу учреждений культуры и искусства не относятся и классифицируются под кодовым обозначением 95160 (учреждения по охране природы, ведущие научную работу) ОКОНХ.
     
     У таких учреждений по охране природы (садов и зоологических парков) входные билеты на посещение (в культурно-просветительных целях) территорий ботанических садов и зоологических парков могут быть освобождены от НДС только в том случае, если им будет присвоен в установленном порядке дополнительный код ОКОНХ - 93170 (ботанические сады и зоопарки, являющиеся учреждениями культуры и искусства).
     
     Иная хозяйственная деятельность данных садов и зоологических парков, являющихся учреждениями культуры, рассматривается с точки зрения применения НДС по аналогии с парками культуры и отдыха.
     
     Научная деятельность, проводимая ботаническими садами и зоопарками, может освобождаться от НДС в соответствии с порядком, приведенным в подпункте «м» п. 12 Инструкции N 39.
     
     Иными словами, при выполнении ботаническими садами или зоопарками научно-исследовательских работ за счет целевых бюджетных средств, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития или внебюджетных фондов финансирования НИОКР министерств, ведомств, ассоциаций (созданных и зарегистрированных в соответствии с порядком, приведенным в постановлении Правительства РФ от 13.10.1999 N 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок») НДС не взимается.
     
     Основанием для освобождения подобных научно-исследовательских работ является договор на выполнение научно-исследовательских работ с указанием источника финансирования.
     
     При выполнении научно-исследовательских работ за счет бюджетных средств необходимо также  письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. В случае если средства для оплаты НИОКР выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием для освобождения от НДС является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.
     
     При выполнении научно-исследовательских работ за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты НДС освобождаются как головные организации, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
     
     Учебная деятельность, проводимая ботаническими садами и зоопарками, может рассматриваться в льготном налоговом режиме (при наличии соответствующей лицензии), в порядке, приведенном в подпункте «л» п. 12 Инструкции N 39.
     
     Кружковая деятельность, проводимая ботаническими садами и зоопарками, освобождается от НДС в случае, если плата за занятия в кружках взимается с детей и подростков (на основании подпункта «л» п. 12 Инструкции N 39).
     

10. Заповедники.

     
     На основании ОКОНХ заповедники отнесены к учреждениям по охране природы и не относятся к группе организаций (учреждений) культуры и искусства, в связи с чем научно-просветительская деятельность, выполняемая ими, не рассматривается в рамках налоговых льгот, предусмотренных для культурно-просветительной деятельности.
     
     Научная деятельность заповедников может рассматриваться в льготном налоговом режиме, аналогичном научной деятельности ботанических и зоологических парков и садов.
     

11. Редакции телевидения и радиовещания, радиотелецентры, телевизионные технические центры, дома радиовещания и звукозаписи.

     
     На основании ОКОНХ редакции телевидения и радиовещания, радиотелецентры, телевизионные технические центры, дома радиовещания и звукозаписи отнесены к учреждениям культуры и искусства. Но в соответствии с подпунктом «н» п. 12 Инструкции N 39 услуги, оказываемые редакциями телевидения и радиовещания, от НДС не освобождаются.
     
     Подпунктом «н» п. 12 указанной Инструкции льготный налоговый режим предоставлен только предприятиям (организациям), выдающим на прокат кинофильмы, кино- и видеопрограммы телевидению.
     
     Однако деятельность редакций телевидения и радиовещания, радиотелецентров, телевизионных технических центров, домов радиовещания и звукозаписи может рассматриваться в льготном налоговом режиме, предусмотренном подпунктом «э» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость». На основании ст. 1 Федерального закона от 16.11.1998 N 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”» данный льготный налоговый режим действует до 1 января 2002 года.
     
     На основании льготного налогового режима, предусмотренного подпунктом «э» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость», от этого налога освобождена реализация (распространение) редакциями телевидения и радиовещания, радиотелецентрами, телевизионными техническими центрами, домами радиовещания и звукозаписи аудио- или аудиовизуальных сообщений и материалов, относящихся на основании Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями) к продукции средств массовой информации нерекламного и неэротического характера.
     
     Исходя из нормативного письма Госналогслужбы России N ВГ-4-03/22н НДС не облагаются обороты по реализации теле-, радио-, кинохроникальных программ, аудио- или видеозаписи программ, если реклама в отдельном выпуске этих программ (тираже или части тиража их видеозаписи) не превышает 25 % объема вещания. В этом случае средства, поступающие редакциям телевидения и радиовещания и иным радиотелевизионным организациям, создающим вышеуказанные программы (в которых реклама не превышает 25 % объема вещания), от рекламодателей-заказчиков, НДС не облагаются.
     
     Материальные ресурсы, работы и услуги, приобретаемые редакциями телевидения и радиовещания, радиотелецентрами, телевизионными техническими центрами, домами радиовещания и звукозаписи в целях создания и распространения аудио- или аудиовизуальной продукции средств массовой информации, оплачиваются с учетом НДС, предъявляемого поставщиками этих материальных ресурсов (работ, услуг), который к зачету (возмещению из бюджета) не подлежит, а относится на себестоимость работ (услуг) по изготовлению и распространению такой аудио- или аудиовизуальной продукции. Этот порядок исчисления НДС применяется и при оказании рекламных услуг по размещению рекламы в нерекламных аудио- или аудиовизуальных сообщениях или материалах, являющихся продукцией средств массовой информации.
     

