Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении природных ресурсов


О налогообложении природных ресурсов

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга

     Организация не имеет оформленного в природоохранных органах разрешения на право осуществления выбросов и сбросов загрязняющих веществ. В этих случаях Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (п. 6) предусматривает учитывать всю массу загрязняющих веществ как сверхлимитную. В этом же Порядке (п. 7) указано, что плата за сверхлимитное загрязнение должна осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
     
     Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации также предусмотрено, что платежи за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ осуществляются только за счет прибыли.

     Однако наша организация располагает только бюджетными средствами и не направляет их на какие-либо коммерческие программы. Иными словами, она не имеет возможности получить за счет этих средств дополнительные доходы.

     
     Правомерно ли в этом случае требование налоговых органов о необходимости внесения организацией платы за сверхлимитное загрязнение природной среды?

     В Законе РФ от 19.12.1991 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (в ред. от 02.06.1993), а также в изданном на его основании постановлении Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» предусматривается, что плательщиками соответствующих платежей являются организации, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и размещением отходов.
     
     Льготы по платежам могут быть предоставлены отдельным организациям, финансируемым из бюджета, только по решению органов исполнительной власти (см. п. 4 вышеуказанного постановления). Иными словами, автоматического предоставления льгот бюджетным организациям этим постановлением не предусмотрено.
     
     Отметим, что при подготовке данного постановления в него практически без изменений была включена аналогичная запись из постановления Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, принятого несколько раньше и утвердившего соответствующее Положение о составе затрат.
     

     В связи с этим уточним, что Положение о составе затрат не относится к числу нормативных актов, устанавливающих льготы по отдельным платежам. Поэтому увязывать исполнение обязанности уплаты какого-либо налога и сбора (в том числе платы за загрязнение природной среды) с особенностями отражения этих операций в бухгалтерском учете не правомерно.
     
     Таким образом, ссылки на данное постановление, сделанные в Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденном 03.03.1993 Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19, Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10 (п. 3 и 7), следует понимать лишь как уточнение порядка отражения в бухгалтерском учете операций по этим платежам при осуществлении загрязнения в пределах и при превышении установленных лимитов.
     
     Отметим также, что ни одну из причин, по которой обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, применить к рассматриваемому случаю нельзя (см. ст. 44 части первой НК РФ).
     
     Бюджетные и иные организации, не имеющие прибыли и не осуществляющие предпринимательской деятельности, платежи за загрязнение природной среды вносят за счет средств, предусмотренных в сметах на содержание указанных организаций.
     
     Если в смете на содержание конкретной организации не были предусмотрены необходимые средства на данные платежи, это также не является основанием для их неуплаты. В данном случае внесение платежей может быть осуществлено за счет общей экономии средств, предусмотренных сметой, или за счет иных источников.
     

     1. Организация-юридическое лицо арендует автотранспортное средство у физического лица. Должна ли эта организация вносить плату за загрязнение природной среды в федеральный бюджет, если Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и другими изданными на его основании нормативными актами плательщиками являются только предприятия, учреждения и организации, а не физические лица?
     
     2. Организация-юридическое лицо (арендополучатель) арендует автотранспортное средство у другого юридического лица (арендодателя). Кто должен вносить соответствующие платежи за загрязнение природной среды, если арендодатель не переоформил на арендополучателя соответствующее разрешение на выбросы от передвижных источников?

     1. Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» и другими действующими нормативными актами в сфере охраны окружающей природной среды закреплен экономический принцип - «загрязнитель платит».
     

     В связи с этим в первом случае вносить платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов должно то юридическое лицо (природопользователь), которое и производит данные виды вредного воздействия на природную среду.
     
     Здесь не возникает сомнений в определении виновника загрязнений, так как именно деятельность организации, а не физического лица (которое предоставило автотранспорт в аренду) оказывает вредное воздействие на окружающую среду.
     
     Поэтому в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» эта организация обязана оформить разрешение на размещение отходов, которое выдается в установленном порядке территориальными природоохранными органами.
     
     2. Определенные коллизии в вопросах, кто является по существу владельцем автотранспортных средств в том или ином случае, конечно, могут возникнуть, так как сразу разобраться в соответствующих нормах ГК РФ, регулирующих данные имущественные отношения, не всегда возможно.
     
     Например, по мнению многих экспертов, в случае передачи владельцами (юридическими лицами) по договору аренды личных автомобилей каким-либо организациям эти лица остаются, по существу, собственниками своих автомашин, так как в соответствии с нормами части второй ГК РФ (ст. 608) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. И это необходимо учитывать должным образом при разрешении ряда спорных ситуаций по заключенным сделкам.
     
     Но одновременно следует иметь в виду, что ГК РФ не предусматривает отражение в заключаемых сделках возможности передачи права уплаты налога от одного участника отношений другому.
     
     В связи с этим еще раз отметим, что определяющим фактором в вопросе: кто должен платить за загрязнение - является сам факт нанесения ущерба природной среде конкретным природопользователем. Как и какими средствами он это сделал (то есть своим или чужим оборудованием или какими-либо другими источниками загрязнения) - это уже вторичный вопрос. Но внести соответствующие платежи (как и возместить нанесенный ущерб) этот природопользователь обязан сам.
     

