Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О контроле за полнотой и своевременностью перечисления в федеральный бюджет арендной платы от сдачи в аренду федеральной собственности, дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям, а также средств от приватизации федерального имущества


О контроле за полнотой и своевременностью перечисления в федеральный бюджет арендной платы от сдачи в аренду федеральной собственности, дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям, а также средств от приватизации федерального имущества *1

В.И. Майоров,
советник налоговой службы I ранга
     _____

     *1 Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, N 10. С. 35.


2. Дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности

2.1. Законодательные и нормативные правовые акты

     Дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, являются также источником формирования федерального бюджета.
     
     При проведении документальных проверок в акционерных обществах по вопросам правильности перечисления в федеральный бюджет дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, необходимо руководствоваться следующими законодательными и нормативными правовыми актами:
     
      - Федеральным законом от 26.12.1995 N 208_ФЗ «Об акционерных обществах»;
     
      - федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы;
     
      - Федеральным законом от 15.08.1996 N 115_ФЗ «О Бюджетной классификации Российской Федерации»;
     
      - Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая, п. 1, 3 ст. 102);
     
      - Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4 ст. 41, ст. 42 и 51);
     
      - Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 (п. 4.1);
     
      - Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535 (п. 2.6, 2.7, 2.12 раздела 2);
     
      - Указом Президента Российской Федерации от 10.06.1994 N 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» (п. 5, 7);
     
      - Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» (абзац первый п. 4, п. 10) (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 09.08.1999 N 1022);
     
      - Указом Президента Российской Федерации от 16.04.1998 N 396 «О признании утратившими силу указов Президента Российской Федерации, касающихся льгот на использование дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности»;
     
      - постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 641 «О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов» (п. 3 Приложения);
     
      - постановлением Правительства РФ от 07.08.1997 N 989 «О порядке передачи в доверительное управление закрепленных в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и заключении договоров доверительного управления этими акциями» (п. 5, 6) (в ред. от 17.04.1998 N 396);
     
      - постановлением Правительства РФ от 30.04.1999 N 477 «Об утверждении поквартального распределения показателей федерального бюджета на 1999 год и установлении заданий по мобилизации дополнительных доходов на 1999 год» (п. 3 Приложения 4);
     
      - постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.1997 N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”» (п. 1, 2) (в ред. от 05.02.1998 N 5/3);
     
      - инструкцией Госналогслужбы России от 15.04.1994 N 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей» (п. 1 Приложения 2);
     
     - письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N 143/ЮУ-4-15/194н «О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы» (зарегистрировано в Минюсте России 23.12.1993 N 441) в части обязанности акционерных обществ перечислять дивиденды в соответствующий бюджет, передачи копий платежных поручений фондам или комитетам по управлению имуществом, контроля за перечислением дивидендов;
     
     - письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.1994 N 113/ВЗ-4-15/98н «О налоге на дивиденды по акциям, принадлежащим государству» (зарегистрировано в Минюсте России 02.09.1994 N 679);
     
     - приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н «Об утверждении Указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации» (Приложение N 2) (в ред. от 18.04.2000 N 45н).
     

2.2. Порядок проведения проверок полноты и своевременности перечисления дивидендов в федеральный бюджет

     Проверку полноты и своевременности перечисления в бюджет дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, следует начинать с ознакомления с учредительными документами акционерного общества (устав и др.) и реестром акционеров с целью определения доли государства в уставном капитале общества. Необходимо также определить, кто является держателем пакета акций, принадлежащего Российской Федерации.
     
     При наличии в собственности государства обыкновенных акций следует проверить протокол общего собрания акционеров, в котором может быть определен размер дивиденда, приходящегося на одну обыкновенную акцию.
     
     В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются также определенными, если уставом общества установлен порядок их определения.
     
     При проверке акционерных обществ необходимо иметь в виду, что с введением в действие Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» дата выплаты годовых дивидендов определяется уставом акционерного общества или решением общего годового собрания акционеров, которое согласно этому Федеральному закону может проводиться в период с марта по июнь (включительно) года, следующего за отчетным.
     
     Пунктом 5 ст. 1 указанного Федерального закона установлено, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий, действующими вплоть до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации.
     
     Однако Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в совместном постановлении от 02.04.1997 N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”» разъяснили, что поскольку Федеральный закон «Об акционерных обществах» относит к специальному правовому регулированию лишь особенности создания и правового положения акционерных обществ, названных в п. 3, 4 и 5 ст. 1 Федерального закона, во всем остальном на эти общества распространяется действие Закона, в том числе содержащихся в нем норм, устанавливающих гарантии и способы защиты прав акционеров, определяющих порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров.
     