12. Изостудии и художественно-оформительские организации.

     
     Наряду с редакциями телерадиовещания изостудии и художественно-оформительские организации отнесены на основании ОКОНХ к учреждениям культуры и искусства. Однако так же как и редакции телевидения и радиовещания они не подпадают под действие льготного налогового режима, предусмотренного подпунктом «н» п. 12 Инструкции N 39.
     
     Вместе с тем студии и мастерские изобразительных искусств, народные изостудии могут быть освобождены от НДС в случае оказания ими услуг в сфере образования (при наличии соответствующих лицензий) или при проведении ими занятий в кружках или студиях с детьми и подростками на основании подпункта «л» п. 12 Инструкции N 39, а также в случае реализации ими альбомов по искусству (приведенных под кодовым обозначением 95 4110 Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93) или иной книжной продукции, в том числе литературы, включая учебную, специализирующуюся на искусстве и перечисленную в группе 95 3000 «Книги и брошюры» данного Классификатора, на основании подпункта «а» п. 1 нормативного письма Госналогслужбы России N ВГ-4-03/22н.
     
     Деятельность художественно-оформительских комбинатов, выполняющих работы творческого характера и художественно-оформительские работы, может рассматриваться в льготном налоговом режиме только в случае, если основным видом деятельности данных комбинатов являются художественно-оформительские или иные творческие работы, связанные с производством фильмов в рамках налоговой льготы по выполнению работ по производству фильмов, получивших удостоверение национального фильма (подпункт «н» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»).
     

13. Учреждения культуры, связанные с хозяйственным управлением культуры.

     
     При реализации товаров (работ, услуг) учреждениями культуры и искусства, относящимися к организациям, связанным с хозяйственным управлением культурой (объединениям, дирекциям, конторам и другим организациям по управлению зрелищными предприятиями, объединениями театральных касс, объединениями дирекций кинотеатров), НДС исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.
     
     Вместе с тем при реализации театральными кассами входных билетов или абонементов на театрально-зрелищные, культурно-просветительные и развлекательные мероприятия в театры, цирки, кинотеатры и иные организации культуры и искусства (перечисленные в подпункте «н» п. 12 Инструкции N 39) по договорам комиссии с этими учреждениями культуры и искусства комиссионное вознаграждение, исчисленное в виде процентов от выручки, полученной от реализации вышеуказанных билетов (не облагаемых НДС), обложению НДС не подлежит.
     

14. Организации (учреждения) культуры и искусства, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности.

     
     Согласно уставной деятельности многие организации (учреждения) культуры и искусства осуществляют несколько видов хозяйственной деятельности, являясь при этом многопрофильными организациями (учреждениями). Данным организациям (учреждениям) присваиваются соответствующие коды ОКОНХ.
     
     Так, например, одним из видов хозяйственной деятельности может быть оказание услуг, перечисленных в подпункте «н» п. 12 Инструкции N 39, другим - услуги баров, ресторанов, кафе, продажа товаров народного потребления или иная деятельность, подпадающая под обложение НДС.
     
     У таких организаций (учреждений) налогообложение (или освобождение) должно производиться по каждому виду деятельности с ведением раздельного учета.
     
     Если организации культуры осуществляют несколько видов деятельности, как облагаемых НДС, так и освобождаемых от этого налога, то в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» право на получение льгот возникает только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
     
     Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам, и др.
     
     Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно-распорядительного документа руководителя учреждения.
     
     Соблюдение указанного раздельного учета необходимо и для того, чтобы организация могла избежать ошибок при исчислении суммы НДС, подлежащей зачету (возмещению из бюджета) по материальным ресурсам (работам, услугам), приобретенным для облагаемой этим налогом деятельности.
     
     Что касается порядка возмещения суммы НДС, уплаченной по материальным ресурсам (работам, услугам), то согласно ст. 7 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» и п. 19 Инструкции N 39 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
     
     Поэтому сумма НДС, уплаченная в составе стоимости приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг) для выполнения облагаемой НДС деятельности и учтенная на счете 19, может быть предъявлена к зачету (возмещению) из бюджета и включена в налоговую декларацию ежемесячно (или ежеквартально) лишь по оплаченным и оприходованным материальным ресурсам, стоимость которых относится на издержки производства и обращения, оплаченным и выполненным работам, оплаченным и оказанным услугам, стоимость которых отнесена на издержки производства и обращения.
     
     Действующим налоговым законодательством четко сформулирован порядок, при котором налогоплательщик имеет право на возмещение входного налога:
     
     - сумма налога, уплаченного поставщикам за оприходованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), должна быть выделена отдельной строкой;
     
     - на приобретенный товар (работы, услуги) должны иметься выписанные поставщиком в установленном порядке счета-фактуры;
     

     - указанные счета-фактуры должны быть зарегистрированы в книге покупок.