     При реорганизации бизнеса должника (предприятия «Энергия») на базе его имущественного комплекса создано новое ОАО «Техника». Одним из видов деятельности ОАО является пользование водными ресурсами. В созданную организацию переданы основные средства и нематериальные активы (патенты, лицензии) предприятия «Энергия». Ранее действовавшее предприятие осуществляло водохозяйственную деятельность на основании собственной лицензии. Эта лицензия была также передана в новое ОАО, на ее основе в 1999 году в течении полугода ОАО «Техника» использовало водные объекты вплоть до получения новой лицензии в 2000 году. При этом сроки получения новой лицензии были согласованы с лицензирующим органом - территориальным органом МПР России.
     
     Однако в ходе проверки хозяйственной деятельности ОАО «Техника» налоговые органы признали ее водохозяйственную деятельность в 1999 году безлицензионной, что повлекло за собой уплату налога по увеличенным в пять раз ставкам платы. Насколько обоснованы данные действия?

     Нормативным актом, регламентирующим сроки выдачи лицензий, является постановление Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 «Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии».
     
     В соответствии с п. 46 указанного постановления до оформления лицензии гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензий в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.
     
     При этом к водопользователям, включенным в утвержденный график получения лицензий на водопользование, санкции за безлицензионное водопользование не применяются.
     
     При неполучении налогоплательщиком лицензии на водопользование по истечении установленных сроков взимание платы за пользование водными объектами производится по ставкам, установленным законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации, увеличенным в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения) (см. п. 6 ст. 4 Закона РФ «О плате за пользование водными объектами»).
     
     Что касается уплаты налога при передаче имущества во вновь создаваемую организацию, то ст. 51 Водного кодекса Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 16.11.1995 N 167-ФЗ, предусмотрена необходимость внесения в лицензию изменений в случае реорганизации водопользователя, передачи права пользования водным объектом от одного лица к другому.
     
     Невнесение изменений в лицензию означает отсутствие факта передачи права пользования водными объектами новому лицу и осуществление им деятельности без соответствующей лицензии.
     

     В соответствии с п. 8.1 и 8.2 Инструкции по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предложениям территориальных природоохранных органов предоставлено право как полного, так и частичного освобождения природопользователей от указанных платежей. В п. 8.3 этой Инструкции перечислены конкретные виды организаций, которые могут быть полностью освобождены от платежей и в федеральный бюджет. Это - природопользователи, осуществляющие в социальной и культурной сферах некоммерческую деятельность, и др.
     
     Следует ли при применять в настоящее время данную Инструкцию? Как она соотносится с действующим налоговым законодательством, а также с Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации?


     В 1998 году Минюст России отказал в государственной регистрации Инструкции по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной Госкомэкологии России 12.12.1997 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России. Об этом было сообщено территориальным комитетам по охране природы письмом Госкомэкологии России от 06.10.98 N 04-14/24-241. В связи с этим данная Инструкция применению не подлежит.
     
     Однако следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (п. 6.1), утвержденными Минприроды России 26.01.1993 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (зарегистрированы в Минюсте России 24.02.1993 N 190), корректировке подлежит только та часть платежей за загрязнение природной среды, которая поступает в экологические фонды.
     
     Госкомэкологии России ранее также неоднократно направлял соответствующие разъяснения по данному вопросу территориальным природоохранным органам.
     

     Правомерны ли действия налоговых органов по привлечению к ответственности юридических лиц, предусмотренной ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление декларации по плате за загрязнение природной среды, учитывая, что этих платежей нет в перечне налогов и сборов, указанных в действующих ст. 19-21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» ?
     

     Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ (в ред. от 09.07.1999 N 155-ФЗ) предусмотрено, что до введения в действие ст. 13, 14 и 15 продолжают взиматься налоги, сборы и другие платежи, установленные ст. 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118_1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
     
     Подпунктом «и» п. 1 ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) предусмотрены платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
     
     Конкретный перечень платежей за пользование природными ресурсами определяется соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В настоящее время к таким платежам относятся платежи за пользование недрами, лесным фондом, водными объектами, земельный налог, плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов, плата за право пользования объектами животного мира.
     

     Таким образом, платежи за пользование природными ресурсами, являясь налоговыми платежами, содержатся в перечне налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, и подлежат уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
     
     В рамках проведения налогового контроля налоговые органы в целях обеспечения полноты и свое-временности уплаты платежей за пользование природными ресурсами вправе использовать весь комплекс мер, предусмотренный законодательством о налогах и сборах.
     
     В связи с вышеизложенным при нарушении сроков представления форм расчетов платы за загрязнение природной среды, установленных Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, к налогоплательщикам применяются соответствующие санкции, предусмотренные НК РФ.
     

     В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения организаций исполняют обязанности этих организаций по месту своего нахождения. Просим разъяснить: в какие налоговые инспекции направляются расчеты по плате за загрязнение природной среды:
     
     по месту нахождения и головной организации, и своих подразделений;

     по месту нахождения каждого обособленного подразделения?

     Как быть в случае, если некоторые подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета?

     В соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”» (ст. 9) до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     Исходя из норм НК РФ и положений действующего законодательства, не противоречащих Кодексу, обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский), представляют в налоговые органы необходимые расчеты, служащие основанием для исчисления и уплаты налога [в рассматриваемом случае это Расчет 10 % отчислений за загрязнение окружающей природной среды (см. Приложение N 1 к Порядку направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды…)], и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, в том числе и платежей за загрязнение природной среды.
     

     Расчет по платежам представляется по месту учета в налоговых органах (месту нахождения организации и каждого ее обособленного подразделения).