     Таким образом, сроки и порядок проведения годового общего собрания акционеров, порядок принятия решения о выплате дивидендов не являются особенностями правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий.
     
     Следует также иметь в виду, что ст. 58 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» приостановлено на 2000 год действие абзаца второго п. 1 ст. 5 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», а также действие п. 1 ст. 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации для органов местного самоуправления ЗАТО, за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры.
     
     В связи с этим акционерные общества, находящиеся на территориях ЗАТО (за исключением ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры), должны перечислять в федеральный бюджет начисленные дивиденды по находящимся в федеральной собственности акциям.
     

2.3. Отражение дивидендов в бухгалтерском учете и бюджетной классификации

     Предварительно следует проверить правильность и обоснованность отражения акционерным обществом в его бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества, а также доходов от внереализационных операций, то есть проверить, правильно ли сформирована валовая прибыль.
     
     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с изменениями и дополнениями), и п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (в ред. от 24.03.2000 N 31н), заниженная прибыль отражается в следующей отчетности нарастающим итогом как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. Дивиденды на нее начисляются в следующем году.
     
     Начисление дивидендов в бухгалтерском учете отражается записью по дебету счета 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет) и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75/2 «Расчеты по выплате доходов».
     
     Выплата начисленных сумм дивидендов по акциям отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.
     
     Суммы дивидендов, подлежащие перечислению в бюджет, учитываются по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75/2 «Расчеты по выплате доходов», и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом».
     
     Перечисление дивидендов в бюджет отражается по дебету счета 68 «Расчеты с бюджетом» и кредиту счета 51 «Расчетный счет».
     
     Согласно ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с изменениями и дополнениями) сумма дивидендов по акциям, которая подлежит налогообложению, должна быть уменьшена на сумму дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и в оставшейся части обложена налогом у источника выплаты этих доходов.
     
     Начисление налога на дивиденды отражается проводкой: Д-т 81 «Использование прибыли» К-т 68 «Расчеты с бюджетом».
     
     Уплата налога оформляется проводкой: Д-т 68 «Расчеты с бюджетом», К-т 51 «Расчетный счет».
     
     В соответствии с Указаниями о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации (Приложение N 2) дивиденды по акциям, принадлежащим государству, зачисляются в доходы федерального бюджета по коду 2010100.
     

2.4. Меры ответственности, порядок взыскания невнесенных платежей

     Сроки выплаты дивидендов по акциям акционерных обществ определяются в соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах».
     
     В случае нарушения сроков перечисления акционерными обществами дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не внесенная в бюджет сумма считается недоимкой, на которую начисляется пеня в размере 0,05 % в соответствии с п.11 инструкции Минфина СССР от 12.06.1981 N 121 «По применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и налоговых платежей», изданной на основании п. 37 Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.1981 N 3820-Х, а также п. 1 приложения N 2 к инструкции Госналогслужбы России от 15.04.1994 N 26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей».
     
     Согласно п. 15 указанной Инструкции Минфина СССР начисление пени производится начиная со следующего дня после наступления срока уплаты по день уплаты включительно.
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Бюджетной классификацией Российской Федерации дивиденды по акциям, принадлежащим государству, относятся к неналоговым доходам, их поступление в бюджет не регулируется налоговым законодательством и налоговым органам не предоставлено право в бесспорном порядке взыскивать с акционерных обществ задолженность в бюджет по дивидендам и суммы начисленных пени.
     
     Доля акций, принадлежащих государству, является вкладом государства в уставный капитал акционерного общества, а согласно п. 3 ст. 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» по вкладам государства права акционеров осуществляют соответствующие комитеты по управлению имуществом, фонды имущества или иные уполномоченные государственные органы.
     
     Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» установлено, что специализированное учреждение в пределах своей компетенции принимает меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых специализированное учреждение от имени Российской Федерации осуществляет полномочия акционера (участника), а п. 2 ст. 30 предусмотрено, что соответствующие органы по управлению имуществом и продавцы имущества вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, выступать в суде, арбитражном суде от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
     
     Следовательно, при наличии у акционерного общества задолженности по уплате в бюджет дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, налоговые органы должны направлять в комитеты по управлению имуществом или фонды имущества (как держателям государственной доли акций) выписки из материалов проверок для взыскания в судебном порядке в федеральный бюджет задолженности по дивидендам с учетом финансовых санкций.
     

3. Доходы от приватизации федерального имущества

3.1. Законодательные и нормативные акты

     При проверках продавцов государственного и муниципального имущества по вопросу правильности распределения по нормативам, полноты и своевременности перечисления ими в соответствующие бюджеты средств, поступивших от приватизации указанного имущества, необходимо руководствоваться следующими законодательными и нормативными актами:
     
     - Федеральным законом от 21.07.1997 N 123_ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»;
     
     - Федеральным законом от 31.12.1999 N 227_ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» (ст. 2, 103, 105, 126);
     
     - Федеральным законом от 28.08.1995 N 154_ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 4 ст. 29);
     
     - Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая, ст. 217);
     
     - Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4 ст. 41, ст. 43 и 51);
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1993 N 2173 «Вопросы Российского фонда федерального имущества» (п. 5, 7 и 13 Положения о Российском фонде федерального имущества);
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в ред. от 15.07.1998 N 840);
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535 «Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (в ред. от 25.01.1999 N 112);
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 18.09.1996 N 1368 «О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации»;
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 23.07.1997 N 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» (п. 2, 10, Приложение) (в ред. от 27.03.1999 N 385);
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 21.05.1999 N 632 «Об особенностях применения Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535»;
     
     - постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 917 «Об утверждении нормативов распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находившихся в федеральной собственности» (в ред. от 25.04.1995 N 421);
     
     - постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 N 469 «О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий» [п. 26, 27 Положения о продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, утвержденного указанным постановлением];
     
     - постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 641 «О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов» (п. 3 Приложения) (в ред. от 25.11.1995 N 1146);
     
     - постановлением Правительства РФ от 30.04.1999 N 477 «Об утверждении поквартального распределения показателей федерального бюджета на 1999 год и установлении заданий по мобилизации дополнительных доходов на 1999 год» (п. 3 Приложения 4);
     
     - Положением о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной и муниципальной собственности, утвержденным Госкомимуществом России 25.08.1995 N АК-19/7370, Минфином России 01.09.1995 N 98, Госналогслужбой России 10.08.1995 N ВЗ-6-15/433, Российским фондом федерального имущества 18.08.1995 N ФИ-11-1/2459 и зарегистрированным Минюстом России 18.10.1995 N 962 (далее - Положение), в части, не противоречащей действующему законодательству;
     
     - распоряжением Мингосимущества России от 23.04.1999 N 592-р «Об утверждении разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность»;
     
     - письмом Минфина России от 23.12.1992 N 117 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий» (п. 3.2; 3.2.2; 6.1);
     
     - приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н «Об утверждении указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации (Приложение N 5) (в ред. от 18.04.2000 N 45н);
     
     - Порядком зачисления средств от приватизации в доход федерального бюджета, утвержденным Российским фондом федерального имущества, Госналогслужбой России, Минфином России 11.08.1997 N ФИ-10/272; АП-6-07/584; 3-Б1-07.
     

3.2. Порядок проведения проверки правильности распределения по нормативам, полноты и своевременности перечисления в соответствующие бюджеты средств от приватизации и их отражение в бухгалтерском учете

     Статьей 13 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» установлено, что средства от приватизации подлежат перечислению в бюджеты всех уровней и являются обязательными платежами, а также не подлежат налогообложению.
     
     При проверке соблюдения фондами (комитетами) имущества нормативов распределения средств от приватизации государственного и муниципального имущества, от продажи предприятий-должников, а также от продажи на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий, необходимо руководтствоваться следующими нормативными документами:
     
     - Федеральным законом от 31.12.1999 N 227_ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» (ст. 126);
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 18.09.1996 N 1368 «О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации»;
     
     - Указом Президента Российской Федерации от 23.07.1997 N 775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» (в ред. от 27.03.1999 N 385);
     
     - постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 917 «Об утверждении нормативов распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находившихся в федеральной собственности» (в ред. от 25.04.1995 N 421);
     
     - постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 N 469 «О продаже на аукционе имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий».
     
     В текущем году по нормативам, установленным ст. 126 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год», распределяются денежные средства от приватизации федеральной собственности на аукционах или по конкурсу (включая средства от продажи находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества), а также от продажи акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
     
     Денежные средства, полученные в результате приватизации собственности субъектов Российской Федерации, до утверждения новых нормативов программой приватизации либо иного законодательного акта соответствующего субъекта Российской Федерации распределяются по нормативам согласно Приложениям N 1 и 2 к Указу Президента Российской Федерации от 18.09.1996 N 1368 «О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации».
     
     При распределении средств, полученных от приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, следует руководствоваться:
     
     - пунктом 4 ст. 29 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 3 ст. 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым доходы от приватизации и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, должны поступать в местный бюджет в полном объеме;
     
     - пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», согласно которому денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления;
     
     - пунктом 3 ст. 7 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому в число других собственных доходов местных бюджетов отнесены доходы от приватизации и реализации муниципального имущества.
     
     При распределении средств, полученных от продажи предприятий-должников, следует учесть следующие разъяснения Мингосимущества России.
     
     Порядок распределения средств, получаемых от продажи предприятий-должников, был установлен разделом V Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.06.1994 N 1114, и изданным во исполнение данного Указа постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 917 «Об утверждении нормативов распределения средств, полученных от продажи предприятий-должников, находившихся в федеральной собственности».
     
     Данный порядок может быть применен в части, не противоречащей Федеральному закону от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», и только в отношении средств, полученных от продажи предприятий-должников по сделкам, совершенным до вступления в силу данного Федерального закона, то есть до 1 марта 1998 года.
     
     После указанной даты продажа имущества должника производится в порядке конкурсного производства, установленном главой VI Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с целью удовлетворения требований кредиторов. Соответственно средства, полученные от продажи указанного имущества, распределяются между кредиторами согласно порядку, определенному данным Федеральным законом, в частности ст. 106 и 107.
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, регламентируется нормами ГК РФ, в частности ст. 295. Поэтому п. 3.6.2 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года с принятием вышеуказанного Федерального закона применению не подлежит.
     
     Что касается распределения средств, полученных от продажи высвобождаемого имущества, то по объектам, которые могут быть переданы с разрешения собственника, этот вопрос решается при даче согласия на такую продажу. Средства от продажи остального имущества полностью поступают в распоряжение предприятия.
     
     В соответствии с п. 47 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, суммы, вырученные учреждением от реализации неиспользуемого оборудования и других объектов основных средств, а также материалов, полученных от разборки основных средств, остаются в распоряжении учреждения, а суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета.
     
     При распределении средств, полученных от продажи не завершенных строительством объектов, необходимо руководствоваться следующим.
     
     В п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определено, что по смыслу ст. 130 ГК РФ и ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не завершенные строительством объекты, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда, относятся к недвижимому имуществу.
     
     Распределение средств от продажи объектов незавершенного строительства зависит от порядка продажи этих объектов.
     
     Если объекты незавершенного строительства принадлежат Российской Федерации и продаются в порядке приватизации на торгах, то распределение средств осуществляется в соответствии со ст. 126 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год».
     
     Если объект незавершенного строительства продается федеральным государственным унитарным предприятиемего владельцем в соответствии с ГК РФ, распределение средств от его продажи осуществляется в соответствии с нормами распоряжения Мингосимущества России от 15.02.1999 N 241_р «Об утверждении Порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения». Согласно п. 4 указанного Порядка комиссия по выработке решения о целесообразности продажи имущества определяет нормативы распределения средств от продажи имущества между федеральным государственным унитарным предприятием и федеральным бюджетом. При этом объем средств, направляемых в федеральный бюджет, не может быть менее 20 % от цены продажи имущества.
     
     Что касается распределения средств от продажи земельных участков, то в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» действие названного Федерального закона на приватизацию земли не распространяется.
     
     Приватизация земельных участков под объектами недвижимого имущества регулируется разделом 4 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, указами Президента Российской Федерации от 14.02.1996 N 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» и от 16.05.1997 N 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» и постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 «О порядке определения нормативной цены земли», с учетом Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
     
     Распределение средств, поступающих от продажи земельных участков, на которых расположены приватизированные предприятия, в случае оплаты стоимости земельных участков денежными средствами осуществляется в соответствии с Приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 18.09.1996 N 1368 «О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации».
     
     Следует также проверить соблюдение сроков перечисления в бюджеты средств, установленных п. 3 ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» и п. 3.1 Положения.
     
     Поступления денежных средств от приватизации отражаются в бухгалтерском учете у продавца по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счета 96 «Целевые финансирование и поступления».
     
     Распределение этих средств по установленным нормативам отражается по дебету счета 96 в корреспонденции со счетами по кредиту:
     
     88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Фонды специального назначения», - на сумму средств от приватизации, оставляемых в распоряжении Российского фонда федерального имущества, его представителей и отделений;
     
     67 «Расчеты по внебюджетным платежам» - на сумму средств, причитающихся перечислению Мингосимуществу Росиии и Федеральному общественно-государственному фонду по защите прав вкладчиков и акционеров;
     
     68 «Расчеты с бюджетом» - на сумму средств, полученных в результате приватизации федеральной собственности, подлежащих направлению в доход федерального бюджета и бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Следует обратить внимание на правильное зачисление средств от приватизации на соответствующий код бюджетной классификации.
     
     С 1999 года доходы от приватизации федеральной собственности учитываются не в доходной части бюджета, как это было прежде, а в источниках внутреннего финансирования бюджетного дефицита.
     
     В соответствии с Указаниями о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации (Приложение N 5) поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, учитываются по коду 0610, а по коду 0620 - поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций.
     
     Порядок расчетов при перечислении средств от приватизации в доход федерального бюджета определен совместным письмом Российского фонда федерального имущества, Госналогослужбы России и Минфина России от 11.08.1997 N ФИ-10/272; АП-6-07/584; 3-Б1-07.
     
     Согласно п. 41 Положения о продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.11.1998 N 1311, выполнение инвестиционных и (или) социальных условий конкурса должно быть установлено формируемой продавцом специальной комиссией по контролю за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческого конкурса и подтверждается ее актом (актами) о выполнении инвестиционных и (или) социальных условий, утверждаемым продавцом. Сроки и порядок работы комиссии указываются в договоре о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий.
     
     Пунктом 42 указанного Положения установлено, что при продаже имущества, находящегося в федеральной собственности, в состав специальных комиссий по контролю за выполнением инвестиционных и (или) социальных условий коммерческого конкурса включаются представители МНС России.
     
     К компетенции налоговых органов, направляемых для работы в составе специальных комиссий, относятся:
     
     - проверка фактического выполнения условий инвестиционного конкурса по своевременному и полному погашению задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и государственными внебюджетными фондами;
     
     - проверка целевого использования инвестиционных средств и привлечение предприятия к налогообложению в случае использования этих средств не по назначению;
     
     - оценка справки покупателя-резидента об источниках денежных средств, направляемых на приватизацию государственной собственности, согласно требованиям совместного приказа Госналогслужбы России, Госкомимущества России и ФСК России от 28.03.1995 N ЮУ-3-03/16/100/152 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для оформления сделок приватизации» на предмет  уплаты налогов с указанных сумм;
     
     - проверка наличия у покупателя извещения налогового органа о регистрации справки об источниках денежных средств, направляемых на приватизацию государственной собственности;
     
     - проверка наличия у покупателя-нерезидента справки банка об открытии счета «И».
     

3.3. Обязанности продавца объектов приватизации

     В соответствии с п. 3.2 Положения продавец объекта приватизации обязан:
     
     - осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации в соответствии с договорами купли-продажи, а также выполнением ими условий по отношению к объекту приватизации, предусмотренных договорами купли-продажи объектов приватизации;
     
     - обеспечивать учет поступающих средств от приватизации по каждому объекту приватизации;
     
     - представлять налоговому органу по месту своего нахождения сведения, необходимые для контроля за поступлением в соответствующие бюджеты средств от приватизации.
     

3.4. Меры ответственности продавцов объектов приватизации, порядок взыскания невнесенных платежей и контроль налоговых органов за полнотой и воевременностью перечисления средств от приватизации

     В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» за несвоевременное перечисление денежных средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, в бюджеты разного уровня продавцы имущества уплачивают пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату выполнения продавцами имущества денежных обязательств перед соответствующими бюджетами.
     
     Согласно п. 15 инструкции Минфина СССР от 12.06.1981 N 121 «По применению Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей» начисление пени производится начиная со следующего дня после наступления срока уплаты по день уплаты включительно.
     
     Пунктом 4 ст. 13 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что в случае несвоевременного перечисления денежных средств, полученных в результате приватизации государственного имущества, федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся координация и регулирование деятельности по сбору налогов, его территориальные органы и соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право производить списание в бесспорном порядке указанных денежных средств со счетов соответственно продавцов федерального имущества и продавцов государственного имущества субъектов Российской Федерации. При этом взыскание пени производится в судебном порядке.
     
     Контроль за правильностью распределения средств от приватизации, полнотой и своевременностью перечисления органами приватизации указанных платежей в бюджеты различных уровней осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», постановлениями Правительства РФ от 29.06.1995 N 641 «О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов» (п. 3 Приложения) (в ред. от 25.11.1995 N 1146), от 30.04.1999 N 477 «Об утверждении поквартального распределения показателей федерального бюджета на 1999 год и установлении заданий по мобилизации дополнительных доходов на 1999 год» (п. 3 Приложения N 4) и п. 16, 17, 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340.